В РОССИИ КОНЕЦ СВЕТА УЖЕ НАСТАЛ



Мирча Элиаде, его трактовка первобытной эсхатологии и современная ситуация в России

«Российское общество относится именно к традиционным обществам с архаичным типом сознания, поэтому любые попытки власти осуществить «прорыв» неизбежно приводят к хождению по кругу, а потом – и к отторжению предводителя-новатора»

Что такое эсхатология?

Интернет-энциклопедия «Википедия», например, даёт такое толкование этому определению: эсхатология – это система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние, а также область богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины.

В религии различается индивидуальная эсхатология, – указывает «Википедия», – то есть, учение о загробной жизни индивидуальной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о целях космоса и истории, а также их конце. Именно последнее определение эсхатологии, как вы понимаете, нас в данном случае интересует.

Религиоведы рассматривают отдельные эсхатологические доктрины в зависимости от их принадлежности к различным религиозным течениям, культурологи – такие, например, как Мирча Элиаде, – в совокупности их общих признаков применительно к мифологическому контексту развития человеческой цивилизации.

Вкратце рассмотрим наиболее принципиальные, на наш взгляд, аспекты как самих эсхатологических доктрин различных религий, так и подходов к их толкованию со стороны учёных и богословов в различные исторические эпохи.

Основатель Чикагской мифологической школы Мирча Элиаде относится к той когорте учёных-гуманитариев, кого смело можно отнести к культовым фигурам науки, остающимся таковыми вплоть до наших дней. Мало того, со временем популярность трудов Мирчи Элиаде, особенно в России, только возрастает, что свидетельствует об огромном дефиците знаний, который испытывали отечественные гуманитарии в то время, когда Запад буквально зачитывался трудами этого выдающегося историка религий, исследователя мифологий и писателя.

Мирча Элиаде (Mircea Eliade, рум.) родился 13 марта 1907 года в Бухаресте, в православной семье подданных Королевства Румыния. Ещё во время учёбы в лицее Мирча увлёкся философией, Древним Востоком и историей религий. В 18-летнем возрасте он уже владел английским, французским, немецким, итальянским языками и латынью. Позже Элиаде выучит ещё иврит, санскрит, фарси, пали, бенгальский, тибетский и древнегреческий языки. К моменту поступления в Бухарестский университет – в 1925 году – он уже был автором более 100 статей по истории религий, алхимии и восточным наукам!

В 1928-1931 годах Мирча Элиаде жил в Индии и учился в Калькуттском университете, где получал именную стипендию от махараджи из Касимбрагара, много путешествовал по индийским деревням и монастырям в Гималаях, изучал йогу под началом знаменитого гуру Свами Шивананда.

Мирча Элиаде в Индии, 1930-ый год.

После возвращения в Румынию – в 1931 году – Мирча Элиаде был призван на воинскую службу: сначала служил в противовоздушном полку, затем – в 1932 году – в бюро переводчиков при штабе. В 1933 году он защитил диссертацию по философии и был принят ассистентом на кафедру логики и метафизики Бухарестского университета.

В 1936 году в Париже отдельным изданием вышла его докторская диссертация: «Йога. Эссе об истоках индийской мистики», но именно в этом году он был отстранён от преподавания после публикации своего романа «Девица Кристина», который был признан… порнографическим.

Писатель и учёный в долгу не остался и в 1937-1938 годах опубликовал целый ряд статей в поддержку политической организации румынских фашистов «Железная Гвардия» (Garda de Fier, рум.), созданной на базе черносотенного «Легиона Архангела Михаила», после чего он подвергся репрессиям со стороны демократически настроенного короля Румынии Кароля Второго.

14 июля 1938 года сочувствовавший фашистам, – как и многие молодые представители румынской интеллектуальной элиты того времени, – Мирча Элиаде был арестован Румынской службой безопасности и заключён в концентрационный лагерь в Меркуря-Чук, где он читал заключённым лекции по метафизике и религии, рассказывая о символизме библейских пророков, христианском эзотеризме и йоге. Затем с подозрением на туберкулёз он был переведён в клинику в Мороени, а 12 ноября 1938 года и вовсе освобождён без каких-либо обвинений. После этого Мирча Элиде был отправлен… за границу в качестве атташе по культуре.

Мирча Элиаде в Европе.

В 1940-1945 годах Мирча Элиаде работал в румынских посольствах в Лондоне и Лиссабоне, а также преподавал во многих университетах Европы, после чего обосновался в Париже, где близко познакомился с Карлом Густавом Юнгом, и основал румынский культурный центр «Лучафэрул».

С 1956 года Мирча Элиаде начинает читать лекции в Чикагском университете и через год становится его профессором, возглавив кафедру истории религий. В 1957 году он также занял должность профессора в Комитете общественной мысли.

Мирча Элиаде в 1950-е годы.

В 1966 году, Мирча Элиаде, получивший гражданство США, был избран членом Американской академии искусств и наук, в том же году за свои выдающиеся заслуги перед наукой стал доктором Йельского университета, а в 1970 году – доктором Лойольского университета в Чикаго. Элиаде был членом-корреспондентом Австрийской и Британской академий наук, членом Бельгийской королевской академии. В 1976 году получил почётное звание доктора Сорбонны, а в 1985 году – доктора Вашингтонского университета. И только в 1990 году Мирча Элиаде – уже посмертно – был избран членом Румынской академии.

В 1980 году Лионский университет им. Жана Мулена выдвинул Мирчу Элиаде на Нобелевскую премию, но это предложение отклонили из-за фашистских и антисемитских убеждений, которые были у номинанта в прошлом. Что, впрочем, не помешало награждению учёного и писателя орденом Почётного легиона четыре года спустя – в 1984 году. Кстати, в этом же году Элиаде получил в Италии престижную премию Данте Алигьери за книгу «История религиозных идей».

Мирча Элиаде является автором более 30 литературных, философских и научных работ, переведённых на 18 языков мира. Некоторые художественные произведения писателя легли в основу кинолент. Одну из повестей Элиаде – «Юность без юности» – даже экранизировал Фрэнсис Форд Коппола, снявший в 2007 году одноимённый фильм.

Из работ Мирчи Элиаде по истории религии наиболее ценными являются труды, посвящённые шаманизму, йоге, космогоническим мифам и первобытным религиозным верованиям. Особый интерес учёного, основавшего в разные годы журналы «История религий» и «Журнал религии», вызывал переход от мифологического описания мира к историческому.

Мирча Элиаде в Чикаго.

Одним из последних научных трудов Мирчи Элиаде явилась трёхтомная «История религиозных идей», охватывающая период от каменного века до Реформации. Учёный намеревался завершить работу исследованием эволюции религиозных убеждений вплоть до наших дней, но пожар в 1984 году, уничтоживший большой объём накопленных материалов, а затем и последовавшая смерть самого автора помешали закончить этот масштабный труд.

Тем не менее, в Нью-Йорке вышла 16-томная (!) «Энциклопедия религий», которую Элиаде успел полностью отредактировать, снабдив предисловием, и для которой он сам написал ряд статей по своей специализации.

Умер Мирча Элиаде в Чикаго 22 апреля 1986 года в возрасте 79 лет. Его имя было присвоено кафедре истории религий в Чикагском университете, которую он возглавлял почти 30 лет…

Вот такая удивительная судьба этого учёного и писателя!

Мирча Элиаде: фотография 1986 года.

А теперь давайте рассмотрим, какие именно эсхатологические аспекты выделил в мифологии народов, находящихся на ранней ступени развития, Мирча Элиаде, который с этой целью изучал не только древние мифы цивилизаций прошлого, но и верования сохранившихся до наших дней племён, обладающих примитивной формой общественных отношений.

В своей книге «Аспекты мифа» (глава «Эсхатологические мифы») Мирча Элиаде указывает, что в мифах древних племён и народов о «конце света», на самом деле, «конец мира не окончателен: он скорее оказывается концом одного человечества, за которым следует появление другого рода людского». Как тут не вспомнить необъяснимые артефакты, которые шахтёры в разных странах мира находили в залежах угля, которым насчитывается миллионы лет! Неужели и вправду в древних сказаниях, дошедших до наших дней, сохранилась память об уже минувшем – и, быть может, не одном – «конце света»?

Мирча Элиаде также указывает на цикличность обновления мира, которая присутствует почти во всех мифах о катастрофах вселенского масштаба: «старый мир исчезает “естественным образом” и лишь потому, что дистанция, отделяющая его от “начала”, достигает крайнего предела». «По верованиям ацтеков, – пишет Элиаде, – мир разрушался уже три или четыре раза, и в будущем ожидается четвёртое (или пятое) разрушение. Каждый из этих миров управляется Солнцем, падение или исчезновение которого и знаменует конец».

Но какова эта временная дистанция? Через какой именно период времени мир подобным образом обновляется? Об этом мы поговорим чуть позже, а пока вернёмся к книге румынского учёного.

Элиаде отмечает: «вера, что катастрофа есть неизбежное следствие “старости” и разложения мира, по-видимому, достаточно распространена». Курт Нимуендай, которого цитирует в своей работе Мирча Элиаде, писал в 1912 году: «Не только племя гуарани, но и вся природа состарилась и устала жить. Не раз шаманы, увидав во сне Нандервуву, слышали, как земля возносила молитвы: “Я поглотила слишком много трупов, я пресыщена и утомлена. Отец, положи конец этому”. В свою очередь, и вода также умоляла создателя оставить её в покое, равно как и деревья… и вся природа. Трудно найти более волнующее выражение космической усталости, желания абсолютного покоя и смерти».

Приход миллениума в представлении неохилиастов.

«Короче говоря, – делает заключение Мирча Элиаде, – эти мифы о конце Света, более или менее определённо предполагающие воссоздание новой вселенной, выражают одну и ту же древнюю и очень распространённую идею о прогрессирующей “деградации” Космоса, что требует его периодического разрушения и восстановления».

Затрагивая в этой книге различные аспекты милленаристских, или хилиастических, религиозных течений (основанных на ошибочном, с точки зрения христианских церквей, толковании гл. 20 Откровения Иоанна Богослова – ожидании Миллениума как Царствия Божия на земле), распространённых в колониальных – на тот момент – странах Африки и Тихоокеанского региона, Мирча Элиаде делает, на наш взгляд, очень ценное наблюдение из области даже не столько мифологии, сколько социальной (политической) психологии или психологии массового сознания: «подобные движения всегда вызываются к жизни сильными религиозными личностями пророческого склада, но организуются и используются политиками или в политических целях; во всех этих движениях считается: конец мира в конце тысячелетия неизбежен, но он произойдёт обязательно после космического катаклизма или исторической катастрофы».

И ещё цитата: «Нет надобности настаивать на политическом, социальном и экономическом характере этих движений: он и без того очевиден. Но их сила, их влияние, их творческое воздействие не ограничиваются исключительно этими социо-экономическими факторами. Речь идёт о движениях религиозных. Их сторонники ждут и провозглашают конец Света, чтобы достичь лучших экономических и социальных условий – но особенно они надеются на возрождение мира и на восстановление человеческого счастья».


31 декабря 1999 года: «Дорогие россияне! Я ухожу в отставку!..».

Вам это не напоминает тот, по сути, религиозный – милленаристский – экстаз, в котором пребывала вся Россия, встречая Новый, 2000-ый, год? «В новое тысячелетие – с новым Президентом!». Ельцин остался в прошлом, с которым в памяти связаны все невзгоды и разочарования… Помните? Нет никаких сомнений в том, что кремлёвскими политтехнологами, хорошо знающими труды Мирчи Элиаде, был сделан расчёт на использование в своих целях именно этого архетипа коллективного бессознательного.

31 декабря 1999 года: «Поздравляю с Новым годом!».

В своих книгах Мирча Элиаде неоднократно указывал на то обстоятельство, что ритуал встречи Нового года практически во всех культурах, отмеченных мифологическим сознанием, ассоциируется у его участников со своего рода «концом света» – отмиранием старого, никчёмного мира и рождением на его руинах мира нового, полного надежд и веры в счастливую жизнь.

А ещё говорят: изучение мифов – бесполезная наука… Ещё какая полезная! Если ею, конечно, уметь пользоваться. Как это умеют делать, например, Глеб Павловский и Владислав Сурков. Поэтому «феномен Путина», который не так давно ставил в самый настоящий тупик политологов и социологов, следует рассматривать, прежде всего, с точки зрения религиозной феноменологии, но не как продукт рационального проявления воли политического класса. Именно в этом контексте и нужно воспринимать заявление Суркова о божественном предназначении Путина для России, сделанное им 8 июля 2011 года.

Впрочем, пример с Новым годом не менее красноречиво свидетельствует также и о другом, куда как менее приятном, факторе: что в подавляющей массе своей сознание россиян находится по-прежнему на уровне первобытного сознания аборигенов Океании, в котором доминирует именно мифологическое представление об окружающем мире.

Но что самое удивительное, так это то, как в социальном поведении россиян 1990-х годов, россиян, имевших за плечами несколько веков государственности и суверенитета, проявилось архетипное сознание, свойственное первобытным племенам Океании, практикующим так называемые карго-культы, эсхатологическую сущность которых вскрыл Мирча Элиаде. Жители России, как и туземцы острова Эспирито-Санто (Espirito Santo, Новые Гибриды) в середине прошлого века, связывали свои милленаристские ожидания с щедрой, божественной, рукой из-за океана, с приходом корабля колонистов, которые привезут аборигенам различные дары. Только в нашем случае под этими дарами, помимо продовольственной помощи, подразумевались рынок и демократия. Именно в ожидании этого эпохального момента у нас, как и у островитян, были сняты все табу и разрушены все общественные институты. Иначе говоря, «новое единство религиозного порядка образовалось вне традиционных племенных структур».

«Эра свободы и изобилия, объявляемая всеми карго-культами, у нудистов Эспирито-Санто нюансирована, – пишет в главе «Эсхатологический нудизм» Мирча Элиаде (в книге «Космическое обновление и эсхатология»), считая данный религиозный феномен весьма самобытным. – Здесь речь идёт о действительном возвращении в Рай, поскольку верующие будут наслаждаться не только дарами, привезёнными на кораблях, но и абсолютной свободой и бессмертием».

Жаль, Мирча Элиаде не дожил до наших дней, когда в России объявили о создании Стратегического общественного движения «Россия-2045» и научно-производственной корпорации «Бессмертие». Он бы увидел, что описанный им карго-культ островитян Эспирито-Санто, увы, уже далеко не уникален…


Шарж на Мирчу Элиаде: 1980-е годы.

Что опять-таки только подтверждает сравнительный метод М. Элиаде, который, по мнению российского философа О.К. Михельсон, при рассмотрении религиозных явлений избегал эволюционизма, так свойственного западнической точке зрения.

И ещё одно очень важное – применительно к текущему моменту – наблюдение учёного с кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ Ольги Михельсон: «На основании своего убеждения, что любой предмет и действие становятся реальными только в случае имитации некоторого архетипа, Элиаде выдвинул предположение, что циклическое время мифологии, “история” человека архаичной культуры всегда стремится к повторению времени творения. Элиаде было продемонстрировано, что для традиционного общества идея новации чужда и несёт в себе негативный смысл, категории темпоральности и протяжённости – категории отрицательные».

Это – к вопросу о перспективах реализации в стране заявленных Президентом РФ Дмитрием Медведевым инициатив насчёт модернизации политической системы и инновационного развития экономики. Как уже было сказано выше, российское общество относится именно к традиционным обществам с архаичным типом сознания, поэтому любые попытки власти осуществить «прорыв» неизбежно приводят к хождению по кругу, а потом – и к отторжению предводителя-новатора.

При этом, на наш взгляд, милленаристские ожидания нашего архаичного общества никоим образом не противоречат такой практике, так как, напротив, лишь обуславливают цикличность происходящих в нём социальных процессов. Выражаясь словами Мирчи Элиаде, скоро первоначальный энтузиазм сменится унынием и усталостью, что всегда происходит в истории милленаристских движений. Впрочем, это, судя по всему, в России уже произошло.

Почтовая марка Республики Молдова, посвящённая 100-летию
со дня рождения Мирчи Элиаде.

Сергей ПОЧЕЧУЕВ

Источники

Поделиться в социальных сетях