МАРИЯ МАГДАЛИНА И ЕЁ СУПРУГ – ИИСУС ХРИСТОС. Часть 1



Какую тайну скрывает картина Леонардо да Винчи, обнаруженная на шотландской ферме?

«Обнародование истории об обнаружении неизвестного ранее полотна Леонардо да Винчи явилось хорошо продуманным рекламным ходом. Её участники могут заработать приличные деньги от продажи сенсационной книги вне зависимости от того, будет ли признано авторство картины за Леонардо да Винчи, или нет»

6 августа 2012 года многочисленные российские средства массовой информации сообщили сенсационную весть, пришедшую из Великобритании: на шотландской ферме была обнаружена неизвестная работа великого итальянского живописца эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. На полотне размером 58х71 сантиметр (работа выполнена масляными красками по дереву) изображена женщина с младенцем и мальчиком.

Как это и водится, большинство российских печатных, электронных и сетевых СМИ не стало особо углубляться в историю обнаружения живописного шедевра, который вполне может принадлежать кисти великого итальянца. Как, собственно, не стали отечественные СМИ разбираться и в том, что же именно изображено на картине.

Та самая картина, обнаруженная на шотландской ферме и приписываемая кисти Леонардо да Винчи.

Впрочем, и того, что было сказано в их сообщениях, оказалось вполне достаточно, чтобы редакция conspirology.ru пристально заинтересовалась этим, прямо скажем, нетривиальным событием. К примеру, статья в интернет-издании «Lenta.ru» от 6 августа сообщает, что «на картине изображена не Дева Мария, с младенцем Христом, а Мария Магдалина с сыном». Публикация интернет-издания «Gazeta.ru» уточняет: «на картине изображена не Мадонна с младенцем, а Мария Магдалина с сыном Христа».

А если это так, то, согласитесь, дело принимает более чем интересный оборот! Вот почему мы и решили подробно осветить историю с обнаружением неизвестного доселе шедевра и попытаться проанализировать, что же именно изображено на обнаруженной картине. Для этого обратимся к первоисточникам – публикациям английских средств массовой информации и изложим их с собственными комментариями и соображениями.

КАК КАРТИНА ОКАЗАЛАСЬ У ЕЁ НЫНЕШНИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Одним из первых новость об обнаруженной картине 5 августа 2012 года сообщил английский журнал «People». Из статьи Льюиса Панзера (Lewis Panther) «Таинственный “самый последний” да Винчи… висел на стене отцовского дома!» («Mystery of very “last” Da Vinci... hanging on dad's wall!») мы можем узнать историю обнаружения картины и то, как она попала к нынешним владельцам. История развивалась следующим образом.

Джордж Макларен.

Сегодняшним владельцем картины является 59-летняя медсестра Фиона Макларен (Fiona McLaren); стало быть, она родилась в 1953 года. Как следует из слов госпожи Макларен, приведённых журналом «People», впервые картину она увидела в родительском доме, когда ей было 8 лет. Произошло это в 1960 году. Отец Фионы – Джордж Макларен (George McLaren) – тогда работал врачом в Лондоне. Картина досталась ему от одного из пациентов. Кто был этот пациент, чем он занимался, каков был его социальный статус и каким образом картина попала к нему – об этом ничего не известно. Во всяком случае, пока.

День, когда её отец принёс домой картину, Фиона Макларен запомнила очень хорошо. Корреспонденту журнала «People» об этом событии она рассказала следующее: «Я отлично помню, как отец пришёл домой, держа в руках что-то очень важное – он был необычайно счастлив. С большими предосторожностями он поставил картину на диван и позвал меня. “Иди, Фифи, посмотри. Как она прекрасна!”».

На протяжении нескольких последующих десятилетий картина находилась в доме Джорджа Макларена: она висела на стене гостиной, а потом – в спальне. В 1979 году Джордж Макларен умер от рака лёгких. В 1993 году, когда Фионе Макларен исполнилось 40 лет, её мама – Барбара Макларен – подарила картину ей. Затем, в 2001 году Барбара и Фиона Макларен переехали из Лондона в Шотландию, где для проживания и арендовали ферму.

Дальше произошло следующее. Судя по всему, уже в наши дни (надо полагать, летом 2012 года) Фиона Макларен, испытывая нужду в средствах, решила показать картину опытному эксперту в надежде на то, что от её продажи можно будет выручить хоть какие-нибудь деньги. Таким экспертом оказался Гарри Робертсон (Harry Robertson), директор шотландского филиала знаменитого аукционного дома «Sotheby’s». Тут-то всё и началось!

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ИЛИ НЕТ?

Приехав по приглашению Фионы Макларен к ней на ферму, мистер Робертсон увидел картину, вмиг онемел и сел на пятую точку. Он заявил, что эта картина однозначно стоит колоссальных денег, потому что она, скорее всего, принадлежит кисти самого Леонардо да Винчи, и попросил у Фионы Макларен разрешение взять картину для того, чтобы её досконально изучили эксперты, специализирующиеся на работах старых мастеров.

