КТО ЖЕ СТРЕЛЯЛ В ЭРЦГЕРЦОГА ФРАНЦА ФЕРДИНАНДА?



Кадр из фильма "Дорога к Первой мировой".К 100-летию Первой мировой войны Первый канал представил на суд зрителей два фильма о причинах её начала

«Это крайне сложная задача. Её реализация требует времени. Именно времени, а даже не столько больших денег. Но вот какая странная вещь! Многие отечественные телеканалы и компании, снимающие теледокументалистику, делают свой продукт со скоростью, напоминающей лепку пельменей. Результат получается соответствующий…»

Поздно вечером 1 августа 2014 года в эфире Первого канала один за другим были показаны два документальных фильма, авторы которых рассказывали о причинах развязывания Первой мировой войны. Исследования, посвящённые таким глобальным темам, всегда вызывают интерес думающей публики. В нашем случае интерес этот двойной: дело в том, что, обращаясь к причинам развязывания Первой мировой войны, Первый канал решил обратиться к конспирологической методологии.

Кадр из фильма «Дорога к Первой мировой».

Кадр из фильма «Дорога к Первой мировой».

Оба фильма были сняты в 2014 году. Первый из них – продукт австрийской компании «ORF». Фильм под названием «Дорога к Первой мировой» режиссёров Лео Бауэра и Роберта Гокля представляет, так сказать, традиционную версию истории. В фильме мы видим современных историков из Сербии, Австрии, Франции, Германии, Великобритании, которые рассказывают о скрытых причинах начала одной из самых жестоких войн новейшего времени. Участники фильма подробно рассматривают события 28 июня 1914 года, когда в городе Сараево двумя выстрелами был убит наследник императора Австро-Венгерской империи, эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена – герцогиня София Гогенберг.

Кем был убийца Гаврила Принцип, кто его поддерживал, кому было выгодно это убийство? На эти сложные вопросы и по сей день нет однозначного ответа. Создатели австрийского фильма «Дорога к Первой мировой» и пытаются разобраться в события 1914 года.

За секунду до выстрела Гаврило Принципа: кадр из фильма «Дорога к Первой мировой».

За секунду до выстрела Гаврило Принципа: кадр из фильма «Дорога к Первой мировой».

Следом за фильмом Лео Бауэра и Роберта Гокля Первый канал показал свой собственный продукт – документальный фильм (хотя, конечно, «документальный фильм» – это определение весьма условное) «Первый выстрел Первой мировой», снятый компанией «МедиаГрупп». В качестве режиссёра выступил Сергей Ильин-Козловский, он же, совместно с Александром Файфманом, стал и сопродюсером фильма. Причём, как и водится на Первом канале (да, впрочем, и не только на Первом), оба фильма были выпущены в эфир уже ближе к полуночи, тогда как в прайм-тайм в эфире традиционно шёл разнообразный рейтинговый хлам. Но бог бы с этим.

В фильме Сергея Ильина-Козловского рассматривались три версии причин убийства наследника императора Австро-Венгерской империи. Первая версия – закулисная деятельность масонов, цель которых сводилась к ликвидации европейских империй и созданию единого европейского государства (по сути, идея Евросоюза).

Вторая версия – коммерческая: конфликт бизнес-интересов между представителями руководства Австро-Венгерской империи и неким крупным американским бизнесменом, обладавшим поистине неограниченными возможностями.

Наконец, версия третья заключалась в том, что убийство Франца Фердинанда явилось следствием противоречий, возникших между двумя группами влияния при дворе австрийского императора Франца Иосифа I.

Теперь – по сути содержания фильма «Первый выстрел Первой мировой». Начать с того, что он переполнен эффектной компьютерной машинерией. Пожалуй, по этой части создатели фильма даже переплюнули большого любителя телевыкрутасов – Леонида Парфёнова. Хотя, на мой взгляд, внешние эффекты подчас шли содержанию фильма во вред: они просто-напросто забивали его содержание. Впрочем, это – дело вкуса. И денег. Первый канал – контора небедная, как говорится, может себе позволить то, что многим из его коллег даже не снилось. В конце концов, дело не в этом.

Перехожу к содержанию. Главным минусом фильма Сергея Ильина-Козловского, с моей точки зрения, является то, что ни одна версия, за исключением, разве что коммерческой, полностью так и не была раскрыта. Конечно, дать исчерпывающий ответ на вопрос, кому выгодно, невозможно и сейчас, сто лет спустя после этого убийства. Но в фильме Ильина-Козловского мы наблюдаем постоянный перескок с одной версии на другую. Начинают говорить про масонский фактор, резко переходят к рассмотрению второй версии. Потом вновь вспоминают про масонов, потом опять перепрыгивают – уже к третьей версии. Затем опять возвращаются к масонам. И это при том, что в фильме приводится масса интересных фактов и соображений!

Мне могут возразить, что именно так снимают многие современные документальные фильмы, а также документально-постановочные драмы. А фильм Сергея Ильина-Козловского – это именно документально-постановочная драма (причём, далеко не первая в его творчестве). Это возражение и в самом деле справедливо. Но есть проблема.

Суть проблемы, как мне видится, заключается в том, что такого рода фильмы снимаются не только и не столько для того, чтобы разобраться в том или ином вопросе, сколько для рейтинга. Или – как версия – для успешного освоения бюджета. Возможно, я ошибаюсь, но в случае с фильмом «Первый выстрел Первой мировой» основания для таких предположений имеются.

