МАРИЯ МАГДАЛИНА И ЕЁ СУПРУГ – ИИСУС ХРИСТОС. Часть 3



"Тайная вечеря": странная история реставрации шедевра да Винчи в XVI-XVII веках

«Первые 230 лет существования работы да Винчи все попытки хоть как-то сохранить шедевр итальянского гения для потомков заключались в изготовлении копий его творения. Попытки реставрационных работ “Тайной вечери” начались только в первой трети XVIII века, но лучше бы они не предпринимались вовсе!»

Продолжение. Читать начало.

Фреска «Тайная вечеря» – огромных размеров композиция (4,57 на 8,84 метра), целиком занимающая поперечную стену большого трапезного зала монастыря ордена доминиканцев Санта-Мария делле Грацие в Милане.

Каждый человек, считающий себя культурным и образованным, конечно же, знает об этой работе Леонардо да Винчи. Некоторые, побывав в Италии, видели её собственными глазами. Если такого человека спросить, что он знает об истории «Тайной вечери», ответ, скорее всего, будет достаточно стандартным. Что фреска – одно из величайших творений итальянского гения эпохи Возрождения, что она очень старая (создана была более 500 лет назад), что фреска неоднократно реставрировалась с тем чтобы до нашего времени работа Леонардо дошла в максимально неизменном виде.

Но вот когда начинаешь изучать историю создания и последующей жизни «Тайной вечери», невольно понимаешь, что весь этот набор общепринятых, расхожих суждений в значительной степени является мифом, или, как минимум, содержит далеко не исчерпывающий объём информации.

Монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане сегодня (фото 30.05.2012 года, автор – Vinicius Vidal). 2-этажное здание слева – вход в музей фрески «Тайная вечеря».

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»: ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСНОЙ ТЕХНИКИ ЛЕОНАРДО

Теперь воспользуемся сведениями, которые содержатся в русско- и англоязычных версиях интернет-энциклопедии «Википедия», а также в других общедоступных печатных и интернет-источниках.

Начнём с того, что «Тайную вечерю» нельзя называть фреской в полном смысле этого слова, так как Леонардо наносил краски на сухую стену, а не на влажную штукатурку. И тому были причины.

Джеффри Морсбург.

26 мая 2011 года на англоязычном интернет-ресурсе «Художники Италии» («Artists of Italy») была размещена статья Джеффри Морсбурга (Jeffrey Morseburg) «Трагическая история “Тайной вечери” Леонардо да Винчи» («The Troubled Story of Leonardo’s Last Supper»). Морсбург, проживающий в штате Калифорния, известен как архивист, писатель, искусствовед, эксперт в области оценки произведений изобразительного искусства США и европейских стран, в юности учившийся живописи у Теодора Лукитса (Theodore Nikolai Lukits; 26.11.1897 – 20.01.1992) – американского художника румынского происхождения, специализировавшегося в области пейзажной и портретной живописи.

Говоря о выборе, сделанном Леонардо, Джеффри Морсбург упоминает в своём эссе о географических особенностях Милана. Дело в том, что в холодное время года город как во времена да Винчи, так и сегодня, постоянно обдувался ветрами с дождём и снегом, налетавшими на Милан с севера, со стороны итальянских Альп. Кирпичные стены зданий работали, что называется, в режиме губки: они впитывали влагу из воздуха (плюс к тому – под фундаментом монастыря протекали подземные воды), а когда приходили тёплые летние дни накопившийся влажный конденсат из стен испарялся. Уже с этой точки зрения стена трапезной миланского монастыря была не самым лучшим «носителем» для красок фрески; к тому же она и была ориентирована на север.

При этом надо заметить, что применённый да Винчи метод, строго говоря, не был его изобретением (хотя он и внёс в него свои новации). Технология так называемой «сухой фрески», «secco fresco», уже использовалась в итальянской живописи тех лет, хотя и не так широко. «Хотя сегодня, – замечает в своём эссе Джеффри Морсбург, – у исследователей уже нет никаких сомнений в том, что Леонардо был хорошо знаком с технологией так называемой “хорошей фрески”, “buon fresco” – методом, который в те времена традиционно использовался для осуществления настенных росписей».

Традиционная технология росписи фресок подразумевала, что слой краски, нанесённый на влажную штукатурку стены, становится как бы частью стенной кладки. Но если допустить какую-либо ошибку при выборе красок и их фиксаторов, могло произойти непоправимое. И тогда слой нанесённой на стену краски под воздействием влажного конденсата будет растрескиваться, шелушиться и, в конечном итоге, просто разрушится.

Леонардо да Винчи, судя по всему, это прекрасно понимал и потому решился на эксперимент: предварительно он покрыл каменную стену монастырской трапезной слоем, состоявшем из смеси смолы, гипса и мастики. Таким образом он попытался создать своего рода герметичный грунтовый слой, который бы не боялся испарений влаги из монастырской стены, сохраняя нанесённый красочный слой в безопасности. И уже по этому слою Леонардо начал писать темперой (красками, которые изготавливались на основе сухих порошковых натуральных пигментов, где связующими элементами являлись натуральные эмульсии – разбавленный водой желток куриного яйца, соки растений, крайне редко – нефть).

При этом в ходе более поздних исследований, осуществлённых уже в ХХ веке, выяснилось, что Леонардо при написании «Тайной вечери» использовал не только темперу, но и масляные краски, которые тогда, в конце XV века, были новинкой в художественной среде Италии. Но как именно он их использовал, каким образом да Винчи соединял воедино темперу и масляные краски – на этот вопрос опытные эксперты даже сегодня не могут дать однозначного ответа.

Фундаментальное издание советского периода – 6-томная (в 8-ми книгах) «Всеобщая история искусств»  – относительно истории создания фрески и её дальнейшей судьбы, в частности, замечает (т. 3, с. 172): «После двух с лишним лет упорного труда роспись была открыта для обозрения, прославив имя Леонардо как величайшего художника своего времени. Но судьба этого произведения оказалась поистине трагической. Предпринятые Леонардо по его обыкновению экспериментальные работы над красками и грунтом не были удачными – красочный слой оказался недостаточно прочным, и уже в 16 веке началось разрушение фрески, которое со временем усилилось и было довершено грубыми и неумелыми реставрациями».

Ещё одна цитата из эссе Джеффри Морсбурга: «Принцип нанесения на  поверхность стены, предназначенной под роспись, герметичного слоя, строго говоря, был не нов. Леонардо, как полагает ряд исследователей, сделал эту работу очень хорошо. Однако было одно “но”: перед тем, как нанести на стену изолирующий от влажного конденсата слой, ей надо было дать хорошо просохнуть. Влага, которая накапливалась в кладках стен миланских зданий во время периода дождей, в жаркие летние дни практически полностью испарялась.

Возможно, Леонардо, занимаясь гидроизоляционными работами стены монастырской трапезной, увлёкся, как сегодня принято говорить, инновационными технологиями, и получилось так, что нанесённый им влагоизоляционный слой как бы запечатал, замуровал оставшийся в обращённой на коварный север стене конденсат. Последствия были очевидны: влажный кирпич стал идеальной питательной средой для размножения микроорганизмов – тех самых, которых мы называем плесенью.

Думаю, с большой степенью уверенности можно предположить, что бедный Леонардо столкнулся с проблемой влажности и плесени ещё до того, как он завершил свою титаническую работу».

КОПИИ КАК ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОХРАНЕНИЯ ФРЕСКИ

Копия фрески Леонардо «Тайная вечеря» работы его ученика – Марко д’Оджионо (Королевская академия искусств, Лондон).

Факт остаётся фактом: «Тайная вечеря» начала разрушаться уже в начале XVI века, то есть вскоре после окончания работы над ней да Винчи. Об этом говорится как в многочисленных работах, посвящённых знаменитой работе Леонардо, так и в дошедших до наших дней свидетельствах очевидцев.

Фигура Марко д’Оджионо у постамента статуи Леонардо да Винчи (Милан, площадь делла Скала, скульптор – Пьетро Магни; Pietro Magni).

Однако известно несколько копий фрески Леонардо, сделанных его учеником –  Марко д’Оджионо (Marco d’Oggiono; ок. 1470 – ок. 1549) в начале 1500-х годов, одна из которых находится сегодня в Королевской академии искусств в Лондоне. Если руководствоваться копиями д’Оджионо, замечает Джеффри Морсбург, то, судя по ним, нельзя заметить наглядных свидетельств начала разрушения фрески Леонардо.

Некоторые искусствоведы считают, что копии Марко д’Оджионо наиболее точно передают замысел его учителя и максимально близко передают то, как «Тайная вечеря» выглядела в первые годы после окончания работы над ней Леонардо да Винчи.

В то же время одно из первых свидетельств о состоянии «Тайной вечери» в начале XVI века оставил Антонио де Беатис (Antonio De Beatis), секретарь герцога Арагонского (Louis d’Aragon; 1475 – 1519), принца, кардинала, члена неаполитанской королевской семьи. Дневниковые записи де Беатиса, опубликованные вскоре после смерти герцога Арагонского, описывают путешествие герцога по Германии, Голландии, Испании, Франции и Италии в 1517-1518 годах. Описывая визит в Милан в 1517 году, де Беатис характеризует «Тайную вечерю» как работу, которая уже начала разрушаться.

