МАРИЯ МАГДАЛИНА И ЕЁ СУПРУГ – ИИСУС ХРИСТОС. Часть 4



"Тайная вечеря" да Винчи в XVIII веке и в период наполеоновских войн 

«После того, как войска французской Директории взяли Милан, трапезная монастыря использовалась для складирования оружия и сена. Но если бы только это! Антиклерикально настроенные солдаты бросали камни в роспись да Винчи, забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза; трапезная использовалась даже как тюрьма»

Продолжение. Читать начало.

Как уже было сказано в предыдущей части исследования, попытки осуществить реставрационные работы «Тайной вечери» начали предприниматься лишь в первой трети XVIII века. То есть – практически через 230 лет после того, как Леонардо да Винчи завершил работу над своим грандиозным шедевром.

То, что делалось с фреской Леонардо протяжении XVIII и XIX веков, строго говоря, сложно охарактеризовать именно как реставрацию в сегодняшнем понимании этого процесса. И это – мягко говоря!

РЕСТАВРАЦИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ»: ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ

Уже упоминавшийся мной калифорнийский специалист в области американской и европейской живописи – Джеффри Морсбург (Jeffrey Morseburg) – в своём эссе «Трагическая история “Тайной вечери” Леонардо да Винчи» («The Troubled Story of Leonardo’s Last Supper») отмечал весьма своеобразное отношение реставраторов XIX и особенно – XVIII века к воссозданию работы Леонардо.

В этот период отношение к работе Леонардо да Винчи было несколько иным, чем в наши дни. Если сегодня «Тайная вечеря» воспринимается, прежде всего, как бесценное культурное сокровище, то, скажем, в XVIII веке её рассматривали в большей степени как объект религиозного поклонения. Этим взглядом на фреску и определялось отношение к ней в плане осуществления реставрационных работ. Для пытавшихся в полном великолепии воссоздать работу Леонардо в этот период главным было не стремление максимально сохранить замысел да Винчи, а восстановить полуразрушенную «Тайную вечерю» в том виде, как она, по замыслу реставраторов, должна была бы выглядеть.

«Тайная вечеря» (Милан, галерея Брера). Одно время авторство этой копии приписывалось ученику Леонардо – Марко д’Оджионо, но сегодня атрибутируется как работа неизвестного миланского автора середины XVI века.

Что же в конечном итоге осталось от замысла Леонардо после десятилетий воистину безумных «реставрационных потуг»? Сегодня даже специалисты не рискуют однозначно ответить на подобный вопрос.

Первым человеком, которого с известной степенью условность можно квалифицировать как реставратора «Тайной вечери» был миланский художник Микеланджело Белотти (Michelangelo Bellotti). Белотти, замечает в своём эссе Джеффри Морсбург, был второстепенным художником эпохи барокко. Его попытка реставрации «Тайной вечери» насчитывала три этапа.

Сначала Белотти пытался очистить фреску Леонардо от пыли, грязи и плесени, возможно, используя для этих целей соду и водный раствор калия (гидроксид калия).

На втором этапе Микеланджело Белотти на все фрагменты фрески, с которых облетела темпера, нанёс масляные краски. Некоторые из современников полагали, что Белотти сделал даже больше, чем было необходимо – фактически, он переписал фреску Леонардо: после окончания его трудов с формальной точки зрения «Тайная вечеря» и в самом деле выглядела, как новая.

А на завершающем этапе своей реставрации Белотти покрыл всю поверхность фрески слоем лака. Не удивительно, что вскоре вновь встал вопрос о проведении очередных реставрационных работ. Ведь главная причина, из-за которой «Тайная вечеря» разрушалась, устранена не была – влажность в помещении монастырской трапезной и накапливавшийся в каменной кладке стены конденсат никуда не делись.

В 1768 году, замечает статья в англоязычной версии «Википедии», перед росписью с целью защиты повесили занавесь. Но лучше от этого не стало: занавес только создавал дополнительные препятствия для испарения влаги, накапливавшейся в кирпичной стене, на которой находилась фреска. Более того, когда занавесь откидывали, она соприкасалась с поверхностью фрески, царапая и без того облетавшую с неё краску.

В 1770 году возрождение «Тайной вечери» происходило под руководством Джузеппе Мацца (Giuseppe Mazza). С фигурой Мацца связаны, как минимум, две загадки. Если руководствоваться биографической справкой в англоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия», мы можем узнать, что Джузеппе Мацца начинал как живописец, но в истории искусства эпохи рококо остался, прежде всего, как скульптор. Выбор скульптора для реставрации живописной работы, согласитесь, был несколько странным.

Вторая странность заключается в  том, что для осуществления реставрационных работ выбрали мертвеца: Джузеппе Мацца, родившийся в 1653 году, к 1770 году уже 29 лет был в лучшем из миров – он скончался в 1741 году. Любопытно, что эта ошибка многократно дублируется в многочисленных интернет-источниках, посвящённых истории фрески «Тайная вечеря». Даже такой авторитетный эксперт, как американец Джеффри Морсбург, работу которого я уже не раз цитировал, в одной из глав своего эссе («Неудачные попытки реставрации») повторяет эту странную, заметную даже на первый взгляд путаницу с датами начала очередной реставрации фрески Леонардо и датировкой жизни и смерти Мацца: «В 1770 году Джузеппе Мацца (1653-1741), скульптор из Болоньи, был нанят для осуществления очередной реставрации». Объяснений этому странному явлению могу предложить несколько.

А) Очередные реставрационные работы «Тайной вечери» осуществлял Джузеппе Мацца, но проходили они не в 1770 году, а раньше.

Б) Годы жизни у Джузеппе Мацца были иными.

В) Реставрацию 1770 года осуществлял не Джузеппе Мацца, а кто-то другой.

Г) Наконец, в 1770 году «Тайную вечерю» в очередной раз пытался подлатать не скульптор Джузеппе Мацца, а кто-то из его однофамильцев, возможно – родственников.

Но в любом случае и эта попытка оказалась малоэффективной. Очередной реставратор удалил со стены лак и масляные краски, нанесённые на поверхность стены его предшественником – Микеланджело Белотти, – после чего начал капитально переписывать работу Леонардо. Мацца, по некоторым данным, успел переписать практически всех изображённых на фреске действующих лиц, кроме трёх. После чего из-за возмущения широкой общественности был вынужден прекратить свою работу.

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» В ЭПОХУ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН

После того, как 15 мая 1796 года войска французской Директории (в лице солдат Итальянской армии под руководством Наполеона Бонапарта) взяли Милан, трапезная монастыря использовалась для складирования оружия и сена. Но если бы только это! Антиклерикально настроенные солдаты бросали камни в роспись да Винчи, забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма.

Бюст Андреа Аппиани на фасаде палаццо Брентани (Palazzo Brentani), Милан (фото: Giovanni_Dall’Orto).

В конце концов, после протестов местной общественности, вход в трапезную был замурован, чтобы хоть таким образом спасти работу Леонардо да Винчи от дальнейшего разрушения.

Чуть позднее Андреа Аппиани (Andrea Appiani; 31.05.1854 – 08.11.1817), художник неоклассического направления, впоследствии выполнявший многочисленные заказы императора Наполеона I, был назначен комиссаром по делам изобразительных искусств Цизальпинской республики.

СПРАВКА

Цизальпинская (Цизальпийская) республика (Repubblica Cisalpina) – марионеточное государство в Италии, созданное Первой Французской республикой. Цизальпинская республика была образована летом 1797 года генералом Бонапарте во время серии так называемых наполеоновских войн. В состав Цизальпинской республики входили северные части современной Италии: Ломбардия, Модена, Масса и Kappapa и отнятые от Церковной области Болонья, Феррара и Романья, часть герцогства Парма и часть швейцарского кантона Граубюнден.

Число жителей республики доходило до 3,5 млн. человек. Столица находилась в Милане. Победы русских и австрийцев в 1799 году уничтожили Цизальпинскую республику, но после победы французских войск над австрийскими (битва при Маренго 14 июня 1800 года) она возникла вновь.

В январе 1802 года Цизальпинская республика была переименована в Итальянскую республику; Бонапарт избран её президентом, а вице-президентом назначен Франческо Мельци.

Цизальпинская республика (на карте обозначена зелёным цветом)
в границах 1799 года.

В 1805 году депутация от республики поднесла Наполеону корону, которую Наполеон принял, торжественно короновавшись в кафедральном соборе Милана 26 мая 1805 года. 7 июня 1805 года вице-королём Итальянского королевства Наполеон назначил своего пасынка, единственного сына первой жены – Жозефины – Евгения Богарне.

Таким образом, Итальянская (бывшая Цизальпинская) республика была преобразована в Итальянское королевство, просуществовавшее до 1814 года.

Андреа Аппиани направил отчёт Наполеону Бонапарту относительно состояния «Тайной вечери».

Наполеон – король Италии. Портрет работы Андреа Аппиани (1805 г., холст, масло), Художественно-исторический музей (Вена).

Замечу попутно, что Наполеон по вполне понятным причинам идеологического характера проявлял большой интерес к искусству итальянского Возрождения во всех его проявлениях: архитектуре, живописи, скульптуре. Причём, как замечают авторы масштабного исследования советского периода – шеститомной (в восьми книгах) «Всеобщей истории искусств» (т. 5, с.319) – «Наполеон, выделив Аппиани, сделал его своим “первым художником”».

Помимо несомненного таланта, которым Аппиани обладал как живописец, он был едва ли не первым, кто попытался решить вопрос о сохранении «Тайной вечери» с использованием научного и системного подхода. В своём отчёте Аппиани сформулировал основные принципы, которыми предлагал руководствоваться для сохранения фрески и её последующей реставрации. Он предлагал, наконец-то, разрешить проблему излишней влажности в помещении монастырской трапезной, ограничить количество её посетителей, и, более того, выдвинул соображения о том, как попытаться создать в зале с леонардовской фреской нечто подобное современному климат-контролю.

Вскоре после получения Наполеоном отчёта, Аппиани было поручено подыскать художника, который смог бы начать реставрационные работы «во славу нации». Дело было поручено Джузеппе Аппиани из города Монца (Giuseppe Appiani; 1740–1812) – художнику неоклассического направления, который также был известен как хороший реставратор живописных полотен. Он принялся за работу, но, замечает Джеффри Морсбург, сложно сказать, насколько серьёзно он преуспел в своём начинании.

Вице-король Италии – Евгений Богарне. Портрет работы Андреа Аппиани (1810 г., холст, масло)

Необходимо отметить, что значительную роль в попытках сохранения «Тайной вечери» сыграл вице-король Италии, пасынок Наполеона – Евгений Богарне (Eug?ne Rose de Beauharnais; 03.09.1781 – 21.02.1824). Богарне, которому Наполеон  доверял безоговорочно, стал фактическим правителем Италии. И хотя государство он возглавил в 24-летнем возрасте, Богарне управлял страной достаточно твёрдо: ввёл в действие Гражданский кодекс, реорганизовал армию, обустраивал страну каналами, укреплениями и школами и сумел заслужить любовь и уважение населения. Резиденция вице-короля Евгения Богарне находилась в городе Монца (ныне – северо-восточный пригород Милана). Интересный факт: после первого отречения Наполеона в 1814 году Евгений Богарне всерьёз рассматривался российским императором Александром I в качестве кандидата на французский престол.

Известно, что Наполеон, после того, как он увидел фреску Леонардо, даже рассматривал вариант перенесения её из Милана в Париж. Но так как с технической точки зрения тогда осуществить подобного рода перенос оказался затеей нереальной, видимо, и было принято решение попытаться восстановить фреску в месте её изначального расположения. А когда работа Джузеппе Аппиани также по объективным причинам не увенчалась успехом, Наполеон, судя по всему, решил пойти вполне традиционным путём.

В 1807 году художник Джузеппе Босси (Giuseppe Bossi; 17.08.1777 – 09.12.1815) получил заказ на изготовление очередной копии «Тайной вечери». Приказ об этом был издан вице-королем Италии – Евгением Богарне. Это было явно не лишним: фреска находилась в чудовищном состоянии, особенно – после наводнения 1800 года, к чему было добавлено и невыполнения личного распоряжения Наполеона об освобождении помещения трапезной от постоя солдат. Под руководством Босси были заменены полуразрушенные фрагменты стены, на которую опиралась нижняя часть фрески, замурованы окна, около фрески возведены строительные леса, а также произведена просушка помещения от избытков влаги.

Бюст Джузеппе Босси во дворце Брера (Palazzo di Brera), Милан; скульптор – Камилло Пачетти (Camillo Pacetti).

Босси был весьма уважаемым художником: в 1801-1807 годах он в должности секретаря возглавлял миланскую Академию изящных искусств Брера (l’Accademia di Belle Arti di Brera), и вместе с Андреа Аппиани стоял у истоков создания знаменитого сегодня художественного собрания – галереи Брера. Джузеппе Босси оставил после себя воспоминания в виде дневниковых записей (их он вёл практически до последнего дня своей жизни).

В 1805 году Босси написал книгу «Рассуждения о полезности искусства и дизайна» («Discorso sull’utilit? practica delle arti del disegno»), уже после его кончины, в 1821 году, была опубликована ещё одна его работа, посвящённая колориту в живописи – «О природной и искусственной цветовой гармонии» («Saggio di ricerche intorno all’armonia cromatica naturale e artificiale»).

Но, пожалуй, самым известным его трудом как литератора является книга, оконченная в 1810 году – «“Тайная вечеря” Леонардо да Винчи» («Del Cenacolo di Leonardo da Vinci: Libri Quattro»). Это была едва ли не первая работа, посвящённая знаменитой фреске Леонардо; книга эта переиздаётся и в наши дни. Работа Босси, его патриотическое отношение к национальному наследию восхищали Стендаля и Гёте, посвятивших ему не одну страницу своих книг.

Что же касается копии фрески, Джузеппе Босси делал её на листах картона в натуральном размере для последующего изготовления мозаичного полотна. Картон был завершён Джузеппе Босси к 1810 году (ныне хранится в семейном замке династии Сфорца в Милане – Castello Sforzesco). Это был титанический труд для художника: он не выдержал перенапряжения сил, после окончания работы серьёзно заболел и вскоре скончался в возрасте 38 лет.

С копии фрески, исполненной Джузеппе Босси, римским специалистом по мозаике Джакомо Раффаэлли (Giacomo Raffaelli; 02.02.1753 – 11.10.1836) по заказу Наполеона Бонапарта к 1814 году была изготовлена мозаичная копия «Тайной вечери», но…

Но к тому времени Наполеону было уже не до выкупа заказанной им ранее работы. Однако неожиданную помощь оказал австрийский император Франц (Franz I. Joseph Karl; 12.08.1768 – 02.03.1835), который в 1810 году выдал свою дочь Марию-Луизу за Наполеона. Император Франц I выкупил мозаику и хотел было поместить её в своей венской резиденции – дворце Бельведер. Но для дворца она оказалась великовата, и тогда император подарил её общине ордена миноритов, к которой издавна принадлежали итальянцы, проживавшие в Вене. И ныне мозаичная копия Джакомо Раффаэлли находится в церкви Ордена миноритов в Вене. К этой крайне любопытной копии «Тайной вечери» Леонардо мы ещё вернёмся.

Ну, а дальше… Дальше наступил австрийский этап в попытках спасения от окончательного разрушения шедевра Леонардо да Винчи.

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

Мозаичная копия «Тайной вечери» работы Джакомо Раффаэлли
(Вена, церковь Ордена миноритов; фото 2009 года).

ИСТОЧНИКИ

Книжные публикации

  • Всеобщая история искусств в 6 т. Том 5. – М.: Искусство, 1962.

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

  • Куоги, Диего; исследование, посвящённое загадкам сюжета «Тайной вечери» (на итальянском языке): http://coltello.atspace.co.uk/;
  • Орден миноритов в Вене и копия «Тайной вечери» работы Джакомо Раффаэлли: http://vilavi.ru/sud/121209/121209.shtml

Поделиться в социальных сетях