БЕЛАЯ РУСЬ: BACK IN THE USSR. Часть 1



Минск, январь 2011 г.Алексей Федченко - о своём посещении столицы Белоруссии: Минск января 2011 года - актуальное туристическое направление

«Бурный квартирный ажиотаж минчане объясняют просто. Прошлым летом, спасаясь от страшной жарищи и гари, многие москвичи приезжали в окружённый сосновыми лесами Минск, где не было ни жары, ни дыма, а воздух отдавал прохладой. Многим это понравилось, и они решили встретить в столице Белоруссии Новый год и Рождество»

Вслед за циклом публикаций саратовского диссидента Вадима Кнушевицкого, в которых описываются впечатления от поездки по центральным и восточным регионам Украины, свои "не путевые заметки", сделанные во время путешествия по Белоруссии, нашим читателям предлагает Алексей Федченко. Этот автор - друг многих наших проектов, журналист широкого профиля с IT-специализацией и обострённым чувством несправедливости, избегающий заниматься политикой до тех пор, пока политика не начинает заниматься им.

Не таясь, "показав всё, что скрыто" от зашоренного официальной российской пропагандой взгляда, и не проявляя при этом сколь-нибудь заметных конспирологических навыков, путешественник в своём откровенном и весьма лиричном повествовании раскрывает истинное положение дел в стане одного из самых близких нам государств - республики Беларусь или, как мы больше привыкли её называть со времён СССР - Белоруссии.

Минск. Железнодорожный вокзал.Гостей Минска встречает «Чыгуначны вакзал» -  железнодорожный вокзал.

ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПУТЬ

Россияне, рождённые и доросшие до сознательной жизни в СССР, обычно никогда не сомневаются в том, что украинцы и белорусы - исторически самые близкие нам братские народы. Так ли это на самом деле и насколько разошлись наши пути после распада Советского Союза, нам с женой довелось прочувствовать на собственном опыте, сильно разнящемся с тем, о чём нам обычно вещают по телевизору.

В начале 2010 года накануне выбора Президента Украины побывав (как, кстати, и Вадим Кнушевницкий) в Киеве и Харькове, мы сполна смогли оценить подлинные проявления демократии на исконно славянской земле, а также насладиться неподражаемым украинским колоритом и гостеприимством. Духовное и историческое наследие Киевской Руси, менталитет жителей самой большой европейской страны оказались нам близки и понятны.

Продолжая считать, что бестолковые многодневные постновогодние каникулы - смерть для нормального человека, в первых числах января 2011 года мы решили отправиться в Минск по проверенной уже во многих путешествиях схеме: самостоятельно купить билеты на поезд, по прибытии на место на несколько дней снять понравившуюся квартиру, после чего наслаждаться впечатлениями от процесса познания нового для нас края.

Судя по тому, что уже в первый день продаж - за 45 суток до намеченных дат поездки - купейные билеты на поезда «Саратов-Москва», «Москва-Минск» и обратно разбирались, как горячие пирожки в базарный день, финансовый кризис определённой категорией россиян успешно преодолён. В итоге билеты обошлись нам в 15 000 рублей ("практически $500!" - как сразу сказали бы белорусы), что весьма и весьма недёшево даже с учётом 50-процентной скидки на верхние полки во внутрироссийском сообщении.

"Да за такие деньги и в Минск?! - вопрошали друзья и знакомые. - Зачем?!".

"МОЛОДОСТЬ МОЯ..."

Собираясь в то или иное путешествие, каждый руководствуется своими собственными соображениями. Мы, например, как воспитанные в СССР, отправились в поездку как раз исходя из стереотипа о "славянском триумвирате": после прошлогоднего посещения Киева - "матери городов русских" - сразу подумали о том, чтобы следом посетить и Минск.

Впрочем, лично у меня были и чисто ностальгические причины. 30 лет назад, 13-летним школьником я с родителями впервые посетил белорусскую столицу. Мой отец тогда служил инспектором гражданской авиации и частенько летал в Минск по делам, неизменно возвращаясь из командировки с портфелем, полным банок дефицитнейшего в то время сгущённого молока. И вот, на папино 50-летие, в качестве поощрения, его руководство предложило ему слетать в Минск с семьей - отдохнуть и... прибарахлиться.

Замечу, что в то время, помимо наличия в Белоруссии невиданных в российской провинции отменных продуктов питания (рома «Havana Club» рублей по 6 за литр и качественного трикотажа) по всей советской стране шла слава и о белорусской мебели, которая на волжских берегах также была в жутком дефиците.

Минск. Железнодорожный вокзал в январе 2011 года.«З Новым годам и Колядами!», что на русском языке означает: «С Новым годом и Рождеством!».

В результате мы неделю припеваючи жили в Минске, исходили и изъездили его вдоль и поперёк (метро тогда ещё в городе не было), посетили мемориал в Хатыни и съездили на мебельную фабрику в один из райцентров. Домой вместе с нами на служебном самолёте Саратовского авиазавода прилетела и моднейшая на тот момент "стенка", до сих пор стоящая в маминой квартире. Ну, а я навсегда запомнил, что через весь Минск, практически целиком заново отстроенный после войны, тянется проспект Ленина, и что в городе есть некий национальный колорит -  "вулица" партизанки-подпольщицы Веры Хоружей , "плошча" писателя Якуба Колоса и места, связанные с жизнью поэта Янки Купалы.

Гораздо позже выяснилось, что Колос и Купала - псевдонимы видных советских деятелей культуры. А проспект Ленина в своё время успел побывать и Захарьевской улицей, и Советской, и проспектом Сталина, и улицей Франциска Скорины, а при немцах, по словам экскурсовода, назывался ещё и Гаупт-штрассе ("Главная улица"). Сегодня же это - проспект Независимости.

Когда начался новый учебный год, на уроке географии наш учитель - бывалый фронтовик Василий Григорьевич (добрый был человек, царствие ему небесное!) - вызывал меня к доске и спросил, где я был на летних каникулах. Выяснив, что в Минске, задал вопрос: "Как будет картошка на белорусском языке?".

- Бульба! - выпалил я.

- Садись, Федченко, "пять"! Не зря съездил, - было мне ответом.

Истинные же "бульбаши" запомнились мне добродушными усатыми дядьками. Таким, например, как Владимир Мулявин из популярнейших тогда "Песняров". А ещё почему-то мне в память отчетливо врезался двухметровый негр, прямо на одной из минских улиц уплетавший знатное... сливочное масло, откусывая прямо из фасованной пачки.

Второй раз я приехал в Минск в 1994 году накануне больших перемен в своей профессиональной деятельности и личной жизни. То была командировка по обмену опытом на Минский подшипниковый завод, где ваш покорный слуга в качестве программиста Саратовского подшипникового завода несколько дней изучал одну из автоматизированных систем управления.

Из той поездки запомнилось новенькое метро, универмаг "Беларусь" по соседству с заводом, какие-то купоны вместо денег (по-моему, это были даже ещё не пресловутые "зайчики") и вновь - более достойное по сравнению с Россией обеспечение продуктами питания и промтоварами. Само собой, обновились и детские воспоминания, прежде всего связанные с прогулками по нескончаемому проспекту Ленина.

И вот, почти 17 лет спустя мне довелось вернуться одновременно и в своё счастливое детство, и в свою молодость, испытав при этом непередаваемые чувства от соприкосновения с ускользающей эпохой. Такое ощущение, что мы попросту совершили путешествие во времени - назад в СССР, слегка приукрашенное белорусскими самобытными чертами интеграции в мировую закулису.

"КРАЙ ГАСЦIНЦА СТАРОГА"

..."возле старой дороги..." то есть - если ещё помните песню "Вы шумите, шумите надо мною, березы" белорусских "Сябров". В общем, "легли мы прилегли" 2 января в 22:30 в поезде «Москва-Минск», а на следующее утро в 8:30 (или в 7:30 по минскому времени) уже очутились на железнодорожном вокзале соседней столицы. Причём, есть поезда, проходящие путь примерно в 700 километров, заметно быстрее этих 10 часов.

И... никакой таможни и проверки паспортов на границах! Вообще, пересечение границы абсолютно никак не ощущается, чего, например, не скажешь о поездках в Украину.

А все потому что живем мы с вами в Союзном государстве России и Белоруссии - "политическом проекте, поэтапно организуемом единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством" аж с 1997 года. С 2000 года государственным секретарем этого полумифического Союзного государства является незабвенный Пал Палыч Бородин.

Кстати, на рубеже тысячелетий определёнными политическими силами всерьёз рассматривался вопрос о легитимном сохранении президентской власти Борисом Ельциным именно через его избрание Президентом Союзного государства. Однако, самый демократичный из всех отечественных вождей решил поступить иначе - по совести. Но "запасной аэродром" для президентов "Всея Руси" в известном смысле сохраняется до сих пор.

И всё же на смену политической конъюнктуре пока что пришли экономические реалии - вот уже второй год действует таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, оказавшийся едва ли не единственным действенным интеграционным проектом на постсоветском пространстве.

А вот что удивило, так это рассказ нашего попутчика про лютую украинско-белорусскую таможню. Якобы, там идёт постоянный шмон всех и вся и царят отнюдь не братские настроения между представителями этих народов. С одной стороны, подданные президента Беларуси Александра Лукашенко делают всё, чтобы воспрепятствовать "экспорту цветных революций" и соответствующих настроений, с другой - украинцы дают симметричный ответ на такое недружелюбие соседей.

Ну, а мы приехали в Минск прямо как в советские времена, словно в любой другой город нашей страны. О пересечении границы можно было догадываться разве что по раздававшимся из вагонных динамиков песням группы "Ляпис Трубецкой", да местным радионовостям, в которых на русском языке сообщалось о введении г-ном Лукашенко новых расценок на транспортировку нефти и газа через территорию республики.

Ощущение "дежавю" усилилось, едва мы вышли из модернизированного здания вокзала, который венчала внушительных размеров надпись "Чыгуначны вакзал". Прямо напротив взору открылись так называемые "ворота в СССР", до сих пор остающиеся одной из визитных карточек города.

Минск. "Ворота в СССР" ночью (январь 2011 года).«Ворота в СССР» ночью...

Минск. "Ворота в СССР" днём (январь 2011 года).... и днём.

Так как Минск был первым крупным центром на железнодорожном пути из Западной Европы в Советский Союз, то по замыслу коммунистических идеологов две башни, построенные в духе сталинского ампира - одна с часами, а другая с советским гербом - должны были символизировать величие дороги, ведущей к завоеваниям самой прогрессивной части человечества.

На некоторые заметные глазу "завоевания" нынешней белорусской части бывшего СССР сразу обратил внимание любезно встречавший нас мой давний знакомый - местный журналист: "У нас весь транспорт собственного производства - и автобусы МАЗы, и троллейбусы, и трамваи!".

Действительно, минский транспорт оставляет самые приятные впечатления - новый, как правило, ходит с небольшими интервалами, и при этом проезд в нём крайне дешёв - разовая поездка обходится примерно в 7 российских рублей.

Тут самое время вновь поговорить о деньгах. 1 российский рубль равняется примерно 100 белорусским (на практике сумма чуть меньше, но так удобнее считать, особенно в магазинах). Обмен валюты производится в банках и их обменных пунктах, которых имеется в достатке. За 1 000 наших рублей могут дать, к примеру, 98 000 белорусских. На разнице в 2 000 белорусских (20 российских) рублей "менялы", похоже, и живут. "Навар" настолько невелик, что "возиться" с обменом белорусских денег в России никто, похоже, не желает. По крайней мере, найти валюту этой страны ни в Саратове, ни даже в Москве нам не удалось (в отличие, скажем, от тех же украинских гривен), а, по словам белорусов, российские деньги на местные лучше менять именно в Минске.

В общем, проблем с обменом валюты у нас не возникло. Зато совсем неожиданно нам всё едва не испортил "квартирный вопрос".

«БЕРЁТЕ ИЛИ НЕТ? КВАРТИРА "УЙДЁТ" В МОМЕНТ!»

Как я уже говорил, в первых числах января 2010 года мы побывали в Киеве. Ровно год назад в этот же день - 3 января - через киевское риэлторское агентство за $ 65 в сутки мы сняли ту квартиру, которая нам понравилась, выбрав её из многих других вариантов: чистую, с отменным дизайнерским ремонтом и всей полагающейся гостиничной "инфраструктурой". Квартира представляла собой однокомнатную студию в 5 минутах ходьбы от метро "Республиканский стадион" (это - центр города). А вот в Минске все облюбованные нами через Интернет квартиры были заняты. Более того, подходящего жилья не было вообще!

Не менее чем за два часа из редакции, в которой работает мой товарищ, мы прозвонили едва ли не все мыслимые варианты, включая гостиницы. Наконец, благодаря кругозору и энергичным действиям белорусской "акулы пера" удалось-таки найти за $ 60 в сутки совсем уж небольшую студию также рядом с метро неподалёку от центра города. При, практически, одинаковой стоимости с киевской квартирой (хотя Минск - явно не Киев с его намоленной веками атмосферой и энергетикой) минская не выдерживала никакой критики.

В ней не оказалось даже нормального постельного белья (пришлось покупать самим), а также фена (купили и его) и утюга, не говоря уже об общем состоянии тоже, в общем-то, "дизайнерского" помещения. Плазменная панель оказалась в ногу толщиной и почему-то показывала только штук 15 исключительно развлекательных каналов (никакой политики и выпусков новостей!). Наверное, был подключен какой-то иезуитский малобюджетный "политкорректный" пакет кабельного ТВ. Не значились в квартире чай, кофе и сахар, хорошая посуда, моющие и чистящие средства, а вместо киевского джакузи в минской ванной обнаружилась лишь обшарпанная душевая кабинка...

Главным же разочарованием оказалось отсутствие хоть какого-то намёка на славянское гостеприимство. "Берёте квартиру или нет? Она у нас сейчас в момент "уйдет", - в ультимативной форме заявил нам явно разогретый конъюнктурой рынка хозяин. Делать было нечего. Пришлось удовлетвориться не самым плохим видом из окна на прилегающие улицы и кинотеатр "Беларусь", да близостью метрополитена и различных магазинов.

Минск. Кинотеатр "Беларусь". Январь 2011 года.Вид на «наш» дом на Романовской слободе у кинотеатра «Беларусь».

Минск. Вид на кинотеатр "Беларусь", январь 2011 года.Вид из окна съёмной квартиры.

Столь бурный квартирный ажиотаж минчане объясняют просто. Прошлым летом, спасаясь от страшной жарищи и гари, многие москвичи приезжали в окружённый сосновыми лесами Минск, где не было ни жары, ни дыма, а воздух отдавал прохладой. Многим это понравилось, и они решили встретить в столице Белоруссии Новый год и Рождество. К тому же в начале нынешнего года погода тут была по-настоящему зимней: с сугробами и лёгким морозцем, чего центральная Россия к тому времени заждалась. В общем, попали мы в актуальное туристическое направление...

Что любопытно: за место под солнцем нам пришлось в основном конкурировать с "понаехавшими" соотечественниками да украинцами. В Белоруссии нет новогодних каникул! А потому приезжих из других её регионов видно не было. 3 января белорусы вышли на работу, 6 числа у них был короткий день перед Рождеством, а потом вскоре - снова "к станку".

Видимо, разлагающая постновогодняя капиталистическая лень у наших соседей не прижилась (если не считать требования неадекватной квартплаты за посредственное съёмное жильё): они продолжают строить новую теперь уже Беларусь! И, похоже, делают это с прежним энтузиазмом, сверяя при этом свои доходы с курсом американского доллара - прямо как мы в России в начале 1990-х годов.

Алексей ФЕДЧЕНКО, фото автора

(Продолжение следует.)

Поделиться в социальных сетях