ИГРА ПО-КРУПНОМУ: ВАЛЕНТИН ЗАВАДНИКОВ, ОЛЕГ КОРГУНОВ И ДРУГИЕ



ruletka-150x150

Невероятно, но факт: город Саратов мог бы стать медиа-столицей игорного бизнеса в России, если бы «единороссы» не заигрались

«А что же Саратов? Или партийная касса «Единой России» в Саратовской области и без того ломится от «добровольно-принудительных пожертвований»? Судя по тому, какие полномочия в отношении игорного бизнеса решил забрать себе Председатель партии и Правительства Владимир Путин, «Единой России» эти миллиарды очень даже нужны».

1 июля 2009 года истекает срок, когда все игорные заведения на территории Российской Федерации должны быть закрыты – за исключением, разумеется, тех, которые начнут функционировать в специально отведённых для этой цели игорных зонах, расположенных в разных частях страны: в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края. Большинство казино уже получили уведомления о снятии с налогового учёта.

Как известно, Саратовская область не вошла в короткий перечень субъектов РФ, на территории которых было предусмотрено создание таких «лас-вегасов». Тем не менее, всё могло обернуться совершенно иначе, если бы игорный бизнес не оказался в западне, куда его загнали собственные лоббисты. Что было, если бы, например, Федеральный закон «О госрегулировании и деятельности по организации и проведению азартных игр» не был принят, или его вступление в силу было отложено депутатами на неопределённый срок?

Как минимум, город Саратов мог бы претендовать на звание медиа-столицы игорного бизнеса в России, так как именно в нашем городе планировалось создание огромного рекламно-издательского центра, который смог бы удовлетворять запросы на печатную продукцию в рамках проводимых по всей европейской части страны крупномасштабных пиар-акций, нацеленных на стимулирование потребительского спроса в гейм-индустрии.

О чём идёт речь?

В начале 2006 года в Саратове появился молодой обходительный человек, который, помимо представительной внешности, имел достаточные связи как в «конторе», где он когда-то служил, так и «наверху». Это был Сергей Морозов, исполнительный директор ИК «Миллионъ», являвшейся на тот момент одной из самых разветвлённых сетей салонов игровых автоматов. Г-н Морозов был одним из топ-менеджеров этой игорной компании, и зоной его ответственности было именно Поволжье.

Через общих саратовских знакомых, завязанных в рекламном бизнесе, автору этих строк удалось не только познакомиться с ярким представителем отечественной гейм-индустрии, но и договориться с г-ном Морозовым о долгосрочном, как тогда казалось, сотрудничестве – между консалтинговой фирмой «ПО ”Зенит”» и ИК «Миллионъ», являвшейся одним из подразделений гигантской игорной империи миллиардера Олега Бойко Ritzio Entertainment Group.

Для того чтобы читатель мог представить себе масштабы игорного бизнеса в России и те перспективы, которые открывало для Саратова сотрудничество «зенитовцев» с китами российской гейм-индустрии, позволю себе полностью процитировать аналитическую записку, подготовленную по распоряжению генерального директора ПО «Зенит» И.А. Осовина сотрудниками аналитического отдела этой компании.

В основу нижецитируемой аналитической записки легла информация, полученная как от самого С.А. Морозова, так и из других открытых источников оперативной информации, находящихся в разработке аналитического отдела.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Экономические показатели

По данным издания «Столичные новости», совокупный доход игорной индустрии в России за 2005 год превысил $ 6 млрд., что составило 8, 76 % от всего оборота легальной игорной индустрии в мире. В стране выдано около 6000 лицензий на организацию и проведение азартных игр. Как сообщает этот источник, оборот рынка игровых автоматов в г. Москве превышает $ 1 млрд. в год: в столице насчитывается около 70 тыс. игровых автоматов (видимо, кроме слот-машин учитываются «столбики», «ромашки» и пр.), т. е. годовой доход на каждый игровой автомат в среднем составляет $ 14 286.

0023

По данным журнала «Форбс», только в 2004 году игорный рынок страны вырос на 90 % , до $ 4,5 млрд. Из них, по данным исследования Deutsche Bank, на игровые автоматы приходится $ 3 млрд. По мнению экспертов банка, доля рынка игорного бизнеса, которая приходится на игровые автоматы, составляла: в 2002 году – 44 %, в 2004 году – 67 %, прогноз на 2007 год – 75-80%.

По данным Deutsche Bank, доход от игровых автоматов в 2005 году составляет не менее $ 4,3 млрд. Председатель правления ГК «Уникум» Б. Белоцерковский оценивает оборот этого сектора игорного рынка за аналогичный период более сдержанно – в $ 3,5 млрд. Эксперты отмечают тенденцию стремительного расширения рынка слот-машин. По подсчётам Deutsche Bank, в конце 1990-х годов во всей России их было около 12 тыс. единиц, в 2004 году – 240 тыс.: рост в 20 раз. По прогнозам специалистов ГК «Уникум», на конец 2005 года количество слот-машин, установленных в игровых залах и казино, должно было составить 450 тыс.

003

По информации депутата Московской городской Думы А. Метельского, в июне 2005 г. на территории г. Москвы действовало 56 казино, более 2 тыс. залов игровых автоматов, общее количество которых превысило 50 тыс. единиц (по данным председателя спецкомиссии по культуре Мосгордумы Е. Герасимова, их насчитывалось 63 тыс.). По данным журнала «Форбс», в конце 2005 года в столице насчитывалось от 60 до 100 тыс. слот-машин, т. е. на Москву приходится до четверти всех игровых автоматов в стране. По информации «Комсомольской правды», налоговые поступления от игорной деятельности в бюджет г. Москвы в 2004 году составили около 5 млрд. руб. Однако, по данным Мосгордумы, этот показатель составил 2,5 млрд. руб.

Несколько иная картина в регионах. Например, в Астраханской области, по сообщению газеты «КоммерсантЪ», действует 51 субъект игорного бизнеса, на которых приходится почти 2 тыс. игровых автомата. В 2004 году областной бюджет получил с них более 2,7 млн. руб. налоговых отчислений, а в 2006-м планируется уже 120 млн., так как с 1 января ставка налога была поднята до максимально допустимой – 7,5 тыс. руб. с одного игрового автомата и 125 тыс. руб. с одного игрового стола.

004

По оценке журнала «Форбс», одна слот-машина приносит владельцу в месяц от $ 1 тыс. до $ 2 тыс. (в крупной игровой сети), «столбик» на людном месте даёт выручку $ 500-700 в месяц. По оценкам экспертов журнала, от 70 % до 80 % рынка игровых автоматов приходится на долю мелких компаний, формально друг с другом не связанных.

Однако, эксперты предполагают наличие негласных сетевых структур, отказавшихся от корпоративного брэндинга, которые сдают принадлежащие им игровые автоматы в аренду мелким провинциальным предпринимателям в среднем за $ 250 в месяц. К таким структурам эксперты «Форбс» относят корпорацию KSI и компанию «Честная игра», которым принадлежит минимум по 40 тыс. игровых автоматов. Годовой оборот каждой структуры оценивается предположительно в $ 100 млн.

005

За последние два года наблюдается заметный прирост доходности этой сферы бизнеса. По данным группы компаний «Уникум», в 2004 году годовой доход игорной индустрии в стране составил $ 5,4 млрд., при этом доля «теневого бизнеса» в этой сфере составляла 15 % или $ 810 млн. По оценкам журнала «Форбс», в провинции игорный бизнес развивается быстрее: региональный рынок игровых автоматов за 2004 год удвоился, а столичный вырос только на 60 %.

При этом, по данным «Российской газеты», по состоянию на 2002 год доля затрат в игорных заведениях достигла 98 %, из которых 58 % – налоги. (В период до 1998 года ставка налога, определяемая муниципальными органами, достигала 90 %, что провоцировало массовый уход бизнесменов «в тень»). По данным «Новых Известий», в 2004 году сумма поступлений в федеральный бюджет от игорного бизнеса составила почти 10 млрд. руб. Однако разработчики поправок в Налоговый кодекс считают, что владельцы игровых автоматов отдают государству не более 17 % своих доходов, и повышение ставки налога позволит надеяться, что эта доля вырастит до 33 %. В ноябре 2005 года депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправку в Налоговый кодекс РФ об увеличении ставки ЕНВД для игорного бизнеса до 15 тыс. руб.

Кроме того, эксперты отмечают тенденцию снижения рентабельности легального бизнеса в секторе слот-машин. По данным журнала «Форбс», в 2002-2003 годах рентабельность игрового зала в Москве составляла около 50 %, в 2004 году – уже около 25%, прогноз на 2005 год – ещё меньше. При этом, по мнению директора по маркетингу Ritzio Entertainment Group С. Бартникаса, точка насыщения спроса в провинции будет достигнута за более короткий срок, чем в столице.006

По данным из открытых источников, Ritzio Entertainment Group (владелец игровых сетей «Вулкан», «X-Time», «Миллионъ» и др.) управляет парком слот-машин в количестве более 30 тыс., в её распоряжении 681 игровой зал в более чем 65 городах России (на игровую сеть «Миллионъ» приходится более 350 залов), 7 казино и по 2 развлекательных центра в России, Прибалтике, Казахстане и на Украине. Оборот группы компаний в 2004 году составил более $ 325 млн. По итогам 2005 года прогнозировалось удвоение оборота. Летом 2005 года МДМ-банк организовал выпуск векселей Ritzio Entertainment Group на общую сумму $ 125 млн. Основными совладельцами Ritzio Entertainment Group являются Б. Белоцерковский и О. Бойко.

Второй крупной компанией на рынке игорного бизнеса является холдинг «Шторм Интернэшнл» (владелец игровой сети «Джекпот», компании «Супер Слот» и др.), в распоряжении которого более 10 тыс. слот-машин, 3 казино и 2 развлекательных центра. По оценкам экспертов «Форбс», оборот холдинга в 2004 году составил $ 140-150 млн. Президентом холдинга является М. Ботчер.

По данным журнала «Форбс», одна слот-машина в системе Ritzio Entertainment Group и «Шторм Интернэшнл» даёт около $ 1600 выручки в месяц. Доход от «столбиков» и «ромашек», которые арендуются у KSI и «Честной игры», составляет около $ 300-500 в месяц (в Москве $ 500-700 в месяц).

