ОТ ПЛОХОТЕНКО ДО ОСОВИНА



01plohotenko-small11Краткий курс истории газеты «САРАТОВ»

«По сути, газета «Саратов» стала настоящей кузницей кадров для современной саратовской журналистики, которая заложила основы демократических тенденций в местных СМИ на долгие годы».

29 декабря 1990 года в Саратове вышел первый номер газеты с названием нашего города. С тех пор прошло более 18-ти лет. За эти годы с газетой «Саратов» произошло множество самых разных событий. В процессе подготовки этого материала автору пришлось изрядно покопаться в архивах, пообщаться с некоторыми очевидцами и непосредственными участниками событий, связанных с историей газеты «Саратов». В какой-то степени история этого издания зеркально отобразила процессы, которые происходили в 1990-х и начале 2000-х годов в Саратове и Саратовской области.

1990 –1991 г.г.

Первые шаги газеты «Саратов». Кто придумал название газеты. «Саратов» и Б.А. Плохотенко в дни ГКЧП.

Вполне возможно, что газета с названием «Саратов» могла появиться в нашем городе ещё в начале 1970-х годов. Тогда всерьёз рассматривался вопрос о создании в областном центре так называемой «вечерней» газеты. На тот момент такие газеты-«вечёрки» уже выходили в столицах союзных республик и крупных городах-«миллионниках» (например, в соседних г. Куйбышеве, ныне г. Самара, и г. Волгограде). Однако, вопрос тогда так и завис на стадии обсуждения.

В те годы общественно-политических газет в Саратове, как и во многих других областных центрах, было всего две: ежедневное печатное издание «Коммунист» (орган Саратовского обкома КПСС и Саратовского областного Совета народных депутатов) и газета «Заря молодёжи» (орган Саратовского обкома ВЛКСМ, выходила три раза в неделю, а с 1987 года перешла на еженедельный режим издания).

Итак, вопрос о появлении в Саратове второй ежедневной газеты был отложен на долгие годы. Фактически, этот вопрос оказался включённым в повестку дня уже на исходе советской власти.

В конце 1980-х и самом начале 1990-х годов, когда процесс горбачёвской перестройки и гласности существенно расширил рамки советской демократии, в Саратове начали выходить новые газеты. Среди таких постперестроечных изданий можно назвать еженедельные газеты «Советы. Факты. События» («Совфакс»), «Саратовский листокъ», «Курьер», «Местное время», «Биржевые вести», ежеквартальные бюллетени «Зелёный остров», «Саратовский литератор» и ряд других. Из всех перечисленных изданий до нашего времени дожил лишь «Совфакс»: основанная в 1989 году газета и по сей день возглавляется своим основателем и бессменным главным редактором – Н.А. Яковлевым.

Вопрос о создании новой ежедневной газеты встал в повестку дня в 1990 году. Весной того года в Саратове состоялись первые демократические выборы Саратовского городского Совета народных депутатов. И уже на первом заседании горсовета в мае 1990 года ребром был поставлен вопрос о создании печатного органа Саратовского городского Совета народных депутатов. Необходимо отметить, что 12 июня 1990 года Президент СССР М.С. Горбачёв подписал Закон СССР «О печати», который значительно упрощал создание новых СМИ.

Работу по созданию новой газеты проводила Постоянная комиссия Саратовского городского Совета народных депутатов по гласности, средствам массовой информации, связям с политическими, другими общественными, религиозными организациями и массовыми движениями. Председателем этой комиссии являлся депутат Н.Ф. Зорин (на тот момент – главный редактор областной газеты «Коммунист», кандидат в члены бюро Саратовского обкома КПСС; ныне – пенсионер). Среди жителей Саратова был объявлен конкурс на лучшее название для новой газеты. Также был объявлен конкурс и на должность главного редактора этого издания.

Но ни один из предложенных 144 вариантов названия газеты депутатов так и не устроил. В феврале 2002 года в газете «Настоящий Саратов» была опубликована статья Н.Ф. Зорина «Вихри газетные…» (№ 04 от 15.02.2002 г.), в которой Николай Фёдорович вспоминал события, связанные с созданием газеты «Саратов». По его словам, своё название эта газета получила при следующих обстоятельствах:

«На сессии горсовета депутатские мнения [по поводу вариантов названия для новой газеты] резко расходились, пока, наконец, не взял слово ныне покойный Иван Борисович Лаврухин, директор института “Саратовпромпроект”:

– Что мы тут мудрим, спорим – и всё без толку. Давайте назовём газету просто – “Саратов”. Тут сразу все угомонились, удивившись очевидной простоте. На том и порешили, проголосовав довольно дружно».

