Детектор «ATLAS» Большого адронного коллайдера.Большой адронный коллайдер и проблема грозовых разрядов

«В комплексе было нарушено электроснабжение синхротрона PS и  суперсинхротрона SPS, откуда пучок протонов поступает в БАК. Возможно – из-за сильной грозы. На следующий день работа коллайдера была возобновлена, но через день подача электропитания в БАК была вновь прервана, а сам коллайдер был опять остановлен»

Продолжение. Читать часть 23.

Напомню три принципиальных момента. Первое: при прохождении в атмосфере Земли космического тела, несущего мощный электрический заряд (как это и было с Челябинским метеороидом), в атмосфере планеты возникает сильный импульс магнитного поля.

Второе: значительная часть энергии разряда такого тела (до 50%) может выделяться в виде излучения, в том числе – жёсткого рентгеновского и нейтронного, что подтверждается научными экспериментальными данными, которые показывают присутствие потоков нейтронов во время сильных грозовых разрядов.

Наконец, третье: за сутки до того, как 15 февраля 2013 года в атмосфере южноуральского города Челябинск взорвалось метеорное тело, для проведения 20-месячных плановых работ по ремонту и модернизации был остановлен Большой адронный коллайдер (БАК) Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН).

Теперь перейдём к рассмотрению вопроса о грозовых разрядах и о возможной причине остановки Большого адронного коллайдера всего лишь за сутки до появления в атмосфере Земли «Челябинского метеорита».

Большой адронный коллайдера – детектор «ATLAS».

Одна из четырёх основных экспериментальных площадок Большого адронного коллайдера – детектор «ATLAS» (A Toroidal LHC ApparatuS), предназначенный для исследования протон-протонных столкновений;  длина детектора – 46 метров,
диаметр – 25 метров, общий вес – порядка 7 000 тонн (фото – Максимилен Брайс).
Адская машина!

БОЛЬШОЙ АДРОННЫЙ КОЛЛАЙДЕР И ГРОЗА

14 февраля 2013 года Большой адронный коллайдер (БАК) был остановлен на 20 месяцев для ремонта и модернизации. Остановка произошла в 10 часов 24 минуты по московскому времени, когда дежурная смена в контрольном центре ЦЕРНа «выключила» поток частиц в ускорителе.

ПитерХиггс (Peter Ware Higgs).

Питер Хиггс (Peter Ware Higgs),
автор фотоGert-Martin Greuel.

Тем самым был завершён трёхлетний этап работы БАК, в ходе которого, как гласят официальные научные релизы, он выполнил свою главную задачу – смог обнаружить новую частицу, которая по всем параметрам близка к теоретически предсказанному  в 1964 году английским физиком-теоретиком Питером Хиггсом (Peter Ware Higgs; родился 29.05.1929 г.) бозону, который и был назван его именем. Об открытии новой частицы представители ЦЕРН заявили 4 июля 2012 года, и спустя полгода, в марте 2013 года это открытие было подтверждено.

В массовом сознании бозон Хиггса, который, как считается, является последней из обнаруженных частиц Стандартной модели теории физики элементарных частиц, иногда воспринимается как некая радикально последняя частица материи, с помощью которой можно объяснить строение Вселенной. Именно по этой причине бозон Хиггса иногда называют ещё и как «частица Бога». В связи с экспериментами на БАК продвинутая общественность неоднократно высказывала свою озабоченность и опасения, связанные с тем, как бы эксперименты учёных, пытающихся проникнуть в тайны мироздания и их попытки повторить «большой взрыв Вселенной», не привели к образованию чёрной дыры, которая поглотит всё – и адронный коллайдер, и тех, кто им управляет, и Землю, и всю нашу галактику.