В 1550 году (то есть, менее чем через сто лет после написания «Тайной вечери») художник, писатель, один из первых биографов Леонардо и многих других выдающихся  деятелей итальянского Возрождения – Джорджо Вазари (Giorgio Vasari; 30.07.1511 – 27.06.1574) – описал роспись как сильно разрушенную. Причём, она была испорчена настолько сильно, что многие фигуры, изображённые на фреске, почти невозможно было узнать.

Джованни Ломаццо, автопортрет
(ок. 1568 г., галерея Брера (Pinacoteca di Brera), Милан).

Одним из первых (если не самым первым) среди тех, кто вину за разрушение фрески возложил на самого Леонардо, был Джованни Ломаццо (Giovanni Paolo Lomazzo; 26.04.1538 – 13.02.1600), художник-маньерист, а также историк и теоретик живописи. Ломаццо считал, что разрушение живописного слоя фрески произошло во многом из-за экспериментов да Винчи с использованием масляных красок и нанесением на стену грунтового слоя. При этом, Ломаццо, описав в конце 1500-х годов «Тайную вечерю» как практически окончательно испорченную, отдавал должное мастерству да Винчи, жалея, что этот шедевр уже невозможно увидеть в его изначальном виде. Ломаццо, как пишет Джеффри Морсбург, сделал, по крайне мере, одну копию фрески для одного из монастырей в Кастеллаццо (Castellazzo), которая, впрочем, до наших дней не сохранилась.

В начале XVII века кардинал Федерико Борромео (Federico Borromeo (18.08.1564 – 22.09.1631), архиепископ Милана – человек гуманистических взглядов – был настолько обеспокоен состоянием «Тайной вечери», что заказал очередную копию фрески. Борромео хотел, чтобы для потомков работа да Винчи дошла хотя бы в состоянии прекрасно исполненной копии. Работа была поручена художнику по имени Андреа Бьянки (Andrea Bianchi) по прозвищу «Веспино» (il Vespino). Любопытно, что дата его рождения (в отличие от года кончины – 1640) не известна, а первая чётко датированная работа относится к 1612 году. И этой первой чётко датированной работой как раз и была заказанная архиепископом Борромео копия «Тайной вечери». Но и эту «Тайную вечерю» постигла незавидная судьба.

Джованни Мацента (Giovanni Ambrogio Mazenta; 1565 – 23.12.1635), итальянский архитектор, известный своими проектами военных и культовых сооружений, в своё время писал, что копия Андреа Бьянки, которую он оценивал практически как идеальную, к 1635 году окончательно испортилась, так как Бьянки написал её в виде фрески, но – масляными красками по влажной штукатурке.

В 1670-х годах итальянский учёный Пьетро Паоло Боска (Pietro Paolo B?sca; 1632-1699) в очередной раз описал состояние «Тайной вечери» Леонардо, заметив, что в систематическом ухудшении состоянии фрески значительную роль играет влажный климат в монастырской трапезной.

Таким образом, первые 230 лет существования работы да Винчи, как мы видим, все попытки хоть как-то сохранить шедевр итальянского гения для потомков заключались в изготовлении копий его творения. Причём, этих попыток было на протяжении этого времени достаточно много. На иллюстрации ниже вы можете видеть одну из них – работу Джованни Пьетро Риццоли (известного также под именем Джампетрино; Giovanni Pietro «Giampietrino» Rizzoli; первая чётко датированная работа художника относится к 1508 году; умер в 1548 году). Риццоли выполнил свою работу на холсте масляными красками в пропорции 1:1, датирована она примерно 1520-ым годом. Сегодня полотно находится в лондонской Королевской академии искусств. Кстати, копия Риццоли служила одним из основных исходников для последней полномасштабной реставрации фрески да Винчи, которая была осуществлена в конце ХХ века.

Джованни Риццоли, «Тайная вечеря» (ок. 1520; холст, масло;
Королевская академия искусств, Лондон).

Помимо прочих несчастий, которые испытал на себе шедевр Леонардо, в 1652 году в нижней центральной части стены, на которой находилась «Тайная вечеря», был прорублен дверной проём. Это, как несложно догадаться, существенно нарушило композиционный замысел Леонардо.

Фактически, попытки реставрационных, в сегодняшнем понимании слова, работ «Тайной вечери» начались только в первой трети XVIII века. Но, пожалуй, лучше бы эти попытки не предпринимались вовсе!

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Книжные публикации

  • Всеобщая история искусств в 6 т. Том 3. – М.: Искусство, 1962.

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

  • Куоги, Диего; исследование, посвящённое загадкам сюжета «Тайной вечери» (на итальянском языке): http://coltello.atspace.co.uk/;
  • Санта-Мария делле Грацие; фотография главного входа в здание церкви (автор – Vinicius Vidal: http://vidalemdublin.wordpress.com/)

Поделиться в социальных сетях