А главным редактором газеты «Саратов» на очередной сессии горсовета был избран депутат Б.А. Плохотенко, работавший до этого журналистом (главным образом, спортивным обозревателем) в газете «Заря молодёжи».

Отборочную комиссию по рассмотрению кандидатур на пост главного редактора газеты «Саратов» возглавлял депутат горсовета А.А. Жаворонский, впоследствии также возглавлявший газету «Саратов» в качестве главного редактора. Число претендентов достигло 13 человек, трое из которых к моменту проведения конкурса сняли свои кандидатуры.

По мнению некоторых участников событий тех лет, оценка кандидатуры главного редактора проводилась А.А. Жаворонским достаточно тенденциозно, а сама процедура отбора была проведена таким образом, что наиболее выгодные условия для победы в нём были обеспечены лишь одному кандидату – «демократу» Б.А. Плохотенко.

И здесь мы снова процитируем слова Н.Ф. Зорина из вышеупомянутой статьи: «Зампред комиссии [по выборам главного редактора газеты “Саратов”] Александр Жаворонский явно вымащивал дорожку для демократически заряженного Плохотенко, и вся сопутствующая конкурсная технология с психологическим тестированием и анализом этих результатов специалистами-психологами слишком наглядно “работала” на давно присмотренного соискателя.

Признаюсь, нездоровый азарт по этому поводу был неприятен для меня. И вовсе не потому, что мне, как редактору “Коммуниста”, не хотелось, как меня кое-кто упрекал, видеть газету-конкурента […]. Здесь чувствовались иные мотивы в поведении создателей газеты, иные замыслы и намерения. Спустя несколько лет мои опасения оправдались.

На сессии, после длительной организационной подготовки, было обеспечено голосование в пользу Плохотенко […]. Я далёк от мистики, но думаю, что закулисные манёвры, не очень честная игра при создании газеты заложили ту мину, которая потом не единожды бабахнула в редакционном коллективе, где жизни его почему-то сопутствовали конфликты, в результате которых были выброшены за редакционный борт и Плохотенко, и его преемники, а в конечном итоге кончилось тем, что вместо одной газеты стало две.

В том видится логика и почти мистическая закономерность: затеянное по-недоброму дело недобрые корни пускает…».

Первый номер газеты «Саратов» вышел в свет 29 декабря 1990 года. Это было издание формата А-3 на восьми полосах, первая и последняя полосы которого были напечатаны в две краски (чёрную и синюю). Следующий номер газеты вышел 5 января 1991 года на четырёх полосах формата А-2 (предполагалось, что газета и далее будет выходить два-три раза в неделю в таком формате). После чего от Саратовского обкома КПСС в адрес местных типографий последовала рекомендация не печатать на своих «мощностях» газету «Саратов», которая отражала позицию демократически настроенного председателя горсовета В.Г. Головачёва и его окружения из числа депутатов-демократов «давыдовской группы».

Поэтому второй номер в 1991 году вышел только в середине февраля и то благодаря тому, что его удалось напечатать в г. Волгограде. Только к весне при помощи Головачёва удалось отрегулировать вопросы, связанные с печатанием газеты.

Весной 1991 года газета «Саратов» печаталась в типографии «Хопёр» г. Балашова, а потом в саратовской «Типографии № 1» (на «вишнёвке»), и выходила в свет крайне нерегулярно, чем вызывала недоумение читателей, успевших полюбить новое издание за независимый тон суждений, и раздражение властей. К началу лета 1991 года редакции «Саратова» удалось-таки наладить более-менее регулярный выпуск издания с периодичностью один раз в неделю.

Во время Августовского путча 1991 года газета «Саратов», выходившая в свет едва ли не каждый день, заняла радикально-демократическую проельцинскую позицию: на её страницах публиковались обращения и Указы Президента РСФСР Б.Н. Ельцина, новостные сообщения о событиях в Москве и других городах СССР, и каждый её выпуск расходился десятитысячными тиражами среди саратовцев, которые испытывали настоящий информационный вакуум в связи с разгулом политической цензуры в официальных СМИ. Это был «звёздный» час газеты «Саратов», руководство которой на тот момент так и не смогло в полной мере воспользоваться плодами невиданной популярности нового издания.

Вскоре после подавления Августовского путча руководством области при подаче Владимира Головачёва, поддержавшего в дни ГКЧП Бориса Ельцина и теперь пожинавшего лавры победителя, редакции газеты «Саратов» были предоставлены помещения на 8-м этаже издательства «Коммунист», где долгие годы – до осени 2008 года – располагались редакции «Саратова» и её самозваных «преемников», включая «Саратовскую областную газету».