Во-первых, крупнейшие федеральные телеканалы в последние, как минимум, год-два стали всё активнее заходить на площадку того, что называют «альтернативной историей» или – конспирологией. Можно понять, к примеру, телеканалы «RenTV» или «ТВ-3», которые уже не первый год осваивают крайне увлекательный мир конспирологического подхода. Но почему эти принципы анализа всё чаще и всё больше стали использовать тот же Первый канал или телеканал «Россия»? Ответ может быть только один: рейтинги падают, их нужно повышать. А так как конспирологический подход близок очень многим российским гражданам (даже тем, кто в этом никогда и ни за что не признается), федеральным телегигантам не остаётся ничего, кроме как вторгаться в прежде малоосвоенную ими тематику.

Отсюда – и очевидные минусы, сильно заметные в фильме «Первый выстрел Первой мировой». Пример? Пожалуйста. Рассматривается масонская версия убийства эрцгерцога. Приводятся слова одного из видных масонов XIX века – писателя Виктора Гюго. Но источник, происхождение озвученных цитат не указывается. Ладно, бог с ними, с источниками, отбросим этот момент. Вернёмся к фигуре Виктора Гюго.

Многие зарубежные, в первую очередь – европейские, исследователи уже как минимум лет 40 говорят и пишут вот о чём (и многие интересующиеся масонской историей это прекрасно знают):  Виктор Гюго был не только и даже не столько масоном хорошо известного шотландского обряда, сколько членом, а с 1844 по 1885 годы и Великим магистром ордена «Приорат Сиона». Который до него возглавляли, в частности, такие известные деятели, как Сандро Филипепи (Боттичелли), Леонардо да Винчи, Роберт Бойль, Исаак Ньютон, а после смерти Гюго – Клод Дебюсси и Жан Кокто.

Если принимать за данность, что «Приорат Сиона» и в самом деле реальная, а не фиктивная, не выдуманная структура, то надо понимать и то, что это общество нельзя сравнивать с масонами. Ведь масоны, по сути, являются всего лишь одной из тайных организаций, которые были инициированы «Приоратом…». А история самого «Приората Сиона» уходит корнями вглубь веков – к тамплиерам и от них – во времена Иисуса Христа, его жены, Марии Магдалины, и их детей.

Если совсем уж вкратце излагать теорию, которую поддерживают историки «Приората Сиона», то картина получается такая. Магистральной целью «Приората…», которую члены этой чрезвычайно закрытой структуры пытаются достичь на протяжении уже многих веков, – это восстановление в своих правах наследников Иисуса и Марии. Ибо они и только они, а не Габсбурги, Романовы, Тюдоры, Валуа, Бурбоны и прочие Каролинги имеют все законные права на королевские и императорские троны Европы.

И вот при таком подходе заявления Виктора Гюго о необходимости ликвидации европейских королевских династий (о чём упоминалось в фильме Сергея Ильина-Козловского) приобретают, согласитесь, совершенно иной смысл и абсолютно иную историко-идеологическую подоплёку.

С этой точки зрения масонскую линию в истории с убийством эрцгерцога Франца Фердинанда в фильме Первого канала надо было вообще не затрагивать. Тем более, что история Иисуса Христа, Марии Магдалины и Иоанна Крестителя, как полагают некоторые зарубежные исследователи (к примеру, англичане Линн Пикнетт и Клайв Принс), при неортодоксальном её исследовании, может раскрыть секрет того, чем, по идее, изначально могло бы стать христианство и во что оно, в конце концов, превратилось. Либо – делать двухсерийный, а, быть может, даже и трёхсерийный фильм, в котором кратко, но ёмко изложить всю эту линию с Гюго, «Приоратом Сиона», проблемой христианства и гибелью европейских империй и королевских династий, последовавшей в ходе и после окончания Первой мировой войны.

Конечно, это крайне сложная задача. Её реализация требует времени. Именно времени, а даже не столько больших денег. Но вот какая странная вещь! Многие отечественные телеканалы и компании, снимающие теледокументалистику, делают свой продукт со скоростью, напоминающей лепку пельменей. Результат получается соответствующий: масса неглупых людей, нечуждых конспирологического подхода, посмотрев такие телепродукты, отзываются о них весьма пренебрежительно: «смешали всё воедино», «абсолютно некритичный подход в отборе фактов», «скачут, как белки, по верхушкам» и пр.

Примерно эти упрёки, во многом справедливые, можно адресовать и фильму «Первый выстрел Первой мировой» режиссёра Сергея Ильина-Козловского. Анонс этого фильма на сайте Первого канала, в частности, гласит: «Аудитория фильма самой первой в мире узнает, кто в действительности убил Франца Фердинанда, и из-за чего, на самом деле, началась Первая мировая война». А вот – увы! Внешних эффектов в фильме было воз и маленькая тележка. Но заявленное в анонсе обещание реализовано было в лучшем случае наполовину…

Игорь ОСОВИН

Кадр из фильма «Первый выстрел Первой мировой»: компьютерные эффекты явно перевесили содержательную часть.

Кадр из фильма «Первый выстрел Первой мировой»: компьютерные эффекты явно перевесили содержательную часть.

 

ИСТОЧНИКИ

  • «Дорога к Первой мировой»: краткое содержание фильма и видеоролик: http://www.1tv.ru/anons/206832;
  • «Первый выстрел Первой мировой»: краткая аннотация фильма и видеоролик: http://www.1tv.ru/documentary/fi8439/fd201408010025

Поделиться в социальных сетях