УКРАИНА ВИКТОРА ЮЩЕНКО ГЛАЗАМИ «ПОДДАНОГО» ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА



0115О том, как на самом деле живёт современная Украина, рассказывает саратовский диссидент Вадим Кнушевицкий

«Парень, который только что обстоятельно нам объяснял, где какой парк в центре Харькова, вдруг резко говорит: «Водитель! Прекрати курить!». Водитель – громила с затылком, плавно переходящим в плечи, виновато тушит только что прикуренную сигарету. Свои права наши общительные соседи отстаивают не задумываясь!»

Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В начале июля группа саратовских политэкспертов с деловым визитом посетила Украину. Помимо вполне определённых целей, ради которых и совершалась поездка, «наши люди» внимательно смотрели по сторонам, фиксируя свои впечатления от посещения «незалежной».

Впечатления эти, прямо скажем, сильно отличаются от той безрадостной картины, которую зачастую рисуют российские средства массовой информации, рассказывая про современную ситуацию в Украине. Итак, что же увидели саратовцы во время своего посещения соседнего государства? Предлагаем нашим читателям путевые заметки оппозиционного политэксперта В.А. Кнушевицкого, написанные им под девизом: «Никакой конспирологии – только голые факты и личные наблюдения».

ОТЪЕЗД ИЗ САРАТОВА. «НЕДОЛИВ». КУРСК. ПЕРЕСЕКАЕМ ГРАНИЦУ

Выехали из Саратова – ну, наконец-то! Заправлен полный бак бензина: от начавшей мигать лампочки до горлышка влезло чуть более 56 литров. Следующая заправка в пути – ближе к Курску. Опять замигала лампочка. Заправка до полного – всего 51 литр! Значит на «лукойловской» заправке около посёлка Юбилейный меня «нагрели» примерно на пять литров – это 10 процентов. Да, разговоры о том, что на саратовских автомобильных заправках клиентов очень любят «обувать», не лишены, судя по всему, смыла.

Кстати, на «курском» бензине машина стала бежать порезвее. Мало того, что на местных, саратовских, заправках бензин сам по себе дрянной, плюс – дорогой, да ещё и не доливают! Неприятно, что и говорить! Хорошо заметно и то, что цены на бензин вдали от Саратова – пониже.

Раз уж мы под Курском, как можно проехать мимо Прохоровки, где летом 1943 года во время Великой Отечественной войны произошло величайшее в истории танковое сражение?

К сожалению, дело происходит уже ночью. Исторический комплекс ухожен, а земля в этом месте, наверное, до сих пор под завязку «нафарширована» советским и германским железом…

После лёгкого дождя чистый воздух насыщен ароматом свежескошенной травы.

029

Едем дальше. В Белгороде нужно найти гостиницу и отдохнуть. Дороги – по мере приближения к границе – всё лучше и лучше. Что ж, всё понятно: западные области России – этакий «парадный подъезд». В Белгороде попытки остановиться в гостинице были безуспешны: свободные номера были, но цены, которые заломили за них, были просто неприличны. Да и сами гостиницы напоминали больше увеселительные заведения определённой направленности. Зачем сауна в номере? Нам бы просто поспать…

Решено! Пересекаем границу с Украиной ночью, и ищем пристанище в Харькове или поблизости от него.

Таможня. Миновали наших пограничников с серьёзными лицами.

Украинский участок. Жизнерадостность украинских «погранцов» показалась нам подозрительной. Вежливо осведомились: не нужна ли нам помощь в заполнении каких-то листков прибытия и деклараций? Мы согласились. Немного наличных, и – мелкая проблема решена! Хотя заполнить бумажки можно и самим по образцу, но мы уже сильно устали: поскорее бы преодолеть формальности, и – в гостиницу! Подозрения по поводу весельчаков в форме украинских пограничников и таможенников развеялись: они и в самом деле – просто весёлые люди.

ОБМЕН ВАЛЮТЫ. ИЩЕМ ГОСТИНИЦУ. ХАРЬКОВСКОЕ ПИВО. УКРАИНЦЫ ОТДЫХАЮТ

Сразу за границей – пункт обмена валюты. Вняли советчикам из всемирной Сети и обменяли рубли на гривны. По последующему опыту остаётся сказать, что действительно в пограничном «обменнике» – самый выгодный курс. Так что, всем читающим эти строки даю совет «бывалого»: если доведётся, меняйте деньги на границе, не стесняясь.

Что же касается въезда в Украину со стороны России, то он – не «парадный»: обычная дорога, вполне приличная, ничего особенного…

Что и говорить! Одно дело – искать гостиницу в Интернете, другое – на реальной местности. На поиски ушло некоторое количество времени и километров, и вот мы – в «Готеле “Солнечный”». Двухместный номер, две двуспальные кровати, замысловато работающий душ.

На утро сотрудница «готеля» (именно так здесь называются отели и гостиницы) проинформировала «по секрету», что, поскольку мы приехали под утро, то по умолчанию наш заезд в «готель» будет засчитан с 12 часов… нового, наступившего, дня. И у нас, по сути, образовался бонус в виде ещё одной ночёвки. Просто замечательно, если учесть наше желание побыть в Харькове день-другой!

039049

Честно говоря, не рассчитывали на столь тёплый приём: всё же мы – «клятые москали», вдруг всё сало съедим! Кстати, насчёт еды. Если учитывать качество услуг, то цена за номер просто смешная по нашим меркам. Чай и еда в номер – тоже весьма недорого. В Харьков решили ехать на автобусе, чтобы попутно дружно попить пиво.

Пару слов о пиве. Советами неведомых знатоков Украины непременно испить разливного черниговского белого нефильтрованного пива пренебрегать не стали. Не пожалели об этом ничуть! Я сам – не большой любитель пива, но после дегустации враз стал любителем черниговского нефильтрованного! Кстати, другие местные сорта пива не хуже.

Обзавелись местными sim-картами оператора «Лайф:)», карты купили в киоске на центральной площади города недалеко от монумента Ильичу, на подножье которого уютно расположились подростки.

С покупкой sim-карт вышла забавная история: по совковой привычке, удобренной современными реалиями России, протянул паспорт. Меня встретил удивлённый взгляд продавщицы. Может быть, ещё какой-то документ нужен, типа пресловутого «листа прибытия»? Оказалось, что вообще никакой документ не нужен. Просто подключаешься, и – всё! Здешних чекистов совершенно не интересует, с какого номера и куда я буду звонить.

Про тарифы операторов сотовой связи. Разговоры по всей Украине в сети данного оператора бесплатны, звонки на телефоны других операторов – какие-то гроши. Звонок на любой номер в любую страну мира – одна гривна двадцать (в пересчёте на рубли – около пяти «деревянных»). Звонок в Россию – так же, на любой телефон – шестьдесят местных «копиек»… Что тут скажешь? Без комментариев!

Харьковчане улыбчивы, с готовностью подсказывают маршрут, правда, очень приблизительно, но это – всеобщая особенность украинцев. Зато доброжелательность гарантирована. Это для нас было неожиданным и очень приятным открытием.

Едем в автобусе. Рядом – парень, который только что обстоятельно нам объяснял, где какой парк в центре Харькова. Вдруг он резко говорит: «Водитель! Прекрати курить!». Водитель – громила с затылком, плавно переходящим в плечи, смахивающий на Евгения Моргунова – виновато тушит только что прикуренную сигарету. Свои права наши общительные соседи отстаивают не задумываясь!

Чистота вокруг – не привычная для саратовского глаза. Ветер не поднимает столбы пыли, а несёт свежесть из ближайшего сквера или парка, которых вокруг – в изобилии. С площади, которая именуется, если верно запомнил, «Площадь Свободы», можно попасть в зоопарк, где всех встречает… идеальная чистота; животные ухожены, шерсть лоснится. Поневоле вспоминается наша медведица в саратовском горпарке, которая не известно за какие прегрешения отбывает каторгу.

0513

069

Исторические здания – а их здесь множество – находятся в состоянии, близком к идеальному. Новостроек в центре мало, и они не бросаются в глаза.

0710

На центральной площади застали парад автомобилей-ретро… Из песка строится город: смесь античности и Древнего Египта. Рядом – развесёлая свадьба на один день: невесты выкупаются, и ведут с новоиспечённым супругом семейную жизнь длиною в… одни сутки. Со свидетельством о бракосочетании – всё как у людей!

089

Отдыхать украинцы любят и умеют. Справедливости ради следует заметить, что в будние дни улицы пустеют: народ, видимо, работает. Столпотворение, как в Саратове на проспекте Кирова, наблюдается только в выходные дни и по вечерам.

По улицам снуют «Газели», но – не совсем «наши». Это – высокие автомобили, при входе в салон и выходе из него не надо кланяться, и изображать парашютиста, покидающего самолёт. Цены на общественный транспорт, включая метро, – порядка полутора гривен. При этом не следует забывать, что украинские цены на горючее заметно выше, чем у нас. Поневоле задумаешься: отчего так страдают наши пассажирские перевозчики, постоянно норовя задрать вверх плату на проезд? Видимо, есть ещё какие-то неафишируемые издержки.

097

ПОЛТАВА. СИРЕНЬ ДИКАНЬКИ. КУЛЬТ ЕДЫ

Дальше – Полтава. Небольшой и очень уютный город. Как и в остальных украинских городах, здесь нет выросших, как грибы, многоэтажек в историческом центре, а парки не застроены элитным жильём. Наблюдается ставшая для нас уже привычной чистота и ухоженность. Город – небогатый, кое-где виден ямочный ремонт асфальта, но колёса автомобиля этого не замечают: «заплатки» сделаны очень аккуратно. На дорогах даже этого маленького города трудно обнаружить продукцию «ВАЗа»: «Жигули» и «Лады» глубоко страдают от отсутствия покровительства со стороны партии и правительства…

Из Полтавы сразу попадаем на место легендарной Полтавской битвы. Наверное, не имеет смысла говорить, что этот исторический комплекс находится в состоянии, близком к идеальному. На храме – табличка с цитатой из речи Петра I перед Полтавской битвой. Жаль, не удалось попасть в сам музей: охранник вежливо попросил подождать, так как там была правительственная делегация с кучей журналистов. Проехали к редутам. Они сохранены: и русские, и шведские редуты.

108

От Полтавы – всего километров тридцать до Диканьки. Ну как не заехать в Диканьку? Вареники и галушки ждут! Уточняем при въезде у местного жителя, где можно осмотреть достопримечательности. Кстати, здешнего жителя не утомишь привычными туристскими вопросами, и мы – в виде бонуса – выслушиваем не очень короткую романтическую историю про князя Кочубея и его больную дочь.

118

Суть повествования в том, что Кочубей очень сильно переживал за дочь, которая серьёзно занедужила, и ему приснился сон, как её вылечить. Нужно было, согласно сновидению, на месте глиняного карьера высадить сиреневый сад. Что он и сделал. Теперь в низине почти две сотни лет растёт сиреневая роща. Нам повезло – мы застали её ещё цветущей. Стал понятен и смысл затеи – при цветении сирени весь её аромат остаётся в низине, образованной бывшим карьером. Концентрация аромата цветущей сирени – непередаваема!

Полчаса энергичного повествования ничуть не утомили нашего случайного собеседника, он заверил, что ещё часика три будет в поле, и если у нас будут вопросы, то он – к нашим услугам.

При въезде в Диканьку видим церковь: уж не та ли самая? Рядом – кладбище и лесная чаща, которую иначе как дремучей назвать трудно. Дубы и липы – просто огромные! Иногда ветер доносит из леса холод и густой аромат свежей листвы. На фоне леса – мельница, которая, хотя уже давно не работает, настоящая, а не какой-то там декоративный «новодел».

1210

В этой местности, буквально, черти водят за нос, и поездка превращается в непрерывные поисковые операции.

В процессе обследования живописных окрестностей осознали ошибку – взяли с собой много еды. Предупреждаю всех, кто захочет повторить наш маршрут: ехать в Диканьку с запасами еды – это всё равно, что в известной поговорке, отправляться в Тулу со своим самоваром. Здесь – культ еды! Кормят вкусно и обильно в любом кафе. А цены приятно удивляют.

136

МИРГОРОДСКАЯ ЛУЖА. РОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА И УКРАИНСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. КИЕВСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ НРАВЫ

Дальше – Миргород. Незыблемо стоит здание городской управы, рядом – памятник… луже. Ничто не пропало, всё – на своих местах. Памятник луже, похоже, единственный в своём роде, и напоминает маленькое озерцо, по краю которого расположились разные гоголевские персонажи во главе с автором, их породившим.

146

Город курортный, и этот курорт находится в самом центре города: на табличке так и написано – «Курорт». Здесь же, в центре, большой пляж на речке. Удивляет количество и качество супермаркетов в небольшом городке (а вот чистота уже не удивляет – к этому привыкаешь быстро). Поднимаемся в кафе. Как опытные «бойцы», не заказываем более двух блюд на человека, иначе еда одержит победу.

153

В номере, разумеется, обнаруживаю телевизор. Не сразу удаётся поймать украинскую речь. На большей части каналов – «великий и могучий». Фактов притеснения русского языка не обнаружено. Равно, как и фактов ограничения поступления информации из России.

На фоне либерализма в украинской информационной сфере российские новостные выпуски выглядят весьма специфично. К великому сожалению, в плохом смысле. Украинские журналисты имеют возможность критиковать всех и вся, точки зрения высказываются и эмоционально-полярные, и взвешенные. Есть и сухая подача информации в исключительно новостном формате. На этом фоне новостные российские выпуски своей предсказуемостью и одновекторностью навевают воспоминания о нафталиновой советской пропаганде.

Как бы критично я не воспринимал у себя дома российские информационные программы, но уже совсем недалеко от границы России становится ясно, насколько серьёзно поставлена у нас кремлёвская пропаганда! Порой – грубая, порою – весьма изощрённая и утончённая. Как синхронно работает власть и «оппозиция» в плане промывания мозгов.

Впрочем, я отвлёкся. Это – отдельная и большая тема.

Дорога в Киев будет намного приятнее и безмятежнее, если хорошенько изучить особенности украинских правил дорожного движения и «повадки» ДАИ. Чтобы «даишники» не превратились из равнодушного наблюдателя в соловья-разбойника, взимающего свой налог за проезд, нужно ехать всего лишь не нарушая грубо правила. Всего лишь! Отклонения от скоростного режима, которые здесь прощают – 20 км/ч, что неплохо помогает доехать до конечного пункта побыстрее. Разметка на дорогах и знаки более-менее продуманы и чётки, в связи с чем неопределённых ситуаций возникает меньше, чем на российских дорогах, не говоря уж о саратовских…

Вадим КНУШЕВИЦКИЙ

Фото автора

(Продолжение следует)

Share this post for your friends:

Friend me: