СХВАТКА ЗА АНТАРКТИДУ. Часть 18



Штурмбаннфюрер СС Рудольф Шустер, начало эксперимента и эвакуация проекта «Колокол» из  Германии: к вопросу о датировке событий

 «На допросе Рудольф Шустер поведал следователям, что во второй половине апреля 1945 года самолёт «Юнкерс-390», входивший в специальный авиаотряд СС «KG-200», на своём борту вывез груз, относившийся к проектам «Chronos» («Хронос») и «Laternentraeger» («Потайной фонарь»). Груз был доставлен на базу в норвежском городе Бодо»

Продолжение. Предыдущая статья – «Схватка за Антарктиду. Часть 17».

Надо заметить, что Игорь Витковский, строго говоря, является далеко не единственным польским автором, который заинтересовался темой проекта «Колокол». В Польше уже не первый год выходят книги исследователей, которым не даёт покоя предназначение огромных подземных сооружений на юго-западе страны, которые были построены нацистами в 1940-х годах. Но Витковский является, пожалуй, самым известным в России (во всяком случае, на сегодняшний момент) исследователем этой темы.

Учитывая тот факт, что ни одна из книг Игоря Витковского пока что на русском языке не издана, будем пользоваться данными польского исследователя, которые содержатся в изданных в России трудах его коллег.

Остатки колоссальных подземных сооружений III Рейха на юго-западе современной Польши до сих пор не дают покоя историкам, альтернативным исследователям и беллетристам.

РУДОЛЬФ ШУСТЕР И «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН-1945»

Итак, в «Охоте за точкой “zero”» Ник Кук пишет (с. 261-262), что Игорю Витковскому некий польский правительственный чиновник позволил ознакомиться с секретными архивными документами. Как следует из статьи на англоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия», произошло это в августе 1997 года. Эти документы представляли собой протоколы допроса некоего бывшего высокопоставленного чиновника из Главного управления имперской безопасности III Рейха (Reichssicherheitshauptamt, RSHA).

РСХА, безусловно, было одной из ключевых структур в системе национальной безопасности III Рейха. Напомню, что оно было создано 27 сентября 1939 года и находилось в непосредственном подчинении рейхсфюрера СС и шефа германской полиции Генриха Гиммлера. Первым начальником РСХА был назначен Рейнхард Гейдрих (Reinhard Tristan Eugen Heydrich; 07.03.1904 – 04.06.1942), который руководил этой структурой до смертельного покушения на него, которое произошло в Праге 27 мая 1942 года. После чего несколько месяцев (с 28 мая по 31 декабря 1942 года) РСХА возглавлял лично Генрих Гиммлер. Третьим, и последним, шефом РСХА стал Эрнст Кальтенбруннер (Ernst Kaltenbrunner; 04.10.1903 – 16.10.1946).

Так вот, допрос, судя по всему, происходил в Берлине в середине – второй половине 1945 года. Вели допрос польские офицеры, работавшие, в том числе, на советскую военную контрразведку – Якуб Правин и Владислав Шиманский. Допрашивался офицер по имени Рудольф Шустер, который рассказал, что с 4 июня 1944 года он входил в некую эвакуационную команду, в которой отвечал за транспортировку. Эта структура была на тот момент совершенно неизвестна ни польским, ни советским военным.

«Информация, полученная от Шустера, – пишет Ник Кук (с. 262), – вызвала тревогу в высочайших советских кругах, поскольку Правину и Шиманскому удалось узнать, что за “Генеральным планом-1945”  стоял Мартин Борман, заместитель Гитлера, которого последний раз видели в момент побега из бункера фюрера в ночь на 1 мая [1945 года]. Хотя утверждали, что он был убит, тело Бормана так и не было официально опознано. Участие Бормана в некоем плане эвакуации вызывало тревогу, однако давить на Шустера было, очевидно, бесполезно, поскольку он отвечал лишь за транспортировку. Отряды СС, используя свою обычную систему жёсткого разделения, не открывали ему подробности этого плана. Однако было ясно, что почти вся деятельность “команды” проводилась в Нижней Силезии – на юго-западе современной Польши».

Больше ничего о Рудольфе Шустере Ник Кук не сообщал, в связи с чем возник естественный вопрос: а существовал ли этот человек на самом деле? Ответ  мною был найден после штудирования англоязычной части Интернета. Выяснилось, что эвакуационная команда СС и фигура Рудольфа Шустера и сегодня продолжают интересовать вдумчивых исследователей. Один из них – англоязычный блогер «Paolosilv» – в январе 2011 года поделился с общественностью результатами своего расследования.

Рудольф Шустер (Rudolf Schuster; ? – 1947) к концу войны имел звание штурмбаннфюрера СС (SS-Sturmbannführer), то есть, в соответствии с общевойсковыми воинскими званиями германских вооружённых сил, был майором. Шустер работал в III Управлении РСХА. Блогер-исследователь не уточняет, в какой именно из групп, входящих в III Управление РСХА, работал Шустер. Но, как поймёт читатель из дальнейших сведений, работать Шустер мог, скорее всего, не в III-ем, а во II-ом Управлении РСХА, которое отвечало за  финансово-хозяйственную работу.

Блогер-исследователь в своём сообщении писал, что он обнаружил некоторые данные о служебной деятельности Рудольфа Шустера в Берлинском центре документации (Berlin Document Centre; BDC), входящем ныне в структуру Национальной архивной службы ФРГ (Das Bundesarchiv; BArch). В Берлинском центре документации и по сей день сосредоточена масса информации относительно служащих РСХА и СС.

Контрольно-пропускной пункт армии США при въезде на территорию Берлинского центра документации. Фото из блога Дэвида Марвела (David G. Marwel) – последнего американца-директора BDC.

Примечательно, что в структуру Национальной архивной службы ФРГ Берлинский центр документации вошёл только в 1994 году – вскоре после объединения ФРГ и ГДР, а до этого находился в ведении правительственных структур США.

Так вот, из послужного списка Рудольфа Шустера блогер-исследователь узнал следующее. Майор Шустер с 4 июня 1944 года являлся одним из ответственных лиц эвакуационной команды «SS-ELF». Работа команды осуществлялась под прикрытием фирмы, носившей вполне гражданское название: «Сельскохозяйственные удобрения. Оскар Шварц и сын» («Agricultural Fertilizers-Oskar Schwartz & Son»). В этот период Рудольф Шустер служил адъютантом в одном из подразделений РСХА – ВФХА в структуре, которая, насколько понял блогер-исследователь, отвечала за налоговые сборы (SS-WFHA Amt A-V zbV).

Это вполне похоже на правду. Известно, что 1 декабря 1942 года в рамках РСХА было создано подразделение, отвечавшее за всю хозяйственную деятельность (в том числе – за эксплуатацию труда заключённых в концентрационных лагерях). Структура эта называлась так: Главное административно-хозяйственное управление (Wirtschafts-Verwaltungshauptamt; WVHA). В состав ВФХА как отдельное подразделение входила «Адъютантура» и, помимо прочего, Управленческая группа «А», занимавшаяся административно-хозяйственной работой. В свою очередь, одной из структур Управленческой группы «А» являлось кадровое управление (Amt A-V). А вот контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляло другое подразделение Управленческой группы «А»: Amt A-IV. Впрочем, для нас эти нюансы особого значения не имеют.

Освальд Поль (стоит перед микрофоном) – обергруппенфюрер СС, бессменный руководитель Главного административно-хозяйственного управления (ВФХА) на Нюрнбергском трибунале в 1947 году, казнён 7 июня 1951 года.

На допросе, пишет далее блогер-исследователь, Рудольф Шустер поведал следователям, что во второй половине апреля 1945 года самолёт «Юнкерс-390» («Ju-390»), входивший в специальный авиаотряд СС «KG-200», на своём борту вывез груз, относившийся к проектам «Chronos» («Хронос», или – «Время») и «Laternentraeger» (на русский язык можно перевести как «Потайной фонарь»). Груз был доставлен на авиабазу в норвежском городе Бодо. Шустер поведал и о деталях этой эвакуации: «Самолёт был окрашен в бледно-голубые тона и имел маркировку шведских ВВС. Насколько я помню, он взлетел с аэродрома, расположенного в районе города Шведниц, неподалёку от Фуэрштенштайна. Груз был покрыт брезентом и сопровождался усиленной охраной СС. В Норвегии принятием транспорта руководил группенфюрер Якоб Шпорренберг».

Рудольф Шустер, возможно, допустил неточность: описываемые им события могли происходить  не во второй половине, а в конце апреля и даже в первых числах мая 1945 года. И вот почему.

ПРОЕКТ «КОЛОКОЛ»: НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ЕГО ЭВАКУАЦИЯ В МАЕ 1945 ГОДА

О начале практической реализации проекта «Колокол» Ник Кук пишет  следующее (с. 264-265): «Эксперимент начался в середине 1944 года на сверхсекретном закрытом объекте СС рядом с Лейбусом (современный Любин), на северо-западе от Бреслау. Когда в конце 1944 – начале 1945 года в Польшу стремительно вошли советские войска, объект переместили в замок на холме, близ деревеньки Фуэрштенштайн (Кшац) в сорока пяти километрах к югу, недалеко от угледобывающего центра Нижней Силезии – Вальденбурга. Оттуда его вновь перенесли – на шахту рядом с Людвигсдорфом (Людвиковичи), в двадцати километрах от другой окраины Вальденбурга, на северных отрогах Судет. Шахта “Венцеслаш”, где в конце войны разместился “Колокол”, была приобретена СС как часть соседнего подземного комплекса под кодовым названием “Ризе” – “Гигант”.

“Гигант”, только частично достроенный к концу войны, был попыткой превратить гору в подземный центр по производству вооружения. Десятки километров галерей выдалбливались в скалах рабочими, которых пригнали из ближайшего концентрационного лагеря Гросс-Розен. Современные раскопки “Гиганта” показали, что его хотели связать с шахтой “Венцеслаш” при помощи туннеля длиной почти в десять километров».

Остатки колоссального подземного комплекса «Гигант», который с помощью туннеля хотели связать с проектом «Колокол», расположенным на соседней шахте «Венцеслаш» (фото сделано в октябре 2006 года).

 

Учёных и специалистов, которые работали в рамках реализации проекта «Колокол» на шахте «Венцеслаш», расстреляли. О деталях этих событий, которые Ник Кук узнал от Игоря Витковского, английский журналист в своей книге написал следующее (с. 281-283): «Всё началось с того, что за неделю до конца войны прибыл конвой из грузовиков “Опель”.

Учёные уезжали со смешанным чувством: с сожалением от того, что им приходится бросать проект, с облегчением от того, что можно наконец убежать из этого гнетущего места, с радостью от осознания, что они уйдут перед приходом русских.

Как-то днём в конце весны, когда сражения ещё шли далеко, учёные в потёртых костюмах курили и разговаривали, их вещи уже были собраны, а грузовики готовы к отправке. 62 человека могли разместиться в трёх грузовиках, а для переправки ящиков с оборудованием понадобится ещё пять. Всего – 8 грузовиков, идущих на запад, буксующих на крутых горных склонах. Дисциплинированная команда, действующая строго по регламенту, все детали операции уже разработаны чиновниками Шпорренберга в Бреслау.

Караван должны были сопровождать два вида войск: водители и специалисты по материально-техническому обеспечению для контроля за процессом эвакуации и вооружённая зондеркоманда в качестве эскорта.

Для этих специальных войск учёные были просто “объектами”. Нужно было до последнего держать их в покорности и неведении.

После многочисленных “операций” в гетто Лодзи, Варшавы, Минска и других оккупированных городов Центральной и Восточной Европы отряды СС поняли, что только действуя по особому плану, можно удерживать людей в пассивном состоянии, как скотину.

Возможно, некоторые учёные что-то почувствовали, когда 3 грузовика отделились от остальной группы и свернули в лес. Но большинство догадалось только когда были откинуты борта грузовиков и их взору предстали солдаты СС с молниями на воротниках и автоматами наготове.

Количество солдат превосходило количество учёных вдвое, испуг и смятение, а также грубая сила заставили их повиноваться и подойти к краю рва. Инструкции к особым мероприятиям гласили, что “объекты” ни в коем случае не должны почувствовать, что у них есть хоть малейшая надежда.

Так и вышло. Учёные разбиты на две группы, по 31 пуле на каждого, выстрелы производятся с интервалом в 3-4 секунды […]. Для 62-х человек была вырыта канава, имеющая 10 метров в длину, 2 метра в ширину и 1 метр в глубину, тела лежали в два ряда […].

