АИСТЫ И ВОРОНЬЁ



001Саратовский диссидент Вадим Кнушевицкий продолжает рассказ
о своих впечатлениях от современной Украины

«Разница в развитии между Киевом и другими городами Украины выражена значительно меньше, чем между Москвой и российскими региональными мегаполисами. Столица страны – как своего рода государство в государстве – видимо, специфический российский феномен нашего времени. Но для Украины такой подход не приемлем».

Мы продолжаем публиковать путевые заметки саратовского диссидента Вадима Кнушевицкого, который недавно вернулся из деловой поездки по Украине. В этой части рассказа Вадима Андреевича речь пойдёт, в основном, о столице украинского государства – городе Киеве…

Перед тем как приехать в Киев, с хорошей добротной дороги мы попадаем в Борисполь: здесь теряем скорость и чертыхаемся из-за плохой организации движения (по здешним меркам, разумеется). Зато сразу за Борисполем – короткий кусок отличной автомагистрали, с ограничением скорости – 130 километров в час. Накидываем 20 на ошибку, ещё 20 – на гарантированное отсутствие «ДАИшников», и движемся со скоростью потока по левой полосе.

К западу от Киева – таких участков значительно больше и они ещё более продолжительные. С грустью думается о Харькове: похоже, ему светит судьба неперспективного города. Даже на «гугловской» карте он обозначен маленьким шрифтом при очень большом увеличении.

ПРОБЛЕМА ПРИТЕСНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: КИЕВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

А вот – и сам Киев. Город очень просторный, раздольный, очень уютный и приветливый. И в старой части города, и в новых микрорайонах нет и следа стеснённости и всяких там «сверхплотных» построек. Разумеется, не застраивается ни один парк, ни один сквер, а их тут целое изобилие: со множеством лавочек, фонтанов и, конечно же, зелени. Что бы присесть и отдохнуть, далеко идти не надо.

0212

В исторической части города попадаются памятники архитектуры, которым более тысячи лет. Это, что и говорить, очень впечатляет! Собственно, ведь именно здесь и возникла Русь. Сначала это как-то не укладывается в голове: история России началась в этих местах, теперь же это – Украина, другое государство, а Россия – далеко на востоке. Однако, приходит понимание, что это только слова. Просто государство раздробилось, что случается нередко, и смешно говорить о том, кто преемник, а кто – не преемник.

Конечно же, интересовала проблема русского языка, тема о притеснении которого уже не первый год активно раскручивается российской прессой. Говоря откровенно, чего обнаружить не удалось, так это самой проблемы. Из-за того, что я говорил исключительно на русском, ни разу не испытал никакого дискомфорта. Допускаю, что кого-то из русскоговорящих затруднит бюрократический документооборот на украинском. Но, согласитесь, уж не такая это и проблема – овладеть украинским на минимальном уровне. Например, можете представить себе эстонца, совсем не знающего русского языка? А представить русского, прожившего лет пятьдесят в Эстонии, и не знающего даже азов эстонского? В том-то и дело.

По этому поводу, кстати, вспоминается один любопытный случай. В начале 1990-х годов я купил грампластинку с записью эстонского музыканта Пита Андерса, лидера группы «Архив». Музыкант в Прибалтике очень известный: чуть ли не с конца 1950-х годов начал играть рок-н-ролл. На конверте прочитал краткую биографическую справку об артисте. Так вот, сам музыкант, оказывается, родом из Латвии. В начале 1970-х годов в силу ряда причин переехал на постоянное место жительства в Эстонию. Приехав в Эстонию (тогда – понятное дело, союзная Советская республика), товарищ первым делом начал учить эстонский язык. Казалось бы, зачем? Ну, как же – это же просто не очень культурно: жить в стране, и быть не в состоянии общаться на родном для её жителей языке!

Так вот, возвращаюсь к теме притеснения русского языка в Украине. Внимательно рассматриваю газетные киоски: в общем море газет и журналов – перевес явно за русско-язычными изданиями. В некоторых газетах тексты на двух языках, и всё больше кажется, что проблема языка высосана из пальца известно чьими «пиарщиками». Не они ли, понимаешь, и «вбивают клин»?

Правда, здесь это не чувствуется. Толерантность в воздухе разлита, как аромат сирени. Совершенно не чувствуются границы типа «русский – нерусский», «украинский – неукраинский». Да и вообще, сама проблематика такого рода начинает ощущаться как откровенно бредовая.

Чтобы закончить эту тему, достаточно посмотреть украинское телевидение: спрашивают на русском, отвечают на украинском, и – наоборот, всё идёт как-то само собой. Российских каналов – масса: и развлекательные, и новостные. Свобода выбора полная: что нравится, то и смотри, а главное – есть реальный выбор.

ОСОБЕННОСТИ КИЕВСКИХ АВТОМОБИЛИСТОВ

Метро в Киеве не такое развитое, как в Москве, зато наземный транспорт передвигается достаточно быстро. Улицы широкие, движение отрегулировано чётко. Однако, без знания местности, заблудиться на автомобиле очень легко. Но уже однажды освоенный маршрут преодолевается без проблем. Пробки замечены были только в районе Крещатика.

0311

Водители ездят спокойнее, если сравнивать с нашими, саратовскими. Сразу же бросилась в глаза их вежливость: если кто-то попал в неловкую ситуацию – пропустят, и не будут гудеть, выпучив глаза. Пешеходов терпеливо пропускают, причём все, невзирая на крутизну авто. Проще говоря, хамства на дорогах, практически, нет. «Блатные» номера, как и у нас, пользуются весьма повышенным спросом (ну, как же без этого!), но их обладатели на дорогах ведут себя так же, как и другие водители: вежливо и аккуратно.

На глаз – аварийность существенно ниже, чем у нас: как на трассах, так и на городских дорогах. Наверное, сказывается меньшая нервозность водителей. Парковка на тротуарах разрешена, даже там, где действует знак «остановка запрещена». Главное требование при этом – не затруднять проход пешеходам. Если это требование нарушено – оштрафуют злые «ДАИшники».

Следует заметить, что автомобилисты на тротуарах паркуются довольно корректно, и это – очень неплохое решение для любого насыщенного транспортом города. Важно избегать крайностей, а водителям и пешеходам – уметь понимать проблемы друг друга. Доброжелательность и терпимость, рациональное законодательство – вот реальный источник баланса интересов жителей, а не потворство воззрениям какого-то чиновника, который что-то где-то видел, ему это понравилось, и он решил «это» внедрить в родном городе (невзирая на то, подходит «это» увиденное здесь или нет).

0412

Ещё одно важное наблюдение: разница в развитии между Киевом и другими городами Украины выражена значительно меньше, чем между Москвой и российскими региональными мегаполисами. Столица страны – как своего рода государство в государстве – видимо, специфический российский феномен нашего времени.

КИЕВСКИЕ ПАРКИ И СКВЕРЫ: ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!

Про парки и скверы в Киеве нужно сказать отдельно. Диковатый и, честно говоря, не сильно обустроенный парк вдоль Днепра кажется бесконечным. А воздух в нём настолько насыщен запахом зелени и ароматом цветов, что кажется нереальным. В городе множество других зелёных островов, на их фоне наш саратовский горпарк – это совсем небольшой оазис зелени.

0516

В парках зачастую можно встретить скульптуры самых разных времён. Обобщает их одно – сделаны все весьма изящно, со вкусом. Ничего похожего на цветмет, вроде «Сердца губернии» во дворе областного правительства и «Памятника студенту» около социально-экономического университета (к слову, этот авангардизм – ещё не самый плохой вариант саратовского монументализма!) эпохи нашего славного губернатора Дмитрия Фёдоровича Аяцкова, обнаружено не было.

0612

На обширных днепровских островах напротив Киева – бесконечные пляжи: и платные, и бесплатные, оборудованные спортивными площадками, кафе, аквапарками, развлекательными аттракционами, ресторанчиками… Опять же, хорошо то, что на острова можно добраться по-разному: на автомобиле, на метро, или – по специальному пешеходному мосту. Очевидно, что сравнение – явно не в пользу единственного саратовского городского пляжа, добираться на который, сами знаете как, и сами знаете, через что.

Количество народа на киевских пляжах не поддаётся учёту. Сев в центре города в метро, можно минут через десять оказаться на пляжном песочке, или плавать в Днепре. К слову говоря, поплавать не спеша можно только у самого берега – течение реки весьма быстрое: стоит замешкаться, и тебя уже унесло. Над всем побережьем мелькают мячи: играющих в пляжный волейбол намного больше пьющих пиво или что-то погорячее.

Глядя на украинских хлопцев призывного возраста, невольно сравниваешь их с нашими призывниками. Не хотелось бы обидеть наших ребят, но в среднем их украинские сверстники куда энергичнее и крепче. С такими лучше дружить.

СВЯЗЬ СТОЛЕТИЙ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ КИЕВСКАЯ ЧЕРТА

В исторической части Киева почти нет места, с которого не был бы виден какой-нибудь собор. Такое впечатление, что «советское цунами», которое сносило церкви, сюда не докатилось. Ну, или почти не докатилось. Градус антиклерикального мракобесия в этих местах был явно ниже, чем в центральной России.

0713

Интересно наблюдать за реакцией туристов, входящих на территорию, например, Михайловского собора. Люди заходят и на несколько мгновений застывают, как остолбеневшие. А потом судорожно хватаются за фотоаппараты и видеокамеры, хотя совершенно очевидно, что собор – не мираж, и тотчас он не исчезнет.

0910

Про Киево-Печёрскую лавру – разговор особый. Это – целый небольшой город со множеством древних строений, как культовых, так и хозяйственных. Некоторым – порядка тысячи лет, но есть и «новостройки», которым всего несколько столетий. В подземных храмах, пещерах, там, где жили затворники, лежат мощи почти всех святых, имена которых каждый день мелькают в новостях и в Интернете.

Здесь же покоятся останки Илии из Мурома. Мог ли помыслить легендарный воин, что спустя восемь столетий после смерти он станет одним из популярнейших исторических персонажей, и теперь любой может войти в его образ в компьютерной игре? Гробница, где лежит богатырь, отличается большим размером: для своего времени он был весьма крупным человеком, как, скажем Николай Валуев. Современные исследования показали, что Илья Муромец действительно обладал мощным телосложением, и свою смерть встретил в бою. Его тело изранено, сердце же пробито копьём…

Почти все храмы и многие исторические здания в Украине имеют открытые фрагменты первоначальной кладки, без последующих наслоений. Древние орнаменты незатейливы, не совсем ровные, но эти строения старше большинства русских городов. Остаётся поблагодарить украинцев за то, что они бережно хранят наше общее прошлое.

Чтобы бегло ознакомиться с исторической частью Киева, нужно не меньше недели. Повторяю – для беглого ознакомления!

УКРАИНА И РОССИЯ: ПЕРВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Современная архитектура чем-то роднит Киев с Москвой, но они совсем не идентичны. В Москве, в первую очередь, бросается в глаза, какие огромные деньги «вбуханы» в город. Киев же какой-то более человечный, удобный для жизни, спокойный, не такой дёргано-деловой.

1011

Судя по афишам, наши российские «звёзды» эстрады любят гастролировать в украинских городах: на гастрольных плакатах можно встретить все известные имена. Представители гостиничного бизнеса рассказали, что многие российские артисты и политики приезжают в Киев на выходные – просто отдохнуть, повеселиться, встретиться с друзьями.

К ночи центр Киева становится довольно замусоренным, но утро город встречает… безупречной чистотой. Кстати, аналогичную картину мы наблюдали и в других украинских городах. Люди есть люди – всё равно мусорят. Но резкое отличие украинских городов от многих (не всех, конечно, но многих) российских заключается в том, что за чистотой там следят. Не борются за чистоту, а просто-напросто методично и ежедневно убирают мусор.

1111

Безусловно, проблем в Украине много. Одна из них – проблема занятости. Многие украинцы работают за пределами Родины, в странах Западной Европы, да и в той же Москве. Но здесь тоже имеются свои нюансы. Один из моих собеседников рассказал, что его сын уезжает работать в Россию, а вот семья остаётся в Украине. Задаю сам собой напрашивающийся вопрос: почему же вся семья, в таком случае, не едет в Россию? Пугают плохая экология и дорогие, некачественные продукты.

К сожалению, это правда. Населённых пунктов с такой степенью загазованности, как, скажем, Саратов или тот же Воронеж, в Украине не попадалось. Пожалуй, сильно запылённым показался Кременчуг, но и ему по степени запылённости далеко до многих наших городов.

УКРАИНА СЕЛЬСКАЯ. ВОЗВРАЩАЕМСЯ В РОССИЮ

Довольно много пришлось проехать по сельской местности. Вернее, не пришлось: поехали специально, навещая родственников. Конечно, можно было бы поехать и по крупным трассам, но решили «срезать» расстояние. Тем более, что качество сельских дорог вполне приличное: типичная просёлочная дорога – типа нашей волгоградской трассы, причём, иногда попадаются и широкие, более скоростные участки. Так что ехать можно вполне комфортно.

Пару раз попадались ушлые провинциальные автоинспекторы. Один экипаж эксплуатировал бесконечное действие знака «40 км» (предлог – проведение ремонтных работ). А другая провинциальная «бригада» создала хитрющую ситуацию на новой, только что построенной развязке, но их козни были раскушены с помощью украинских же коллег-автомобилистов. В противном случае, нас ожидал бы чудовищный штраф, или существенное пополнение «ДАИшного» кармана.

Встречные автолюбители предупредительно мигали фарами, и делали это очень дисциплинированно.

Очевидно, что коррупцию на дорогах Президент Украины Виктор Ющенко ещё не поборол, хотя прогресс в этом направлении очевиден. Большинство контрольных пунктов не действуют, многие здания, в которых они ещё недавно располагались, уже переделаны под автомагазины или кафе. С одной стороны – правила дорожного движения в Украине за последние годы ужесточились, с другой – «ДАИшный» прессинг снизился, блюстители дорог встречаются, на самом деле, очень редко.

За исключением отдельных участков в глухой провинции дороги оборудованы хорошо: знаки расставлены чётко, по необходимости. Скоростной режим очень либеральный, и за ним следят, практически, только в населённых пунктах. Результат – повышение безопасности и быстроты передвижения, что как явное положительное изменение отмечают сами украинцы.

Деревни радуют глаз: чистые, аккуратные, ухоженные. Гнёзда аистов – обычное зрелище: гнездятся эти красивые пернатые и на обычных электрических столбах, и на специально вкопанных. Деревенские жители жалуются на равнодушие власти к их нуждам, на дороговизну солярки, однако сами замечают, что со времён распада СССР в сёлах стали намного меньше пить.

Существенная разница по сравнению со многим российскими сёлами: у нас где треть, а где и половина жителей – выходцы из соседних южных республик, благодаря которым русская деревня ещё не вымерла (точнее, процесс вымирания идёт гораздо медленнее). Украинские сёла – традиционнее: жители в них по преимуществу – коренные, довольно много хуторских хозяйств. Посадки вдоль дорог чистые, зачастую даже деревья побелены. Разумеется, они не завалены строительным и бытовым мусором, даже около городов…

Въезжали в Россию через второстепенный пограничный пункт. Скажу только, что российские таможенники неплохо взвинтили нас своими дурацкими подозрениями по поводу провоза чего-либо незаконного, копируя при этом фирменный ленинский прищур. Вспомнилась знаменитая фраза из старого фильма «Свадьба в Малиновке»: «А ты, часом, не шпиён?».

Но самым, пожалуй, ярким впечатлением после пересечения украино-российской границы стало какое-то непонятное, практически, стопроцентное исчезновение аистиных гнёзд. Почему-то над российскими населёнными пунктами кружилось, в основном, вороньё. Если бы сам этого не видел, вряд ли поверил бы рассказам других.

Жуткое впечатление, что и говорить!

Как в целом выглядит ситуация в России и Украине, если сравнивать жизнь там, и там? Об этом – в заключительной части путевых заметок.

1213

Вадим КНУШЕВИЦКИЙ

Фото автора

Share this post for your friends:

Friend me: