ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТЕОРИТ – ЧТО ЭТО БЫЛО? Часть 11



Морской радар «Sea-Based X-Band Radar-1» («SBX-1»): уникальный объект с весьма подозрительными характеристиками

«Наблюдатели полагают, что во время японского землетрясения 11 марта 2011 года радарная платформа вполне могла оказаться “в нужном месте и в нужное время”. Где находился радар 15 февраля 2013 года неизвестно. Зато известно, что первой “челябинский метеорит” заметила станция, возможно, имевшая отношение к программе “HAARP”»

Продолжение. Читать часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.

В 2006 году в США вошёл в строй, прямо скажем, необычный объект. Его полное наименование звучит так: самоходный радар морского базирования сантиметрового диапазона «Sea-Based X-Band Radar-1» («SBX-1»). Официально было заявлено, что радар предназначен для нужд военно-морского флота США и предназначен, главным образом, для отслеживания запусков ракет потенциального противника и координации действий кораблей ВМФ США и авиации ВВС Соединённых Штатов.

Естественно, что конспирологически настроенная общественность тут же предположила, что, помимо чисто военных целей, радар, безусловно, будет использоваться и как мобильная haarp-станция, ибо основным компонентом «SBX-1» является огромная антенна с фазированной решёткой.

МОБИЛЬНЫЙ «HAARP»?

О морском радаре «SBX-1» в русскоязычной части Интернета можно найти информацию, хотя её и не так много. При этом сам объект настолько интересен, что я решил дополнить рассказ о нём из англоязычных источников: интернет-энциклопедии «Википедия» и небольшой, 20-страничной брошюры, одобренной для публикации 15 мая 2008 года (08-MDA-3447) Агентством противоракетной обороны (Missile Defence Agency; MDA) Минобороны США – «Краткая история создания морского радара X-Band Radar-1» («A Brief History of the Sea-Based X-Band Radar-1»).

Морской радар «Sea-BasedX-BandRadar-1» («SBX-1») сегодня.

Габариты этого сооружения и в самом деле впечатляют.

Водоизмещение – порядка 50 000 тонн.

Длина – 119 метров.

Ширина –  73 метра.

Высота (от киля до верхней точки обтекателя радара) – 85 метров. Для наглядности представьте себе три стандартных панельных 9-этажных дома, поставленных друг на друга – и вы по достоинству оцените общую высоту морского радара.

Осадка – порядка 10 метров в походном положении и около 30 метров – в развёрнутом.

Максимальная скорость – до 8 узлов (15 км./час).

Экипаж (включая гражданских специалистов) – до 85 человек.

25 апреля 2003 года: голландский океанский буксир «SmitWijs» начинает транспортировку платформы из Норвегии в США через Атлантический океан.

Изначальная стоимость проекта составляла $ 900 миллионов; модернизация 2011 года обошлась в $ 27 миллионов; ежегодные затраты на содержание объекта, запрашиваемые Агентством противоракетной обороны на период 2013-2017 годов – $ 9,7 миллионов.

Основным подрядчиком по сооружению морского радара выступила корпорация «Boeing». Сам проект стартовал в январе 2003 года: тогда у норвежской судостроительной компании «Moss Maritime» (ныне входит в состав оффшорной компании «Saipem») за $ 45 миллионов была куплена самоходная полупогружающаяся нефтяная платформа-катамаран CS-50 («Moss Sirius») водоизмещением 50 000 тонн. Изначально платформа предназначалась для нефтедобычи на шельфе Северного моря. Любопытно, что платформа была построена в 2001 году на российской Выборгской судоверфи, у которой, в свою очередь, её и приобрела норвежская компания «Moss Maritime».

30 мая 2003 года: буксировка платформы CS-50 в канал судоверфи
«
Keppel AmFELS» (г. Браунсвилл, штат Техас).

Интересно ещё одно обстоятельство. Исходя из названия морского радара («SBX-1») внимательными наблюдателями делались выводы, что он будет первым, но не последним в своём роде. И в самом деле, из масс-медиа США известно, что по состоянию на начало 2007 года на верфях российского города Северодвинск строилось, по меньшей мере, ещё три аналогичных платформы-катамарана, но впоследствии они были использованы именно для нефтедобычи. А 11 мая 2011 года полковник Марк Арн (Mark Arn), один из кураторов проекта создания и дальнейшей эксплуатации морского радара от Агентства противоракетной обороны, заявил, что морской радар «SBX-1» будет единственным, и планов по строительству его «собратьев» у Агентства не имеется.

Платформа – на верфях техасской компании «Keppel AmFELS»
(на заднем плане – берег Мексики, фото от 6 апреля 2004 года).

Переоборудование платформы CS-50 осуществлялось в несколько этапов.

На первоначальном этапе  на судостроительной верфи компании «Keppel AmFELS» в городе Браунсвилл (Brownsville, США, штат Техас), на самой границе с Мексикой.

Платформа CS-50 на верфях техасской компании «Keppel AmFELS»:
завершение первой стадии работы (фото от 13 октября 2004 года).

Далее работы продолжились на судостроительной верфи компании «Kiewit Offshore Services», расположенной неподалёку – в городе Инглсайд (Ingleside), около морского порта Корпус-Кристи (Corpus Christi), на юге штата Техас.

Фото от 25 апреля 2005 года: на платформе монтируется модуль с радиолокационной станцией. Монтаж осуществлялся на верфи компании «Kiewit Offshore Services» с помощью кранов, грузоподъёмностью до 13 000 тонн.

Разработкой радиолокационной станции и её сборкой по контракту с корпорацией «Boeing» занималась компания «Raytheon Integrated Defense Systems» в лице своего подразделения – «Integrated Defense Systems».

Специалисты по сборке и монтажу радара – на фоне своего детища
в верфи компании
«Kiewit Offshore Services»,
фото от 15 октября 2004 года.

Поставкой оборудования для системы спутникового наведения и монтажом прочих систем уже на платформе CS-50 осуществляла, также по контракту с корпорацией «Boeing», компания «Harris Corporation», которая, помимо прочего, поставила и смонтировала оборудование спутниковой системы связи с наземными пунктами управления. Контракт между «Boeing» и «Harris Corporation» был заключён 17 сентября 2003 года на сумму $ 7,7 миллионов.

Как следовало из заявлений представителей Пентагона, морской радар должен был стать одним из ключевых элементов системы противоракетной обороны США – Ground-based Midcourse Defense system (GMD). Предназначение системы –  обнаружение вражеских боеголовок и высокоточное наблюдение за ними.

Сама радиолокационная установка весит около 2 000 тонн.

Завершение монтажа корпуса-обтекателя радиолокационной антенны специалистами компании «Kiewit Offshore Services» (фото от 15 мая 2005 года).

Сам корпус-обтекатель весит без малого 8,2 тонны, его высота над палубой – 32 метра, диаметр – 36,6 метра. Обтекатель изготовлен из высокотехнологичных синтетических материалов и способен выдерживать порывы ветра до 130 миль в час (в метрической системе мер – до 240 км./час, или – почти до 67 метров в секунду). Его форма поддерживается, в том числе, за счёт повышенного давления внутри купола.

Потребляемая мощность радара оценивается в 1МВт.

1 июля 2005 года: морской радар «SBX-1» отправляется на первые ходовые испытания. На переднем плане – жилой район города Корпус-Кристи.

Директор Агентства противоракетной обороны, генерал-лейтенант Трей Оберинг (Lt. Gen Trey Obering), говоря о характеристиках морского радара, заметил: «SBX-1» способен заметить объект размером с бейсбольный мяч на расстоянии до 4 700 км.

Преимуществом системы перед стационарными радарами (их радиус действия ограничен кривизной поверхности Земли) является то, что радар установлен на самоходной платформе, и может быть оперативно передислоцирован в точку, где требуется усиление противоракетной обороны.

Радиолокационная антенна морского радар «Sea-BasedX-BandRadar-1»:
так она выглядит под корпусом-обтекателем.

Сама РЛС имеет площадь 384 кв. метра. Порядка 45 000 твердотельных приёмопередатчиков (по другим данным – 22 000; 2/3 от проектного количества; дополнительные модули могут быть установлены при необходимости), смонтированы на плоской восьмиугольной пластине, способной вращаться на 270 градусов в обе стороны, а также менять угол наклона в диапазоне от 0 до 85 градусов. Конструктивно радар выполнен в виде так называемой фазированной антенной решётки и использует 69 632 многосекционных цепи, предназначенных для получения, усиления и передачи сигнала. Заказчики радара из Пентагона в своё время выражали надежду, что РЛС, которая будет работать в сантиметровом диапазоне, сможет с большой точностью отличать реальные боеголовки от ложных целей на промежуточном участке траектории их полёта.

18 ноября 2005 года: морской радар «SBX-1» на борту
голландского полупогружного транспортного судна «Blue Marlin»
выходит в Мексиканский залив.

В ноябре 2005 года морской радар «SBX-1» на палубе голландского полупогружного океанического транспортного судна «Blue Marlin» отправился в порт приписки на Аляску – на остров Адак (Adak), входящем в группу Алеутских островов. Транспортировка прошла вокруг Южной Америки.

«SBX-1» предназначен для обнаружения и слежения за космическими объектами, в том числе – высокоскоростными и малогабаритными, а также выработки данных для формирования целеуказаний. По заявлению разработчиков радара, станция обладает высокой избирательной способностью и помехоустойчивостью, она способна эффективно «отсеивать» многочисленные ложные цели, выставляемые из боевых частей баллистических ракет и призванных скрыть настоящие боеголовки.

18 декабря 2005 года: «SBX-1» на борту «Blue Marlin» проходит западную часть Магелланова пролива. Впереди – Тихий океан.

Станция также обладает возможностью проводить оценку результатов применения ракет-перехватчиков по боеголовкам баллистических ракет противника и, в случае неудачного исхода, выдавать команду на повторное применение средств противоракетной обороны. Мобильная станция SBX является дополнением станции-прототипа XBR стационарного наземного базирования.

Радар «SBX-1» является составной частью программы эшелонированной противоракетной обороны (Ballistic Missile Defense System; BMDS) Агентства противоракетной обороны США. Помимо прочих задач, радар также способен отслеживать запуски ракет среднего и малого радиуса действия, направленных потенциальными противниками на США. В этом деле «SBX-1» интегрирован с системами противоракетной обороны, расположенными на базе ПРО «Форт-Грили» («Fort Greely») на Аляске и базой ВВС США «Ванденберг» («Vandenberg Air  Force Base») в Калифорнии.

9 января 2006 года: «SBX-1» прибывает на военно-морскую базу «Перл-Харбор» на Гавайских островах. Фото старшины 2 класса ВМФ США Райана МакГинли
(
Petty Officer 2nd Class Ryan C. McGinley, U.S. Navy).

9 января 2006 года на борту голландского судна «Blue Marlin», преодолевшего более 27 000 километров от побережья штата Техас, морской радар «Sea-Based X-Band Radar-1» прибыл на тихоокеанскую военно-морскую базу ВМФ США «Перл-Харбор». Там в течение трёх месяцев «SBX-1» проходил дополнительную оснастку, испытания и официальную приёмку, получив классификационный номер 8765412 «Американского бюро судоходства» («American Bureau of Shipping»; ABS).

На сегодня «SBX-1» считается самым сложным в мире электромеханическим управляемым радаром сантиметрового диапазона.

31 марта 2006 года: морской радар «SBX-1» перед отбытием с базы Перл-Харбор.

Есть сведения о том, что среди американских военных и правительственных функционеров нет однозначной точки зрения относительно нового морского радара. Белорусский интернет-портал «Энциклопедия кораблей» по этому поводу, к примеру, замечал: «Действующие военные США уклоняются от комментариев, однако Филипп Койл, секретарь Министра обороны США во время президентства Билла Клинтона (1994 – 2001 г.г.), полагает, что данная разработка – пустая трата денег, так как на разработку “SBX” потрачено без малого миллиард долларов, однако морские штормы, солёная вода и постоянные ветры в океане будут крайне неблагоприятно действовать на сверхчувствительные приборы новинки. Кроме того, Койл говорит, что такую разработку было бы лучше вообще разместить где-нибудь в тихой горной местности, а не в океане».

31 марта 2006 года: буксирное судно «Dove»
выводит морской радар «
SBX-1» из залива базы «Перл-Харбор».

31 марта 2006 года «SBX-1» своим ходом отправился на зимовку на остров Адак, который входит в группу Алеутских островов. Портом приписки морского радара является база в заливе Кулук (Kuluk Bay), где для его швартовки в 2007 году была установлена специальная система, состоящая из восьми 75-тонных якорей, закреплённых в морском дне, которая обошлась в $ 26 миллионов.

Общий вид на залив Кулук, фото от 16 октября 2006 года.

Топливные баки платформы содержат 1,8 миллиона галлонов дизельного топлива, или, в метрической системе мер, – 6 813 000 литров (6 813 тонн). В автономном режиме, без дозаправки топливом и дополнительного подвоза продовольствия, команда и научный персонал морского радара «SBX-1» способны работать 60 дней. На платформе имеется командный мостик, помещения для проживания людей, склады для хранения продовольствия и ёмкости для воды, вертолёт и вертолётная площадка.

Платформа имеет собственную энергетическую установку, которая состоит из шести 12-цилиндровых дизельных генераторов производства корпорации «Caterpillar» мощностью 3,6 МВт каждый. В перспективе их число планируется увеличить до восьми. Генераторы расположены в двух отсеках, сосредоточенных, соответственно, на правом и левом борту платформы. Электросистема «SBX-1» спроектирована со значительным запасом: даже если генераторы, расположенные на одном из бортов, полностью выйдут из строя, платформа сохранит возможность продолжать работать. Максимальная единовременно потребляемая всех установок и систем жизнедеятельности платформы сегодня составляет порядка 12 МВт.

Маршруты в Тихом океане, по которым морской радар «SBX-1»
передвигался в 2007 году.

Изначально считалось, что «SBX-1» будет базироваться на базе острова Адак, в Беринговом море, откуда будет отслеживать гипотетически возможные пуски ракет из КНДР и КНР в направлении США. Вместе с тем, технические возможности радара дают ему возможность держать под наблюдением весь тихоокеанский бассейн.

С 23 июня 2009 года местом реальной приписки «SBX-1», фактически, стала база «Перл-Харбор» на Гавайских островах, куда платформа была перемещена с целью отслеживания потенциальных запусков северокорейских ракет. В 2009-2010 годах радар провёл в походах 396 дней подряд.

Последние сведения о перемещениях морского радара «SBX-1» относятся ко 2 апреля 2013 года. Тогда, в связи с обострением обстановки вокруг северокорейских ракетных испытаний, телекомпания «CNN» передала в своём эфире сюжет под названием «США направляют радар морского базирования для наблюдения за Северной Кореей» («U.S. moves warship, sea-based radar to watch North Korea»).

«SBX-1» в принципе очень мало времени проводит как на базе приписки на острове Адак (где его практически никто и не видел), так и на базе «Перл-Харбор» на Гавайях, и в основном курсирует по акватории Тихого океана, выполняя задачи по отслеживанию выпущенных баллистических ракет.

Конспирологически настроенные наблюдатели полагают, что во время японского землетрясения 11 марта 2011 года радарная платформа вполне могла оказаться «в нужном месте и в нужное время». И хотя официальных подтверждений о возможной причастности «SBX-1» к этому событию, конечно же, нет (и быть не может), тем не менее, известно следующее. В мае 2011 года радар «SBX-1» прибыл на верфи судостроительной компании «Vigor Shipyard» в Сиэтле, где в течение трёх месяцев, по август того же года, осуществлялся ремонт и модернизация платформы. Работы обошлись корпорации «Boeing» в $ 27 миллионов.

Где находился радар 15 февраля 2013 года, когда в небе над Челябинской областью взорвался метеороид – неизвестно. Зато известно, что первым челябинское «метеорное тело» заметила станция, которая, вполне возможно, имеет отношение к программе «HAARP».

«SBX-1» на дежурстве в холодных водах Берингова моря, на севере от порта приписки на острове Адак (фото 12 февраля 2007 года).

(Читать продолжение)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

Share this post for your friends:

Friend me: