ЛИКВИДАЦИЯ. Часть 2



019Путинский разгон Черкизовского рынка в Москве: отстаивание интересов россиян или способ давления на Азербайджан, Турцию и США?

«В августе 2008 года исключительно вовремя для России разразился военный конфликт между Грузией и Южной Осетией. Этот конфликт, по сути, поставил крест на Грузии, как на безопасном транзитёре азербайджанских и среднеазиатских углеводородов».

Взаимоотношения России с Азербайджаном и ликвидация Черкизовского рынка в Москве, безусловно, являются звеньями одной цепи. Чтобы убедиться в этом, необходимо вспомнить, что именно происходило в государствах Закавказья в последние пару лет, и то, какую ключевую роль в этих событиях играл Азербайджан.

Для начала необходимо сказать о том, что Дмитрий Медведев за всё время нахождения на посту Президента Российской Федерации дважды посещал Азербайджан с официальным и рабочим визитом (3 июля 2008 года и 29 июня 2009 года). Ни в одну страну ближнего зарубежья Дмитрий Анатольевич в ранге главы российского государства не наведывался так часто! Возникает вопрос: почему Азербайджан вызвал столь пристальное внимание у политического руководства России?

ТРАНЗИТНЫЕ ПОТОКИ ИДУТ МИМО РОССИИ

Ответ напрашивается сам собой: со второй половины 2000-х годов именно Азербайджан стал играть ключевую роль в поставках нефти и газа потребителям южной Европы, Турции и стран Ближнего Востока.

После обретения Азербайджаном независимости в 1991 году в течение ряда последующих лет были подписаны контракты на разработку азербайджанских нефтяных месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», а также газового месторождения «Шахдениз». В соответствии с принятой нефтяной стратегией были восстановлены и построены заново следующие трубопроводы: «Северный экспортный маршрут», «Западный экспортный маршрут», «Южно-Кавказский трубопровод» и «Баку-Тбилиси-Джейхан».

028

«Северный экспортный маршрут» (на схеме он показан зелёной линией) проходит от Сангачальского терминала рядом с Баку вдоль побережья Каспийского моря по территории России через Грозный до порта Новороссийск. Он был введён в действие в 1997 году, но, фактически, был реконструирован и модернизирован прежний трубопровод, существовавший ещё с советских времён. Недостатками этого трубопровода являются высокие транспортные расходы, ограниченная пропускная способность, а также то, что дорогостоящие азербайджанские сорта нефти смешиваются с менее качественной сибирской нефтью.

«Западный экспортный маршрут» (на схеме он показан фиолетовой линией) начинается от того же Сангачальского терминала неподалёку от Баку, идёт по территории Азербайджана и Грузии до терминала в грузинской Супсе на побережье Чёрного моря. Он был введён в действие 17 апреля 1999 года. При его строительстве также был использован 150-километровый отрезок старого советского трубопровода «Баку-Батуми».

«Южно-Кавказский трубопровод» («ЮКТ», на схеме он показан красной линией) начинается от Баку, проходит через Тбилиси и завершается в турецком городе Эрзерум. Трубопровод был проложен для доставки азербайджанского газа с месторождения «Шахдениз» на европейские рынки через Турцию. Акционерами компании «ЮКТ» являются: британская компания «Вritish Рetroleum» (технический оператор, владеет 25,5 % акций компании), норвежская компания «Statoil» (коммерческий оператор – 25,5 %), «Государственная нефтяная компания Азербайджана» («ГНКАР» – 10 %), иранская национальная нефтяная компания «NICO» (10 %), французская «Total» (10 %) и турецкая «ТPAO» (9 %). Заметьте, среди участников проекта «ЮКТ» нет ни одной компании из России! Трубопровод был введён в действие в мае 2006 года, и строился параллельно с нефтепроводом «Баку-Тбилиси-Джейхан».

Однако, основным экспортным нефтепроводом является именно «Баку-Тбилиси-Джейхан» (на схеме он показан чёрной линией). Он дал выход азербайджанской нефти на мировые рынки через турецкий порт Джейхан, который находится на средиземноморском побережье Турции. Маршрут трубопровода позволил обойти пролив Босфор, и, таким образом, проход танкеров для дальнейшей транспортировки нефти в страны южной Европы через этот пролив не увеличился, снизив тем самым риск для окружающей среды, – был снивелирован тот самый минус, которым отличается маршрут «Баку-Грозный-Новороссийск».

О нефтепроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан» следует рассказать подробнее.

КРУПНЕЙШИЙ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Пакет соглашений по строительству и эксплуатации трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» («БТД»; его также называют «Основным экспортным трубопроводом») был подписан 18 ноября 1999 года в Стамбуле с участием президентов Азербайджана, Турции и Грузии в рамках саммита ОБСЕ. В октябре 2000 года компании-участницы проекта подписали соглашения с правительствами Азербайджана, Грузии и Турции о финансировании строительства нефтепровода, и через год было завершено технико-экономическое обоснование «БТД».

Для реализации проекта 1 августа 2002 года была учреждена трубопроводная компания «BTC Co». Её акционерами являются: британская «British Рetroleum» – 30,1 % акций (оператор проекта), азербайджанская «ГНКАР» – 25 %, «Unocal» (США) – 8,9 %, «Statoil» (Hорвегия) – 8,71 %, «TРAO» (Турция) – 6,53 %, «ENI» (Италия) – 5 %, «Total» (Франция) – 5 %, «Itochu» (Япония) – 3,4 %, «INPEX» (Япония) – 2,5 %, «ConocoРhilliрs» (США) – 2,5 % и «Amerada Hess» (США) – 2,36 %. Опять-таки, ни одна российская нефтяная компания в проекте не представлена!

Строительство было начато в апреле 2003 года. Общая протяженность «БТД» составляет 1 767 километров, из которых на долю Турции приходится 1 076 км., Азербайджана – 443 км., и Грузии – 248 км. Пропускная способность трубопровода составляет 50 млн. тонн в год, или 1 млн. баррелей в сутки. Турецкий акционер «ВТС Со» ещё в 2008 году продвигал идею наращивания мощности «БТД» до уровня 1,6 млн. баррелей в сутки, то есть – до 90 млн. тонн в год. Консервативно настроенные эксперты полагали, что пропускной пик нефтепровода вряд ли превысит отметку в 55 млн. тонн в год. Что, конечно же, тоже немало.

Проект был весьма амбициозным и дорогостоящим. РАО «Газпром» и российский нефтяной истеблишмент весьма ревниво наблюдали за всеми этими приготовлениями, и, как упоминалось в отдельных российских СМИ, надеялись на то, что именно цена вопроса – $ 3,6 миллиарда – в конечном итоге, не даст ему осуществиться. Но рост мировых цен на энергоносители эти надежды развеял окончательно.

Строго говоря, решение о строительстве нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» было принято ещё в 1994 году, а России, несмотря на все прилагавшиеся усилия, так и не удалось направить ситуацию в благоприятное для неё русло. Интернет-энциклопедия «Википедия» по этому поводу замечает: «Существует мнение, что поощрение и подпитка зарубежными финансовыми вливаниями сепаратистских сил в Чечне имела в качестве одной из своих целей именно сохранение напряжённости на одном из участков нефтепровода “Баку-Новороссийск”, что обеспечивало поддержание заинтересованности Азербайджана в создании альтернативного маршрута для экспорта нефти.

С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.

Это был первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объёмов нефти, которая могла бы осуществляться через территорию России по существующему нефтепроводу “Баку-Новороссийск”, теперь будет производиться в обход России, что снизит её влияние в регионе. Американцы же не только получат альтернативный Персидскому заливу источник нефти, но и расширят зону своего влияния.

Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты оценивают в $ 200 миллионов в год. Возможно, именно это стало причиной того, что официальные государственные лица России не присутствовали на торжественной церемонии открытия нефтепровода в Джейхане в июне 2006 года».

Ввод в строй «БТД» неоднократно переносился из-за задержек в строительстве. В итоге, первый танкер с азербайджанской нефтью покинул турецкий порт Джейхан только 2 июня 2006 года.

037

«БТД», как планируется, должен отслужить 40 лет, в последние 15 из которых он полностью перейдёт в собственность Азербайджана.

Дальше – больше. Вскоре после того, как нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» был запущен в коммерческую эксплуатацию, американский сенатор Ричард Лугар во главе делегации американских конгрессменов в августе 2006 года посетил Азербайджан, Грузию и Турцию, а также Казахстан. В Грузии Ричард Лугар (кстати, первым из американских политиков!) поддержал требование Президента Грузии Михаила Саакашвили о выводе российских миротворческих сил с территории Абхазии и Южной Осетии. Немногим позднее ещё один сенатор – Джон Маккейн (в 2008 году – кандидат в Президенты США от Республиканской партии) посетил Южную Осетию, также полностью поддержав требование о выводе российских миротворцев с грузинской территории и предложив ввести сюда международные силы под эгидой ООН или ОБСЕ. Это ещё раз продемонстрировало, что Южный Кавказ находится в сфере жизненно важных интересов США.

Внимательные наблюдатели справедливо замечали, что именно со строительством нефтепровода была связана и проблема вывода российских военных баз с территории Грузии. Когда эта тема возникла в повестке дня, в середине 2000-х годов, говорилось о том, что на месте российских войск будут размещены специальные подразделения, обеспечивающие охрану Каспийского региона и Закавказья.

Вскоре после запуска нефтепровода в эксплуатацию был запущен специальный проект «Каспийская охрана». Подразделения спецназа и полиции будут охранять особо важные прикаспийские объекты от возможных посягательств террористов. Кроме того, заявлялось о том, что в регионе планируется создать режим интегрированного контроля в воздухе и на воде на границе Азербайджана и Казахстана, пролегающей через Каспий.

На разного рода публичных мероприятиях неоднократно заявлялось, что в долгосрочной перспективе этот трубопровод, являющийся стратегическим для Азербайджана, может стать главной нефтяной артерией всего Каспийского региона.

СИТУАЦИЯ НАКАЛЯЕТСЯ

Специалисты справедливо замечали, что нефти, добываемой на азербайджанских месторождениях, не достаточно для обеспечения рентабельности нефтепровода. Поэтому для его владельцев крайне важно было обеспечить участие в его работе Казахстана, который экспортировал свою нефть на Запад через трубопровод «КТК» («Каспийский трубопроводный консорциум») и российский порт Новороссийск, а также по трубопроводной системе «Транснефти».

В 2004 году Казахстан добыл 60 млн. тонн нефти, а к 2010 году эта цифра должна увеличиться до 100 млн. тонн, что заставило Казахстан активизировать работу по налаживанию транспортных энергетических коридоров с сопредельными странами. Эксперты не исключали, что в перспективе новым маршрутом транспортировки может воспользоваться и Туркмения.

Переговоры между государственной нефтяной компанией Азербайджана «ГНКАР» и казахстанской компанией «КазМунайГаз» о подключении Казахстана к проекту «БТД» начались в ноябре 2002 года. И 16 июня 2006 года Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал договор о присоединении Казахстана к проекту нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Договор предусматривает организацию танкерной перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку через Каспий и её дальнейшую транспортировку по нефтепроводу «БТД». На первом этапе Казахстан предполагал отгружать по «БТД» до 7,5-10 млн. тонн нефти в год.

24 апреля 2008 года сенат Казахстана ратифицировал договор с Азербайджаном о транспортировке нефти посредством трубопроводной системы «Баку-Тбилиси-Джейхан». Завершение создания азербайджано-казахстанской нефтетранспортной системы планировалось на конец 2012 года. Для обеспечения транзита было необходимо, как предполагалось, построить нефтепровод «Ескене-Курык» протяжённостью 739 км.

Кроме того, по словам министра экономического развития Азербайджана Гейдара Бабаева, возможно строительство нового трубопровода, параллельного трассе «БТД», для прокачки по нему восточнокаспийской нефти, в том числе, казахстанской.

Не сложно было догадаться, что присоединение к проекту «БТД» Казахстана, а в ближайшей перспективе – и Туркмении, определёнными кругами в России воспринималось крайне отрицательно. Фактически, Россия при таком подходе лишалась своего статуса важнейшего транзитёра нефти и газа в Европу из среднеазиатских республик и Азербайджана, теряя не только миллиарды «транзитных» долларов, но и своё геополитическое влияние. Надо было что-то делать, но – что?

Официальные дипломатические переговоры, судя по развитию событий, не давали желаемый результат: руководство Азербайджана на тот момент явно уже не воспринимало Россию с её «транзитными» предложениями как серьёзного партнёра.

3 июля 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев с официальным визитом посетил Азербайджан. Итоги этого визита были практически нулевыми! Президенты Медведев и Алиев подписали текст «Декларации о дружбе и стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой», а также несколько соглашений и меморандумов – о сотрудничестве в области архивного дела (между министерствами иностранных дел двух государств), о взаимодействии в области охраны транзитных грузов, о борьбе с таможенными правонарушениями и о сотрудничестве в области приватизации государственного имущества и управления им. И – всё!

047

В своём выступлении перед журналистами Дмитрий Медведев заметил: «Есть перспективы новых соглашений в сфере торговли углеводородами, чтобы максимально использовать тот потенциал, который у нас накоплен, и я думаю, что это тоже будет в будущем одним из примеров нашей экономической кооперации». Сам Дмитрий Медведев, думается, прекрасно понимал, сколь эфемерны эти перспективы.

А всего лишь год спустя ситуация изменилась, причём – радикально!

Итоги рабочего визита Дмитрия Медведева в Азербайджан 29 июня 2009 года коренным образом отличались от итогов визита годичной давности. Помимо ряда документов, были подписаны два ключевых соглашения. Между РАО «Газпром» и национальной нефтяной компанией Азербайджана «СОКАР» был подписан документ об условиях контракта купли-продажи российской стороной добываемого в Азербайджане природного газа с января 2010 года.

Кроме того, президенты Медведев и Алиев подписали совместное заявление по Каспийскому морю в рамках разрабатываемой прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, который включает в себя делимитацию акватории Каспийского моря и разграничение дна в его южной части, вопросы безопасности, недропользования, транзита, сохранения биосферы и другие. Безусловно, наиболее важными в этом документе являются принципы разграничения дна моря, что играет колоссальное значение при подводной добыче полезных ископаемых.

057

РОССИЯ ВОЗВРАЩАЕТ УТРАЧЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

Через месяц с небольшим Председатель Правительства РФ Владимир Путин с рабочим визитом посетил Турцию. На пресс-конференции, которую по окончании переговоров провели Владимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, были оглашены результаты визита.

Как сообщило 6 августа 2009 года информагентство РИА «Новости», премьер Владимир Путин заявил: «Мы договорились о том, что приступаем к изучению возможности и последующему строительству дополнительной ветки газопровода “Голубой поток” – “Голубой поток-2” – с последующим экспортом этих углеводородов в третьи страны через территорию Турции. Эти страны уже назывались – это Кипр, Израиль, Ливан, Сирия. Таким образом, Турция становится весьма крупным транзитным государством для этого региона мира. Если учитывать, что “Южный поток” пройдёт в особой экономической зоне Турции, то для Европы Турция становится важным логистическим центром в сфере энергетики».

068

Глава турецкого правительства отметил, что проект «Южный поток» не является конкурентом «Nabucco».

Здесь требуется небольшое пояснение. «Голубой поток»Blue Stream») является газопроводом между Россией и Турцией, проложенным по дну Чёрного моря общей протяжённостью 1 213 км. Он был построен в рамках турецко-российского соглашения от 1997 года и запущен в коммерческую эксплуатацию в феврале 2003 года.

Газопровод «Южный поток» («South Stream») является новым российско-итальянским проектом, который пройдёт по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее его две ветки пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока ещё не утверждены. Согласно планам, первые поставки газа по этому газопроводу планируется начать в 2013-2014 годах.

Формально российская сторона неоднократно говорила о том, что «Южный поток» создаётся для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и в целях снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитёров, в частности – от Украины и Турции. Принадлежать он будет на равных правах российскому «Газпрому» и итальянской компании «ENI». Цена строительства определена в сумму порядка $ 14 миллиардов. Строительство газопровода «Южный поток» может быть начато уже в ноябре 2010 года. Есть мнение, что появление проекта «Южный поток» связано со сложностями в реализации продолжения газопровода «Голубой поток» через Босфор на Балканы.

076

Конечно же, кто бы и что бы ни говорил, а «Южный поток» является прямым конкурентом планируемого газопровода «Nabucco», который должен пройти, опять-таки, в обход России, и который поддерживают Евросоюз и США. Цена вопроса достигает порядка 8 миллиардов евро. Как заявлялось, газопровод «Nabucco» предназначен для транспортировки среднеазиатского и каспийского газа в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. «Nabucco», фактически, станет продолжением уже построенного в 2006 году газопровода «Баку-Тбилиси-Эрзерум» и должен пройти через Турцию и балканские страны до Австрии.

В консорциум «Nabucco Gas Pipeline International», реализующий проект, входят австрийская «OMV Gas & Power GmbH», венгерская «MOL», румынская «Transgaz», болгарская «Bulgargaz», турецкая «Botas» и немецкая «RWE Supply & Trading GmbH»: у всех участников совместной компании – равные доли по 16,67 %. Работы по строительству газопровода планируется завершить до 2013 года, а поставки газа начать в 2014 году.

085

Но и это ещё не всё. Тогда же, 6 августа 2009 года, Председатель Правительства РФ Владимир Путин заявил в Анкаре, что Россия и Турция, в принципе, договорились о строительстве в Турции первой АЭС. Обе стороны, как сообщило РИА «Новости», намерены в самые короткие сроки согласовать детали этого проекта. «Победа российско-турецкого консорциума в тендере на сооружение первой турецкой АЭС, – заявил Владимир Путин, – открывает широкие возможности перед нашими странами. Обе стороны очевидно заинтересованы в проекте».

Премьер Путин, кроме того, отметил, что российская и турецкая стороны также подписали ряд важных документов по сотрудничеству во многих отраслях, в том числе – в энергетике.

17 марта 2009 года российское интернет-издание «Lenta.ru» со ссылкой на агентство «EurActiv» сообщило: «Проект “Nabucco”, который предполагает строительство газопровода из каспийского региона в Европу в обход России, был исключён из списка приоритетных задач Евросоюза. Исключение “Nabucco” из списка приоритетных задач в рамках общеевропейского плана не означает, что ЕС не станет инвестировать в проект. “Nabucco” был внесён в другой раздел плана, названный “Южный газовый коридор” (Southern gas corridor), и предусматривающий реализацию ряда энергетических проектов на юге Европы. Основная трудность проекта “Nabucco” заключается в том, что до сих пор не удалось найти государства, которые бы обеспечили загрузку газопровода. Экспортёры из Средней Азии предпочитают работать с Россией и Китаем, торговые взаимоотношения с Ираном ограничены международными санкциями, а мощностей Азербайджана для полной загрузки не хватит».

При этом, «Газпром», практически, достиг соглашение о том, что Азербайджан готов покупать едва ли не весь добываемый страной газ по весьма привлекательной цене. Теоретически необходимыми для «Nabucco» запасами газа обладает Туркмения. Однако, российские аналитики (в частности, Виталий Крюков из инвестиционной группы «КапиталЪ») уже отмечали, что в стране пока отсутствует инфраструктура, необходимая для вхождения в проект. «Туркмения готова продавать газ на границе, понимая, что для его транспортировки в “Nabucco” придётся строить газопровод через Каспий, – говорил аналитик 13 июля 2009 года в своём комментарии “Радио Свобода”. – Это очень высокие риски, требуется очень много денег, и Туркмения пока не особо горит желанием строить этот газопровод. Кто возьмёт на себя строительство – не понятно. Кроме того, чтобы обеспечить эти поставки газа, Туркмении ещё нужно будет построить газопровод с востока на запад. В итоге участие Ашхабада в “Nabucco” остаётся сомнительным».

Не является секретом и то, что Азербайджан в последние годы в своей внешнеполитической и экономической практике ориентируется прежде всего на Турцию и США. Турция, в свою очередь, с момента окончания II Мировой войны является проверенным партнёром США (хотя между этими партнёрами и случались трения, обострившиеся особенно в последние годы). Не является также секретом и позиция ряда стран Евросоюза, которые неоднократное в последние годы настаивали на необходимости создания новых, альтернативных путей транспортировки в страны Европы нефти и газа в обход России.

Что же произошло? Почему и Азербайджан, и Турция – да, по сути, и Евросоюз – столь резко изменили свою экономическую политику, развернувшись в сторону России? Разразившийся мировой финансовый кризис не является исчерпывающим объяснением. Тогда – что?

Главная причина этого разворота была явно в другом. Имя этой причины – исключительно вовремя для России разразившийся военный конфликт между Грузией и Южной Осетией в августе 2008 года. Этот конфликт, по сути, поставил крест на Грузии, как на безопасном транзитёре азербайджанских и среднеазиатских углеводородов.

(Окончание следует)

Игорь ОСОВИН

При подготовке статьи использованы материалы и фотоиллюстрации интернет-порталов: Ng.ru; Window2baku.com; Rusenergy.com; Ru.wikipedia.org; Kremlin.ru; Rian.ru; Nabucco-pipeline.com; Mixnews.lv; Xronika.az; Lenta.ru; Gdb.rferl.org.

Поделиться в социальных сетях