«СЧИТАЕТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ НЕ ДОПУСКАТЬ…»



Пётр Красильников.Изменения в законодательстве заставляют контролирующие органы изъясняться эзоповым языком

«Чиновников Роскомнадзора можно только искренне пожалеть. Вы, господа “профессиональные политики” тоже их пожалели бы. Чиновники – не ваши крепостные: хотите «разобраться» с журналистом – не заставляйте других для вас таскать каштаны из огня»

9 июля 2014 года главный редактор и владелец информационно-аналитического и делового портала «Vremenynet.ru», известный саратовский журналист Пётр Красильников получил по электронной почте письмо весьма странного содержания. Четырёхстраничный документ с исходящим номером 3684-03/64, как следовало из его выходных данных, был направлен Красильникову из недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области. Более кратко это учреждение называется так: Управление Роскомнадзора по Саратовской области. А ещё короче – саратовский Роскомнадзор. Именно так и будем называть далее эту контролирующую структуру.

Преамбула письма гласила: «О недопустимости нарушений действующего законодательства РФ». А сам текст письма был подписан руководителем саратовского Роскомнадзора Дмитрием Муравьёвым.

Фрагментом этого документа Пётр Красильников поделился с аудиторией в своём аккаунте в социальной сети Facebook. О полученном Петром Николаевичем странном письме сообщили некоторые саратовские интернет-ресурсы. Пару дней продвинутые члены интернет-сообщества ломали свои головы, пытаясь понять скрытые смыслы и тайные побудительные мотивы, заставившие саратовский Роскомнадзор сочинить и отправить это письмо. Попробуем разобраться в этом и мы.

Пётр Красильников.

Пётр Красильников.

На протяжении трёх с половиной страниц текста письма следовал подробный перечень обязанностей СМИ, которые они должны соблюдать в соответствии с действующим законодательством РФ. Перечислялись, кроме того, примеры из российской и зарубежной судебной практики, регламентирующей рассмотрения дел в отношении СМИ, допустивших оскорбления, критику и пр. в адрес тех или иных лиц или групп лиц. Полезная информация, что и говорить, но ясности о причинах появления письма саратовского Роскомнадзора она не вносила.

Само письмо начиналось так, цитирую первый абзац: «Управление Роскомнадзора по Саратовской области, в целях недопустимости нарушений действующего законодательства в части размещения материалов, содержащих критику и оскорбительную, порочащую честь и достоинство, информацию, а также признаки злоупотребления свободой массовой информации, информирует Вас [то есть – П.Н. Красильникова – И.О.] об ответственности, предусмотренной за публикации, имеющие указанные признаки».

Кого и как именно мог оскорбить в своих публикациях Пётр Красильников – об этом в письме не было сказано ни слова. Правда, как мы видим из вышеприведённой цитаты, в размещённых на сайте материалах была замечена критика. Но что значит «критика», какая именно критика? Критика объективная или оскорбительная, конструктивная или огульная? Ну да. Заметили критику. И что? Критиковать в средствах массовой коммуникации уже запрещено? Вроде, пока ещё нет. Да и цензура как таковая в России запрещена Конституцией РФ.

Из текста письма также следовало, что специалисты саратовского Роскомнадзора провели большую работу и выяснили, в частности, что интернет-ресурс Петра Красильникова «Vremenynet.ru» как средство массовой информации не имеет свидетельства о государственной регистрации, что, впрочем, и не противоречит действующему законодательству.

При этом, специалисты саратовского Роскомнадзора обратили внимание получателя письма на тот факт, что, цитата: «Анализ статей, размещённых на сайте “ВремениNet”, показывает, что в публикациях содержится критика и оскорбительная, порочащая честь и достоинство, информация в адрес лиц, замещающих государственные должности».

Опять – эта самая критика! Оскорбительная и порочащая информация? Какая именно информация, кого именно и в чём конкретно она опорочила? Ни слова.

Финальный абзац письма саратовского Роскомнадзора выглядел и вовсе загадочно: «Резюмируя изложенное, Управление считает целесообразным рекомендовать не допускать использование информационно-аналитического и делового портала “ВремениNet” для распространения материалов, содержащих оскорбительную, порочащую честь и достоинство, информацию, направленную в адрес должностных лиц (профессиональных политиков)».

Опять эта оскорбительная и порочащая информация! Кого именно «опорочил» и «оскорбил» Пётр Красильников – вновь ни слова. Рекомендация не допускать использование портала «ВремениNet» для публикации этой самой информации и вовсе непонятна. Кому рекомендовать-то?

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Пётр Красильников в саратовской журналистике работает уже более 20 лет. Работал во многих изданиях. В последние годы возглавлял аналитический еженедельник «Время. События. Мнения. Тенденции». Когда газета, по независящим от её редакции обстоятельствам, перестала выходить в свет, Пётр Николаевич, в июле 2013 года, запустил свой интернет-проект. Политики и разного рода «общественные деятели» были объектом постоянного внимания Петра Красильникова все эти годы. Легче назвать того из саратовского политикума, о ком Красильников не писал за эти годы, чем перечислить всех тех, кого он удостоил своего профессионального внимания.

Скриншот главной страницы сайта Петра Красильникова «Vremenynet.ru».

Скриншот главной страницы сайта Петра Красильникова «Vremenynet.ru».

Много лет назад, когда автор этих строк работал с Петром Николаевичем в газете «Саратовские губернские ведомости», мы как-то обсуждали теорию и практику современной журналистики. И тогда Красильников произнёс фразу, которая мне памятна и сегодня: «Написать можно что угодно и о ком угодно. Важно, как именно ты этот напишешь». Это я к тому, что Пётр Красильников является одним из самых опытных и профессиональных саратовских журналистов. По факту является таковым, а не по данным разного рода рейтингов и «опросов представителей профессионального сообщества». И тут – такое странное письмо от саратовского Роскомнадзора.

А теперь попытаюсь предложить свою трактовку случившегося и сделать перевод с чиновничьего языка и общедоступный.

Если вы внимательно почитаете публикации на ресурсе Петра Красильникова «Vremenynet.ru», вы легко убедитесь, что люди, облечённые властью (в том числе – и на самых верхних эшелонах российской власти), являются постоянными персонажами статей Петра Николаевича. Не будет явным преувеличением предположить, что кое-кому из этих милых людей жутко не нравилось то, что Пётр Красильников пишет о нём, любимом. Ясное дело, посоветовались с юристами. Те и говорят: для подачи искового заявления в суд нет совершенно никаких оснований. Только предадите свои комплексы и обиды огласке и станете всеобщим посмешищем.

Тогда «обиженные, оклеветанные и оскорблённые» идут другим путём. Набирают телефонный номер и просят, а по сути, приказывают подведомственным чиновникам «разобраться». Вот тут мы и переходим к письму Роскомнадзора. Как могли развиваться события дальше?

Чиновники саратовского Роскомнадзора (и это надо понимать!) – люди, обложенные, в силу специфики их деятельности, многочисленными параграфами, инструкциями и абзацами. Как бы они не старалась, выше потолка прыгнуть не смогут. Но что же им делать в такой ситуации? Внимательно изучили публикации Петра Красильникова на сайте «Vremenynet.ru». Ну нет там никакого экстремизма, призывов, разжигания и прочего! Как ни крути – нет!

Но «пожелание» уважаемого лица «замещающего государственную должность» проигнорировать никак нельзя. Что делать? И вот результат: Красильникову направляется это самое странное письмо. Вроде как и на «просьбу» лица «замещающего» откликнулись, но и закон не нарушили. Поразительно, но факт: когда журналист изъясняется эзоповым языком – это понятно. Но когда к такому приёму прибегают профессиональные чиновники, занимающиеся контролем за деятельностью СМИ, – это уже, как говорится, не лезет ни в какие ворота!

По большому счёту чиновников Роскомнадзора можно только искренне пожалеть. Вы, господа «должностные лица (профессиональные политики)» тоже их пожалели бы. Чиновники ведь тоже люди, тоже имеют не безграничную по прочности нервную систему и не бесконечную изобретательность. И, кроме того, они – не ваши крепостные: хотите «разобраться» с журналистом – не заставляйте других для вас таскать каштаны из огня.

Всем этим «обиженным, оклеветанным и оскорблённым» хотелось бы напомнить замечательный афоризм Бертрана Рассела, который в своё время заметил: «Религию в большинстве её форм можно определить как веру в то, что боги на стороне правительства». Это я к тому, что уважаемые лица «замещающие государственные должности», в общем-то, должны понимать: даже действующее в современной России законодательство выступает далеко не всегда и только на их стороне.

Чтобы вас не «оскорбили» и не «оклеветали», есть только такой вариант: запретить в России публично высказывать любое, отличное от вашего, мнение. Тех, кто не согласен – либо на зону, либо – за пределы России. Все масс-медиа и Интернет – под ваш жёсткий контроль. Тогда, глядишь, для вас всё будет хорошо. Может быть…

Игорь ОСОВИН

Письмо Роскомнадзора.

Письмо Роскомнадзора.

Письмо Роскомнадзора.

Письмо Роскомнадзора.

Поделиться в социальных сетях