ПОЧЕМУ РУХНУЛ «SUKHOI SUPERJET 100»?



Не успел развеяться дым от авиакатастрофы над горой Салак, как «Bombardier Inc.» ринулась в Россию рекламировать свои самолёты

«“Bombardier Inc.” производит лайнеры серии “CRJ”, которые в своей нише являются прямыми конкурентами самолётов серии “Sukhoi Superjet”. Причиной авиакатастрофы, которая нанесла ощутимый удар по конкурентоспособности отечественного авиапрома, явилась экономическая диверсия, в которой были заинтересованы зарубежные производители»

Специалисты говорят, что отказ французского навигационного оборудования на борту пассажирского самолёта «Sukhoi Superjet 100», который рухнул 9 мая этого года во время демонстрационного полёта в 50 км от индонезийской столицы Джакарта, в результате чего погибли 45 человек, был спровоцирован радиоэлектронной атакой с земли. Кто же мог стоять за этой атакой, в чьих интересах она могла быть произведена?

"Sukhoi Superjet 100"

В четверг, 24 мая, газета «Комсомольская правда» сообщила сенсационную новость, смысл которой заключается в том, что к катастрофе российского самолёта могли быть причастны военно-воздушные силы США. Приведём большую цитату из заметки «КП», которая называлась так: «К падению “Суперджета” могут быть причастны американские военные?».

«Многие эксперты считают: “сушка” в горах натолкнулась на грозу. Командир экипажа Александр Яблонцев предпочёл обходить грозовые облака не сверху (в этом случае пришлось бы подняться на критическую высоту), а снизу. Запросил разрешение на снижение до 6 тысяч футов (1 830 метров) и почему-то получил его, хотя в том месте возвышается двухкилометровый вулкан Салак. И самолёт пропал с экранов радаров. Попытавшись резко набрать высоту, он врезался в гору.

– Главным остается вопрос: почему диспетчер разрешил снижение? – рассказал “КП” представитель компании “Сухой” […]. Возможно, диспетчер не видел, что самолёт идёт прямиком на гору. С другой стороны, мы допускаем версию, что это был умышленный промышленный саботаж, чтобы вытеснить наши самолёты с рынка. Но, по счастью, сокращения портфеля заказов не предвидится.

– Когда самолёт летел на гору, должен был сработать автоматический режим, который бы увёл его от препятствия, – сказал нам представитель службы безопасности полётов аэропорта “Домодедово”. – В аэропорту Джакарты, откуда взлетал наш лайнер, расположена база ВВС США. И среди наших специалистов ходят разговоры – а не могли с той базы послать сигнал и на какое-то время вывести аппаратуру из строя?

В Службе внешней разведки и ГРУ говорят, что вызвать с земли сбой аппаратуры самолёта реально и это можно доказать. Над этим вопросом они сейчас работают.

– Отрабатываем версию промышленного саботажа, – сообщил нам генерал ГРУ (его имя есть в редакции). – Мы давно отслеживали работу ВВС США в аэропорту Джакарты. Знаем, что у них есть особые технические разработки (похожими владеют и наши спецы), с помощью которых можно с земли глушить связь или вызывать сбой параметров в самолёте. К примеру, лайнер летит на одной высоте, а оборудование после вмешательства с земли показывает другую. Возможно, без таких “помех” не обошлось.»

У редакции газеты «Саратов» есть своя версия произошедшего. Что называется, не с полпинка, но, тем не менее, в Интернете вполне реально обнаружить информацию о том, что поставщиком авионики для ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» в рамках реализации проекта «SSJ 100» является французская компания «Thales Group», более 80 % продукции которой имеет военное назначение и закупается странами НАТО.

Помимо прочего, эта компания является поставщиком авионики для канадской компании «Bombardier Inc.», которая является третьим в мире производителем гражданских самолётов (после «Boeing» и «Airbus»).

Эта компания принадлежит семейному клану французского происхождения Бомбардье (президент компании – Пьер Бодуэн). Но самое главное: «Bombardier Inc.» производит лайнеры серии «CRJ», которые в своей нише являются прямыми конкурентами самолётов серии «Sukhoi Superjet». Именно между этой компанией и ЗАО «ГСС», входящим в структуру холдинга «Сухой», развернулась нешуточная борьба за весь азиатский рынок ближнемагистральных и среднемагистральных пассажирских авиаперевозок.

«Bombardier CRJ 100»

Иначе говоря, причиной авиакатастрофы, которая нанесла ощутимый удар по конкурентоспособности отечественного авиапрома, явилась экономическая диверсия, в которой были заинтересованы зарубежные производители аналогичных самолётов.

При таком раскладе и в самом деле возникает масса вопросов. Не является ли вполне вероятной версия о том, что катастрофу российского самолёта могли спровоцировать канадские и французские (а – не обязательно американские) спецслужбы? Кто из российских высокопоставленных лиц принимал решение об установке на «Sukhoi Superjet 100» электронного оборудования, производитель которого поставлял его странам НАТО? Какими соображения и аргументами они руководствовались? Неужели при этом не рассматривалась версия о том, что производитель подобного рода электроники имеет вполне реальные возможности для её дистанционной блокировки? Наконец, кто понесёт ответственность за эту, судя по всему, самую настоящую диверсию?

Предвидим голоса скептиков: да при чём здесь какие-то спецслужбы, при чём здесь коррупция, какое отношение к случившемуся мог иметь канадский производитель самолётов «Bombardier Inc.»?

Что ж, приведём напоследок один факт. Не успел ещё развеяться дым от авиакатастрофы над горой Салак, как «Bombardier Inc.» предприняла демонстрационный тур по городам России, чтобы презентовать нашим авиаперевозчикам свой «региональный джет». Первым городом стала Москва. В понедельник, 21 мая эта презентация прошла в Саратове – городе, где когда-то выпускались «Як-40» и «Як-42», которые считались конкурентами самолётов серии «CRJ» в борьбе за китайский рынок внутренних авиаперевозок.

21 мая 2012 года: презентация «BombardierQ400 NextGen» в саратовском аэропорту (фото – «Газета недели в Саратове»).

Ну, а далее – как говорится, везде: Казань, Тюмень, Екатеринбург, потом – Монголия, Китай, Япония. И снова Россия – Магадан, Якутск, Петропавловск-Камчатский. В материалах, которые раздавались журналистам, говорилось, что «Q400 NextGen» – новейшая модификация самолётов серии «Q400».

«Газета недели в Саратове», издание которой финансируется совладельцем ОАО «Саратовские авиалинии» Аркадием Евстафьевым, 22 мая 2012 года в статье «Получить больше» с придыханием сообщила, что презентацию нового самолёта, который сейчас завершает процедуру сертификации в России, проводил не абы кто, а Стивен Алимент – вице-президент по продвижению «Bombardier» в Европе и странах СНГ.

Исключительно своевременный демонстрационный тур продукции компании «Bombardier» по городам России и странам Юго-Восточной Азии – не правда ли?

Игорь ОСОВИН, Сергей ПОЧЕЧУЕВ

«Промышленный дипломат» (или – «промышленный диверсант»?), герой феерической истории 1996 года под названием «вынос коробки из-под ксерокса с долларами» Аркадий Евстафьев (слева) и генеральный представитель «BombardierTransportation & Aerospace» в России Сергей Ермолаев на презентации «регионального джета» в Саратове, 21 мая 2012 год (фото – «Газета недели в Саратове», № 15 (194) от 22.05.2012 г., с. 2).

Поделиться в социальных сетях