До этого переезда редакция газеты «Саратов» ютилась в двух-трёх комнатах бывшего актёрского общежития, находившегося на улице Радищева справа от здания Саратовского горкома КПСС, именовавшегося в народе как «блиндаж». Ныне в этом здании располагается Саратовская областная Дума, а здание общежития передано под нужды Саратовского епархиального управления РПЦ МП.

Первый состав редакции газеты «Саратов»: Б.А. Плохотенко (главный редактор, впоследствии – редактор «Саратовской новой еврейской газеты» («СНЕГ»), впоследствии – гр-н Израиля, главный редактор русскоязычной газеты «Дварим», в середине 2007 года вернулся в Саратов, сейчас трудится пресс-атташе на одном из промышленных предприятий города), В.В. Боровицкий (впоследствии – главный редактор газет «Саратовская панорама», «Православная вера», погибший при трагических обстоятельствах летом 2006 года), И.Г. Погорелов (впоследствии – и.о. главного редактора газеты «Саратовская панорама»), С.И. Рыженков (впоследствии – старший научный сотрудник, заместитель директора Московского института гуманитарно-политических исследований В. Игрунова), А.М. Седов (впоследствии – главный редактор газеты «Земля Саратовская», ныне – покойный), С.Ю. Михайлов (впоследствии – спецкор ИТАР-ТАСС по Саратовской обл., редактор саратовского выпуска «Новой газеты», главный редактор газет «Репортёр», «Саратовский криминал», «Особо секретно», «Главный герой», «Саратовский репортёр»), Т.В. Артёмова (впоследствии – главный редактор газеты «Саратовские вести»), О.Н. Бакуткина (впоследствии – спецкор радиостанции «Свобода» по Поволжью), Н.А. Ардабацкая (впоследствии отошла от журналистики), В.Б. Каминская (впоследствии – ответственный секретарь «Саратовской областной газеты»), С.А. Почечуев (впоследствии – главный редактор газет «Новости экономики и политики» («НЭП»), «Бизнес-новости», соучредитель и главный редактор газеты «Саратовский репортёр», ответственный секретарь газеты «Ева», главный редактор газеты «Саратовские губернские ведомости», директор газет «Работа для Вас» и «Знакомства для Вас», первый заместитель главного редактора газет «Саратов» и «Настоящий Саратов», редактор бюллетеня «Наблюдатель», главный редактор первого российского конспирологического интернет-портала Conspirology.org), З.А. Бешаров (впоследствии – главный редактор газеты «Сфера», был убит в марте 1992 года), внештатные обозреватели С.Е. Гришин (впоследствии – главный редактор газеты «Саратовские вести», журналов «Промышленность Поволжья» и «Транспорт Поволжья») и Р.Э. Арбитман (впоследствии – известный писатель Лев Гурский), Сергей и Татьяна Белик, Г.В. Лопатина (впоследствии – главный редактор газеты «Честь имею», пресс-секретарь Союза офицеров запаса Саратовской обл.), фотографы И.П. Стахов и Н.А. Клёнов (впоследствии пропавший без вести и найденный убитым в 2005 г.), Борис Борухов (бывший муж выдающейся русской поэтессы Светланы Кековой, впоследствии переехавший на ПМЖ в Израиль) и художник Михаил Подгорный (впоследствии ставший одним из лучших компьютерных аниматоров в Поволжском регионе).

К августу 1991 года состав редакции пополнился. В «Саратов» пришли: Ю.Н. Санберг (впоследствии – главный редактор газеты «Политика», спецкор ИТАР-ТАСС по Саратовской обл., руководитель пресс-службы губернатора Саратовской обл., министр печати и информации правительства Саратовской обл.), фотограф Б.И. Игудин (впоследствии – руководитель пресс-службы мэра г. Саратова, и.о. председателя Комитета по общественным отношениям, анализу и информации Администрации г. Саратова, директор Саратовского представительства ИА «Россбалт», начальник департамента по общественным отношениям ГК «РИМ»), краевед и кроссвордист Виталий Земляк (В.О. Ланцман), С.В. Брюханова и Ю.А. Гордеева (впоследствии руководившие работой редакционно-издательского комплекса газеты), А.Г. Свешников (впоследствии – главный редактор Поволжского информационного агентства (ПИА), газеты «Богатей»), А.И. Романов (известный саратовский диссидент, друг А.И. Солженицына) и целый ряд других политически ангажированных журналистов («группа Рыженкова»), о которых будет сказано ниже.

По сути, газета «Саратов» стала настоящей кузницей кадров для современной саратовской журналистики, которая заложила основы демократических тенденций в местных СМИ на долгие годы.

08-09small

На тот момент основное влияние на проводимую редакцией «Саратова» информационную политику оказывали, помимо самого В.Г. Головачёва, депутаты горсовета и облсовета: В.Н. Давыдов и Н.С. Макаревич (ныне – покойные), А.А. Жаворонский, Н.В. Владимиров, С.Б. Коннов, А.Н. Зацепилин, С.В. Макаров, Г.В. Ахтырко, А.Д. Никитин, С.И. Замогильный, А.Э. Джашитов, С.Е. Гришин, С.И. Барзилов, В.М. Горбачёв, Б.С. Лаврентьев, С. Попиков, В. Рейхель, А. Климов, Н. Ефремова и их сподвижники по демократическому лагерю, которые образовали своего рода редакционный совет, собиравшийся раз в неделю.

По сути, на базе редакции «Саратова» из числа известных саратовских демократов образовался новый политический клуб, который на ближайшее время определял основные идеологические направления региональной политики.

1991 – 1994 г.г.

Первый конфликт в газете «Саратов» и его причины. Позиция Б.А. Плохотенко перед разгромом Советов. Приостановка выпуска газеты «Саратов». Ю.В. Белых и Д.Ф. Аяцков стремятся перехватить контроль над газетой «Саратов». Назначение главным редактором С.Л. Сергиевского и роль внутриредакционной оппозиции в этой замене. Б.А. Плохотенко судится. Отъезд Б.А. Плохотенко в эмиграцию.

Осенью-зимой 1991 года газета «Саратов» печаталась уже в типографии ФГУП «Издательство “Слово”» (бывшее издательство «Коммунист»). Газета перешла сначала на 2-х разовый, затем – на 3-х разовый, и к концу 1991 года – на 4-х разовый выход в неделю.

К 1992 году редакция «Саратова» заметно обновилась. Заместителем главного редактора стал известный саратовский очеркист А.В. Рекеда, работавший ранее в «Заре молодёжи», а ответственным секретарём редакции – С.Л. Сергиевский (ставший теперь одним из ведущих журналистов «Независимой газеты»). В редакцию пришёл и В.М. Горбачёв (впоследствии – главный редактор газеты «Богатей», с конца 2006 года работает в саратовском представительстве «Российской газеты»).

В декабре 1991 года в редакции газеты «Саратов» произошёл первый громкий конфликт, формально связанный с переходом на 5-ти разовый выход в неделю. Часть журналистов редакции полагала, что газета должна самостоятельно зарабатывать средства, для чего, по их мнению, необходимо было разнообразить издание, в том числе – начать выпуск еженедельных приложений к газете «Саратов», ориентированных на массового читателя и представляющих интерес для рекламодателей. Политизированная информация, полагали сторонники «модернизации», читателям уже порядком приелась – они хотят чего-то нового. Нельзя сказать, что к тому моменту (конец 1991 года) газета «Саратов» начала деградировать, но определённый творческий застой был налицо.

К тому времени «Саратов» выходил 4 раза в неделю, неоднократно обещая своим читателям перейти на 5-ти разовый выход. Но этому постоянно мешал ряд обстоятельств: прежде всего, недостаток финансирования для проведения технического перевооружения редакционно-издательского комплекса газеты и пополнения редакции новыми кадрами.

Тогда группа сотрудников редакции во главе с С.А. Почечуевым, трудившимся репортёром практически с первых дней основания газеты, предложила запустить пятничное приложение «Светская жизнь», которое должно было представлять собой совершенно иную модель газеты: лёгкое, развлекательное чтение выходного дня с элементами эротики, скандала и светских сплетен – то, что сегодня называют бульварной, или «жёлтой», прессой.

Именно тогда подобного рода издания уже начинали появляться в новой России (например, «Экспресс-газета», газеты «Мегаполис-экспресс» и «Мегаполис-континент», газета «“МК”-бульвар» и др.). Почечуев претендовал на роль редактора «Светской жизни».

Надо сказать, что такую концепцию пятничного номера в коллективе «Саратова» одобрили далеко не все сотрудники. Но даже противники бульварного выпуска соглашались с тем мнением, что в газете нужно что-то менять, что необходимо экспериментировать, а судить о качестве этого эксперимента следует по результатам реализации первых номеров приложения и анализа читательского спроса.

Б.А. Плохотенко к этой идее отнёсся без энтузиазма. Его с большим трудом удалось убедить, что газета может представлять собой ценность не только как носитель политической информации, но и как собственно рыночный продукт, для чего необходимо давать читателю востребованную им информацию, в том числе бульварного характера. Плохотенко же полагал, что газета «Саратов» должна представлять собой в большей степени общественно-политическое издание, опирающееся на административный ресурс политиков-демократов во властных структурах города и области.

В конечном итоге, Плохотенко удалось убедить тем, что затраты на изготовление экспериментального номера газеты предполагались незначительные. План был таков: выпустить пятничный номер «Саратова» в виде приложения «Светская жизнь», и в том случае, если эксперимент окажется удачным, поставить дело на коммерческие рельсы с последующей регистрацией пятничного номера в виде самостоятельного издания-приложения к газете «Саратов».

Плохотенко дал «добро» на эксперимент и уехал в командировку в Москву к министру Михаилу Полторанину, чтобы пролоббировать назначение своего коммерческого директора Сергея Белика директором издательства «Слово», где печаталась газета. Но директором «Слова» был назначен Л.М. Мотов (скончался в 2007 году).

По возвращению Плохотенко из Москвы 8-ми страничный формата А-4 пятничный номер «Саратова» («Светская жизнь») был полностью готов. Однако Плохотенко, вернувшись из командировки в плохом расположении духа, тут же запретил печатать уже свёрстанный номер своим волевым решением. Спорный вопрос был вынесен на заседание редакционной коллегии газеты «Саратов».

На заседании редколлегии Б.А. Плохотенко мотивировал своё решение тем, что именно он, как главный редактор, определяет редакционную политику газеты и отвечает за все аспекты деятельности редакции. Тем не менее, по настоянию сторонников эксперимента вопрос о выпуске пятничного номера «Саратова» был поставлен на голосование. Против этого выпуска, помимо самого Плохотенко, проголосовали члены редколлегии и заместители главного редактора А.В. Рекеда и В.В. Боровицкий. Большинство членов редколлегии (в их числе были С.И. Рыженков, Т.В. Артёмова, С.Л. Сергиевский и Ю.Н. Санберг) проголосовали «за» выпуск пятничного номера «Саратова». Однако Б.А. Плохотенко настоял на своём, и пятничный выпуск «Саратов – Светская жизнь» так и не увидел свет.

Авторитарный подход главного редактора произвёл на коллектив удручающее впечатление. Ибо при таком подходе практически не имело никакого смысла само существование редакционной коллегии, выполнявшей, по сути, роль декорации «а ля демократия», но не коллегиального органа принятия принципиальных решений по вопросам деятельности редакции. Игнорировалось также и мнение большинства членов коллектива, что для газеты «Саратов», основанной на демократических традициях, было очень важным.

Непримиримая позиция главного редактора Б.А. Плохотенко привёла к тому, что в начале 1992 года из газеты ушло около 13 человек, составлявших на тот момент костяк информационно-аналитической службы редакции. Среди них были С.И. Рыженков, А.В. Филиппов (ныне является автором ряда учебников и хрестоматий по истории Отечества, рекомендованных Министерством образования и науки РФ), А.Г. Касимов (ныне является сотрудником аппарата Г.А. Явлинского), М.В. Коннова (Утемисова), С.А. Почечуев, А.В. Демидов (ныне является руководителем департамента корпорации «Бритиш-Американ Табако»), О.Н. Пицунова (ныне является членом Общественной палаты Саратовской области), И.В. Малякин (работавший позже директором Поволжского информагентства, которое он и основал) и ряд других.

Эта кадровая потеря оказалась для «Саратова» очень серьёзной и даже фатальной. По сути, до февраля 2000 года, когда произошёл окончательный раскол газеты, редакция так и не смогла закрыть образовавшуюся творческую брешь.

Следует заметить, что раскол в творческом коллективе «Саратова» вызвал определённый конфликт интересов и в группе депутатов-демократов, близких к редакции. Так, С.В. Макаров открыто поддержал позицию «группы Рыженкова» и даже организовал встречу активистов этой группы (С.И. Рыженкова, И.В. Малякина, А.В. Филиппова, А.Г. Касимова и С.А. Почечуева) с новым председателем горсовета Н.В. Владимировым, который обещал повлиять на Б.А. Плохотенко и ограничить его авторитарные замашки, но так ничего для этого и не сделал.