Когда грузовики уехали, на месте преступления остался лишь холмик свежевскопанной земли высотой в метр. К следующей весне холмик полностью сравняется с землёй. Всё это также было заранее просчитано с учётом известных сроков разложения человеческих тканей и свойств земли».

Когда позднее, пишет Ник Кук (с. 276), уже после окончания активных боевых действий советские войска добрались до этих холмов, их взору открылся заброшенный комплекс, использовавший для каких-то неясных целей: шахта была затоплена, возможно, намеренно.

При попытке проникнуть внутрь сети подземных туннелей исследователи натыкаются на тёмные воды. Что скрывается под ними?

Игорь Витковский сообщил Нику Куку (с. 260), что солдаты СС расстреляли учёных, принимавших участие в работах по реализации проекта «Колокол», между 28 апреля и 4 мая 1945 года. Таким образом, получается, что эвакуация проекта «Колокол» из Нижней Силезии могла быть осуществлена, самое позднее, 4 мая 1945 года. Могло ли это произойти в то время, не ошибаются ли Игорь Витковский и Ник Кук? Нет, это была вполне реальная дата.

Маршал Советского Союза Андрей Гречко (04.10.1903 – 26.04.1976), который с декабря 1943 года командовал 1-ой гвардейской армией, в своей книге «Через Карпаты» рассказывал об освобождении Чехословакии и юго-западной части Польши весной 1945 года. Армия Андрея Гречко участвовала в боевых операциях в составе 4-го Украинского фронта. Так вот, советские войска только 30 апреля 1945 года овладели городом Моравска Острава (ныне – чешский город Острава, третий по числу жителей Чешской республики), который являлся мощным опорным пунктом обороны германской армии. Далее последовала Пражская наступательная операция, которая продолжалась с 6 по 11 мая 1945 года.

На схеме № 13 в книге Андрея Гречко мы видим линию фронта по состоянию на 5 мая 1945 года. Из карты-схемы («Борьба сил внутреннего сопротивления в Чехословакии и действия в этом районе советских партизан (1944-1945)») видно, что район Нижней Силезии, откуда самое позднее 4 мая был эвакуирован проект «Колокол», даже 5 мая ещё находился в тылу германских войск: на карте интересующее нас место я пометил стрелкой «Людвиковице (шахта «Венцеслаш»)».

Карта-схема боевых действий в Нижней Силезии и Чехословакии в апреле-мае 1945 года (из книги маршала Советского Союза А.А. Гречко «Через Карпаты»).

Таким образом, всё сходится: данные Игоря Витковского и Ника Кука не противоречат официально признанной хронике освобождения Чехословакии и юго-западной части Польши. Проект «Колокол» и в самом деле мог быть вывезен из Нижней Силезии в самом конце войны.

Что произошло дальше? Ник Кук пишет (с. 275) о том, что ему поведал Игорь Витковский: «Когда после войны поляки выселили местное немецкое население, заменив немецкие названия польскими, они также убрали всех свидетелей, которые могли бы пролить свет на деятельность СС. Почти вся информация о шахте “Венцеслаш” была добыта у Шпорренберга».

Чем больше начинаешь углубляться в историю вопроса, тем отчётливее понимаешь, что группенфюрер Якоб Шпорренберг имел самое непосредственное отношение к эвакуации проекта «Колокол». Теперь осталось поставить точки над «i» и попытаться собрать воедино осколки мозаики под названием «Якоб Шпорренберг и проект “Колокол”».

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

Странное железобетонное сооружение близ шахты «Венцеслаш»: каково же, на самом деле, было его предназначение
и было ли оно связано с проектом «Колокол»? (Фото –
Mariusz Sz.).

 

ИСТОЧНИКИ

Книжные публикации

  • Гречко А.А. Через Карпаты. – М.: Воениздат, 1972.
  • Кук Н. Охота за точкой «zero». – М.: Яуза; Эксмо, 2005.
  • Чуев С.Г. Спецслужбы Третьего Рейха. Книга II. – СПб: Издательский Дом «Нева», 2003.
  • Шунков В.Н. Вермахт. Организация, структура, униформа, знаки отличия, боевые награды, оружие пехоты, танки, артиллерия, авиация. – Минск: Харвест, 2010.
  • Энциклопедия Третьего рейха. – М.: Локид-пресс, 2003.

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото- видео и аудиоисточники

Поделиться в социальных сетях