ВЛАДИМИР ПУТИН В МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ. Часть 5



Россия в 2012 году: от дела «Pussy Riot» до модернизированных инновационных «нанограблей»

«Ряд отечественных политологов отмечали странное упорство Путина и нежелание его команды извлекать уроки из российской истории: чем сильнее власти давили на общество с помощью репрессий, тем сильнее и разрушительнее, в конечном итоге, происходила ответная реакция»

Окончание. Читать и смотреть начало.

Представляем нашим читателям последнюю подборку работ, завершающую цикл «Владимир Путин в мировой политической карикатуре». Подавляющее их большинство было создано после 4 декабря 2011 года. То есть – после оглашения итогов выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ, начала массовых протестных акций в ряде городов России и ответной реакции на них со стороны Владимира Путина и его окружения.

Работа «Доверенные лица», появившаяся в Рунете в 2012 году, являет собой гипертрофированное изображение «путинской команды», которая стремилась сделать всё возможное и невозможное чтобы Владимир Владимирович победил на президентских выборах, состоявшихся 4 марта 2012 года. В большем масштабе эту работу можно посмотреть здесь.

Эта масштабная карикатура любопытна тем, что она отсылает зрителя к гигантским полотнам Ильи Глазунова (родился 10.06.1930 г.) на темы истории России. Одно из таких полотен – «Великий эксперимент» (1990 г.) вы можете видеть ниже.

Кстати, что любопытно, 9 февраля 2012 года Илья Глазунов был официально зарегистрирован Центризбиркомом РФ как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ В.В. Путина.

«Плачущий премьер». Владимир Путин побеждает на президентских выборов, набрав 64% голосов от пришедших на избирательные участки граждан.

Эта работы Сергея Ёлкина даёт возможность политически продвинутому читателю вспомнить события марта 1990 года, когда состоялся III Съезд народных депутатов СССР. Одним из ключевых событий тогда стала полемика относительно продажи концерном «АНТ» за рубеж партии из 12-ти советских танков. Скандал вышел нешуточный, и дело дошло до того, что депутат Артём Тарасов (как его в своё время называли, «первый советский легальный миллионер»), выступая на съезде, открыто бросил обвинение в лицо Николаю Рыжкову, занимавшему тогда пост Председателя Правительства СССР, в том, что возглавляемое им правительство, дав возможность продавать за рубеж сверхплановую продукцию любым (в том числе и оборонным) предприятиям, фактически, само спровоцировало ситуацию с продажей танков. Рыжков в своём ответном выступлении оправдывался, говорил, что правительство, дескать, даже и предположить не могло, что дело дойдёт до продажи оружия. Причём, оправдывался Николай Иванович с дрожью в голосе. За что, с подачи ещё одного депутата Верховного Совета СССР – Анатолия Собчака, и получил ставшую популярной в народе кличку «плачущий премьер».

Когда в марте 2012 года были объявлены первые итоги президентских выборов, в Москве состоялся грандиозный митинг сторонников Владимира Путина. Владимир Владимирович, выступая перед своими соратниками и благодаря всех, кто отдал за его кандидатуру свой голос, вроде как даже прослезился. О причинах слёз Путина тут же пошли сочиняться разного рода предположения: соринка в глаз попала, прослезился от студёного мартовского ветра, комедию разыгрывает, или действительно чувачок расчувствовался (а что такого, разве Путин – не живой человек?). Иными словами, спустя 22 года ситуация в определённом смысле слова повторилась: вновь – трибуна, вновь – плачущий премьер-министр (победивший кандидат в Президенты РФ, напомню, занимал тогда должность Председателя Правительства Российской Федерации).

А затем… А затем, как и полагается, в ответ на протестные выступления несогласных, последовала ответная реакция. Ниже вы можете видеть несколько работ на эту тему.

Карикатура Сергея Ёлкина – «Путин и белая ленточка»

Ещё одна работа Сергея Ёлкина этого периода, которую условно
можно назвать «Начало репрессий».

Автора этой работы установить не удалось, но коллаж хорош: и «едроссовский» мишка, и рассерженный «дядя Володя», и прочие
атрибуты современной российской власти...

Дальше – больше. Как мы помним, с мая 2012 года протестные акции в российских городах стали жёстко пресекаться силовыми методами. Вариация на эту тему – в нижеприведённой работе Сергея Ёлкина – «Президент Всея Руси в облике ОМОНовца».

«Многоликий ВВП»: здесь мы видим явный отсыл к «Матрице» братьев Вачовски. Отрицательные герои серии этих фильмов могли едва ли не мгновенно менять своё лицо, превращаясь по сути в другого человека. На «просцениуме» между нашим многоликим героем мы видим вооружённых людей,
которые кого-то яростно избивают.

На интерактивном интернет-ресурсе demotivation.me не так давно была размещена забавная работа. Суть её даже не в самой фотографии, на которой запечатлены молодые герои Кубинской революции Эрнесто Че Гевара и Фидель Кастро, а в подписи. Ну, в общем-то, так оно и есть: любая революция – это нарушение действующего законодательства, и любой революционер – это экстремист, террорист и т.п. Фактический запрет на несогласованные с властями публичные мероприятия, что гарантирует (правда, только номинально) 31-я статья Конституции РФ – примета нашего времени. Если бы Кастро, Че Гевара и их соратники соблюдали нормы современного законодательства России, к власти они никогда бы не пришли.

Соображение авторов demotivation.me относительно нюансов «митингового» законодательства в современной России. Воспроизведение заметки из советской прессы конца 1930-х годов, к сожалению, выглядит крайне актуально.

При этом необходимо отметить, что зарубежные карикатуристы и ранее фиксировали в своих работах репрессивный стиль правления Владимира Путина. Вот, к примеру, карикатура из газеты «Star Tribune» (выходит в г. Миннеаполис, штат Миннесота), которая была опубликована ещё в 2006 году (автор – Steve Sack).

На вывеске надпись: «Кремлёвский департамент жалоб». На доске справа от зрителя – счёт обратившихся диссидентов и журналистов.
Фраза Путина: «Следующий!».

Эта французская карикатура появилась вскоре после террористического акта по захвату заложников в Москве из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник» («ГПЗ-1») 23-26 октября 2002 года. Около пяти часов утра 26 октября в здание, захваченное заложниками, напомню, началась закачка некоего «усыпляющего» газа, точный состав которого остался не известен и по сей день. В результате теракта только по официальным данным погибло 130 человек, причём, 119 из них умерли уже в больницах, после завершения штурма.

Текст на карикатуре французского автора: «Путин – об использовавшемся при штурме газе: “… Немного газа – это не так уж и плохо!”».

Но мы переходим к событиям 2012 года. Ещё одна карикатура очередного зарубежного автора выражает его отношения к разгону оппозиционных сил путинским режимом.

Сидящая на раздавленных несогласных фигура медведя, как несложно догадаться, олицетворяет современную российскую власть. На лежащем справа плакате мы видим надпись «Путин должен уйти!». Суровый медведь между тем через плечо и через губу бросает фразу, которую на русский язык можно
перевести так: «Несогласные? Где?».

Теперь – о Путине и группе «Pussy Riot». Напомню, что 21 февраля несколько участниц российской феминистской панк-группы «Pussy Riot» в московском Храме Христа Спасителя осуществили акцию под названием «панк-молебен». Они забежали на амвон и солею (возвышение пола перед иконостасом храма) и в течение нескольких секунд, осеняя себя крёстным знамением, выкрикивали слова песни «Богородица, путина прогони!». Менее чем через минуту они были удалены охранниками храма.

Группа «Pussy Riot» была создана в августе 2011 года и состоит из нескольких участниц, которые предпочитали выступать под псевдонимами. Их выступления носили характер несанкционированных протестных акций политического характера, которые проходили в явно не предназначенных для этого местах. Характерной особенностью участниц группы являются их сценические костюмы: вне зависимости от того, где, когда и в какое время года они осуществляли свои акции, девушки всегда одевались в лёгкие яркие платья и такие же яркие цветные колготки. Кроме того, лица участниц групп всегда закрывали такие же цветные балаклавы – шерстяные головные уборы, объединяющие в себе шапку и маску-чулок с тремя небольшими прорезями для глаз и рта.