Часть ушедших сотрудников (С.И. Рыженков, И.В. Малякин, А.В. Филиппов, О.Н. Пицунова, А.Г. Касимов, А.В. Демидов и М.В. Коннова) основала «Поволжское информационное агентство» (ПИА), на деле доказав свою творческую состоятельность. Позже к этой группе присоединился Роман Чуйченко (в 2003-2005 годах работал в должности руководителя пресс-службы губернатора Саратовской области Д.Ф. Аяцкова, затем – PR-менеджер секретариата Генерального Совета ВПП «Единая Россия», с середины 2007 года работал в Саратовской региональной организации ВПП «Единая Россия» в должности руководителя приёмной депутата Государственной Думы ФС РФ Светланы Захаровой, а теперь является главным редактором газеты «Наша Версия в Саратове»), начавший свою карьеру именно в ПИА. А вот Сергей Почечуев, наоборот, дистанцировался от «группы Рыженкова» и начал формировать свою команду, в которую на первом этапе входили Александр Елистратов (скончался в 2007 году), предприниматель Анатолий Сошин (ставший потом главным редактором рекламной газеты в г. Энгельсе), журналисты Евгений Малякин (однофамилец Ильи Малякина, ныне – заместитель главного редактора федеральной газеты «Мир новостей»), Сергей Панкин, Олег Алексеев, Игорь Таранюк и др.

В 1992 году С.А. Почечуев стал главным редактором газеты «Новости экономики и политики» («НЭП»), финансируемой Михаилом Стрижаком, Валерием Давыдовым, Александром Жаворонским и Евгением Моторным, с которым на тот момент работал Александр Елистратов, а в 1993 году – главным редактором газеты «Бизнес-новости» (финансируемой только М.М. Стрижаком). Тираж этой газеты к 1994 году достиг 205 000 экз., и «Бизнес-новости» стали первой бесплатной газетой в Саратове.

С февраля 1993 года начала выходить газета «Авторское право» (финансируемая сначала В.Н. Давыдовым, а затем – С.В. Макаровым), которую основали ушедшие из «Саратова» журналисты, составлявшие на тот момент костяк ПИА (финансируемого в то время, в основном, зарубежными фондами).

В 1992-1993 годах газета «Саратов» выходила 5 раз в неделю форматом А-2. Тираж газеты в те годы достигал своего максимума, приближаясь к отметке 60 тысяч экз. каждого номера.

Для главного редактора издания Б.А. Плохотенко весь этот двухлетний период, по сути, ознаменовался политическими метаниями. Это вызывало резко негативную реакцию со стороны тогдашнего Полномочного представителя Президента РФ в Саратовской области В.Г. Головачёва (работавшего в 1990-1991 г.г. в должности председателя Саратовского городского Совета народных депутатов и подписавшего в своё время решение президиума горсовета об утверждении Устава редакции газеты «Саратов»).

К концу 1993 года финансовое положение газеты существенно ухудшилось, и стало ясно, что руководство области и города не желает далее видеть на посту главного редактора Б.А. Плохотенко.

Необходимо заметить, что кризисная ситуация во многом создавалась искусственно: соучредитель и источник финансирования издания в лице Саратовского городского Совета народных депутатов (вторым соучредителем «Саратова» являлся трудовой коллектив редакции) задерживал перечисление средств на выпуск газеты. У «Саратова» начали копиться долги: по выплате заработной платы и уплате налогов, по оплате за газетную бумагу и типографские услуги, и т.д.

Обострение политической ситуации летом-осенью 1993 года, последовавший затем в начале октября того же года расстрел «Белого дома» в Москве и ликвидация Советов, как системы органов представительной власти, негативно отразились на судьбе газеты «Саратов». Формально к ноябрю 1993 года газета «Саратов» оказалась без учредителя, так как Саратовский городской Совет народных депутатов был распущен.

Стоит указать, что в аналогичную кризисную ситуацию попала и другая ежедневная областная газета – «Саратовские вести» (созданная в августе-сентябре 1991 года на базе расформированной газеты «Коммунист»), учредителем которой с сентября 1991 по октябрь 1993 года являлся Саратовский областной Совет народных депутатов. Этой коллизией не замедлила воспользоваться Администрация Саратовской области во главе с Ю.В. Белых, которая предпринимала активные попытки стать учредителем, либо соучредителем газеты «Саратовские вести».

Главному редактору «Саратовских вестей» С.Е. Гришину, начинавшему свою журналистскую карьеру в качестве нештатного сотрудника газеты «Саратов», в этой ситуации удавалось лавировать и, не допуская обострения ситуации, в то же время не дать областной Администрации возможность навязать редакции «Саратовских вестей» свои правила игры. Несмотря на сложность ситуации, Гришин смог отстоять собственные интересы и интересы газеты. С весны 1994 года соучредителями «СВ» стали редакция газеты и Администрация Саратовской области.

Позиция Б.А. Плохотенко в аналогичном «конфликте интересов» оказалась более прямолинейной, что не могло не сказаться на дальнейшем обострении ситуации (особенно, с учётом негативного отношения части коллектива газеты «Саратов» к своему руководителю). Один из бывших ведущих сотрудников «Саратова» и заместителей главного редактора – Сергей Рыженков – в своей изданной работе «Современная политическая история Саратовской области. 1989 – 1996 г.г.» об этом периоде написал следующее:

«Газета распущенного городского Совета, несмотря на следование официальному демократическому курсу, попыталась отка­заться от соучредительства с горадминистрацией – “наследницей” во всех правах горсовета по указу Президента, и стать просто “городской газетой” […]. Однако горадминистрация не отпустила редакцию на волю. Кроме того, и гла­ва обладминистрации [Ю.В. Белых] не был склонен прощать редактору газеты Б. Плохотенко “наезды” на него накануне выборов [в Совет Федерации, которые проходили осенью 1993 года]. Перед Новым го­дом издательство “Слово” отказалось печатать газету, а редакционный коллектив не был допущен в помещение редакции, арендуемое у того же издательства […]. Члены коллектива редакции выпустили листовку (тиражом 3 ты­сячи экземпляров), в которой предлагалось их видение ситуации, про­водили перманентное собрание в вестибюле издательства, организовали и провели пресс-конференцию […] и, наконец, митинг в центре города, на котором представители общественности, подписчики и читатели требовали возобновления выхода газеты (и от­ставки мэра города Китова, что было на руку, кто бы под этим требо­ванием чего не подразумевал, Аяцкову, который как раз и занимался приручением газеты). В результате вмешательства представителя Президента [В.Г. Головачёва], самого находящегося весьма в шатком положении, вышло два номера газеты, один из которых был практически полностью посвящён ситуации с самой газетой».

Понятно, что отказ ФГУП «Издательство “Слово”» в лице директора Л.М. Мотова – из-за накопленных долгов – продолжать печатать газету «Саратов» был чистой формальностью, поводом. К тому же, Мотов никак не мог простить Плохотенко давнюю историю с Беликом.

К тому моменту коллектив редакции насчитывал 73 человека (в том числе, 32 журналиста!). По мнению бывшего сотрудника газеты «Саратов» А.Г. Свешникова, «беспредел никем не контролируемой исполнительной власти, моментально установившийся в Саратовской области после необдуманной ликвидации Советов, обусловил действия первых лиц как области (главы обладминистрации Ю.В. Белых), так и города (первый вице-мэр Д.Ф. Аяцков)». Конец цитаты.

В результате, выпуск газеты «Саратов» был временно (на три недели) приостановлен.

В январе 1994 года первый вице-мэр Администрации г. Саратова Д.Ф. Аяцков вместе с руководителем пресс-службы главы Администрации Саратовской области Е.Ф. Саблиным лично присутствовал на неправомочном (по мнению ряда участников этого конфликта) собрании трудового коллектива редакции газеты «Саратов», на котором из 73 сотрудников присутствовало лишь 19 человек. Д.Ф. Аяцков тогда предложил следующий выход из ситуации: перерегистрировать газету «Саратов» с учредителем в лице Администрации г. Саратова, и издал постановление о назначении и.о. главного редактора С.Л. Сергиевского.

Этот конфликт поставил коллектив газеты в крайне сложную ситуацию. С одной стороны, попытки смещения Б.А. Плохотенко с поста руководителя издания вызывали у коллектива «Саратова» естественную ответную реакцию – стремление объединиться в защиту своего руководителя. С другой стороны, часть коллектива газеты понимала, что, сохранив Бориса Александровича на посту главного редактора издания, они, тем самым, лишь продлят стагнацию, в которую вогнал «Саратов» их руководитель. К тому же, авторитарная политика Б.А. Плохотенко, стремление единолично решать все, даже самые мелкие вопросы, негативно сказывалась как на морально-деловом климате в коллективе, так и на показателях финансово-хозяйственной деятельности газеты.

Цитировавшийся выше Сергей Рыженков говорил об этом так: «В редакции произошёл давно зревший раскол. Недо­вольные стилем руководства Б. Плохотенко журналисты и сотрудники редакции (примерно чуть более трети коллектива) во главе с ответ­ственным секретарём С. Сергиевским и заместителем редактора В. Горбачёвым договорились с мэрией и быстро перерегистрировали газету (24 января). Затем они вселились в помещение редакции, приступили к выпуску газеты и блокировали доступ в редакцию сторонникам Плохотенко. Кстати, оба лидера внутриредакционной оппозиции были в 1990 году среди […] соискателей должности редактора горсоветовской газеты».

Конфликт разрешился увольнением Б.А. Плохотенко и назначением на пост главного редактора ответственного секретаря газеты – С.Л. Сергиевского. Учредителями газеты выступили Администрация г. Саратова и трудовой коллектив редакции.

По мнению одного из участников тех событий – журналиста Александра Климова, опубликовавшего в 1995 году в газете «Руководитель» статью «Разгром “Саратова” – кто же виноват?», ответственность за случившееся лежала именно на исполнительной власти области и города.

Александр Климов, в частности, писал: «Наиболее очевидную роль в приручении газеты сыграла не областная, а именно городская администрация. Именно здесь решалось, сколько ещё дней “придерживать” газету, пока коллектив не дойдёт до кондиции. Следует признать и блестящее использование администрацией распрей внутри коллектива […]. А когда газету перестали печатать, оппозиция сплотилась и перешла к решительным действиям. Разгром удалось провести при участии самих журналистов, в том числе – и автора этих строк, который тоже состоял в “антиплохотенковской” группе».

Завершение конфликтной ситуации ознаменовалось поэтапным уходом из редакции ряда технических и творческих сотрудников. В общей сложности после событий января 1994 года редакцию газеты покинуло около 33 сотрудников.

Одержимый реваншем Б.А. Плохотенко более двух лет пытался через суд восстановиться в должности главного редактора газеты «Саратов». Судебные процессы шли с переменным успехом.

Так, 6 июля 1995 года решением Саратовского областного суда Б.А. Плохотенко был восстановлен в должности главного редактора газеты «Саратов». Однако, придя в редакцию в сопровождении двух своих соратников, двух милиционеров и двух судебных исполнителей, Плохотенко так и не смог получить от нового руководства газеты (во главе с С.Л. Сергиевским) ключ от своего кабинета и редакционную печать. Вмешательство прокуратуры Волжского района г. Саратова также, в конечном итоге, ничего не дало.

Судебные процессы продолжались ещё около года, пока в конце мая 1996 года кассационная инстанция Саратовского областного суда, рассмотрев протест Б.А. Плохотенко на очередное решение Волжского районного народного суда, оставила решение райсуда в силе.

Некоторое время Б.А. Плохотенко работал директором Поволжского информационного агентства. Позднее, в 1998 году, редактировал газету «СНЕГ» («Саратовская новая еврейская газета»), но в самом конце 1990-х годов, разругавшись со спонсором этого издания – В.В. Глейзером, выехал на постоянное место жительство в государство Израиль. При отъезде взял себе фамилию матери – Фольгенсон, но затем вернулся к прежнему «варианту» фамилии и именовался как Борух-Александр Плохотенко, придерживался религиозных традиций ортодоксального иудаизма, из-за чего не раз конфликтовал с представителями «саратовской диаспоры» в Израиле.

Вскоре после приезда в Израиль Б.А. Плохотенко начал издавать и редактировать газету «Дварим» (выходила один раз в две недели на 8-ми полосах формата А-2). Издание носило оппозиционный характер, и на её страницах Б.-А. Плохотенко боролся за чистоту иудейской веры, против коррупции во властных структурах Израиля и против культурной экспансии Запада.

Как говорили очевидцы, в чём-то «Дварим» напоминала газету «Саратов» своего раннего этапа развития. Иногда газета Б.-А. Плохотенко распространялась среди членов еврейской диаспоры Саратова, когда кто-либо, побывав в Израиле, привозил в наш город свежие экземпляры «Дварим».

По слухам, финансирование газеты «Дварим» осуществлялось по линии издательского холдинга В.А. Гусинского «Маарив». Дескать, газета представляла для опального российского олигарха интерес именно из-за своей острой политической направленности. Как опять же говорили саратовцы, общавшиеся в Израиле с Плохотенко, зарабатывал он порядка 2 тысяч шекелей в месяц – средний, в общем-то, доход для Израиля.

Впоследствии Борис Плохотенко переехал в США. Однако, пробыл там недолго, и в первой половине 2007 года вновь вернулся в Саратов, чтобы окончательно отойти от журналистики.

Марк ПИНСКИЙ

Фото Алексея ХЕЙСТВЕРА и Николая КЛЁНОВА

(Продолжение следует).


Share this post for your friends:

Friend me: