МАРИЯ МАГДАЛИНА И ЕЁ СУПРУГ – ИИСУС ХРИСТОС. Часть 7



«Тайная вечеря» да Винчи в XX веке: реставрация Пинин Брамбиллы Барчилон и каков же был замысел Леонардо да Винчи?

«В ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежат руке Леонардо. Но вот вопрос: что  подразумевается под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи?»

Продолжение. Читать начало.

Последняя реставрация фрески «Тайная вечеря» связана с именем известного и уважаемого итальянского реставратора Пинин Брамбиллы Барчилон (Pinin Brambilla Barcilon; родилась в 1925 году). Группа реставраторов под её руководством работала над реставрацией шедевра да Винчи (точнее, того, что от него осталось) с 1978 по 1999 годы.

Столь длительный срок, на который растянулись работы, замечает Джеффри Морсбург в эссе «Трагическая история “Тайной вечери” Леонардо да Винчи» («The Troubled Story of Leonardo’s Last Supper»; глава «Последняя реставрация “Тайной вечери”»), был связан не только с огромной ответственностью, но и с тем, что современные итальянские реставраторы, в отличие от их американских и английских коллег, предпочитают работать более медленно и тщательно, руководствуясь принципом «не навреди».

В апреле 2001 года на английском языке в издательстве Чикагского университета (University Of Chicago Press) вышла книга Пинин Брамбиллы и Пьетро Марани (Pietro C. Marani) «Леонардо. “Тайная вечеря”» («Leonardo: The Last Supper»; сначала, в 1999 году, она вышла на итальянском языке), рассказывающая об истории создания фрески да Винчи и, конечно же, о том, как происходила её последняя реставрация в 1978-1999 годах.

Книга, несмотря на её немалую цену (в рознице она продавалась по $80-$90 за экземпляр), пользовалась большой популярностью, да и сегодня она остаётся весьма востребованным изданием в среде профессионалов и любителей искусства.

Что же нового можно было увидеть в процессе очередного «восстановления» знаменитой фрески?

20-ЛЕТНИЙ ТРУД ПИНИН БРАМБИЛЛЫ БАРЧИЛОН

Группа реставраторов под руководством синьоры Барчилон поставила перед собой две цели. Первая была вполне традиционной – сделать всё возможное для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение «Тайной вечери». Вторая заключалась в том, чтобы очистить фреску от многочисленных напластований разных эпох, оставив на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие только то, что было написано самим Леонардо да Винчи.

Пинин Брамбилла Барчилон во время реставрационных работ, 1985 год
(фото:
Gianni Berengo Gardin).

Перед началом собственно реставрационных работ фреска была подвергнута тщательному обследованию с использованием самых современных технологий. Такому же тщательному обследованию была подвергнута и кирпичная кладка стены. С помощью сверхмощных микроскопов, рентген-аппаратов и технологии инфракрасной рефлектоскопии был досконально изучен каждый миллиметр шедевра Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» также скрупулёзно исследовалась методами современного химического анализа для того чтобы определить состав красок и лаков, которые составляли живописный слой фрески. Кроме того, была составлена подробнейшая карта видимых и микротрещин стены, после чего был разработан план консервации с тем, чтобы предотвратить их расширение в дальнейшем, а также не допустить появления новых. Также самым тщательным образом были изучены данные о предыдущих реставрациях фрески.

В итоге было решено удалить с поверхности стены бывшей трапезной монастыря все позднейшие слои, нанесённые многочисленными реставраторами на оригинальную роспись Леонардо. Реставрационные работы осуществлялись крайне осторожно. В своей книге синьора Барчилон вспоминала, что результат работы её группы за один день иной раз заключался в том, что они могли очистить фрагмент фрески площадью с почтовую марку.

В ходе осуществления реставрационных работ «Тайной вечери» Пинин Брамбилла Барчилон и её коллеги использовали самое современное оборудование, которым они располагали в то время (фото 1985 года).

Масштабная очистка росписи от наслоений позднейших эпох выявила немало любопытных моментов. Так, к примеру, на фреске (на стенах слева и справа позади  фигур апостолов) были обнаружены остатки следов кружевной драпировки стен. Именно такую драпировку можно было увидеть на копии «Тайной вечери», находящейся сегодня в собрании лондонской Королевской академии искусств, которую около 1520 года сделал Джованни Пьетро (Джампетрино) Риццоли. Что для реставраторов и искусствоведов явилось наглядным подтверждением свидетельств очевидцев прошлых веков, которые утверждали, что Джампетрино и в самом деле сделал весьма точную копию работы да Винчи.

Фрагмент правой части копии «Тайной вечери» работы Джованни Пьетро (Джампетрино) Риццоли: за спинами фигур апостолов
видна кружевная драпировка стены.

Перед Пинин Брамбиллой Барчилон, как и перед многими её коллегами-предшественниками, стал вопрос: что же делать после того, как расчистка фрески была произведена? Иначе говоря, нужно ли было оставить «Тайную вечерю» в том виде, в котором она оказалась после «демонтажа» слоёв краски, нанесённых в более поздние эпохи, или же попытаться заново «переписать» работу Леонардо?

Рабочая группа синьора Барчилон подтвердила вывод Мауро Пелличоли о том, что от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее – 30%. И если оставить всё, как есть, то фреска будет выглядеть как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.

В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение, дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

«Тайная вечеря» в версии Пинин Брамбиллы Барчилон:
фрагмент сегодняшнего состояния фрески, центральная часть
(слева направо: Иисус Христос, апостолы Фома, Иаков Зеведеев и Филипп).

Наконец, в целях сохранения шедевра Леонардо была разработана тщательная система сохранения постоянного микроклимата в помещении бывшей трапезной монастыря. В зале, на стене которого сегодня тысячи посетителей видят обновлённую фреску, была создана сложная система вентиляции и фильтрации воздуха с тем, чтобы  из окружающей фреску среды постоянно удалять излишки влаги, пыли и грязи. Иначе говоря, сегодня в помещении с «Тайной вечерей» климат поддерживается в определённом режиме, который не допускает резких перепадов температуры и влажности.

Более того, режим доступа туристов к фреске был разработан таким образом, чтобы и люди, приходящие полюбоваться работой Леонардо, не смогли причинить ей хоть минимальный урон. Понятно, почему: пыль, приносимая туристами на обуви, влага, выделяемая людьми при дыхании, в конце концов, элементарный человеческий пот – всё это было поставлено под глобальный контроль, предотвращающий малейшее негативное влияние на фреску Леонардо да Винчи.

Достаточно сказать, что для посещения музея «Тайной вечери» сегодня необходимо заранее заказывать билеты, в зал с фреской посетители могут заходить группами не более чем из 25 человек, а время осмотра ограничено длительностью в 15 минут.

Зал с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» сегодня.

ИТОГ РАБОТЫ ПИНИН БАРЧИЛОН: СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ, ИЛИ…?

Реставрация фрески, как уже было сказано, в общей сложности продолжалась 21 год. Когда 28 мая 1999 года роспись была открыта для осмотра посетителей, естественно, тут же разгорелись ожесточённые споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у ряда изображённых на фреске фигур.  Одним из наиболее суровых критиков работы Пинин Барчилон был Джеймс Бэк (James Beck; 14.05.1930 – 26.05.2007), профессор истории искусств Колумбийского университета, специалист по искусству эпохи итальянского Возрождения. В середине 1990-х годов он вместе с группой единомышленников организовал неформальное объединение специалистов по вопросам реставрации и сохранения художественного наследия прошлых веков – «Art Watch International» (его статьи, посвящённые разбору реставрации «Тайной вечери», можно прочитать на интернет-сайте организации).

Джеймс Бэк – один из суровых критиков работы Пинин Брамбиллы Барчилон.

Чтобы понять, кем был Джеймс Бэк, скажу пару слов про этого искусствоведа. Широкой мировой общественности он стал известен в 1991 году, когда явился невольным инициатором грандиозного скандала международного масштаба. Профессор Бэк был признанным специалистом по творчеству итальянского скульптора эпохи Возрождения – Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia; ок. 1374 – 20.10.1438), которого не без оснований считают одним из предшественников знаменитого Микеланджело.

Так вот, в 1991 году были завершены реставрационные работы гробницы Илларии дель Карретто (1406 г.) в соборе Сан-Мартино в итальянском городе Лукка. Профессора Бэка пригласили, чтобы тот оценил качество реставрации. Внимательно осмотрев содеянное, уважаемый эксперт пришёл в ярость и дал более чем откровенные комментарии журналистам четырёх итальянских газет. Суть его негодования можно выразить кратко: «реставрация» гробницы дель Карретто была самым настоящим разорением и вандализмом.

Реставраторы оскорбились и подали четыре судебных иска – ко всем четырём газетам, которые опубликовали нелицеприятные комментарии Джеймса Бэка. Эксперта обвиняли, ни много, ни мало, в клевете, что по законодательству Италии грозило Бэку лишением свободы на срок до трёх лет. Но все четыре иска профессор успешно выиграл!

Гробница Илларии дель Карретто, из-за реставрации которой профессор Джеймс Бэк в 1991 году устроил грандиозный скандал (фото – Sailko).

Надо сказать, что дело Джеймса Бэка продолжилось и после его кончины. К примеру, в ноябре 2008 года отделение «Art Watch International» в Великобритании (Issue № 24) выпустило специальный номер своего печатного альманаха «The Journal», в котором 20 статей было посвящено чудовищному состоянию памятников истории, культуры и архитектуры в Санкт-Петербурге.

Но вернёмся к реставрации «Тайной вечери». Конечно же, у работы Пинин Брамбиллы Барчилон нашлись и многочисленные защитники. При этом сомнения скептиков звучали вполне обоснованно.

Пинин Брамбилла Барчилон во время осуществления реставрационных работ фрески «Тайная вечеря» (фото: O. Louis Mazzatenta, «National Geographic»).

К примеру, американский искусствовед Джеффри Морсбург в неоднократно цитировавшейся мною работе «Трагическая история “Тайной вечери” Леонардо да Винчи» («The Troubled Story of Leonardo’s Last Supper», глава «Последняя реставрация “Тайной вечери”») задаётся резонным вопросом: «Сегодня мы можем только догадываться, как работа Леонардо выглядела изначально. Да, усилиями синьоры Брамбиллы и её коллег фреска была очищена от результатов всех предыдущих реставрационных потуг. Синьора Брамбилла говорит, будто бы в ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежит руке Леонардо. Но вот вопрос: что она подразумевает под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи? Но в любом случае является фактом то, что синьора Брамбилла обнаружила лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески».

Если руководствоваться вторым соображением Джеффри Морсбурга, то получается, что от изначального замысла Леонардо да Винчи в сегодняшней «Тайной вечери» после многочисленных переписываний, подправок и реставраций вполне могло остаться всего-то… 9% красочного слоя!

И вот тут возникает вопрос, не задаться которым невозможно: каков же, на самом деле, был замысел Леонардо?

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

«Тайную вечерю» реставрирует Пинин Брамбилла Барчилон:
каков же был оригинальный замысел Леонардо да Винчи?

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

Поделиться в социальных сетях