МАРИЯ МАГДАЛИНА И ЕЁ СУПРУГ – ИИСУС ХРИСТОС. Часть 6



«Тайная вечеря» да Винчи в XX веке: масштабная, но неудачная попытка реставрации, предпринятая Мауро Пелличоли

«По весьма осторожным оценкам Мауро Пелличоли, из всего того, что многочисленные посетители могли видеть на стене монастыря Санта-Мария делле Грацие и того, что называлось фреской “Тайная вечеря” работы да Винчи, кисти самого Леонардо могло принадлежать в лучшем случае на 30%»

Продолжение. Читать начало.

Джеффри Морсбург в своём эссе «Трагическая история “Тайной вечери” Леонардо да Винчи» («The Troubled Story of Leonardo’s Last Supper»; глава «“Тайная вечеря” и ХХ век») пишет, что Мауро Пелличоли приступил к восстановлению «Тайной вечери» в 1947 году под общим руководством Фернанды Видженс.

Фернанда Видженс (Fernanda Wittgens; 03.04.1903 – 12.07.1957) была очень известным итальянским администратором в области искусства. Достаточно сказать, что в 1941 году она возглавила миланскую галерею Брера, став первым в её истории директором-женщиной, а после войны принимала самое деятельное участие в восстановлении музеев и других объектов культуры в на севере Италии, в Ломбардии.

Любопытный факт: Фернанда Видженс выдвинула безусловно новаторский для своего времени тезис о том, что музеи в современном обществе не должны представлять собой этакое собрание древностей, закостенелый архив. Наоборот – они должны максимально соответствовать духу меняющегося времени с тем, чтобы для современных людей жизнь их предшественников, представленная в музейных собраниях, была ближе и понятнее.

МАУРО ПЕЛЛИЧОЛИ: КРАКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Мауро Пелличоли, фото 1963 года.

Мауро Пелличоли (Mauro Pellicioli; 15.01.1887 – 02.02.1974) к тому моменту, безусловно, был едва ли не самым известным художником-реставратором Италии. Уроки живописи он начал брать ещё в 10-летнем возрасте. Впоследствии много учился. В том числе – в 1910-х годах присутствовал на семинарах Луиджи Кавенаги. В качестве художника-реставратора с 1911 года начал практиковать в Бергамо, Брешии и Вероне. После участия в Первой мировой войне продолжил свою профессиональную карьеру.

В 1938 году вместе с авторитетнейшим историком искусства и специалистом в области теории реставрации – Чезаре Бранди (Cesare Brandi; 08.04.1906 – 19.01.1988) – стоял у истоков создания «Центрального института реставрации» («Istituto Centrale del Restauro») в Риме.

Как реставратору Мауро Пелличоли поручались более чем ответственные работы по восстановлению фресок Мантеньи, Джотто, картин Перуджино, Рафаэля и многих других гениальных живописцев эпохи Возрождения. Почти 40 лет Пелличоли работал в тесном сотрудничестве с галереей Брера, выполнял многочисленные реставрационные работы для частных коллекций. Пелличоли по праву считается основателем современных реставрационных школ Испании и Венгрии, а среди его многочисленных учеников были студенты из Швейцарии, Германии, Чехословакии, Болгарии, Англии, Аргентины.

Во многих биографических данных Мауро Пелличоли сообщается, что над восстановлением фрески «Тайная вечеря» он работал в 1951-1953 годах. Джеффри Морсбург в своём эссе пишет, что Пелличоли в первый раз над реставрацией шедевра Леонардо работал в 1947-1949 годах, вернувшись к работе повторно в 1952-1954 годах. Но в нашем случае интересны не эти расхождения.

Фактом остаётся то, что работа даже такого признанного мастера и авторитета, каким был Мауро Пелличоли, дала половинчатый и весьма кратковременный результат – уже к началу 1970-х годов состояние «Тайной вечери» было столь печальным, что стало ясно: необходимо проведение новых, ещё более масштабных и дорогостоящих реставрационных работ.

Полууспех работы Пелличоли был вполне объясним: он столкнулся с той же самой проблемой, что и его многочисленные предшественники, начиная, строго говоря, с создателя фрески – влажный конденсат накапливался в кладке стены, разрушая то, что осталось от живописи да Винчи, и никто пока ещё не нашёл способа избавления от коварной влаги.

ПОЛОВИНЧАТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МАУРО ПЕЛЛИЧОЛИ

Начало реставрационных работ фрески, предпринятых Мауро Пелличоли, была не без помпы охарактеризована итальянскими властями как величайшее предприятие, аналогов которого в истории искусства и реставрации ранее ещё не было.

Внимательное исследование состояния «Тайной вечери», осуществлённое Пелличоли перед началом его масштабной работы, привело мастера в состояние самого настоящего шока. Как утверждает Джеффри Морсбург, Мауро Пелличоли, будучи весьма вспыльчивым по характеру человеком, тогда в сердцах даже заявил, что работа Леонардо да Винчи в предшествующие годы была самым настоящим образом «разрушена толпой дебилов».

