МАРИЯ МАГДАЛИНА И ЕЁ СУПРУГ – ИИСУС ХРИСТОС. Часть 5



"Тайная вечеря": реставрации фрески в XIX - начале XX веков и судьба шедевра Леонардо в годы Второй мировой войны

«Совершенно невероятно, но Сильвестри использовал специальные горячо нагретые валики, с помощью которых он пытался прижать, “приклеить” к стене вздувшуюся на некоторых частях фрески Леонардо краску! Считается, что в ходе этих процедур значительная часть красочного слоя “Тайной вечери” была безвозвратно утрачена»

Продолжение. Читать начало.

После окончания эпохи наполеоновских войн, как известно, северная часть Италии – в том числе Милан – входила в состав Австрийской (позднее – Австро-Венгерской) империи вплоть до тех пор, пока в 1859 году Милан вместе со всей территорией Ломбардии не сверг австрийское правление и не вошёл в состав королевства Сардиния.

Австрийские власти проявили значительное внимание к вопросу сохранения «Тайной вечери» Леонардо, но увы – конечный результат всех этих усилий был, мягко говоря, достаточно скромным.

ЗАНОЙЯ, БАРЕЦЦИ И МЕТОД «STRAPPO»

Портрет Джузеппе Занойя. Бюст находится в одной из стенных ниш первого этажа миланского Палаццо Брера
(фото: Giovanni Dall’Orto).

Преемником Джузеппе Босси на посту секретаря миланской Академии изящных искусств Брера был Джузеппе Занойя (Giuseppe Zanoja; 19.01.1752 – 16.10.1817); Академию Занойя возглавлял с 1807 года и до своей смерти. Занойя родился в Генуе, откуда впоследствии переехал в Милан, где в 1776 году был рукоположен в сан священника. В истории мирового искусства Занойя остался как писатель, художник, скульптор; кроме того известно, что он увлекался театром, архитектурой и ораторским искусством.

Как пишет Джеффри Морсбург в своём эссе ««Трагическая история “Тайной вечери” Леонардо да Винчи» («The Troubled Story of Leonardo’s Last Supper»; глава «Неудачные попытки реставрации»), под руководством Джузеппе Занойя работала специально созданная комиссия, в задачу которой входило проведение серьёзных научных исследований, которые должны были дать ответ на вопрос, что же, в конце концов, надо предпринять для сохранения фрески Леонардо да Винчи.

В 1821 году к делу подключился Стефано Барецци (Stefano Barezzi; 16.11.1789 – 04.01.1859). Барецци профессионально учился живописи, в том числе – с 1812 года в Академии изящных искусства Брера в Милане. Однако до наших дней не дошло ни одного его оригинального живописного произведения. Впрочем, в истории живописи имя Барецци сохранилось в ином качестве: как одного из первых профессиональных реставраторов в современном понимании этого слова.

Известно, что к 1821 году, когда Стефано Барецци предпринял очередную попытку сохранения «Тайной вечери», он обладал большим авторитетом и уважением именно как специалист в области реставрации живописных полотен и фресок. Не углубляясь в технические детали, о методе Барецци можно сказать следующее. Он разработал технологию, согласно которой краска со стены (если речь шла о фреске) аккуратно переносилась на ткань, пропитанную специальным клеевым раствором, секрет которого Барецци так никому и не открыл. Краска как бы намокала, отслаивалась от стены и «прилипала» к ткани. После чего реставратор аккуратно переносил краску на новый «носитель»: доску или холст. Очевидцы утверждали, что метод Барецци был достаточно эффективным – после такого перенесения яркость и цельность красок на подвергнутой «транспортировке» картине или фреске оставалась практически идентичной.

Джеффри Морсбург замечает, что подобный метод перенесения живописного слоя с одной поверхности на другую (так называемый метод «Strappo»: «отрывать», «отдирать») к тому времени был уже известен в Венеции  – городе, в котором повышенная влажность создавала огромные проблемы даже для фресок, написанных с соблюдением всех необходимых технологических особенностей фресковой живописи. Метод «Strappo» позволял достаточно успешно переносить красочный слой хрупких живописных произведений, исполненных по фресковой технологии, со стен, на которых они были написаны.

Перед тем, как Стефано Барецци приступил к работе, пишет Джеффри Морсбург, двум другим художникам-реставраторам – Антонио де Антони (Antonio de Antoni) и Франческо Фиданца Барецци (Franceso Fidanza Barezzi) – было поручено очистить предназначенную для первого этапа работы центральную часть фрески Леонардо от грязи, пыли и прочих наслоений времени. В своей работе они использовали, в том числе, обычную воду, и «только потом, – замечает Джеффри Морсбург, – когда “дело было сделано”, они поняли, что фреска была написана темперой, часть красочного слоя которой они благополучно и смыли в процессе своей очистки! Сейчас практически невозможно сказать, что именно было уничтожено – красочный слой, нанесённый самим Леонардо да Винчи, или же более поздние слои краски, нанесённые реставраторами последующих эпох. Однако в наши дни высказывается предположение, что в процессе этой очистки были повреждены фигуры апостолов Иуды и Петра [они находятся слева от фигуры Иоанна-Магдалины – И.О.] – те самые, красочный слой на которых сегодня практически полностью отсутствует.

К сожалению, это был далеко не последний печальный эпизод в многочисленных попытках воссоздания творения Леонардо. Стефано Барецци попытался, как мог, ликвидировать нанесённый фреске ущерб. К счастью, ему не было разрешено реставрировать фреску целиком, и Барецци ограничился пространством около фигуры Иисуса Христа».

1850-е годы были временем большой реставрационной активности в монастыре Санта-Мария делле Грацие. Примечательно, что Стефано Барецци по-прежнему предпринимал попытки восстановления «Тайной вечери», выиграв в 1853 году очередной конкурс, объявленный Академией изящных искусств Брера.

Ну, а дальше, как это часто уже бывало в истории «Тайной вечери», в дело опять вмешались политические события: освободительное движение за объединение Италии, франко-прусская война 1870 года и т.п. Очередные попытки реставрации «Тайной вечери» были предприняты уже в ХХ веке.

ЛУИДЖИ КАВЕНАГИ И ОРЕСТЕ СИЛЬВЕСТРИ

На рубеже XIX и ХХ веков сильные мира сего вновь обратили своё внимание на печальное состояние «Тайной вечери». И вновь было принято решение о необходимости проведения очередных реставрационных работ. Джеффри Морсбург в своей работе (глава «“Тайная вечеря” и ХХ век») с должными на то основаниями полагает, что это решение было принято не без политической подоплёки. Дело в том, что на 1906 год в Милане было запланировано проведение очередной Всемирной выставки (сегодня это мероприятие более известно в англоязычном наименовании – «Expo»). Она и прошла в этом городе с 28 апреля по 31 октября.

Один из павильонов Всемирной выставки в Милане 1906 года.

Естественно, что подобного рода масштабные мероприятия всегда подталкивают политиков и общественных деятелей к осуществлению тех или иных глобальных затей, направленных на дополнительное извлечение моральной и материальной прибыли. В преддверии открытия выставки в Милане начались восстановительные работы ряда миланских памятников культуры с целью дополнительного привлечения в город туристов. А миланскому художнику и реставратору Луиджи Кавенаги (Luigi Cavenaghi; 08.08.1844 – 07.12.1918) было дано ответственное задание – в очередной раз предпринять попытку масштабной реставрации «Тайной вечери».

Кавенаги известен как художник-портретист, но истинную славу он обрёл именно в качестве одного из наиболее авторитетных специалистов в области реставрации живописи. Интересный факт: Луиджи Кавенаги был в числе экспертов, которые в декабре 1913 года подтвердили подлинность вновь обретённой после похищения картины Леонардо да Винчи «Джоконда», которая была украдена 21 августа 1911 года из Лувра работником музея – Луиджи Перуджа (похититель отозвался на объявление в одной из газет и предложил продать «Джоконду» директору флорентийской галереи Уффици).

Опознание картины Леонардо «Джоконда». Слева направо: Луиджи Кавенаги, искусствовед и историк Коррадо Риччи (Corrado Ricci) и директор галереи Уффици Джованни Поджи (Giovanni Poggi). Фото – Robert Vaucher (из французского издания «L’Illustration» от 20 декабря 1913 года).

Принцип Кавенаги-реставратора заключался в том, чтобы постараться сохранить именно оригинал, а не пытаться его приукрасить, сделав более привлекательным для досужей публики. Кавенаги в своей работе руководствовался тем, что реставрация должна помочь картине обрести подлинный, целостный и оригинальный вид. То есть она после реставрации должна была выглядеть максимально приближённой к замыслу художника – её создателя. Кавенаги также старался избавить реставрируемое им полотно от живописных наслоений более поздних лет, массы защитных слоёв, но при этом старался и не переусердствовать в деле очищения полотна от позднейших наслоений.

Луиджи Кавенаги работал над восстановлением «Тайной вечери» с 1901 по 1908 год. В течение нескольких месяцев он тщательно исследовал структуру росписи, и только после этого приступил к расчистке «Тайной вечери». Кавенаги, досконально изучив фреску Леонардо, пришёл к выводу, что да Винчи в качестве краски в основном использовал темперу, которую изготавливал на основе яичного желтка; масляные краски он хоть и использовал, но в гораздо меньшей степени. Помимо этого, Кавенаги пришёл к выводу, что от оригинальной росписи Леонардо на фреске осталось, в общем-то, не так уж и много.

Трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие
и фреска «Тайная вечеря» в 1900 году (фото –
Art Watch).

Кавенаги как можно тщательнее попытался очистить «Тайную вечерю» от слоёв краски, оставленных на фреске предыдущими поколениями реставраторов. Кроме того, он решил зафиксировать расчищенную роспись Леонардо, нанеся на поверхность фрески слой специального защитного лака с тем, чтобы оригинальная цветовая гамма да Винчи была сохранена, как говорится, по максимуму. Но в итоге этот защитный слой лака дал обратный эффект – когда он окончательно подсох, цветовая гамма фрески потемнела.

Что тут можно сказать? Невольно создаётся ощущение, что «Тайную вечерю» Леонардо преследовал злой рок. Ведь работа даже такого аккуратного, последовательного и профессионального реставратора, как Луиджи Кавенаги, особым успехом не увенчалась. Всего лишь через полтора десятилетия, вскоре после окончания Первой мировой войны, фреску вновь начали реставрировать.

Портрет Оресте Сильвестри – бюст работы итальянского скульптора и политика Леонардо Бистольфи (Leonardo Bistolfi; 15.03.1859 – 03.09.1933), Милан,
частная коллекция «Антониоли».

В 1924 году очередную попытку сохранения «Тайной вечери» предпринял Оресте Сильвестри (Oreste Silvestri; 05.09.1858 – 24.11.1936). Как и его отец – Карло – Оресте был художником, и в своё время обучался живописному мастерству в миланской Академии изящных искусств Брера. Сильвестри также был известен в качестве хорошего гравёра и реставратора. В истории живописи остался как пейзажист-импрессионист – его работы сегодня находятся во многих государственных и частных художественных собраниях разных стран.

Известно, что, работая в области реставрации живописных полотен, Сильвестри в значительной степени следовал методике, разработанной Луиджи Кавенаги, хотя был автором и собственных методов реставрации и консервации произведений живописи. Казалось бы, Оресте Сильвестри был вполне подходящим и достойным мастером-реставратором, но…

Но, и его реставрационные работы принесли «Тайной вечери» дополнительные утраты. Джеффри Морсбург в своём эссе (глава «“Тайная вечеря” и ХХ век») замечает, что в долгосрочной перспективе усилия Оресте Сильвестри оказались крайне разрушительными.

«Он также пытался очистить фреску Леонардо от более поздних наслоений с тем чтобы сохранить всё то, что осталось от работы да Винчи, – пишет Джеффри Морсбург. – В частности, Сильвестри использовал специальные фиксаторы, созданные на основе синтетических смол с тем чтобы, в целях предотвращения дальнейшего разрушения фрески, заполнить ими образовавшиеся на стене трещины. Материалы, созданные по аналогичной технологии, Сильвестри также использовал в качестве наружного, наносимого на фреску слоя с тем, чтобы как бы законсервировать её, предотвратить влияние на красочный слой фрески окружающей среды. При этом – что выглядит совершенно невероятным! – Сильвестри использовал специальные горячо нагретые валики, с помощью которых он пытался прижать, “приклеить” к стене вздувшуюся на некоторых частях работы Леонардо краску. Досконально не известно, какой урон такой реставрационный подход нанёс фреске да Винчи, но считается, что в ходе этих процедур значительная часть красочного слоя была безвозвратно утрачена».

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

В годы, когда Италию возглавлял Бенито Муссолини, проводились регулярные обследования состояния фрески. В 1930-х годах эксперты зафиксировали, что на поверхности «Тайной вечери» вновь начали проявляться большие мокрые пятна, вызванные влажным климатом Милана, о чём уже было сказано ранее. Также было зафиксировано и естественное следствие повышенной влажности – на многих фрагментах работы Леонардо краска вновь стала шелушиться и отделяться от поверхности стены.

«Тайную вечерю» готовят к налётам авиации, фото из книги «Война против искусства» («La Guerra contro l’arte», Милан, издательство «Domus», 1944).

Годы Второй мировой войны – отдельная, трагичная страница в истории «Тайной вечери». Так как фашистская Италия являлась союзником гитлеровской Германии, её территория периодические подвергалась военно-воздушным налётам авиации союзников. Милан – как сегодня, так и в 1940-х годах – являлся одним из промышленных центров Италии. По этой причине город часто бомбили.

Пытаясь хоть как-то защитить фреску да Винчи от возможного попадания авиационных бомб, возле северной стены монастыря, на котором находилась роспись Леонардо, было возведено нечто вроде щита. «Тайную вечерю» укрыли брезентом, мешками с песком. Мешки, в свою очередь, поддерживались деревянными щитами и металлическими конструкциями.

Эти предосторожности оказались не лишними. Во время одной из бомбардировок Милана, которая произошла 15 августа 1943 года, трапезная монастыря была практически полностью разрушена, но стена с фреской уцелела!

Санта-Мария делле Грацие: вид сверху. Трапезная с «Тайной вечерей» находится
в правой части большого внутреннего двора монастыря.

После бомбардировки 15 августа 1943 года: разрушенная стена церкви Санта-Мария делле Грацие и большой внутренний двор монастыря.

После бомбардировки 15 августа 1943 года: разрушенная трапезная
монастыря Санта-Мария делле Грацие.

После бомбардировки 15 августа 1943 года: разрушенная трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие. Прямо впереди – северная стена трапезной
с конструкциями, защищающими «Тайную вечерю».

После бомбардировки 15 августа 1943 года: разрушенная трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие. Справа – северная стена монастыря с конструкциями, защищающими «Тайную вечерю» после частичной расчистки завалов. Фото из книги Линн Николас (Lynn. E. Nicholas) "Похищение Европы. Третий Рейх, Вторая мировая война и судьба сокровищ Европы" ("The Rape of Europa: The Fate of Europe's Treasures in the Third Reich and the Second World War", 1994).

Мешки с песком, конечно же, защитили «Тайную вечерю» от осколков бомб. Впрочем, как не без должных на то оснований полагали многие эксперты, вибрация, вызванная массированными бомбардировками, могла оказать крайне негативное влияние на кирпичную кладку стены и, следовательно, на состояние фрески. Не говоря о том, что пока не было восстановлено здание трапезной, шедевр Леонардо да Винчи несколько месяцев находился практически под открытым небом.

Состояние фрески было настолько удручающим, что два года спустя после окончания боевых действий в Европе, не смотря на послевоенные трудности, итальянские власти нашли средства для очередной реставрации фрески, которую в два захода осуществил Мауро Пелличоли.

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

  • Кавенаги, Луиджи; фотографии:

http://www.scuolaartecastellosforzesco.it/storia.html;

http://www.gutenberg.org/files/33489/33489-h/33489-h.htm;

Поделиться в социальных сетях