Так вот, после 20-месячной модернизации БАК суммарная энергия столкновения протонов в коллайдере, как обещается, будет увеличена с нынешних 8 до 14 тераэлектронвольт (ТэВ). Информационное агентство РИА Новости, сообщая об остановке Большого адронного коллайдера («Большой адронный коллайдер остановлен на “каникулы” до 2015 года» от 14.02.2013 г.), также заметило, что модернизация: «затронет не только основное, 27-километровое кольцо самого большого в истории ускорителя элементарных частиц, но и “вспомогательные” предускорители – Протонный синхротрон (PS) и Протонный суперсинхротрон (SPS), а также почти всю инфраструктуру комплекса».

Большой адронный коллайдер.

Основное кольцо ускорителя Большого адронного коллайдера, длина которого составляет 26 659 метров, находится на границе Швейцарии и Франции,
рядом с Женевой.

Впрочем, в истории крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц, известного под названием Большой адронный коллайдер (Large Hadron Collider; LHC),  это была не первая остановка. Вскоре после того, как 30 марта 2010 года начался первый длительный сеанс научной работы БАК (тогда энергия пучка протонов была доведена до 3,5 ТэВ), коллайдер был внепланово остановлен. Произошло это 26 мая 2010 года. О причинах остановки коллайдера информагентство РИА Новости («Гроза обесточила два ускорителя в ЦЕРНе, коллайдер остановлен») сообщило следующее: «“Тут были грозы, в БАКе были тоже какие-то проблемы. Но вряд ли что-то серьёзное. Сейчас всё стоит, ночью проводились работы на коллайдере, меняли систему защиты на одном из магнитов”, – сказал собеседник агентства».

Сотрудник инженерного подразделения ЦЕРН в телефонном разговоре также сообщил агентству, что ряд установок ускорительного комплекса ЦЕРН, служащих предварительными ступенями для Большого адронного коллайдера, остались без электроснабжения. В ускорительном комплексе, состоящем из нескольких ускорителей элементарных частиц, было нарушено электроснабжение протонного синхротрона PS и протонного суперсинхротрона SPS, откуда пучок протонов поступает в 27-километровое кольцо БАК. Возможно – из-за сильной грозы.

На следующий день, 27 мая, работа коллайдера была возобновлена, но через день, в ночь с 28 на 29 мая 2010 года, подача электропитания в БАК была вновь прервана, а сам коллайдер был остановлен. Источник в техническом департаменте ЦЕРН тогда сообщил агентству РИА Новости («Большой адронный коллайдер после аварии остановлен до среды») следующее: «Случилось то, что по-английски называется “блэк-аут”: отрубилось электричество с пятницы на субботу, отключилась линия напряжением 18 киловольт, по которой электричество поступает в ЦЕРН. Что произошло, я пока не знаю. В момент аварии пучка в машине не было, технические службы сработали нормально. Все выходные специалисты работали, чтобы выяснить причины аварии».

После чего работа коллайдера возобновилась лишь 7 июня. Детально об этом происшествии более не сообщалось.

Тоннель ускорителя частиц Большого адронного коллайдера.

Одна из секций 27-километрового тоннеля для ускорителя частиц Большого адронного коллайдера (фото сделано 19 октября 2004 года, автор – Juhanson).

Но если специалисты ЦЕРН весьма туманно комментировали причины тогдашнего прекращения работы коллайдера, лишь с известными оговорками связывая это событие с сильной грозой, которая разразилась в окрестностях Женевы, то в случае с американским аналогом БАК всё обстояло иначе.

Речь идёт о происшествии с коллайдером «Теватрон» («Tevatron») Национальной лаборатории им. Энрико Ферми (Fermi National Accelerator Laboratory; Fermilab), расположенной в окрестностях Чикаго. «Теватрон», запущенный в 1983 году и окончательно прекративший свою работу 30 сентября 2011 года, до запуска Большого адронного коллайдера являлся крупнейшим в мире ускорителем элементарных частиц (его подземный кольцевой туннель имел длину 6,28 километра).

Так вот, 20 марта 2011 года в официальном микроблоге ускорителя появилось сообщение следующего характера: «Молния заставила прекратить текущий сеанс работы. Идут восстановительные работы». К 1 апреля «Теватрон» восстановил работу. Как сообщило тогда РИА Новости («“Убитый” молнией коллайдер Теватрон вновь начал работать»), «ускоритель, расположенный в Национальной лаборатории имени Ферми (США, штат Иллинойс), во время сильной грозы 20 марта получил удар молнии, который “выбил” часть электрооборудования. Из-за этого вышел из строя один из 774 дипольных сверхпроводящих магнитов из сплава ниобия и титана, которые удерживают разогнанные почти до световой скорости протоны и антипротоны на кольцевой “трассе” ускорителя».

Ускоритель «Теватрон» (США).

Ускоритель «Теватрон» (кольцо на заднем плане). На переднем плане – кольцо Главного инжектора. Пруды предназначены для отвода тепла от ускорителя частиц. Фото сделано 29 июля 2003 года, автор – Riffsyphon1024.

К чему всё это было сказано? А к тому, что космическое тело типа Челябинского метеороида ни в коей мере нельзя сравнивать по генерируемому им электрическому разряду даже с самой сильной грозой.

Допустим, что ситуация с вхождением Челябинского космического тела в атмосферу Земли с последовавшим его разрушением не имела только и исключительно, так сказать, природный характер.

Допустим, что Челябинский метеороид изначально мог иметь совершенно иную траекторию движения, которая тем или иным образом была изменена (кем, с помощью чего и зачем – это другой вопрос).

Допустим, что инициаторы изменения траектории движения Челябинского космического тела прекрасно знали о том, какие последствия может вызвать сгенерированное им магнитное поле и электрические разряды.

Отсюда вопрос: захотели бы те, кто приложил свою «руку» к Челябинскому болиду, подвергнуть опасности такой уникальный объект, каковым является Большой адронный коллайдер? Ответ очевиден.

Ещё один вопрос: могло ли быть так, что решение об остановке (пусть плановой, хотя в планах было приостановить работы на БАК ещё в декабре 2012 года) Большого адронного коллайдера было принято именно тогда, когда о времени появления в атмосфере Земли «челябинского гостя» стало известно достаточно точно? Ответ: а почему бы и нет?

КОЛЛАЙДЕР И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ

Я понимаю: в ответ можно услышать возражение, что подобного рода соображения ничем не подкреплены. Да, БАК был остановлен за сутки до появления «Челябинского метеорита», ну и что? Всего лишь совпадение. Допустим. Тогда как понимать сообщение, которое 14 декабря 2012 года распространил пресс-центр ЦЕРН? Это сообщение называлось так: «ЦЕРН получил статус наблюдателя в Организации Объединённых Наций» («CERN is granted the status of observer to the United Nations General Assembly»).

В сообщении говорилось, что Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке «сегодня приняла резолюцию, согласно которой ЦЕРН был предоставлен статус наблюдателя. Этот статус даёт организации право участвовать в работе Генеральной Ассамблеи и принимать участие в её заседаниях в качестве наблюдателя».

СПРАВКА

ЦЕРН, Европейская организация по ядерным исследованиям (Аббревиатура CERN имеет французское происхождение: Conseil Europ?en pour la Recherche Nucl?aire – Европейский совет по ядерным исследованиям), является ведущей в мире лабораторией физики элементарных частиц.

Штаб-квартира располагается в Женеве (Швейцария).

В настоящее время государствами-членами ЦЕРН являются: Австрия, Бельгия, Болгария, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания.

Румыния является кандидатом на вступление.

Израиль и Сербия являются ассоциированными членами и находятся на этапе вступления в члены ЦЕРН.

Индия, Япония, Россия, США, Турция, Европейская Комиссия и ЮНЕСКО в ЦЕРН имеют статус наблюдателя.

Одно из офисных зданий ЦЕРН в швейцарском городе Мэйрин.

Одно из офисных зданий ЦЕРН в швейцарском городе Мэйрин, оборудованное многочисленными рабочими местами для занятых в проекте учёных
(фото сделано в июле 2009 года, автор –
Gillis Danielsen).

Предоставление ЦЕРН статуса наблюдателя при ООН было выдвинуто Францией и Швейцарией, поддержано остальными 18 государствами-членами ЦЕРН и несколькими неправительственными организациями. Формально, как гласит сообщение пресс-службы ЦЕРН, такое решение было продиктовано огромным вкладом ЦЕРН в развитие фундаментальной науки, что может быть очень полезно для членов ООН и её структур.

В финальных абзацах релиза пресс-службы ЦЕРН, в развитие этой мысли, в частности, сказано: «ЦЕРН обладает уникальным опытом в области развития науки и технологий. Сеть государств-членов ООН будет играть важную роль в более широком распространении знаний ЦЕРН, что окажет дополнительную помощь  развивающимся странам. В частности, ЦЕРН и ЮНЕСКО уже сотрудничают в деле укрепления научно-технического потенциала стран Африки: например, разрабатывая учебные программы для учителей и библиотекарей».

Безусловно, в числе наблюдателей при ООН мы можем видеть десятки неправительственных организаций. Правда, характер их деятельности, в основном, сосредоточен в области политики, экономики, культурного сотрудничества, правоохранительной деятельности (к примеру, Интерпол). Мотивация предоставления ЦЕРН статуса наблюдателя при ООН тем, что ЮНЕСКО и ЦЕРН, дескать, уже разрабатывают учебные программы для африканских библиотекарей и учителей выглядит несколько странно. Как будто ЮНЕСКО и ЦЕРН не могут сотрудничать и без этого.

Впрочем, ситуация относительно Большого адронного коллайдера и ЦЕРН может объясняться иначе. В 2011 году московская телекомпания «Фреш Фильм» выпустила документальный телевизионный продукт в двух частях, который назывался «Конец Света. Как это будет?» (автор – Ольга Кологривова). Фильм несколько раз показывался по телеканалу «ТВ – Центр». Фильм, как это понятно из названия, был посвящён разбору возможных сценариев катастрофы планетарного масштаба. В ожидании 21 декабря 2012 года, даты, когда, как уверяли доверчивых обывателей СМИ во всё мире, заканчивается календарь майя и, следовательно, на Земле должно произойти что-то эпохальное, подобного рода телепродукты создавались в немалом количестве.

Этот фильм и сегодня без особого труда можно найти в Интернете. Во второй его части разбирался один из вариантов «конца Света», связанный с деятельностью Большого адронного коллайдера. Диктор за кадром загробным голосом читает текст про эксперименты ЦЕРН. И примерно на 28-ой минуте второй части фильма можно услышать следующее: «Всех пугает неизвестность: засекреченный проект в швейцарском подземелье, умопомрачительные затраты, гигантская энергия. Некоторые наблюдатели подозревают, что дело тут совсем не в научных экспериментах. В центре Европы готовится подземное убежище для избранных – как раз, чтобы пережить надвигающиеся катаклизмы».

После чего в кадре появляется один из экспертов фильма –  Павел Свиридов, представленный как футуролог. На самом деле Свиридов больше известен как активно практикующий астролог (имеет свой аккаунт в социальной сети «Вконтакте», страницу в «Livejournal» и персональный веб-сайт). Павел Свиридов говорит следующее:

Астролог Павел Свиридов.

Павел Свиридов.

– Швейцария – уникальная страна. Я считаю, что там находится мировое правительство. Не случайно туда свозится всё золото. Известен девиз: «Надёжно, как в швейцарском банке!». И вот там строится такая гигантская «машинка», доступ к которой имеет очень ограниченный круг особей. Всё это, в сочетании с тем, что впереди – большие перемены, приближается планета Нибиру, наводит на определённые размышления.

… Конечно, к такого рода заявлениям люди, не склонные к конспирологическому мышлению, относятся, мягко говоря, недоверчиво. Но что вы скажете, например, о такой информации.

С 1989 по 2003 год в советских, а затем – в российских Вооружённых Силах работала секретная войсковая часть, к сотрудничеству с которой были привлечены экстрасенсы, ясновидящие и другие специалисты, которых скептики иначе как шарлатанами не называют. Чем занимались специалисты этой в/ч? Много чем занимались. Например, они экстрасенсорным способом получили информацию о возможности ядерного взрыва в районе шотландского города Глазго. Информацию об этом довели до англичан, и те буквально в последний момент сумели предотвратить серьёзную для себя и всей Западной Европы техногенную и экологическую катастрофу, источником которой мог стать один из ядерных объектов НАТО.

Скажете, что это – очередной конспирологический бред? Отнюдь. Войсковая часть № 10 003 и в самом деле была создана в СССР в декабре 1989 года по предложению начальника Генштаба ВС СССР генерала армии Михаила Моисеева. Командиром части по личному распоряжению Моисеева был назначен полковник Алексей Юрьевич Савин с определением статуса его должности как генеральской. Об этом по истечении срока давности сообщил источник, более чем заслуживающий доверия: официальный печатный орган Правительства Российской Федерации – «Российская газета» (№ 254 (5078) от 30.12.2009 г., статья «Тайна под номером 10003»).

Так же – и в случае с Большим адронным коллайдером и экспериментами в ЦЕРН: важно пытаться найти не то, что вам показывают, а то, что от вас пытаются скрыть.

Ну, а теперь переходим к финальной части истории про «Челябинский метеорит». Спустя месяцы после его появления в небе над Южным Уралом история получила своё продолжение…

Протонный синхротрон (PS) Большого адронного коллайдера.

(Читать продолжение)

• Падение метеорита Челябинск: http://ru.wikipedia.org/wiki/Падение_метеорита_Челябинск;
  • РИА Новости, 27.05.2010 г.; «Гроза обесточила два ускорителя в ЦЕРНе, коллайдер остановлен»: http://ria.ru/science/20100527/239247560.html;
  • РИА Новости, 31.05.2010 г.; «Большой адронный коллайдер после аварии остановлен до среды»: http://ria.ru/science/20100531/240662704.html;
  • РИА Новости, 01.04.2011 г.; «“Убитый” молнией коллайдер Теватрон вновь начал работать»: http://ria.ru/science/20110401/359874540.html;
  • РИА Новости, 14.02.2013 г.; «Большой адронный коллайдер остановлен на “каникулы” до 2015 года»: http://ria.ru/science/20130214/922908157.html;
  • «Российская газета», 254 (5078) от 30.12.2009 г.; «Тайна под номером 10003» (автор статьи – Сергей Птичкин: http://www.rg.ru/2009/12/30/taina.html);
  • Свиридов, Павел Владимирович, астролог; аккаунт «Вконтакте»: http://vk.com/sviridovpavel; страница в «Livejournal»: http://pavel-sviridov.livejournal.com/; персональный веб-сайт: http://www.ad-astro.com/;
  • ЦЕРН (Европейская организация ядерных исследований); релиз пресс-службы ЦЕРН от 14.12.2012 г.: «ЦЕРН получил статус наблюдателя в Организации Объединённых Наций» («CERN is granted the status of observer to the United Nations General Assembly»): http://press.web.cern.ch/press-releases/2012/12/cern-granted-status-observer-united-nations-general-assembly

• Хиггс, Питер (автор фото – Gert-Martin Greuel: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Higgs,_Peter_%281929%293.jpg?uselang=ru);
  • ЦЕРН; фото протонного синхротрона (PS): http://home.web.cern.ch/about/accelerators/proton-synchrotron-booster;
  • ЦЕРН; детектор «ATLAS» (фото – Максимилен Брайс: http://www.astronet.ru/db/msg/1226395)