Как замечает Джеффри Морсбург, в своей работе Мауро Пелличоли использовал фотографию копии леонардовской «Тайной вечери» работы одного из учеников да Винчи – Андреа Солари (Andrea Solari (Solario); 1460–1524), сделанную им в 1510-1514 годах для монастыря Санта-Мария делле Грацие размером 338 на 674 сантиметров. Копия Солари, выполненная как настенная фреска, впоследствии была перенесена со стены на холст. Во время бомбардировки Милана в августе 1943 года она была уничтожена, но сохранилась её фотография, выполненная с большим разрешением. Её-то и использовал Мауро Пелличоли.

Фотография копии «Тайной вечери» Леонардо работы Андреа Солари. Фото сделано ориентировочно в 1920-х годах, негатив хранится в фотоотделе «Библиотеки Беренсон» (Biblioteca Berenson) Центра по изучению искусства эпохи итальянского Возрождения Гарвардского университета (The Harvard University Center for Italian Renaissance Studies).

Изучая состояние фрески, Пелличоли пришёл к выводу, что его предшественники, пытаясь стабилизировать состояние «Тайной вечери» и не допустить дальнейшего её разрушения в результате воздействия влажности, использовали разнообразные лаки и клеи. Но практически все эти вещества являлись в той или иной степени водорастворимыми. Следовательно, они не могли препятствовать влиянию на живописный слой фрески со стороны как накапливавшегося в стене влажного конденсата, так и атмосферной влаги.

Мауро Пелличоли и члены его команды, как пишет Джеффри Морсбург, попытались в целях стабилизации состояния «Тайной вечери» использовать новый, появившийся к тому времени материал – искусственный шеллак (schellak). Не углубляясь в излишние подробности, замечу, что шеллак – это своего гибрид между натуральной смолой, лаком и гелем, который сегодня чрезвычайно широко используется в косметической промышленности (к примеру, в качестве основы лака для ногтей). Первый аналог этого водонерастворимого вещества в 1930-х годах разработал один из основателей ныне всемирно известной косметической компании «Revlon» (основана в 1932 году) – Чарльз Ревсон (Charles Haskell Revson; 11.10.1906 – 24.08.1975).

Мауро Пелличоли за работой.

Суть метода Мауро Пелличоли, замечает Джеффри Морсбург, заключалась в формуле, которая в его устах выглядела примерно так: «чистить, чистить и чистить до тех пор, пока вы не достигнете слоёв краски, нанесённых самим Леонардо». В итоге ему удалось в значительной степени освободить фреску да Винчи от многочисленных наслоений (и – не только наслоений краски) предыдущих эпох, и сделать «Тайную вечерю» не такой тёмной, каковой она была до начала его реставрационных работ. При этом, Пелличоли не стал удалять абсолютно всё, что, как показывали его исследование фрески, не принадлежало кисти Леонардо да Винчи.

Любопытно и то обстоятельство, что по весьма осторожным оценкам Мауро Пелличоли, из всего того, что многочисленные посетители могли видеть на стене монастыря Санта-Мария делле Грацие и что называлось «Тайной вечерей» работы да Винчи, кисти самого Леонардо могло принадлежать в лучшем случае на 30%.

Позволю себе ещё одну цитату из работы Джеффри Морсбурга «Трагическая история “Тайной вечери” Леонардо да Винчи» (глава «“Тайная вечеря” и ХХ век»), в котором он как бы подводил итог усилий Мауро Пелличоли и его предшественников: «Казалось, что после работы над фреской Леонардо каждого последующего реставратора всё более укреплялось осознание достаточно простого факта: многочисленные почитатели “Тайной вечери” как своего рода иконы европейской художественной культуры эпохи Возрождения, на самом деле, имели весьма смутное представление о том, как в оригинале выглядела работа да Винчи. Фреска, известная всему миру по многочисленным репродукциям, фактически, представляла собой своего рода фиксацию усилий по сохранению творения Леонардо, предпринимавшуюся очередным реставратором в разные годы, начиная от эпохи барокко и заканчивая ХХ веком.

Во многом связано это было с тем, что комплексно не рассматривались условия, в которых фреска жила и которые, собственно, и приводили к её всё большему разрушению.

К началу 1970-х годов детальное изучение “Тайной вечери” показывало, что её поверхность являет собой нечто, напоминающее лунный пейзаж. Многие фрагменты фрески выглядели как своего рода забелённые квадраты, на которых в самых общих черта угадывалось то, что осталось от руки Леонардо да Винчи.

Можно сказать, что внешне фреска выглядела крайне беспорядочно и хаотично. Плюс – многочисленные эксперты всё больше и больше склонялись к выводу, что остатки от подкрасок, подчисток и реставраций прежних времён в итоге лишь ухудшили состояние “Тайной вечери”. Вполне естественно, что поднялся очередной крик на тему, что надо как можно скорее сделать что-то, чтобы спасти шедевр Леонардо».

Очередной этап «возрождения» работы Леонардо да Винчи начался в 1978 году и продолжался он без малого 21 год…

«Тайная вечеря»: плачевное состояние шедевра Леонардо
в середине 1970-х годов (фото 1975 года).

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

Поделиться в социальных сетях