ОХОТА НА ЛИС



abrosimov01-150x1501Кто окажется под прицелом политтехнолога Эдуарда АБРОСИМОВА? Об этом conspirology.ru рассказал сам руководитель «Юмор FM в Саратове».

«Вот в наши дни депутат Сергей Курихин предложил снизить налоги. Губернатор Ипатов отказал. Готовы ли энгельсские КВНщики ради снижения налогов для малого бизнеса – на манер афинянина Солона – выставить себя на посмешище? Готовы ли они что-то противопоставить общей русской идее, которую мои друзья формулируют как «бабло»?»

- Уважаемый Эдуард Николаевич, правда ли, что созданию «Юмор FM» предшествовала серьёзная работа социологов, которые по заданию политического руководства страны провели большое исследование и выяснили очевидный факт: аудитория такой радиокомпании будет самой большой в стране, следовательно, в руках партии власти может оказаться очень эффективный инструмент манипуляции массовым сознанием?

- Такие обывательские мысли о структуре политической жизни не интересны.

Если вы полагаете, что такие серьёзные вещи, как создание коммерческой радиостанции с конкурентоспособным контентом является просто чьими-то PR-операциями для «манипуляции массовым сознанием», то мне кажется, вы заблуждаетесь. Социологические исследования были, отрицать не буду. Но, как известно, социология нужна для того, чтобы была возможность абстрагироваться от собственного опыта.

Нынешний мировой кризис – это, ведь, не чисто экономическое явление. Кризис – это кризис сознания. Кризис переоценки ценностей. И вот это сегодня очень важно зафиксировать, и искать какие-то выходы. Когда люди делают это чересчур серьёзно, тужась, раздуваясь, пуча глаза и вздрагивая брылями, то ничего не получается.

Возможно, сейчас уместнее древняя тактика мудреца Солона, который притворялся сумасшедшим и высказывал идеи, поначалу абсолютно не перевариваемые обществом древних Афин. Но эти идеи повторяли за ним, как забавный каламбур, как смешную нелепицу. А повторение, как известно, – мать пропаганды.

На волне 100,6 в эфире «Юмор FM» получается непосредственная работа с людьми, а не просто борьба за власть. Нужно же, чтобы до людей всё это доходило – все воруют, а страна богатеет (смеётся).

Нужна, что называется, живая среда для прививания идей. Ошибочно думать: мол, раз победили в парламенте, значит, всё у нас получится. «Юмор FM» предоставляет свою волну 100,6 для того, чтобы наши «яйцеголовые», а среди них есть потрясающе интеллектуальные, хорошие, умные, добропорядочные молодые люди, облагодетельствовали соотечественников, высказав для них краеугольные идеи. Но высказыванию надлежит быть в особом, подходящем для «Юмор FM», формате – помните, как говорил Винни-Пух? – идея должна обалдевать массами!

- Это верно, что вы набрали большую команду саратовских КВНщиков, которые займутся наполнением эфира вашей радиостанции политико-сатирическим контентом? И почему вы проигнорировали ребят из Энгельса – ведь они значительно сильнее и креативнее саратовцев? Не зря же энгельсская команда два раза выходила в высшую лигу КВН…

- Во-первых, категорически отметаю заявление о том, что мы кого-то там проигнорировали. Наполнение саратовского эфира на волне 100,6 происходит не интенсивно, а, в силу кризиса, – экстенсивно. То есть, в настоящий момент мы неторопливо, но неотвратимо работаем с командой «Саратовские судаки».

Для работы в СМИ мало быть сильно креативным, гораздо важнее быть стабильно функционирующим. Пусть в драке не помогут, но в войне победят. Радиоэфир – это же не сцена на студенческом конкурсе, это – производство. «Саратовские судаки» пунктуальны, способны быстро адаптироваться, не суются в пекло, не зная броду. С ними приятно работать. Но если ещё кто-то придёт и скажет: вот, у меня есть чем порадовать радиослушателей «Юмор FM», мы обязательно очень внимательно к такому предложению отнесёмся.

А во-вторых, формировать какое-то гражданское сознание, наверное, нудно. Нужно с ответственностью относиться к тем людям, которые слушают радиоволну 100,6 и вести себя соответствующе.