Несводимость или противоречивость финансовых показателей из разных источников объясняется закрытостью этой сферы бизнеса для свободного информационного обмена, ненадёжностью официальных статистических данных и особенностями правоприменения налогового законодательства.

007

Социальные показатели

По данным «Российской газеты», в сфере отечественного игорного бизнеса занято около 300 тыс. человек, среди которых преобладают люди с высшим образованием. (Из них 250 тыс. человек обслуживают объекты малого бизнеса. По оценкам региональных источников, эта доля насчитывает около 150 тыс. человек.) По информации журнала «ИнтерСлот», общее число занятых в этой отрасли работников составляет около 400 тыс. человек.

По данным Госкомстата, в России один игровой автомат приходится на 320 жителей. Согласно опросу, проведённому летом 2005 года Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), 48 % россиян выступают за то, чтобы количество игровых автоматов в их населённом пункте было уменьшено, и только 18 % говорят, что для них это не имеет значения.

По результатам исследования «Левада-Центра», раз в несколько месяцев или чаще в игорных заведениях бывает лишь 6 % взрослого населения России, 80 % вообще никогда не посещали игорных заведений. Из числа игроков только 6 % никогда ничего не выигрывали. Только 7 % игроков считают, что игра – это дурная привычка, от которой они не могут избавиться.

По данным председателя спецкомиссии по культуре Мосгордумы Е. Герасимова, в г. Москве проживает около 600 тыс. активных игроков

По мнению саратовского психолога А. Брилёва, игромания является крайне устойчивым психическим отклонением и практически не поддаётся лечению. Среди игроманов преобладают мужчины, лидируют две возрастные категории: до 20 лет и после 35 лет. Психологический портрет среднестатистического игромана: решителен, энергичен, суеверен, авантюрист по натуре.

По информации журнала «Форбс», тяжёлых игроков, или гэмблеров, не больше 5-10 % от всех посетителей игровых залов, но именно они приносят основной доход: каждый – больше $ 100 в неделю. Таким образом, учитывая результаты соцопроса «Левада-Центра», можно утверждать, что игромании в тяжёлой форме подвержено не более 0,3-0,6 % взрослого населения России.

По мнению московского психотерапевта Владимира Есаулова, гэмблеров отличает инфантильность и русская вера в чудо. Носители русской национальной ментальности играют не для развлечения, а только ради выигрыша.

Правовое регулирование

В настоящее время наблюдаются разновекторные направления законодательных инициатив, направленных на регулирование игорного бизнеса в России.

С одной стороны выступают «государственники», представленные депутатами Государственной Думы ФС РФ А. Лебедевым и А. Самошиным, которые, преследуя личные и узкогрупповые интересы, ставят задачей-минимум получение политических дивидендов в преддверии госдумовских выборов-2007 посредством внесения популистского законопроекта «О тотализаторах и игорных заведениях», согласно которому все казино, тотализаторы и залы игровых автоматов в России переносятся на 1 км. за городскую черту и окружаются полосой отчуждения. Этот утопический законопроект является «пиаром» указанных лиц, направленным на маргинальную и протестную часть электората, и задачей-максимум ставит получение материальных дивидендов от ведущих участников игорного бизнеса в России в качестве «отступных» либо участие в разделе сферы влияния. При этом достижение задачи-максимум не отменяет результатов задачи-минимум.draganov

С другой стороны развернули свою деятельность «лоббисты», представленные депутатами Государственной Думы ФС РФ во главе с В. Драгановым, которые, преследуя корпоративные интересы российского игорного бизнеса, тем не менее, ставят своей задачей достижение общественного компромисса по вопросу развития этой сферы предпринимательства и сохранение игорных заведений в качестве устойчивых объектов налогообложения, что является демонстрацией именно государственного подхода, в отличие от позиции «группы Лебедева».

Хронология противостояния двух позиций по этому вопросу выглядит следующим образом.dines1

В числе первых появился законопроект, предложенный в ноябре 2001 г. депутатом Государственной Думы ФС РФ И. Динесом, – «Об игорном бизнесе в Российской Федерации», который вводил особый порядок лицензирования этого вида бизнеса и содержал в себе ряд принципиальных новелл. В январе 2002 г., в ходе рассмотрения, этот законопроект получил название «О деятельности игорных заведений в Российской Федерации». В 2003 г., помимо Динеса, соавторами этого законопроекта выступили депутаты Государственной Думы ФС РФ К. Косачёв, М. Бугера, О. Ковалёв, О. Коргунов, Н. Булаев и В. Рязанский. В октябре 2003 г. документ был принят во втором чтении. Дебаты продолжились, и 24 июня 2004 г. депутаты korgunovГосдумы нового созыва вернули его на доработку, создав рабочую группу под председательством В. Драганова. Однако, 26 ноября 2004 г. законопроект был отклонён и снят с рассмотрения.

Данный законопроект не в полной мере учитывал интересы региональных элит (игнорировался принцип «двух ключей») и малого бизнеса в игорной сфере. Против его принятия выступили мэр г. Москвы Ю. Лужков, губернатор Самарской области К. Титов, член Совета федерации В. Завадников, депутаты Государственной Думы ФС РФ В. Тетерин, Ю. Медведев и др.

В феврале 2005 г. заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ В. Жириновский, О. Малышкин, А. Митрофанов и другие депутаты заявили о целесообразности подготовки нового законопроекта.zavadnikoff

8 июня 2005 г. А. Лебедев от лица межфракционной депутатской группы «Столица» внёс на рассмотрение коллег проект закона «О тотализаторах и игорном бизнесе», который вскоре был поддержан депутатами Мосгордумы, направившими соответствующее обращение в Правительство РФ. Данный законопроект предусматривал удаление всех игорных заведений в российских городах за административную границу поселений. Тактическое перемирие по этому вопросу Ю. Лужкова и А. Лебедева объясняется векторным наложением различных по сути целей и задач.

В октябре 2005 г. В. Драганов вместе с депутатами Г. lebedeffЛазаревым и Ю. Медведевым внёс законопроект «О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования», который нацелен на укрупнение игорного бизнеса и создание жёстких механизмов регулирования этой сферы.

10 ноября 2005 г. Министерство экономразвития РФ во главе с Г. Грефом представило в Аппарат Правительства РФ своё отрицательное заключение по предложенному законопроекту.

14 ноября 2005 г. этот законопроект получил негативную оценку со стороны помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового Управления Администрации Президента РФ Л. Брычиной.

pleskachevsky8 февраля 2006 г. В. Драганов заявил о готовности отозвать свою подпись под более радикальным законопроектом депутатов В. Плескачевского и В. Резника, предложивших вынести все игорные заведения за пределы городов Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.

В настоящее время деятельность игорного бизнеса в стране регулируется только международными обязательствами, договорами и соглашениями Российской Федерации, Федеральным законом «О налоге на игорный бизнес» (действует с 1998 г.), отдельными статьями Налогового кодекса РФ, общими положениями федерального законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения, постановлениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, подзаконными актами федеральных органов государственной власти (например, постановление reznikПравительства РФ «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» от 15 июля 2002 г. № 525), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (например, Закон города Москвы «О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы» от 23 ноября 2005 г. № 58) и органов местного самоуправления муниципальных образований, что вызывает необходимость создания единой нормативной правовой основы, унифицирующей правоприменительную практику по данному вопросу.

Новая редакция Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ значительно ограничивает возможности наружной рекламы игорного бизнеса (особенно статья 27), а также рекламы в периодических печатных изданиях, что негативно сказывается на маркетинговых возможностях развития данной отрасли.

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ

Очевиден вывод, что, несмотря на наличие сильной группы «лоббистов» в Государственной Думе ФС РФ и активную деятельность «цеховых» структур, типа Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ) или Комитета по предпринимательству в сфере игр и лотерей Торгово-промышленной палаты РФ, игорному бизнесу, в целом, пока не удаётся преодолеть негативный настрой общественного мнения по отношению к индустрии развлечений, который является питательной средой для разного рода политических спекуляций со стороны представителей власти, как на федеральном уровне, так и на местах.

Следовательно, необходимо в кратчайшие сроки разработать и реализовать ряд мер, которые позволили бы преодолеть указанную выше негативную тенденцию и заложить основы для дальнейшего поступательного развития игорного бизнеса в новых общественно-политических и социально-экономических условиях, обусловленных переходом рыночных отношений в этой сфере предпринимательской деятельности в иную правовую реальность.

Соблюдение комплексного подхода в решении поставленной задачи обеспечит не только высокую эффективность реализации предложенной программы, но и значительно сократит издержки по сравнению с тем уровнем затрат, который потребуется в условиях автономизации данных проектов. Иначе говоря, стоимость каждого из предлагаемых проектов будет значительно ниже при условии поэтапной реализации этих проектов в рамках единой программы, так как её концепция предусматривает наличие общей организационно-ресурсной структуры, необходимой для всех управленческих функций и производственно-технологических действий.

3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

3.1 Создание отраслевого информационно-аналитического агентства «Game Business Consulting» («Russia Game Inform», «Game Press Inform», «Слот-Инфо», др.)

Объективные предпосылки

В последние три года наблюдается резкое увеличение информационного объёма данных, отражающих стремительное развитие индустрии развлечений. Расширение информационного поля в этой сфере предпринимательства связано, прежде всего, с количественными и качественными изменениями субъектов экономической деятельности, появлением на игорном рынке новых маркетинговых технологий и активным резонированием общественной среды в процессе экстенсификации игорного бизнеса.

Крупные участники этой сферы бизнеса адекватно реагируют на вызовы времени, создавая собственный информационно-маркетинговый инструментарий для решения возникающих проблем и реализации поставленных задач. Однако, отсутствует единая методологическая система сбора, обработки, анализа и использования полученной информации в целях обеспечения устойчивого развития своего бизнеса и консолидации игорного бизнес-сообщества перед лицом диктата государственного аппарата и скрытой угрозы со стороны маргинальной части общества, наиболее восприимчивой к пассионарной индукции.

Пресс-службы, отделы по связям с общественностью и интернет-сайты отдельных компаний, представленных на game-рынке, выполняют локальные задачи PR-обеспечения конкретных участников этой сферы бизнеса. Между тем, сейчас назрела ситуация, требующая консолидированного участия всех без исключения субъектов этой сферы экономики, переживающей острый кризис общественного доверия «благодаря» настойчивым усилиям официальных структур и неформальных групп влияния государственной бюрократии, поставивших перед собой задачу под предлогом защиты общественных интересов провести передел рынка game-услуг с целью конвертации полученных бизнес-ресурсов в гарантии политической пролонгации своего положения.

Субъективные предпосылки

Game-корпорация Ritzio Entertainment Group, заняв лидирующую позицию в этой сфере экономики и создав условия для монополизации game-услуг, оказалась в ситуации, требующей, с одной стороны, твёрдых и последовательных мер реагирования на вызовы госбюрократии, с тем чтобы отстоять свои экономические интересы и защитить наращенные бизнес-ресурсы, а с другой стороны – компромиссной модели поведения в агрессивной социальной среде, с тем чтобы статуировать себя в качестве легитимного участника социально-экономических отношений и укрепить в общественном сознании позитивный образ информационно открытой и социально активной структуры.

К тому же, лидирующее положение Ritzio Entertainment Group обязывает эту game-корпорацию выступать в качестве системаобразующего начала в проведении принципиально новой информационной политики участников игорного рынка, необходимость которой продиктована известными обстоятельствами.

Основные функции и задачи

Создаваемое информационно-аналитическое агентство должно совмещать в себе функции редакции средства массовой информации, которая производит и распространяет информационный продукт в виде регулярных сообщений новостного характера и журналистских материалов для размещения в печатных изданиях, и функции отраслевого департамента, который будет обрабатывать и анализировать всю поступающую информацию из области игорного бизнеса и связанных с ним общественных отношений, а также подготавливать аналитические отчёты и практические рекомендации для участников game-рынка, нуждающихся в информационной и методической поддержке.

К основным задачам, поставленным перед этой структурой, относятся:

- формирование рынка информационных услуг в сфере игорного бизнеса путём создания оптимальных моделей гражданско-правовых отношений и выработки единых правил информационной открытости для всех участников game-рынка;

- организация эффективной информационной отраслевой системы сбора и обработки данных, поступающих от всех участников game-рынка, путём налаживания каналов информационного обмена на основе выстроенных договорных отношений;

- создание авторитетного в медийных кругах источника разноплановой и достоверной информации о процессах, происходящих в сфере game-бизнеса и связанных с ним общественных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровне;

- информационно-идеологическое противодействие негативным PR-технологиям, применяемым в отношении участников game-рынка, и создание скрытого резерва информационных ресурсов, необходимого в случае обострения ситуации вокруг вопроса о правовом регулировании game-бизнеса;

- позиционирование в общественном мнении Ritzio Entertainment Group как гаранта соблюдения единых правил ведения бизнеса в game-индустрии и выполнения бизнес-сообществом принятых на себя социальных обязательств при наличии внятной и ответственной государственной политики в области правового регулирования предпринимательской деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне;

а также иные задачи, содержание которых будет составлять коммерческую тайну Ritzio Entertainment Group.

Принцип структурирования: пошаговый алгоритм

Создание такого информационно-аналитического агентства потребует организационных усилий узкой группы лиц, получивших определённые полномочия от руководства Ritzio Entertainment Group. На начальной стадии подготовки и организации проведения необходимых мероприятий, учитывая напряжённую ситуацию в обществе и во властных структурах, целесообразно будет применять тактику легендирования, указывая ложное целеполагание и источник инициации проводимых мероприятий для внешних наблюдателей, не заинтересованных в конечном успехе дела.

В качестве прикрытия для создания региональных корпунктов агентства можно использовать публичную инициативу по созданию на местах общественных наблюдательных советов в сфере игорного бизнеса.

3.2 СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Идея создания подобных общественных объединений, призванных сыграть роль буфера между госструктурами и субъектами игорного бизнеса, подвергающимися давлению со стороны первых и спровоцированной ими критики со стороны публичных модераторов, является самоценной, но в данном случае может быть использована в качестве стартового звена в алгоритме создания необходимой структуры.

Первый этап

В качестве добровольных членов общественных наблюдательных советов должны быть привлечены узнаваемые в местных политических и общественных кругах активисты-маргиналы, чей жизненный опыт и социальный статус (прежде всего, имущественное положение) позволяют использовать их в качестве управляемых и контролируемых участников гражданской активности.

Кроме них, в наблюдательные советы должны войти видные представители творческой и научной интеллигенции, стремящиеся получить общественное признание как дополнение к своим профессиональным заслугам.

Численный и качественный состав наблюдательных советов будет определяться на местах после изучения ситуации, связанной с развитием игорного бизнеса в данном регионе, и соответствовать как уровню потребности в создании такой группы лиц, так и лимиту финансирования их участия на первом этапе проекта.

В качестве толчка к созданию таких наблюдательных советов может послужить проведение на местах «круглых столов» на тему «Участие гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах регулирования рыночных отношений», где в повестке дня главным вопросом будет значится положение игорного бизнеса в регионе.

К участию в работе «круглых столов», проведение которых может быть инициировано по договорённости любой публичной структурой, следует пригласить представителей самых разных точек зрения на эту проблему, что позволит выявить полный спектр мнений по данному вопросу, выяснить позицию отдельных групп влияния в каждом регионе, степень их заинтересованности или незаинтересованности в лоббировании определённых бизнес-проектов, а также создаст необходимый контекст демократичного и гласного обсуждения поставленного вопроса.

Проведение таких «круглых столов», результатом которых станет легитимизация подготовленного состава наблюдательных советов, явится хорошим информационным поводом для проведения информационно-разъяснительной кампании в местных СМИ путём размещения в печатных изданиях пресс-релизов и публикаций, содержащих скрытую рекламу определённой game-сети.

Кроме того, приглашённые на «круглый стол» представители местных СМИ сами создадут необходимый информационный фон для статуирования в глазах общественности наблюдательного совета.

Первые инспекции членов наблюдательного совета на объекты игорного бизнеса, организованные совместно с операторами game-сетей, также должны стать предметом большого общественного внимания и широко освещаться в СМИ.

Положение об общественном наблюдательном совете в сфере игорного бизнеса, как внутринормативный локальный документ, должно отражать принцип саморегулирующегося объединения граждан, созданного с целью общественного контроля за деятельностью игорных заведений, и предусматривать механизм ротации членов наблюдательного совета без участия органов государственной власти и местного самоуправления.

Деятельность наблюдательных советов на местах позволит выявить целый ряд скрытых обстоятельств социально-экономического и политического характера, препятствующих поступательному развитию игорного бизнеса в регионах, что позволит обобщить полученный опыт и выработать оптимальные модели решения стоящих проблем и преодоления конфликтных ситуаций для всех операторов игорных сетей game-корпорации.

Создание подконтрольных и управляемых наблюдательных советов в сфере игорного бизнеса также позволит Ritzio Entertainment Group установить постоянный режим корреляции конкурентной среды, особенно «диких» сегментов game-рынка, не встроенных в систему экономических взаимосвязей game-корпорации и вызывающих наиболее активный протест со стороны публичных участников политического процесса.

Аналогичным примером использования негосударственных структур в решении насущных бизнес-задач является деятельность международной экологической организации «Green Pease», финансируемой рядом трансконтинентальных нефтедобывающих компаний, которая дезориентирует общественное мнение и создаёт значительные затруднения конкурентам, осваивающим новые нефтеносные районы.

И ещё: промедление в этом вопросе приведёт к углублению противоречий между интересами game-бизнеса и общественными интересами, к обострению кризиса общественных отношений в этой экономической сфере и неминуемым политическим решениям волюнтаристского характера. Если не пойти на опережение и не создать общественные наблюдательные советы, заложив в основу их создания собственные цели и задачи, такие либо похожие общественные структуры будут инициированы госаппаратом, который станет сам их использовать в качестве инструмента манипулирования общественным сознанием и давления на игорный капитал.

Второй этап

На втором этапе необходимо будет вычленить информационную составляющую в деятельности наблюдательных советов, которые помимо публичной общественной функции будут аккумулировать всю информацию о происходящих в регионе бизнес-процессах в game-индустрии и социальных проявлениях, связанных с этой сферой деловой активности. Наблюдательные советы создадут и апробируют необходимые каналы политической и социальной коммуникации, которые будут активно задействованы в интересах информационно-аналитического агентства.

Разделение полномочий и функциональных обязанностей лиц, задействованных в работе наблюдательных советов, позволит выделить из общего ряда тех, кто на штатной основе войдёт в кадровый состав информагентства и сформирует региональный корпункт в своём лице, и тех, кто на нештатной основе продолжит заниматься публичной общественной деятельностью совета в рамках поставленных задач.

На втором этапе потребуется кадровая ротация, которая оптимизирует работу наблюдательных советов и избавит их от случайных либо далеко не случайных активистов-попутчиков, преследующих цели, противоречащие интересам game-корпорации.

На этом создание региональной сети информационно-аналитического агентства будет завершено, и «Game Business Consulting» приступит к реализации собственной программы развития.

Поляризация двух позиций по игорному вопросу должна происходить в режиме управляемого процесса: РИА «ГеймБизнесКонсалтинг» будет ретранслировать точку зрения бизнес-сообщества на происходящие в этой сфере изменения, а наблюдательные советы станут создавать информационные поводы и формулировать общественное мнение по данной ситуации. При этом информагентство, резюмируя ход дискуссии, сможет дать оценку сложившейся ситуации в интересах game-бизнеса, не занижая планку объективности в глазах потребителей информационного продукта.

Таким образом, будет создан эффективный механизм информационного противодействия манипуляционным технологиям, применяемым против ведущих участников game-рынка и в первую очередь Ritzio Entertainment Group.

Третий этап

При наличии наблюдательных советов в регионах, составляющих не менее четверти от числа тех регионов, где присутствуют игорные сети game-корпорации, можно приступать к созданию Российской Ассоциации общественных наблюдательных советов в сфере игорного бизнеса (РАОНССИБ) с проведением учредительной конференции в г. Саратове, на которой будет выработан и принят единый план действий этих региональных общественных структур, отражающий скрытые интересы Ritzio Entertainment Group.

Построение механизма согласованных действий между картельными участниками, присутствующими в экономической сфере game-рынка, будет достигнуто путём подписания соответствующих соглашений по вопросам внутреннего саморегулирования и общественного контроля, которые в значительной мере упорядочат рынок игровых услуг в интересах game-корпорации. Например, это может быть трёхстороннее соглашение между РАРИБ, РАОНССИБ и ТПП РФ, либо иные конфигурации соглашений, устанавливающих общие «правила игры» в интересах инициатора этого процесса.

РИА «ГеймБизнесКонсалтинг» станет активно «пиарить» Ассоциацию наблюдательных советов, конструктивно «критикуя» её за бескомпромиссность позиции в отстаивании общественных интересов в сфере игорного бизнеса, что создаст ей необходимый информационный фон для укрепления своего статуса федеральной общественной структуры.

Наконец, когда назреет необходимость, Российская Ассоциация общественных наблюдательных советов в сфере игорного бизнеса, апеллируя к Общественной палате РФ и общественному мнению на местах, сможет выступить с законодательной инициативой и через одну из парламентских фракций внести на рассмотрение депутатам Государственной Думы ФС РФ законопроект о регулировании отношений в сфере игорного бизнеса или нужные поправки в действующий Федеральный закон, если такой нормативный правовой акт на тот момент уже будет принят.

3.3 СОЗДАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ХОЛДИНГА

Для активного ретранслирования «собственных» установок и воздействия на линию поведения проблемных участников game-рынка Ассоциации наблюдательных советов, как game-«оппозиции», нужен будет свой печатный орган, который поможет придать этой структуре ещё больший общественный вес.

Таким печатным органом могла бы стать ежемесячная газета «Русская рулетка» («Игромания» или др. варианты), которая должна быть зарегистрирована как общественно-просветительское и пр. издание, преследующее благие намерения.

В дальнейшем такая федеральная газета смогла бы стать самостоятельным коммерчески рентабельным проектом по аналогии с изданием «СПИД-Инфо», которое изначально было учреждено с целью пропаганды знаний о вреде аморального образа жизни и сопутствующих ему венерических и пр. заболеваний, а потом превратилось в знамя «сексуальной революции» и на волне большой популярности трансформировалось в целый медиа-холдинг, насчитывающий теперь с десяток изданий.journal

Учитывая многообразие рыночных механизмов в этом секторе экономики, инфраструктурную развитость game-бизнеса и большое количество людей, занятых в этой сфере, давно назрела необходимость издания специализированного отраслевого журнала, предназначенного для менеджмента и обслуживающего персонала game-индустрии. Такой журнал – «Игорное дело» (название должно отражать национальные традиции русского предпринимательства) – должен быть предназначен исключительно для «цеховой» аудитории, в отличие от остальных похожих изданий, типа «ИнтерСлот», редакционная политика которых ориентирована как на профессиональную среду game-бизнеса, так и на потребителей game-услуг. Это две разные читательские аудитории, решающие для себя в game-процессе принципиально разные задачи, их интересы находятся в постоянном противоречии, что и определяет специфику таких рыночных отношений, основанных на риске, где главной движущей мотивацией со стороны потребителей является азарт. Поэтому крайне нецелесообразно издавать журнал, в котором под одной обложкой содержались бы рекомендации, адресованные тем, кто стоит по разные стороны игрового стола.

Отраслевой журнал будет предназначен именно для тех, в чьи задачи входит обеспечение эффективного game-процессинга, повышающего доходы game-компаний. В числе приоритетных направлений публикуемых материалов будут: методические рекомендации по ведению бухгалтерского учёта и налогообложению на предприятиях, занятых в сфере game-бизнеса; вопросы кадрового обеспечения и экономической безопасности в game-индустрии; аспекты правового регулирования game-бизнеса и юридическое обеспечение предпринимательской деятельности в этой сфере; новые маркетинговые и рекламные технологии, как в отечественной game-индустрии, так и за рубежом; тенденции на рынке game-оборудования и программного обеспечения, и другие профессиональные темы.

При этом выполнение маркетинговых задач по расширению game-рынка и привлечению в игровые сети game-корпорации новых клиентов должно быть возложено на сетевые издания, которые, продвигая соответствующие game-брэнды, будут нацелены на широкую потребительскую аудиторию. В качестве пилотного проекта может рассматриваться газета «Миллионъ новостей» (краткое обоснование проекта изложено в Приложении 1 к настоящей Аналитической записке).

Создание различных сегментов издательского холдинга game-корпорации на начальном этапе должно проходить без формального структурирования в рамках единого целого, чтобы преждевременно не был раскрыт весь алгоритм комплексной программы. В дальнейшем, когда будут отстроены и запущены в действие все механизмы этой программы, которые приведут к определённой стабилизации политических процессов, связанных с развитием game-бизнеса, можно будет уже открыто выстраивать схему централизации управления информационно-издательскими активами.

Для обеспечения полиграфических потребностей всех сегментов издательского холдинга Ritzio Entertainment Group и централизованного размещения заказов на полиграфические услуги по изготовлению печатной рекламной продукции необходимо создание общей типографской базы, оснащённой современным полиграфическим оборудованием, позволяющим на высоком технологическом уровне производить качественный информационно-рекламный продукт.

Такой комплексный подход позволит не только выстроить работу в рамках единого производственно-технологического процесса, но и заложит основы рентабельности всей информационно-издательской деятельности Ritzio Entertainment Group.

25 апреля 2006 г.

…Конец цитаты.bojko

Разумеется, аналитическим отделом ПО «Зенит» подготавливались и другие записки, которые в виде докладных ложились на стол генерального директора Игоря Осовина. Их содержание было предназначено исключительно для внутреннего пользования, но оно проливало свет на многие закулисные моменты, связанные с таким деликатным бизнесом, как игорный.

Вот лишь одна из таких – самых безобидных – записок.

Дополнение к Аналитической записке

от 25 апреля 2006 г.

Данные на Ritzio Entertainment Group

По сообщению журнала Forbes, глава Ritzio Entertainment Group Олег Бойко в период с весны 2005 г. по май 2006 г. посетил 5 раз Латинскую Америку, где было куплено или построено 30 казино и игорных залов, расположенных в Боливии, Перу, Мексике и Бразилии; общий объём инвестиций составил $ 25 млн.

По данным журнала Forbes, Ritzio Entertainment Group приобрело контрольный пакет акций боливийской компании Lotex, которая имеет исключительные права на игорный бизнес в стране. (Прим.: страны Латинской Америки традиционно считались зоной особого внимания КГБ СССР и ГРУ Генштаба ВС СССР, которые занималось в том числе и капитализацией активов КПСС).

По сведениям журнала Forbes, Ritzio Entertainment Group приобрело в Перу игровую сеть Cathay и планирует ещё 2-3 приобретения. В Мексике, где закон об игорном бизнесе был принят только в 2005 году, Ritzio Entertainment Group принадлежат 400 игровых автоматов (один игровой автомат приходится на 14 тыс. жителей) и сеть игровых залов Paraiso. В 2007 году Ritzio Entertainment Group планирует инвестировать в игорный бизнес в странах Латинской Америки $ 60 млн.

8 мая 2006 г.

…Конец цитаты.

Кстати, именно в 2007 году, в декабре, и был принят тот самый Федеральный закон, который чуть было не поставил крест на перспективах развития игорного бизнеса в России. Так что Олег Бойко на удивление своевременно принял решение о переводе своих капиталов за рубеж, имея в своём распоряжении запас времени в 1,5 года. Что, в свою очередь, лишний раз свидетельствует не только о наличии инсайдерской информации, выходящей за стены Госдумы, которой активно пользуются многие крупные бизнесмены, но и – в отношении миллиардера Бойко – о его посвящённости в стратегический сценарий развития ситуации, связанной с игорным бизнесом в нашей стране.

Имея такое мощное лобби в лице видных депутатов-«единороссов», магнату игорного бизнеса, чьё состояние кризисной весной этого года оценивалось в $ 550 млн., не трудно проявлять «прозорливость», с опережением принимая верные бизнес-решения.

Что же касается дальнейшего развития истории, о которой шла речь выше, то эта история оказалась короткой: допустив личный «косяк», Сергей Морозов утратил доверие высшего руководства гейм-корпорации, после чего был «переведён на другое место работы». Может быть, вернулся в «контору»…

Подготовленный «зенитовцами» пакет документов, малая часть которых была процитирована в этом материале, оказался на рассмотрении у топ-менеджеров Ritzio Entertainment Group, которые сразу же изъявили желание продолжить сотрудничество с разработчиками программы, но уже на контрактной основе. И если бы не морозовский «косяк», это сотрудничество могло бы выйти на совершенно иной уровень.

Впрочем, судя по тому, какие «пиар»-приёмы использует Ritzio Entertainment Group в «странах народной демократии» на Южно-Американском континенте, саратовские разработки всё же пригодились.

Не исключено, что пригодятся и на российских просторах. Ведь, как стало известно буквально на днях, в Госдуме РФ депутатами «Единой России» был предложен законопроект, в рамках которого предполагается перенести на 3 года вывод игорного бизнеса в специальные зоны. Теперь «единороссы» предлагают в качестве нового срока установить 1 июля 2012 года. Инициативу уже поддержал Российский союз промышленников и предпринимателей, поддержит и Торгово-промышленная палата.

Кроме того, данный законопроект предусматривает передачу Правительству РФ права принятия решений о создании игорных зон на территории других субъектов России, а не только тех, которые определены соответствующим Федеральным законом. Москва и Татарстан уже заявили о готовности построить на своей территории гейм-Сити. Надо полагать, таким образом Лужков и особенно Шаймиев решили обозначить свою цену лояльности к Кремлю. На очереди – другие регионы… Торги только начались.

А что же Саратов? Или партийная касса «Единой России» в Саратовской области и без того ломится от «добровольно-принудительных пожертвований»? Судя по тому, какие полномочия в отношении игорного бизнеса решил забрать себе Председатель партии и Правительства Владимир Путин, «Единой России» эти миллиарды очень даже нужны.

И ещё. Говорят, совсем недавно в нашем городе снова видели Сергея Морозова…

Сергей ПОЧЕЧУЕВ

Фото Ольги ПУШИНОЙ, журналов «FORBES» и «ЛИЦА», с сайтов kommersant.ru, rg.ru

Share this post for your friends:

Friend me: