«НЕУСТАНОВЛЕННЫЕ ЛИЦА НЕЗАКОННО ВОЗМЕСТИЛИ». Часть 3



Кто может быть заинтересован в аресте саратовского предпринимателя Олега Фильченкова?

«Что общего может быть между холдингом “Солнечные продукты”, майонезом и “делом Фильченкова”? Ответ прост: для производства майонеза одним из важнейших ингредиентов является куриное яйцо, а агрохолдинг, возглавляемый Олегом Фильченковым, сегодня – крупнейший производитель куриного яйца в Саратовской области»

Продолжение. Читать часть 1, часть 2.

Без малого через месяц после задержания Олега Фильченкова в Саратове произошло крайне странное событие. «Делом Фильченкова» озаботились чиновники правительства Саратовской области – редчайший случай в подобного рода ситуациях! Зампред областного правительства Александр Соловьёв в феврале 2013 года сделал крайне странное заявление, если не сказать больше: его заявление выглядело, по меньшей мере, двусмысленно.

«МЫ ВРЯД ЛИ ПОВЛИЯЕМ НА ЭТОТ ПРОЦЕСС…»

19 февраля 2013 года информационное агентство «СаратовБизнесКонсалтинг» распространило новость, которая называлась так: «Правительство будет поддерживать предприятия арестованного хозяина “Черчилля”». В сообщении, в частности, были приведены слова одного из зампредов областного правительства: «Арест предпринимателя, в агропромышленный комплекс которого входят 5 птицефабрик, вызвал озабоченность в правительстве Саратовской области. Зампред правительства Александр Соловьёв назвал ситуацию тревожным сигналом: “Нас беспокоит само производство и работа птицефабрик” […]. По словам Соловьёва, пока на предприятиях комплекса Фильченкова “всё в порядке”.

Зампред заверил, что правительство будет помогать фабрикам и уберегать их от закрытия, чтобы люди не остались без работы. “Но, если группа компаний собственников примет решение закрыть предприятия, мы вряд ли повлияем на этот процесс”, – прокомментировал ситуацию Александр Соловьёв. Зампред заявил, что пока об уменьшении объёмов производства или сокращении работников речи не идёт».

Заместитель Председателя правительства Саратовской области
по сельскому хозяйству Александр Соловьёв.

Вопрос: почему Александр Соловьёв высказал предположение, что собственники группы компаний, возглавляемой Олегом Фильченковым, могут принять решение о закрытии птицефабрик? Быть может, у него имелась некая инсайдерская информация, о которой он предпочёл не распространяться?

Предположения и гипотезы, конечно же, можно строить самые разнообразные, но давайте для начала подробнее приглядимся к фигуре Александра Соловьёва. В случае с «делом Фильченкова» это будет явно не лишним.

Напомню, что в состав областного правительства Александр Соловьёв вошёл в апреле 2012 года. Наименование его должности полностью звучит так: заместитель Председателя правительства Саратовской области по сельскому хозяйству. До этого он трудился в федеральном правительстве в должности заместителя министра сельского хозяйства РФ, куда, в свою очередь, в августе 2011 года попал из кресла депутата Государственной Думы ФС РФ. А в Госдуме Соловьёв, в свою очередь, оказался по результатам выборов депутатов ГД  2007 года по региональному партсписку «Единой России». Причём, в Госдуме Соловьёв, весьма неожиданно для многих, вошёл в состав Комитета по аграрным вопросам.

Но ещё до начала своей впечатляющей партийно-номенклатурной карьеры, Александр Соловьёв был известен как достаточно крупный предприниматель  Балаковского района Саратовской области.

Известно, что вместе со своим братом Владимиром (Владимир Александрович Соловьёв уже второй созыв подряд, с декабря 2007 года, является депутатом Саратовской областной Думы) Александр Александрович был владельцем птицефабрики «Балаковская». Так что «куриному бизнесу» зампред Соловьёв не чужд. О некоторых особенностях руководства фабрикой братьями Соловьёвыми в своё время рассказывал саратовский еженедельник «Резонанс» (№ 30 (78) от 10.08.2011 г., статья «Соловьёв взял новую высоту. Депутат Госдумы стал заместителем федерального министра»).

Скриншот части текста статьи «Соловьёв взял новую высоту…» с интернет-сайта саратовского еженедельника «Резонанс» (№ 30 (78) от 10.08.2011 г.).

Применительно к «делу Фильченкова» непонятно вот что. Александр Соловьёв формально выразил обеспокоенность областного правительства относительно ситуации, сложившейся вокруг агропромышленного холдинга, заметив, что правительство будет помогать фабрикам и уберегать их от закрытия, чтобы люди не остались без работы. Это-то понятно.

Но с чего, повторюсь ещё раз, зампреду Соловьёву пришла в голову идея, будто владельцы агрохолдинга «РосагроСаратов» могут принять решение о закрытии предприятий, входящих в эту бизнес-структуру? Почему именно закрыть, а, к примеру, не продать?

Небольшое наблюдение.

Когда я вывешивал текст этой публикации на conspirology.ru – 17 мая 2013 года – с момента соловьёвского заявления прошло три месяца. За это время ни о какой помощи холдингу Олега Фильченкова со стороны правительства Саратовской области и лично А.А. Соловьёва известно не стало. Отсюда – вывод: либо в холдинге Фильченкова и без помощи областных чиновников – слава тебе, Господи! – дела идут неплохо; либо Александр Соловьёв изначально, скажем так, лукавил: никакой помощи оказывать и не предполагалось, а своё заявление сельхоззампред сделал с совершенно иной целью – И.О.

Посмотрим на ситуацию под иным углом зрения. Крупный чиновник областного правительства говорит, что владельцы агрохолдинга могут принять решение о закрытии входящих в его состав предприятий. Какую реакцию эта «новость» может вызвать у сотрудников агрохолдинга и работников входящих в его структуру птицефабрик? Какую реакцию эта «новость» может вызвать у смежников, дилеров и прочих бизнес-партнёров агрохолдинга? Ответы напрашиваются очевидные.

Может быть, зампред Соловьёв просто-напросто ляпнул эти слова, как говорится, «не подумавши»? Тогда получается, что Соловьёв – дурак. Потому что заявления подобного рода запросто могут дестабилизировать ситуацию как в самом агрохолдинге, так и, условно говоря, в его «окрестностях». А раз так, то почему дурак занимает столь высокую должность в региональном правительстве? Правда, зампред Соловьёв впечатление дурака не производит.

Может быть, зампред Соловьёв вполне осознанно «проговорился» о возможности закрытия птицефабрик, входящих в структуру ОАО «Саратов-Птица»? Но в таком случае получается, что экспромт зампреда Соловьёва был заранее заготовленной импровизацией. А сам заместитель Председателя правительства Саратовской области по сельскому хозяйству играет вполне конкретную роль в пьесе под названием «Дело Фильченкова».

Но какова может быть роль Александра Соловьёва и каков сюжет этой «пьесы»?

Вот теперь – самое время попытаться разобраться в том, что же, на самом деле, могло послужить причиной возбуждения уголовного дела в отношении Олега Фильченкова и его заключения в СИЗО.

ВЕРСИЯ № 1: «… ЗАМЕШАН В МАЙОНЕЗЕ»

Майонез.

Это слово сразу же пришло мне на ум, как только я прочитал первые сообщения о задержании Олега Фильченкова. Ну, а там, где майонез, мы где-то поблизости легко можем обнаружить холдинг «Солнечные продукты», возглавляемый Владиславом Буровым и его партнёра – Вячеслава Володина, который ныне занимает должность первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ.

Что общего может быть между холдингом «Солнечные продукты», майонезом и «делом Фильченкова»? Ответ прост: холдинг «Солнечные продукты», фундамент которого был заложен в Саратове в середине – второй половине 1990-х годов, сегодня, как сообщает его официальный веб-сайт solpro.ru, входит в тройку крупнейших в России производителей майонеза – его доля на рынке составляет 15%.

А для производства майонеза одним из важнейших ингредиентов является куриное яйцо. Агрохолдинг, возглавляемый Олегом Фильченковым, как мы уже знаем, сегодня – крупнейший производитель куриного яйца в Саратовской области.

Что общего может быть между холдингом «Солнечные продукты» и выдающимся политиком федерального уровня, выходцем из Саратовской области Вячеславом Володиным? Сегодня, когда на каждого человека ежедневно обрушиваются гигабайты информации, события уже годичной давности могут показаться едва ли не доисторическими. Поэтому есть смысл напомнить то, что произошло гораздо раньше – семь лет назад.

13 февраля 2006 года журнал «Финанс» (издание выходило с марта 2003-го по июнь 2011 годов) опубликовал рейтинг российских миллиардеров. В список было включено 450 человек. В этом списке под номером 351 значился Вячеслав Володин, который журналом «Финанс» был представлен так: «Заместитель Председателя Государственной Думы, партнёр Владислава Бурова (№ 203), владеет блокирующими пакетами акций в ряде дочерних компаний холдинга “Солнечные продукты”».

Эксперты «Финанса» тогда давали такую оценку состояния Вячеслава Викторовича: 2,7 млрд. рублей, или – $ 95 млн. Состояние Владислава Бурова «Финанс» оценивал в 5,6 млрд. рублей, или – $ 190 млн.

Тогда из-за этой публикации разгорелся грандиозный скандал, инициированный коммунистами. Оппоненты Володина из рядов КПРФ задавались резонным вопросом: каким образом ни дня не работавший в бизнесе Володин стал совладельцем холдинга и долларовым миллионером? Этот скандал резонировал в течение нескольких месяцев, пока не был благополучно замят.

В короткой бизнес-справке, размещённой на веб-сайте русскоязычной версии журнала «Forbes», относительно сегодняшнего положения группы компаний «Букет», в состав которой входит холдинг «Солнечные продукты», в частности, сказано: «Первый заместитель руководителя Администрации Президента Вячеслав Володин был совладельцем двух масложировых комбинатов и холдинга “Солнечные продукты”. В 2009 году он продал эти активы за 350 млн. руб.».

Чем же именно, помимо акций  холдинга «Солнечные продукты», владел Вячеслав Володин? Ответ на этот вопрос можно найти в статьи Надежды Андреевой «Вячеслав Володин замешан в майонезе», которая была опубликована 7 сентября 2006 года в «Новой газете»: 26% в ОАО «Новосибирский жировой комбинат», а также доля акций в ОАО «МЖК “Армавирский”».

Но как именно Вячеслав Володин стал одним из крупнейших акционеров холдинга? Ответ на этот вопрос (хотя и не исчерпывающий) можно найти в интервью Владислава Бурова «Глупо не найти деньги на недооценённые активы», которое было опубликовано 4 апреля 2005 года в газете «Ведомости». Сам Владислав Буров на тот момент занимал должность председателя Совета директоров ООО «Управляющая компания “Солнечные продукты”».

Так вот, на вопрос журналиста «Ведомостей» о том, стоял ли у истоков создания группы компаний «Букет» заместитель Председателя Государственной Думы, один из лидеров партии «Единая Россия», Вячеслав Володин, которого холдинг в 2004 года впервые указал в качестве «крупного акционера», Владислав Буров ответил так: «Он появился в составе акционеров относительно недавно. У Володина имелись свободные средства, которые официально задекларированы. Он не принимает участия в управлении. Я ему рассказал стратегию развития группы, и он счёл возможным поучаствовать в одном из наших проектов. В ряде предприятий у Володина блокирующие пакеты».

Вячеславу Володину «майонезные» активы в своё время вышли боком: в Саратове, помимо прозвища «Вацлав», среди оппозиционно настроенных политиков, общественных деятелей и журналистов за ним прочно закрепилась кличка «Слава-майонез»; было у него, правда, и ещё одно прозвище нецензурного характера, которое по причине высокой нравственной планки
нашего интернет-ресурса мы приводить не будем…

Вопрос о причастности Вячеслава Володина к первым шагам ГК «Букет», который в своём ответе Владислав Буров аккуратно обошёл, был задан, конечно же, неслучайно. И, скорее всего, на самом деле всё было несколько не так, как рассказывал Владислав Юрьевич в своём интервью газете «Ведомости». Впрочем, судите сами.

Впервые опубликовано в газете «Саратов», №№ 06-07 (2477-2478) от 11 и 12.04.2013 г.

(Читать продолжение)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Поделиться в социальных сетях