Вот, помнится, до сих пор жители английского города Ковентри чтут леди Годиву. Это жена лорда Леофрика, правителя графства Мерсия в XI веке. Она обратилась к мужу с просьбой снизить налоги. Он сказал: да, если проедешь обнажённой на белой лошади через весь город. И графиня… согласилась! Леди Годива попросила горожан закрыть ставни и не выходить на улицу в обусловленное время. И ни одни ставни, согласно легенде, не были открыты. Граф сдержал слово и отменил все подати, кроме сбора на содержание лошадей. Он тоже, надо признать, имел чувство юмора.

Итак, вот в наши дни депутат Сергей Курихин предложил снизить налоги. Губернатор Ипатов отказал. Готовы ли энгельсские КВНщики ради снижения налогов для малого бизнеса – на манер афинянина Солона – выставить себя на посмешище? Готовы ли они что-то противопоставить общей русской идее, которую мои друзья формулируют как «бабло»? Если найдут, что противопоставить «баблу», тогда милости прошу на волну 100,6.

- Ожидает ли в таком случае «Юмор FM» политизация саратовского эфира? Саратовский эксперимент – это исключение, или всё-таки – пробный шар новой концепции вещания?

- Так сложилось, что люди, выступающие у нас на политической арене, наиболее интересны публике. Другие арены не так известны и не так привлекательны. В силу разных причин – не будем сейчас о них.

Живая среда создаётся лишь в политике. Она создается в Интернете, в дискуссионных клубах, на страницах СМИ, и мы на радио «Юмор FM» тоже реагируем на конъектуру. Первые лица из областной и городской администраций, из областного и городского парламента, из политических СМИ – хорошо известны, достаточно ярки и самобытны. О них интересно рассказывать и шутить. Паскаль – это кто? Физик? Нет, это «химик». Ему же дали два с половиной года в колонии-поселении!

«Юмор FM в Саратове» – это не пробный шар, но антикризисная мера. Прямолинейное воздействие, типа, раздадим деньги всем предприятиям, или введём протекционистские меры; не будем покупать товары из-за рубежа – это тупые придумки примитивных управленцев.

На волне 100,6 поддерживают механизмы, которые способны через саморегулирование отсеять банки или предприятия, которые не в состоянии в этих условиях выжить и предложить новые формы или новую продукцию, или новые формы правления, катализировать процесс очищения. Кризис – всегда очищение, все это говорят.

- Став руководителем «Юмор FM в Саратове», вы сохранили за собой статус помощника депутата Государственной Думы ФС РФ Вячеслава Володина? И насколько вы отстранились от дел, связанных с политической деятельностью депутата Госдумы
Николая Панкова?

- К вашему огорчению, не имею чести быть помощником депутата Госдумы Вячеслава Володина. И никогда им не был. Так же, как ни дня не был помощником госдепа Николая Панкова.

Это всё – мифы общественного сознания. Однако, хомячку тоже не нравился пылесос, но потом он постепенно втянулся (смеётся).

Если говорить серьёзно, то подавляющая часть нашего населения привыкла к «совковому» потреблению распределения. Власть, по их мнению, – это нечто вовне их жизни, но это то, что должно доставить им блага. И вот, политика Панкова, если мы говорим о политике, это всё-таки практические действия. Известно много примеров, какие решения принимались Николаем Панковым, действующим в интересах простых людей – спасение «Сеномана» и сквера на углу ул. Пензенской и пр.Энтузиастов, вызволение из-под неминуемой застройки рынка «Пешка», восстановление справедливости в деле душевых павильонов на углу ул. Радищева и ул. Мичурина, принуждение к отставке председателя облсуда Галкина…

Сейчас, например, Панков взвалил на себя разрешение огромной проблемы роста энерготарифов, кумовства в околотаможенном бизнесе, бессовестного строительства кафе непосредственно перед памятником «Героям фронта и тыла 1941-1945 годов».

Николай Васильевич пригласил меня в Саратов для информационного сопровождения его деятельности. Пока он – депутат, буду этим заниматься, в том числе и на волне 100,6. Когда жизнь предоставляет выбор, всегда предпочитаю горизонтальную карьеру вертикальной. Горизонтальная карьера – это то, что другим не видно, это внутреннее восхождение по ступеням профессионального мастерства. Умение делать то, что другие не умеют. Это – знания и умения, которые нельзя отобрать, как звёздочки с погон.

- Не кажется ли вам, Эдуард Николаевич, что созданные под эгидой партии власти три дискуссионных клуба – государственно-патриотической, консервативной и либеральной политики – на местах всё больше превращаются в некое подобие закрытых масонских лож? Это что – новый подход к формированию политической элиты, или же – нечто иное?

- Отчасти склонен согласиться: механизм формирования правящей элиты, если вы так хотите называть правящую «верхушку», остаётся абсолютно непрозрачным, и вне контроля со стороны СМИ и общества.

В России в 2000-х годах резко снизились возможности социального лифта. Сравните 90-е годы и 2000-е. Девяностые, когда начать бизнес было просто. Когда было намного меньше ограничений. Сейчас – время другое. И может быть поэтому, кстати, трудно стать знатным, элитой, по вашему глоссарию.

А почему ни откуда не берутся новые люди? Почему, когда говорят про местную знать, мы давно уже называем одни и те же имена и фамилии? Те, которые уже последние 10-15-20 лет фигурируют. Новым людям не осталось ведь места для живой среды. Нужно создавать дискуссионные клубы, куда будут собираться научные сотрудники – младшие и средние, молодые предприниматели, непоколебимо противостоящие всему – инфляции, коррупции, администрации, фискалам и т.д.

Мы, конечно, таких людей будем включать в свои списки, с ними отдельно беседовать и договариваться. Потому как мы считаем, что таким образом гражданское общество в стране усиливаем.

Вспомним тезис Ленина: «прежде чем объединиться, нужно размежеваться». В действительности, сегодня очень сложно людям объединяться в каком-то жёстком партийном формате. А в формате дискуссионного клуба объединяться гораздо проще. Объединяться не вокруг какой-то партийной программы, а вокруг базовых идеологических ценностей.

Внутрипартийная дискуссия в «Единой России» устроена следующим образом: любой партиец может высказывать своё мнение где угодно, публично его отстаивать, защищать – в этом смысле нет никаких ограничений. Скороспелые аналитики при этом бегут, теряя штаны на бегу, чтобы объявить в очередной раз о расколе в правящей партии. Как обеспечивается дискуссия, внутрипартийная демократия в партии? Вот в «Единой России» найдена такая модель: различные политические клубы, в том числе, идеологической направленности. В них помимо того, что очень либеральный устав, – очень либеральная процедура приёма людей в клубы.

Итак, «Единая Россия» – это партия, как известно, выступающая за конкуренцию в политике. Поэтому даже внутренние процедуры должны быть похожими на то, как это происходит в здоровом гражданском обществе. И если, кстати, посмотреть, как проходят заседания наших руководящих органов – это постоянные дискуссии и споры. И – очень жёсткие часто. Но есть всё-таки грань, и она должна существовать, так вот: изыскания за этой гранью возможны только в клубе. В какой-то степени даже закрытом клубе. Только на основе консенсуса в таком клубе, который является местом для жарких дискуссий, где не оборачиваются на личности, можно сформулировать ответы на вызовы, которые стоят перед государством. Мы сегодня видим, что координатор Государственно-патриотического клуба Александр Ландо создал и создаёт дискуссионную площадку, которая не связана с какими-то узко-, скажем, -партийными интересами. Он подбирает лучших людей, включая даже из оппозиционного лагеря, которые с ним ещё вчера были соперниками. У Сергея Наумова, в Либерально-консервативном клубе политического действия «4 ноября», широкий диалог организован, прежде всего, с представителями регионального бизнеса, и как мы увидели, это широкие круги экспертной общественности, которые готовы к такому диалогу. А политика у Наумова, к сожалению, как лично мне показалось, ещё не совсем к этому готова. Возможно, это будет следующим этапом.

В настоящий момент в Центре социально-консервативной политики у Александра Соловьёва и Романа Чуйченко сложилось две фракции, которые отчётливо видны для тех аналитиков, которые следят за этим профессионально. Сложились две фракции, которые объединяют совершенно разных людей, разошедшихся даже внутри облправительства по разным кафедрам. Тем не менее, обе выступают за модернизацию. Это – фракция тех, кто считает, что надо выходить из кризиса на путях помощи потребителю, и тех, кто считает, что надо выходить на путях помощи
производителю; причём, вторые ясно показали, какому производителю, по каким критериям.

Мы не можем за российское Правительство изобрести, представить ему и продавить какую-либо модель демократии. Но то, что мы суть демократическое государство – это свершившаяся реальность. А какого типа демократия, и куда она должна развиваться – вот это может установить только открытая свободная дискуссия в политических клубах. Она началась на названных площадках. Считаю, что это очень здоровый признак.

Беседовал Сергей ГАВЕРДОВСКИЙ

Фото из личного архива Э.Н. Абросимова


Поделиться в социальных сетях