ПЯТИЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ ЮРИЯ ДРУЖКОВА “ОТМЕТИЛИ” ФЛЭШ-МОБОМ



Под чьи именно песни отплясывал Президент РФ Дмитрий Медведев?

«О споре между Дружковым и Шишининым по поводу авторства текстов песен группы “Комбинация” широкой публике стало известно благодаря публикации в саратовской газете “Заря молодёжи” в 1992 году, когда Юрий Дружков обратился со своей бедой к работавшему тогда в “ЗМ” Илье Нагибину»

Как известно, 18 мая 2011 года в Сколково состоялась масштабная пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева, в которой приняло участие без мало 900 журналистов из России и зарубежных стран. Мероприятие началось в 13.00 и продолжалось более 2,5 часов. В тот же день в Москве прошла ещё одно знаковое событие: в 19.00 около памятника Георгию Жукову рядом с Красной площадью состоялся флэш-моб под названием «Повтори танец Медведева».

Организаторами этой акции выступили пользователи социальной сети «ВКонтакте». Сообщение о флэш-мобе появилось в группе «Медведев – наш Президент». Свою инициативу организаторы мероприятия анонсировали так: «Учим танец и отжигаем на Красной площади под “Американ бой”! Готовы доказать Медведеву, что мы танцуем круче?». Редакция газеты «Саратов» не могла не заметить этого безобразия и не откликнуться на него.

«ФЛЭШ-МОБНУТЫЕ» У СТЕН КРЕМЛЯ

Итак, к семи часам вечера в центре Москвы собралось около 150 человек. Орава бесноватой молодёжи выстроилась в шахматном порядке и начала совершать синхронные движения. Танцевали не столь виртуозно, как Дмитрий Анатольевич, но для первого раза – вполне сносно. Где и когда глумливая молодёжь разучила движения – неясно. Но совершенно очевидно, что на этот флэш, с позволения сказать, моб, граждане пришли изрядно подготовленные: все были одеты в белые футболки с изображением лика Президента.

Танцоры утверждали, что Дмитрий Анатольевич им нравится, но зачем пришли танцевать и что хотели этим сказать – так и осталось тайной за семью печатями. Внимательные пользователи социальных сетей, обсуждая эту выходку, разумно замечали, что суть флэш-моба как такового заключается в том, чтобы удивить, поразить прохожих. При этом, о сути акции, времени и месте её проведения обычно знают только свои, а вот о «танце Медведева» фотографы, журналисты и прочая интернет-общественность были оповещены заранее.

Танцевали парубки не больше минуты, после чего, судя по их лицам, исключительно довольные собственной проделкой, разошлись.


Флэш-моб «ВКонтактников».

Для постоянных пользователей Рунета не является секретом то обстоятельство, что в середине апреля нынешнего года на сайте «YouTube», а  вскоре – и на других интернет-ресурсах были вывешены несколько видеороликов разной продолжительности, на которых была запечатлена группа веселящихся граждан, в числе которых узнавался и Дмитрий Медведев. Уважаемые господа энергично отплясывали под песни «Ксюша, юбочка из плюша» и «American Boy» популярной в конце 1980-х – начале 1990-х годов саратовской группы «Комбинация» и экс-солистки группы – Алёны Апиной. Песни пела Алёна Апина собственной персоной. В толпе уважаемых высокопоставленных танцующих бесчинствовали ведущие вечеринки – резиденты «Comedy Club» Гарик Мартиросян и Александр А. Ревва. Осведомлённые люди утверждали, что в числе ведущих был также замечен ещё один телекомик со стажем – Михаил Галустян.

Вскоре выяснилось, что эта встреча и в самом деле состоялась 18 июня 2010 года в здании государственной правительственной резиденции «К-2», которая находится на берегу реки Малая Невка в Санкт-Петербурге. Как рассказали заинтересовавшимся журналистам однокурсники Президента РФ, Дмитрий Медведев устраивает подобные мероприятия уже третий год подряд.

После появления в Сети видео мигом стали выдвигаться предположения, что на нём запечатлён двойник Президента РФ. Но в пресс-службе главы государства подтвердили, что видео и в самом деле было сделано на встрече Дмитрия Медведева с однокурсниками. «Дмитрий Анатольевич старается не пропускать ежегодные встречи с однокурсниками, он посещал их, когда работал в Москве, продолжает приезжать на них и будучи Президентом. Традиционно встречи выпускников проходят в конце мая», – подчеркнули в пресс-службе Кремля.

Вскоре после того, как видео с танцем Дмитрия Анатольевича появилось в Интернете, и сам Президент объяснил в Twitter`е, что он действительно танцевал на встрече выпускников Ленинградского госуниверситета: «Зажигаем год назад на встрече с курсом. Танцы/музыка – ещё те, соответствующие прошлому».


Дмитрий Медведев с однокурсниками танцует под «AmericanBoy». Слева от него – один из ведущих славной вечерины – Гарик Мартиросян.

Осталось лишь два вопроса. Почему «танец Президента» появился в Сети почти через год после того, как он был заснят на видео? Почему флэш-моб у памятника Георгию Жукову состоялся именно в тот день, когда Президент Медведев проводил масштабную пресс-конференцию в Сколково?

СМЕРТЬ ПОЭТА

Во всей этой истории за кадром остался один важный момент. Как уже было сказано, на встрече выпускников в июне 2010 года Дмитрий Медведев танцевал, в том числе, под песни группы «Комбинация». 18 июня, в день проведения возмутительного флэш-моба в центре Москвы, его участники также «зажигали» под композицию «American Boy» группы «Комбинация». К сожалению, никто при этом не вспомнил о том, что тексты и к «American Boy», и к «Ксюше» написал ещё в 1980-х годах саратовский поэт Юрий Дружков. В январе 2011 года, между тем, исполнилось 5 лет с момента трагической гибели Юрия Николаевича. Но – увы! Никто не вспомнил ни о пятилетии с момента гибели Дружкова, ни о том, что Президент Медведев, его однокурсники и молодёжь, которым нравится наш Президент, танцевали под песню, текст к которой написал саратовец Юрий Дружков.

Юрий Дружков

О смерти Юрия Дружкова пять лет назад сообщили многие отечественные СМИ. В частности, интернет-издание «Газета.Ru» в статье Ирины Петраковой «Поэт Алёны Апиной зарезан», поведала следующее: «Как стало известно в среду 11 января, убийство было совершено в квартире поэта в новогодние праздники. В четверг, 5 января, около 14.00 по местному времени на пульт пожарной части Саратова поступил сигнал о том, что в квартире Юрия Дружкова, в доме № 11 по улице 1-я Беговая, произошёл пожар. Приехавшие пожарные никакого огня не заметили и вызвали милицию. Оперативники, вскрыв квартиру, нашли в комнате в луже крови зарезанного 47-летнего поэта.

По данным криминалистов, Дружков скончался в ночь с 3 на 4 января от ножевого ранения в шею, он также получил травму головы, сообщили “Газете.Ru” в ГУВД по Саратовской области. Расследованием занялась Октябрьская районная прокуратура Саратова. По факту убийства было возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство).

Убийцу стали искать среди знакомых Дружкова. Именно окружение поэта и его образ жизни вызывали у оперативников наибольшие подозрения. По словам соседей погибшего, квартира поэта уже несколько лет была притоном для местных алкоголиков и бомжей. Соседи часто жаловались на Дружкова в милицию, а городским коммунальным службам он задолжал крупную сумму за оплату услуг ЖКХ. Как сообщают местные СМИ, приятели поэта постоянно устраивали в доме пьяные оргии и дебоширили.

Сыщики 2-го отдела угрозыска областного ГУВД и оперативники Октябрьского района проверили на причастность к убийству около 40 человек: бомжей, опустившихся жителей города и поклонников творчества Дружкова. Как рассказали “Газете.Ru” в ГУВД по Саратовской области, подозреваемый, фамилия которого пока не сообщается, 26-летний житель Саратова был задержан около 23.00 в воскресенье, 8 января.

На допросе молодой человек признался в убийстве поэта-песенника.

По словам задержанного, он познакомился со знаменитым в Саратове поэтом около полугода назад. Молодой человек сам был начинающим поэтом-песенником, и он попросил Дружкова помочь ему познакомиться с московскими продюсерами для дальнейшей раскрутки в столице. Поэт согласился, однако слово не сдержал. В ночь на 4 января молодой поэт пришёл в гости к Юрию Дружкову отмечать Новый год. По версии оперативников, во время распития спиртного вспыхнула ссора.

Дружков наотрез отказался помогать юному таланту, за что и поплатился жизнью.

Правда, по некоторым данным, конфликт произошёл после того, как Дружков начал сексуально домогаться своего гостя. После убийства гость покинул квартиру, однако через несколько часов вернулся, чтобы закопать тело убитого. Однако он опасался, что соседи его заметят, и поэтому вызвал пожарных. Те, в свою очередь, позвонили в милицию.

Пока в квартире работали криминалисты, а затем выносили труп, преступник находился во дворе дома, наблюдая за происходящим. Затем он вернулся домой, где его и задержали двое суток спустя.

Поэт-песенник из Саратова Юрий Дружков стал известен благодаря написанию текстов для хитов группы “Комбинация”: “Бухгалтер”, “Рашен гёрлз” и других. Кроме того, Дружков был автором текстов для песен Алёны Апиной: “Ксюша – юбочка из плюша”, “Леха, мне без тебя так плохо”.

Юрий Дружков в одной из московских студий звукозаписи, середина 1990-х годов.

В 2003 году Юрий Дружков вступил в ряды Саратовского отделения партии ЛДПР. Известно, что в последнее время поэт жил в большой нужде, слухи о его смерти несколько раз появлялись ранее в местной прессе.

Ранее Юрий Дружков уже подвергался нападению. В конце января 2003 года на него напали неизвестные: они избили поэта и отобрали одежду, а также 50 рублей. Тогда Дружков оказался в больнице с сотрясением мозга, многочисленными переломами, отбитыми почками и выбитыми зубами».

ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ ПОХОРОНЫ

Юрия Дружкова, и в самом деле, за несколько месяцев до его гибели преждевременно похоронили. Произошло это осенью 2005 года, когда в газете «Саратовская панорама» (№ 94 (453) от 21.09.2005 г.)  появилась статья «Ксюша и Лёха осиротели. Сегодня известному саратовскому поэту-песеннику Юрию Дружкову исполнилось бы 47 лет», в которой сообщалось, что Юрий Дружков был убит в Саратове в своей квартире на улице 1-ая Беговая. Автором статьи был Андрей Цепов, который в начале 1990-х годов, когда «Комбинация» начала обретать большую известность, выполнял в группе обязанность пресс-атташе.

Та самая статья в газете «Саратовская панорама».

Поводом для появления информации о смерти Дружкова, как сообщила тогда «Экспресс-газета» в статье «Пропал без вести автор хитов Алёны Апиной» (№ 40 (557) от 05.10.2005 г.), подготовленной Михаилом Филимоновым, послужили многочисленные слухи о его гибели. Читательница «ЭГ» из Саратова Алиса Орлова тогда сообщила изданию следующее: «У нас в городе с августа ходит слух, что Юру Дружкова убили. Как только я об этом узнала, сразу побежала к нему. Дверь никто не открыл. В почтовом ящике – куча писем. Соседи, к которым я обратилась с расспросами, ответили, что про убийство ничего не слышали. А продавщица ближайшего ларька сказала, что видела Юру некоторое время назад сильно избитым. Я оставила свои телефоны, просила сообщить, если что-то о нём узнают. Но никто не откликнулся. Обзвонила все морги – ничего. Зашла в местное отделение милиции – результат такой же. А недавно в газете “Саратовская панорама” вышла статья, в которой сообщалось об убийстве Юры со ссылкой на соавтора большинства его песен – композитора Виталия Окорокова».

Редакция «Экспресс-газеты» связалась с Виталием Окороковым, который поведал газете вот что: «Я не могу ничего подтвердить на сто процентов.  Официального акта о смерти Юры у меня нет. Но я действительно слышал, что этим летом его убили. Причём, эта информация пришла ко мне одновременно из нескольких разных источников. В том числе – от Вити Рыбина из Дюны. Он был на гастролях в Саратове, и ему там кто-то об этом сказал. Раньше Юра хотя бы раз в полгода звонил мне. Но с прошлого года от него не было ни одного звонка.

После смерти мамы, которая была его единственным близким человеком, он сильно опустился, начал беспробудно пить. Долго лежал в психиатрической больнице. Видимо, по пьяни его кто-то и убил. Я пытался что-то узнать через саратовскую милицию. Мне сказали, что по милицейским сводкам вроде бы проходила такая информация. Но заявили, что, пока не закончится расследование, ничего подтвердить не могут.

Юре шёл всего 47-й год. Дай Бог, конечно, чтобы информация о его смерти оказалось ошибочной. Для него было обычным делом уехать в другой город, никому не сказав, и там с кем-то бомжевать. Не исключено, что он и сейчас где-то тусуется и даже не подозревает, что в Саратове его уже похоронили...».

Сам Юрий Дружков тогда, в конце сентября 2005 года, немало подивился тому, что его раньше времени отправили на тот свет. И начал активно общаться с друзьями, товарищами и журналистами Саратова, убеждая всех наглядно, что он ещё жив. Через неделю после публикации от 21 сентября «Саратовская панорама» поведала о том, как герой некролога пришёл в редакцию. Как писало издание, сообщение вышло после получения информации о том, что летом на ул. 1-й Беговой, где живёт Дружков, был убит некий Дружинин. Ну, дескать, в редакции и решили, что речь шла именно о Юрии Дружкове. Авторы статьи выяснили также, что у поэта более 4 тысяч рублей долга за жилищно-коммунальные услуги, что иногда на поэта в милицию жалуются соседи и, что день рождения Дружкова 27-го, а не 21 сентября.

23 сентября на форуме саратовского информационного агентства «СаратовБизнесКонсалтинг» был вывешен пост: «22 сентября в кафе “Кулинария” на углу Кирова и Горького небольшая компания собралась отметить смерть Ю. Дружкова. Трагедия была отмечена изрядным возлиянием и раздачей автографов. Виновник торжества, “покойный” Ю. Дружков был весел и разговорчив. Для А. Пчелинцева (главного редактора «Саратовской панорамы» – И.О.) на номере “Саратовской панорамы” “труп” сделал автограф с наилучшими пожеланиями. Газета будет доставлена в ближайшие дни по назначению. Участник события. Цепову привет от товарищей по универу».

Первая полоса «Саратовской панорамы» с автографом
«похороненного» заживо Юрия Дружкова.

Дружков был уверен, что если кого заживо «похоронили» – это верная примета того, что человек будет жить долго. Но примета не сбылась: через три с небольшим месяца его и в самом деле не стало…

ХИТ-МЕЙКЕР ЖИЛ В НИЩЕТЕ

Юрий Дружков, с которым мне, как и многим саратовским журналистам, на протяжении 1990-2000-х годов приходилось видеться, был человеком исключительно общительным и весёлым. Вот уж кого-кого, а его в унынии видеть не приходилось никогда. Сам себя он именовал «хит-мейкером» и любил возмущённо сетовать на то, что саратовские СМИ так редко о нём пишут.

Юрий Дружков и саратовские журналисты
Евгений Малякин и Сергей Почечуев, 1996 год.

– Осовин! – как-то в 1999 году возопил он, встретив меня. – Давай со мной интервью у вас в газете сделаем!

– Юр, так три месяца назад интервью с тобой уже выходило!

– Ну и что? – не унимался хит-мейкер. – Про меня должны писать каждую неделю! Я ж, б…, звезда!!!

А вот сейчас думаешь, может, и в самом деле, так надо было делать: каждую неделю – публикация про Дружкова?

Фактом является то, что Юрий Дружков, будучи очень востребованным поэтом-песенником, деньгами избалован явно не был, хотя писал тексты для многих и многих звёзд российской эстрады. В качестве подтверждения этого тезиса приведу небольшой фрагмент из интервью-монолога Юрия Дружкова «Лужков хочет видеть Дружкова», опубликованного в приложении к саратовской газете «Заря молодёжи» – «Восемь полос» в апреле 1993 года: «В самое ближайшее время выходят четыре диска, на которых есть песни на мои стихи. Первый диск – А. Апиной “Танцевать до утра” (большинство песен – мои); диск саратовской группы “Офицеры” (продюсер – Н. Гусев), записанный в студии В. Маркина “Трудное детство”, где тексты всех песен написаны мной; диск Лизы Мялик “Увези меня в ночь” (тексты – мои, музыка – В. Окорокова), записанный на студии “Ладъ”, принадлежащей мужу Валерии – Александру Шульгину; и скоро у Филиппа Киркорова выходит двойной альбом с четырьмя песнями на мои стихи (“Анисья”, “Яшка-цыган”, “Голубка”, “Розы на снегу”)».

Проблема заключалась в том, что денег за тексты песен Дружкову предпочитали либо вовсе не платить, либо платить копейки. В 1997 году я как-то встретил Юру, который находился исключительно в приподнятом настроении и был намерен, что называется, сорить деньгами. На вопрос, что случилось, похвастал: наконец-то заплатили за его тексты более-менее приличные деньги. Выяснилось, что честно и щедро заплатили Борис Моисеев, Ярослав Евдокимов и Александр Буйнов.

Юрий Дружков и Ярослав Евдокимов: фото середины 1990-х годов.

В том же году Дружков выпустил в Саратове тиражом 500 экземпляров сборник своих стихотворений, который назывался «Юрий Дружков. Всё начинается с лая собак».

В ноябре 2003 года в «Экспресс-газете» была опубликована статья Михаила Филимонова «Юрий Дружков: “Не хочу верить, что Апина сволочь!”» (№ 44 (457) от 06.11.2003 г.), в которой и сам Дружков, и его саратовская знакомая Алиса Орлова рассказывали о злоключения, выпавших на долю популярного поэта-песенника. Вот что тогда рассказала московскому журналисту Алиса Орлова: «Раньше за Юрой следила мама. Она работала в органах и была человеком жёстким. К несчастью, три года назад она умерла. И сейчас Юра совсем пришёл в упадок. Дома у него осыпалось всё, что могло осыпаться. Киоск Роспечати, в котором он работал, сожгли. А за песни ему почти никто не платит. Хотя поют их едва ли не все наши эстрадные звёзды.

Вот сейчас группа “Любэ” выпустила альбом с его песнями. И, насколько я поняла, ему опять ничего не заплатили. Уж могли бы хоть баксов сто дать – для Саратова это были бы деньги. А то Юре даже за квартиру нечем заплатить. Недавно встретила его на улице. “Никого у меня нет, – пожаловался Юра. – Соседи меня обижают”. Хотя человеку уже 45 лет, он так и остался большим ребёнком, наивным и беззащитным...».

6 августа 2004 года на саратовском интернет-сайте online.lipki.info (ныне – не работающем) было опубликовано одно из последних интервью Юрия Дружкова – «А теперь меня радость забыла», – которое у поэта взял Александр Курмышов. Поводом для беседы послужили ходившие летом 2004 года по Саратову слухи о том, что Юрий Дружков в июне проходил лечение в психиатрической клинике. Говорили также, что Дружков изрядно «подсел на стакан», пропил свою квартиру, стал бомжевать, сильно похудел и вообще потерял к жизни всякий интерес. Решив развеять слухи и узнать, наконец, правду корреспондент lipki.info отправился в гости к поэту, даже не надеясь застать его в квартире, которую он, вроде бы, продал, и которой, если верить разговорам, он в настоящее время лишился. Учитывая то обстоятельство, что этот текст теперь не находится в свободном интернет-доступе, приводим его полностью.

«Когда дверь квартиры открыл не кто иной, как Дружков, развеялось сразу два слуха: Юрий не бомж и вовсе не похудел. Конечно, его внешний вид оставлял желать лучшего, но на опустившегося пьяницу он похож не был. Однако это был не тот жизнерадостный человек, которого я знал раньше. Что-то в нём было не так. А вот что? Присмотревшись, я понял: глаза. Если раньше они сияли, то сейчас были не просто печальными, а какими-то пустыми…

– Юра, честно говоря, я очень удивился, увидев тебя прежним. Я слышал, что ты сильно похудел.

–  Как я могу потерять вес, если пью пиво и не курю? Разумеется, питаюсь я не так хорошо как раньше. На продукты у меня нет денег. Бывают дни, когда мне приходится довольствоваться головкой репчатого лука и куском хлеба.

– Извини, а где ты берёшь деньги на пиво? И вообще, из чего складывается твой бюджет? Ведь ты, насколько мне известно, безработный.

– Сижу на гонорарах. Только они настолько “большие”, что мне едва хватает на хлеб и пиво (от него я просто не могу отказаться). Мои песни 1980-1990-х годов сегодня стали снова раскручиваться на радио и телевидении. А мне из Москвы присылают “рожки да ножки” от гонораров.

Юрий Дружков и Татьяна Овсиенко.

– А почему ты не устроишься на постоянную работу?

Куда? Кто меня возьмёт? Кому я нужен в этой жизни?

– Ты думаешь, что при устройстве на работу твоё известное имя будет не в счёт?

– Какое такое имя? Спроси на проспекте, кто написал хит “Пойдём вдвоём”, и никто тебе не ответит, что это Дружков. А ведь хит снова стал песней этого года, как и в начале 1990-х годов... Мне из Останкино прислали диплом этой песни. Кстати, четвёртый по счёту.

– Но ведь это здорово. Почему же это тебя не радует?

– Какая радость? Я вижу мир в сером цвете. Кругом сплошная серость. Люди думают только о себе и не проявляют никакой жалости к обездоленным и обманутым.

– К таковым ты себя и относишь?

– Я даже не могу оплатить коммунальные услуги за несколько лет. Представляешь, какой долг?

– Юра, не повлияло ли сегодня твоё состояние души на тот факт, что ты оказался в психиатрической больнице?

– Ой, это ужасная история. Я не помню, как я туда попал. Но как мне крутили руки и связывали!.. Это не забудется никогда. Я пролежал там 21 день, и всё это время находился в постоянном напряжении. Словом, ничего хорошего у меня не осталось в жизни.

– Ну а как же песни? Ты больше не будешь писать?

– В таком состоянии можно писать только “Реквием”…

… Когда я уходил от Дружкова, мне вдруг вспомнились строчки из его лирического стихотворения:

А когда-то мне весело было,

А когда-то мне пелось легко!

А теперь меня радость забыла,

А любовь моя так далеко…».

Впрочем, изначально у Юрия Дружкова была проблема куда более значимого характера: когда в 1988 году в Саратове была создана группа «Комбинация» (директором группы был Александр Шишинин, композитором – Виталий Окороков), авторство его текстов создатели группы долгое время не признавали. Сам Дружков вспоминал, что отдал тетрадку со своими стихами для девчачьей группы, которую тогда Шишинин создавал вместе с Окороковым. А Шишинин взял, да и присвоил себе авторство текстов.

«Комбинация» начинала набирать обороты, а Дружков оставался не при делах.

КАК ДРУЖКОВ ВОССТАНОВИЛ АВТОРСТВО СВОИХ ТЕКСТОВ

Об этом периоде своей жизни Дружков в упоминавшейся выше публикации «Экспресс-газеты» от ноября 2003 года вспоминал так: «Я начал писать песни с 15 лет. В своё  время у меня были в Саратове свои рок-группы. Шишинин и Окороков, создавая в конце 80-х “Комбинацию”, обратились ко мне, потому что знали: круче поэта в Саратове нет. Написал им “Рашен гёрлз”, “Американ бой” и ещё несколько песен. Увы, успех “Комбинации” принёс мне одни разочарования. Они зарабатывали на гастролях огромные “бабки”, но со мной не делились, да ещё бессовестным образом присваивали мои авторские права. Автором текстов Шишинин на всех первых альбомах указывал себя».

К слову говоря, формально с тех пор мало что изменилось. Если зайти на официальный сайт группы «Комбинация», мы увидим, что авторство ряда  дружковских текстов по-прежнему числится отнюдь не за Юрием Николаевичем.

Группа «Комбинация» в зените славы. Во втором ряду в центре – Александр Шишинин, справа от него – Виталий Окороков. В верхнем ряду второй слева – Александр Файфман (тогда – актёр Саратовского театра юного зрителя).

Продолжим цитату из интервью Юрия Дружкова: «Только после того, как его убили (Александр Шишинин был заколот шилом в Москве, в подъезде своего дома, 5 марта 1993 года – И.О.), мне удалось восстановить своё авторство.

Алёна Апина – студентка Саратовской государственной консерватории (1987 год).

Помогла мне в этом Алёна Апина. Она поняла, что с “Комбинацией” дальше ничего не получается и при поддержке своего любимого Саши Иратова решила делать сольный проект. Пришла ко мне и говорит: “Юра, выручай! Мне нужна новая программа”. Причём, будучи девочкой-не-промах, половину песен она попросту стащила у Окорокова. И “Ксюша”, и “Лёха” – все эти песни готовились им для нового альбома “Комбинации”. А она перегнала себе “минуса” и наложила на них свой голос. Плюс – я ещё написал несколько новых песен. Так был создан её первый альбом “Улица любви”, где автором текстов значился уже я. И за это Лене я очень благодарен».

Справедливости ради надо сказать, что впервые о споре между Дружковым и Шишининым по поводу авторства текстов песен группы «Комбинация» широкой публике стало известно благодаря публикации в саратовской газете «Заря молодёжи». Если не ошибаюсь, случилось это весной-летом 1992 года, когда Юрий Дружков обратился со своей бедой к работавшему тогда в «ЗМ» Илье Нагибину (в 1994 году Илья уехал в Москву; с тех пор сделал хорошую карьеру в издательском доме «Коммерсантъ»). Тогдашний главный редактор «ЗМ» Игорь Никифоров побаивался публиковать откровения Юрия Дружкова, и его можно было понять: группа «Комбинация», гордость Саратова, тогда гремела по всей России, а тут – скандал из-за авторства текстов её песен.

В конце концов, благодаря настырности Нагибана (у Ильи Юрьевича тогда в «Заре молодёжи» было такое погоняло), был найден компромисс. По поводу конфликтной ситуации в статье было дано два мнения: Юрия Дружкова и представителя Александра Шишинина – Андрея Цепова. Тем не менее, эта публикация стала первой, в которой было открытым текстом сказано об истинном авторе текстов многих песен группы «Комбинация».

Продолжим цитату из интервью Юрия Дружкова «Экспресс-газете» от ноября 2003 года: «Всего Апина записала четыре альбома на мои стихи. К сожалению, когда я стал просить у неё денег, у Апиной сразу начался “синдром Шишинина”. Ещё в “комбинационный” период я подарил ей тетрадку своих стихов. И она стала брать оттуда тексты, используя их без указания моего авторства.

Выступление группы «Комбинация»: солистки Татьяна Иванова и Алёна Апина.

Например, там был текст “Узелок завяжется, узелок развяжется”. Они с Таничем его немного переделали: переставили местами некоторые слова. Тем не менее, автором был указан один Танич. Надеюсь, это не Ленина инициатива: не верю, что она может быть такой сволочью. Возможно, всё исходило от Иратова. Он изолировал её от всех прежних друзей. В родной Саратов Апина приезжает инкогнито и ни с кем не общается. Но один раз я до неё дозвонился. Она немножко со мной поговорила, а потом вдруг: “Ой, Юр, не могу больше говорить, Сашка идёт”. И бросила трубку.

Сейчас у Апиной творческий кризис. Новых хороших песен нет. Авторам платить не хочется. И она снова начала петь мои старые песни. Кстати, Апина не только сама на моих текстах кормилась, но ещё и Укупника кормила. Его “Штирлиц” и “Осенний лист” – это всё тексты из моей тетрадки. Есть свидетели, которые могут подтвердить, что я всё это читал им задолго до Укупника.

И песня про Гагарина, которую “Гости из будущего” поют, – тоже моя. В 2001 году на день города у нас в Саратове был на стадионе большой концерт. Тогда как раз отмечалось 40-летие полёта Гагарина – я написал цикл стихов, посвящённых нашему первому космонавту. После концерта на какой-то общей пьянке передал эти стихи солистке “Гостей из будущего”. Она как человек творческий, конечно, кое-что изменила. “Метко-метко”, “ветка-ветка” – это её придумки. И лесбийские мотивы типа “ты не моя подруга” – тоже. Но куплеты остались все мои».

РОДИТЕЛИ

О родителях Юрия Дружкова известно немногим. Но в своё время в саратовской газете «Местное время» (№ 4 (63) от 28.01.1999 г.) была опубликована статья Ольги Субботиной «Маму Дружкова зэки проиграли в карты», в которой рассказывалось о маме и папе Юрия Николаевича.

Первый муж Евдокии Сафоновны – Николай Дружков – работал в милиции и во время Великой отечественной войны, в 1942 году, погиб на фронте. В то время Евдокия Дружкова жила на Севере, где окончила школу милиции. Однако суровый северный климат плохо сказывался на её здоровье и, как она сама вспоминала, с помощью влиятельных людей ей удалось перебраться в Саратов. Некоторое время работала надзирателем в колонии, а потом была переведена следователем в Кировский районный отдел внутренних дел.

Юрий Дружков – совсем маленький (фото из саратовской газеты «Местное время» (№ 4 (63) от 28.01.1999 г.).

Во второй половине 1950-х годов подруги познакомили её с мужчиной-вдовцом. Они друг другу понравились, стали жить вместе. Сына Юру Евдокия Сафоновна родила в 1959 году, когда ей было 38 лет. И когда она лежала в роддоме, выяснилось, что её новый супруг вовсе не вдовец. Об этом Евдокии Сафоновне рассказала жена её нового мужа, которая, придя к ней в роддом, сообщила, что с мужем они хоть больше и не живут вместе (разошлись из-за того, что она не могла иметь детей), но официально разведены не были. После чего Евдокия Сафоновна выставила своего нового супруга за дверь. «Самое обидное, – вспоминала она в интервью газете “Местное время”, – много лет проработала в органах, никому не доверяла, а здесь так глупо попалась».

Впрочем, впоследствии Евдокия Сафоновна, отец Дружкова и его жена общались: мама Юры не запрещала отцу видеть сына. Более того, так как ей нередко приходилось уезжать в командировки, сына она оставляла на попечение его отца и жены.

От первого брака у Евдокии Сафоновна также осталась дочь Людмила. Про Юру рассказывала, что он рос болезненным – она его жалела, особо не наказывала: «Вот и вырос бессребреником. Все, кому не лень, его обманывают. Алёна Апина, когда ещё в Саратове жила, вместо денег за работу разными шмотками расплачивалась. Кстати, стихи он начал сочинять, едва говорить научился».

Евдокия Сафоновна Дружкова с собачкой Серёгой (фото – ориентировочно 1997 года).

БОЛЬШОЙ РЕБЁНОК

Надо сказать, что Дружков особо не скрывал своих гомосексуальных наклонностей, но вот что интересно! Для меня, как и для многих моих друзей и коллег, относившихся к «гомикам», мягко говоря, негативно, на Дружкова такое отношение не распространялось. Его воспринимали как большого шумного чудаковатого ребёнка, которого, что называется, грех обижать.

Юрий Дружков в редакции саратовской газеты «Заря молодёжи», поздняя осень 1992 года (фото Владимира Куприянова).

Парадокс, но факт: даже доказав авторство текстов написанных для «Комбинации» песен, Дружков особо не улучшил своего материального положения. Его вообще многие воспринимали как фантазёра, который врёт, будто бы он пишет тексты песен для звёзд российской эстрады. При том, что Дружков неоднократно становился лауреатом конкурса «Песня года» и любил демонстрировать свои дипломы, подписанные генеральным директором «Первого канала» Константином Эрнстом.

Помимо прочего, у Дружкова был дар попадать в какие-то дурацкие, нелепые ситуации. Одна моя знакомая рассказала такую историю. Году в 1995-ом, поздней весной, она вместе с подругами по институту возвращалась домой в районе 6-ой Дачной. Вдруг девицы видят: навстречу им идёт тучный, но совершенно мокрый человек! Моя знакомая уже знала Дружкова в лицо. Узнал её и он.

– Что случилось, Юра?! – поражённо спросила она.

– Нет, ну ты представляешь?! – всплеснул рукам Дружков. – Я иду сейчас по тротуару, а кто-то взял, и вылил с балкона ведро воды!

Девушки сбросились деньгами, отправили Дружкова домой на такси.

– Что это за чучело? – спросили подружки.

– Да вы что, это же Юрий Дружков! – удивилась моя знакомая, и, увидев недоумение на их лицах, пояснила. – Ну, он же стихи написал к «Вишнёвой девятке», «Бухгалтеру», для «Комбинации», для Апиной…

– Дура! – возопили её товарки. – Чего же ты сразу-то не сказала?!

Ещё об одной нелепой ситуации было рассказано в упоминавшейся выше публикации саратовской газеты «Местное время». На Рождество в 1999 году Юрий Дружков по приглашению атамана Владимира Кузьмина посетил станицу Вёшенскую. На родине Михаила Шолохова саратовского поэта-песенника постригли наголо и, если верить рассказу самого Дружкова, приняли в казаки. И даже пообещали ему подобрать в жёны одну из местных красавиц. Но Дружков в спешном порядке собрал чемоданы и – был таков!

Этот рассказ можно было бы принять за чистой воды выдумку Дружкова, если бы не фото, которое Юрий в своё время мне продемонстрировал. На фото Юрий Николаевич и в самом деле запечатлён с бравыми казаками.

Станица Вешенская. Юрий Дружков в суровой мужской компании
бравых кубанских казаков.

О своих злоключениях сам Дружков вспоминал так: «Российское авторское общество, где зарегистрированы мои песни, переводит мне какие-то копейки, да и то крайне нерегулярно. В советские времена я был бы миллионером. А сейчас кто хочет, тот делает отчисления в РАО, а кто не хочет, не делает. Поэтому авторы с именем уже давно практикуют продажу песен конкретным исполнителям: по несколько тысяч долларов за каждую. Но мне за всё время только Буйнов и Евдокимов реально заплатили по сотке. А остальные говорят: “Как я тебе могу сейчас заплатить? Я же не знаю, станет эта песня хитом или нет”. Хотя до сих пор все мои песни становились хитами.

Скажем, у “Дюны” в альбоме “Неслабое звено” вышла моя песня “Космонавты всегда мечтатели”. Я поинтересовался у Вити Рыбина, не хочет ли он мне заплатить. “Знаешь, я что-то твою песню нигде не слышу, – начал отбояриваться он. – Вот по радио станут её крутить, тогда заплачу”. “Извини, Витя, ты меня что, дураком считаешь? – возмутился я. – Ты ведь сам не запускаешь её в эфир!”. Я понимаю, что эфиры стоят денег и артисты несут расходы, но мне-то что делать?! Бывают даже минуты, когда от безысходности хочется покончить жизнь самоубийством.

Юрий Дружков и группа «Дюна». В первом ряду – Наталья Сенчукова и Виктор Рыбин.

К счастью, встречаются иногда хорошие люди, которые относятся ко мне с пониманием. Например, был в Москве на дне рождения Барыкина. И оказался за одним столом с человеком из охраны Президента. Разговорившись с ним, я посетовал, что хочу издать книгу, а денег нет. Сколько тебе нужно?” – спросил он. Я, наивный, назвал сумму 17 тысяч. Естественно, в рублях. “17 дать не могу, –  сказал он. – А две дам”. Достал бумажник и протянул мне две тысячи долларов, на которые я сразу же выпустил в Москве книгу “Сто дней любви, или Мастер сюжетных линий”.

Один из «Дней города» в Саратове. Крис Кельми, Андрей Державин и Юрий Дружков.

Раньше хоть зарабатывал на жизнь тем, что работал в киоске. Потом умерла моя мама. После её смерти я практически не бывал в Саратове – то в Москву ездил, то на Алтай.

У меня не было в Москве постоянного места жительства. Я жил то в Пушкино, то в Королёве, то в других пригородах у знакомых музыкантов из ВИА “Лейся, песня” и “Пламя”. А иногда и вовсе ночевал, где придётся. Например, как-то не успел на метро, и один бомж пригласил меня к себе в подвал. Оказался отставным майором с Украины.

А в другой раз я ночевал в подвале американского посольства. Там у них сзади находится какая-то фирма, торгующая пластиковыми окнами. И один добрый дядька меня туда пустил. Потом я познакомился со сторожем автостоянки на шоссе Энтузиастов. И в дни его дежурства спал в автобусах, которые он охранял. К сожалению, снять даже самый скромный номер в гостинице мне не по карману. Вот такой прискорбный результат моей 30-летней творческой деятельности».

Юрий Дружков в редакции саратовской газеты «Заря молодёжи»: на «прямой линии» с читателями (1993 год).

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Едва ли не единственным постоянным источником дохода у Юрия Дружкова долгое время была работа продавцом в киоске «Роспечати», который располагался неподалёку от входа в главный корпус Саратовского политехнического института (ныне – Саратовский государственный технический университет). Но как-то раз, в начале марта 2003 года, придя на работу, Дружков увидел вместо киоска пепелище.

Конец 1990-х годов: Юрий Дружков у лотка с компакт-дисками возле Саратовской консерватории. Как-то раз, получив мало-мальски приличный гонорар, Юрий Дружков купил фотокамеру-«мыльницу», кучу фотоплёнок и целые дни проводил в прогулках по Саратову, фотографируя едва ли не всё и не всех подряд. А фотографии потом в массовом порядке дарил…

В интервью «Экспресс-газете» осенью 2003 года Дружков об этом эпизоде вспоминал следующее: «Там сгорели сто с лишним текстов [моих песен] и начало романа “За здоровье композитора”, в котором я собирался описать всю подноготную “Комбинации”, Алёны Апиной и вообще всего нашего шоу-бизнеса. Возможно, кто-то узнал о нём и решил таким образом предупредить меня».

Вскоре после этого умирает мама Юрия Дружкова, и с тех пор в Саратове он стал бывать всё реже и реже.

После того, как в сентябре 2005 года Дружкова «похоронила» «Саратовская панорама», Юрий наведался и в редакцию газеты «Саратов». Рассказал о своих бедах. В том числе – про сожжение киоска «Роспечати» с текстами песен и начатой рукописью романа. Рассказал, что в последнее время часто стал попадать в какие-то мордобойные истории. И даже показал протокол постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы от 7 июня 2004 года, с оригинала которого я не преминул сделать копию. В тексте постановления следователь следственного отдела при Октябрьском РОВД г. Саратова Ж.В. Митрофанова, рассмотрев материалы уголовного дела № 91078, установила следующее: «12.05.2004 г. примерно в 06.00 часов неустановленное лицо, находясь около дома № 240 по ул. Беговая г. Саратова, применив насилие, не опасное для жизни и здоровья, открыто похитило деньги в сумме 500 рублей, принадлежавшие гр. Дружкову Ю.Н., после чего с места совершения преступления с похищенным скрылось.

Впоследствии Дружков Ю.Н. был госпитализирован в 1-ую городскую клиническую больницу с диагнозом: ЗТЧ, СГМ, ушиб грудной клетки.

Учитывая, что для определения последствий, наступивших у Дружкова Ю.Н. в результате нанесения ему телесных повреждений, требуются специальные познания, необходимо назначение и проведение судебно-медицинской экспертизы».

Мы с коллегами тогда спросили Юру: может, кто-то хочет прибрать себе к рукам квартиру, оставшуюся ему после смерти мамы? «Да ну! – махнул он рукой. – Кому она нужна, моя квартира?».

…Через несколько месяцев Дружкова не стало.

ЭПИЛОГ

Юрия Дружкова похоронили в Саратове на Новом елшанском кладбище 11 января 2006 года. На его похоронах присутствовало 12 человек, почти половина из которых были журналисты. Поп-звёзд, в том числе, и тех, для кого поэт писал тексты песен, не было. Гроб был простым, венок – один.

Могила Юрия Дружкова на Новом елшанском кладбище (фото Руслана Журавкова).

Деньги на похороны автора знаменитых шлягеров искали, что называется, с миру по нитке. У сестры Юрия – Людмилы – нужной суммы не оказалось. Друзья обращались с просьбами оказать помощь  к знаменитостям. Около тысячи долларов дала солистка «Комбинации» Татьяна Иванова. Она, как сообщал саратовский выпуск «Комсомольской правды», даже приехала в Саратов, но на похороны не пришла.

Солистка группы «Комбинация» Татьяна Иванова и Юрий Дружков.

3 мая 2006 года саратовская газета «Провинциальный телеграфъ» сообщила, что Тимофея Астахина, обвинённого в убийстве Юрия Дружкова, отправили в психиатрическую клинику. Решение о применении к нему принудительных мер медицинского характера вынес Октябрьский районный суд: в марте у 27-летнего Астахина обострилась хроническая болезнь – кроме органического поражения головного мозга стала развиваться реактивная депрессия. Такие отклонения у подсудимого наблюдались всю жизнь – он родился, фактически, мёртвым, и врачи его буквально «вытащили» с того света. После прохождения курса лечения он должен был пройти судебно-медицинскую экспертизу. О дальнейшей судьбе Астахина в СМИ ничего более не сообщалось.

Пятилетие ухода из жизни Юрия Дружкова, как уже говорилось, в столице было ознаменовано массовой акцией около памятника Георгию Жукову: активисты социальной сети «ВКонтакте» провели флэш-моб под названием «Повтори танец Медведева». Почитатели танцевального искусства Президента России отплясывали под один из хитов группы «Комбинация» – «American Boy».

Про покойного автора текста этой песни, умершего в нищете, никто, конечно же, даже не вспомнил…

Игорь ОСОВИН

Фото Николая КЛЁНОВА, Алексея ХЕЙСТВЕРА, Владимира КУПРИЯНОВА, Руслана ЖУРАВКОВА.

 

Юрий Дружков: вот и всё (фото Николая Клёнова).

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "К 55-летию со дня рождения Юрия Дружкова. Как имя Дружкова стало известно широкой общественности: архивное контрвью газеты "Заря молодёжи".

Поделиться в социальных сетях