Сейчас картина находится в надёжном хранилище в Лондоне, а в 2013 году вердикт относительно её авторства вынесут специалисты Института Гамильтона Керра (Hamilton Kerr Institute), что свидетельствует о том, что профессионалы и в самом деле сильно заинтересовались тем, кто же является автором картины с фермы Фионы Макларен. Институт этот, заметим попутно, входит в структуру Кембриджского университета: он был основан в 1976 году и специализируется на реставрационных и консервационных работах произведений станковой живописи, осуществляя многочисленные междисциплинарные научно-технические и художественно-исторические исследования.

Институт Гамильтона Керра параллельно является подразделением музея «Фитцуильям» («The Fitzwilliam Museum»). Этот музей, в свою очередь, был основан в 1816 году, когда ирландский коллекционер и благотворитель Ричард Фитцуильям (Richard FitzWilliam, 7th Viscount FitzWilliam; 01.08.1745 – 04.02.1816) завещал свою коллекцию и библиотеку Кембриджскому университету.

Музей «Фитцуильям» в Кембридже, основанный согласно завещанию Ричарда Фитцуильяма после его смерти (фото: Andrew Dunn, сентябрь 2004 г.).

После того, как об обнаружении картины, автором которой может быть сам Леонардо да Винчи (напомним, сегодня в мире известно всего 15 живописных работ, относительно авторства Леонардо которых никто не сомневается), стало известно профессионалам, начали высказываться самые разные предположения.

Так, помощник инспектора картин королевы (Surveyor of The Queen’s Pictures) в департаменте Коллекции королевского двора Великобритании (Royal Collection Department of the Royal Household of the Sovereign of the United Kingdom) Люси Уайтекер (Lucy Whitaker) считает, что картина безусловно принадлежит к так называемой «школе Леонардо».

Карло Педретти (Carlo Pedretti), профессор Калифорнийского университета, эксперт в области творчества Леонардо да Винчи, приводит свои соображения относительно: «Автор картины – один из учеников Леонардо позднего периода его творчества, дата написания – скорее всего, начало XVI века».

Бывший директор шотландского филиала аукционного дома «Christie’s» Себастьян Тьюз (Sebastian Thewes) после изучения картины заявил, что она, скорее всего, была написана самим Леонардо.

Как видно, интрига закрутилась. Ну, а окончательный вердикт относительно того, кто же является автором картины, как уже было сказано, в 2013 году вынесут специалисты Института Гамильтона Керра.

Рыночную стоимость этой работы, в случае, если авторство Леонардо да Винчи будет доказано, эксперты определяют в сумму не менее 100 миллионов фунтов стерлингов – примерно $ 156 миллионов по нынешнему курсу. Фиона Макларен уже сделала заявление о том, как она собирается потратить врученные от продажи картины деньги: значительную часть вырученных средств она пожертвует на нужды благотворительного «Фонда мира Екатерины» («Caterina Peace Foundation») для оказания помощи детям. Госпожа Макларен, кроме того, сказала следующее: «Я очень хочу чтобы эта картина оказалась в каком-нибудь музее с тем, чтобы люди могли любоваться ею долгие-долгие годы. Со мной и в самом деле произошла поистине удивительная история, но я уверена, что нечто похожее вполне может случиться и с владельцами других домов в Великобритании, хранящих в своих стенах ещё бог знает какие тайны…».

Фиона Макларен, на стене – ставшая теперь знаменитой картина (фото: «People»).

Впрочем, в статье журнала «People» содержатся и весьма противоречивые сведения и странности. Вот теперь поговорим и об этом.

10 ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИОНЫ МАКЛАРЕН

Со слов Фионы Макларен, приведённых в публикации журнала «People», следует: ни она, ни её мама не представляли, что эта картина и в самом деле может иметь огромную художественно-историческую ценность, выражающуюся, к тому же, в весьма солидном денежном эквиваленте. Так, например, делая в своём жилище ремонт, они не убирали картину со стены и даже не прикрывали её. В результате картина оказалась весьма обильно заляпана пятнами водоэмульсионной краски.

«People» приводит слова госпожи Макларен, согласно которым выходит, что её отец полагал, будто на картине изображена Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. То есть Мадонна – это Дева Мария, а младенец, стало быть, – Иисус Христос.

В то же время «People» пишет, что Фиона Макларен заинтересовалась потенциальной ценностью картины отнюдь не сегодня. Цитата: «Фиона провела 10 лет в исследованиях и считает, что на картине изображена не Дева Мария и младенец Иисус, а Мария Магдалина и её сын».

Очень интересно!

На днях, 16 августа 2012 года, в продажу должна поступить книга, написанная Фионой Макларен и посвящённая ставшей теперь знаменитой картине. Книга называется так: «Последний заказ да Винчи. Самый сенсационный детектив в истории искусств» («Da Vinci’s Last Commission: The Most Sensational Detective Story In The History Of Art»), выходит она в английском издательстве «Mainstream Publishing». Название книги объясняется тем, что, как предполагает госпожа Макларен, картина могла быть написана Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci; 15.04.1452 – 02.05.1519) по заказу французского короля Франциска I (Fran?ois Ier; 12.09.1494 – 31.03.1547; король – с 01.01.1515), по приглашению которого он в 1516 году и переехал во Францию.

Упоминая в связи с картиной об этом периоде жизни Леонардо да Винчи, автор журнала «People» делает ценное замечание: «Леонардо провёл последние годы жизни во Франции, где и скончался в 1519 году в возрасте 67 лет. Фиона Макларен во время своего посещения Франции показала картину Мишелю Фрассе (Michel Fraisset), директору музея Сезанна в Провансе. Фрассе заявил, что, по его мнению, гора, изображённая слева на заднем фоне картины, очень напоминает очертания горы Святой Виктории (St Victoire) в окрестностях города Экс-ан-Прованс (Aix-en-Provence.

Город этот, заметим, располагается в юго-восточной части современной Франции.

Гора в верхнем левом углу картины с фермы Фионы Макларен.

На нижеприведённой иллюстрации – фото картины Поля Сезанна «Дорога с горой Сент-Виктуар» (1867-1870). Гора Святой Виктории на полотне Сезанна изображена с несколько иного ракурса, но, в принципе, её очертания очень напоминают гору, изображённую на картине с фермы Фионы Макларен.

Некоторые из российских СМИ весьма скептически относятся к книге Фионы Макларен. Уже упоминавшееся интернет-издание «Gazeta.ru» замечает, что её выход приурочен к открытию Эдинбургской международной книжной ярмарки «и, очевидно, поможет автору продержаться на плаву до определения подлинности и последующей продажи картины с аукциона. Впрочем, растянуть несколько фактов и отзывов до полноценной книги ей не удалось, да и никому бы такое не было под силу. А потому в книге приведены ещё кое-какие данные и размышления.

Например, автор упоминает о приложенном к задней части картины куске оригинальной папской буллы –  послания папы римского Павла V (понтифик с 1605 года), что, по её мнению, свидетельствует о том, что картина когда-то тому принадлежала».

ПО ЗАКОНАМ МАРКЕТИНГА

Сделаем промежуточный вывод. Книга Фионы Макларен не такая уж и легковесная – в ней 272 страницы. Для написания и издания книги, даже если работать в ударном темпе, потребуется, как минимум, 2-3 месяца. А это означает, что обнародование 5 августа 2012 года истории об обнаружении неизвестного ранее полотна Леонардо да Винчи явилось достаточно хорошо продуманным рекламным ходом. О находке широкой общественности стало известно лишь тогда, когда была подготовлена и отпечатана книга.

Иначе говоря, участники этой истории могут заработать приличные деньги от продажи сенсационной книги вне зависимости от того, будет ли признано авторство картины за Леонардо да Винчи, или нет. Сенсация, судя по всему, готовилась заранее. И готовилась весьма тщательно.

Надо заметить, что журнал «People» был не единственным английским изданием, сообщившим 5 августа 2012 года об удивительной находке. Дополнительную порцию весьма познавательной информации в тот же день обнародовала газета «Daily Mail». В статье Фила Уинтера (Phil Vinter) «Потерянный да Винчи. Стоит ли 100 миллионов фунтов стерлингов картина мастера, обнаруженная на стене одного из домов в Шотландии?» («The lost da Vinci: Is this painting found hanging on the wall of a Scottish farmhouse one of the master's works worth ?100m?»).

Относительно папской буллы «Daily Mail» пишет, что она является важной особенностью картины, так как даёт возможность полагать, что некогда эта работа принадлежала папе римскому Павлу V (Paulus PP. V; 17.09.1552 – 28.01.1621; понтифик – с 16.05.1605). И хотя, как говорит Фиона Макларен, большая часть текста буллы утрачена, слово «Магдалина» на ней различить всё же можно.

Слово «Магдалина» предположительно можно различить в правой части буллы, слева от цифры 23.

В публикации журнала «People» есть интересное дополнение, касающееся папской буллы. Со ссылкой на слова Фионы Макларен автор журнала пишет, что Ватикан не проронил ни слова относительно связи этой картины и прикрепленной к её задней части текста папы римского Павла V. Не понятным, в таком случае, остаётся одно важное обстоятельство: получается, что Фиона Макларен (или её помощники) обращались в Ватикан, а им не ответили?

Но если всё так, если картина принадлежит кисти Леонардо да Винчи, если на картине, как утверждает госпожа Макларен, и в самом деле изображена Мария Магдалина с сыном, то понятно, почему Ватикан мог не ответить на её обращение.

Потому, что с точки зрения официально установленных догматов христианской церкви всё, что связано с историей создания картины и её сюжета – опаснейшая ересь, перед которой бледнеют «фантазии» Дэна Брауна в его знаменитом романе «Код да Винчи»…

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

Поделиться в социальных сетях