Группа «Pussy Riot», акция в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года.

В марте 2012 года три участницы панк-молебна были арестованы и 17 августа того же года судья Хамовнического районного суда г. Москвы вынес приговор, согласно которому Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич были признаны виновными в совершении хулиганских действий по мотивам религиозной ненависти. Они были приговорены к беспрецедентному в подобного рода случаях наказанию – двум годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии общего режима. 10 октября 2012 года в ходе рассмотрения апелляционной жалобы в Московском городском суде приговор для Толоконниковой и Алёхиной был оставлен без изменения, а Самуцевич отбывание наказания в колонии было заменено на наказание условное, и она была освобождена в зале суда.

Екатерина Самуцевич, Мария Алёхина и Надежда Толоконникова в зале суда.

Ход судебного разбирательства и вынесенный приговор вызвал повышенное общественное внимание как в России, так и за её пределами, а жестокость приговора – возмущение в лагере либералов. Лично я считаю, что проводить провокационные акции политического характера в культовых сооружения – вариант явно не самый оптимальный, но понятно и то, что суровость наказания (убийцам в России не всегда присуждают два года колонии) вызвана не тем, что девушки провели акцию в ХСС – этом «намоленном» месте. Столь жёсткий приговор был вызван тем, что именно пели участницы группы, к чему они призывали – к удалению с политической арены Владимира Путина.

Любопытно ещё одно обстоятельство. В российских СМИ во второй половине 2012 года неоднократно озвучивалась информация о том, как Владимир Путин отреагировал и на акцию «Pussy Riot», и на массовые митинги весны 2012 года. Ему, в частности, приписывают такую фразу: «Они мне испортили праздник [избрание Президентом РФ], а я им испорчу жизнь». Ну вот. А теперь, когда в памяти освежены детали акции «Pussy Riot», предлагаем вниманию читателей реакцию на это дело со стороны зарубежных и отечественных карикатуристов.

Некоторые из этих работ носят достаточно прямолинейный и, можно даже сказать, примитивный характер. Как, к примеру, три нижеследующие карикатуры.

Путин и «Pussy Riot»: тюремный вариант зарубежного автора.

Для многих карикатуристов – как отечественных, так и зарубежных – политический характер дела «Pussy Riot» был совершенно очевидным. Так же, как было очевидно и то, что высшая российская власть и руководство Русской Православной Церкви действуют явно заодно.

Работа российского автора. Тут всё понятно без слов.

А вот это – настоящий шедевр!

Далее хочу представить несколько работ немецкоязычных авторов.

Проходящий прохожий бросает пиликающей на скрипке девушке фразу следующего содержания: «Брынчать перед зданием церкви – значит, явно выражать свою критику в адрес власти! В России тебя за такие штуки
упекли бы за решётку!».

Фраза женщины-охранника: «А теперь вы должны поблагодарить дядю Володю за полученную возможность трёхлетней моральной переподготовки!» (карикатура была сделана до того, как стало известно, что суд приговорил участниц панк-молебна именно к двум годам колонии).

Диалог пастора и прихожанки можно перевести примерно так: «– Фрау Цузиммель, мне кажется, что вы провоцируете меня на привлечение вооружённых сил Германии для разрешения наших с вами противоречий? – Если вы на это решитесь, я найду убежище в Эквадоре! ».

В этой работе имеется очевидная перекличка с делом Джулиана Ассанжа (Julian Paul Assange; родился 03.07.1971 г.), австралийского интернет-журналиста, основателя знаменитого интернет-ресурса WikiLeaks.org, на котором Ассанж регулярно обнародовал большое количество сверхсекретных материалов о деятельности спецслужб ведущих стран мира, коррупции в высших эшелонах власти, военных преступлениях и дипломатических тайнах великих держав. Естественно, что деятельность Ассанжа не могла быть не замечена сильными мира сего, и в 2010 году против него было возбуждено уголовное дело по факту якобы имевшего место с его стороны преступления сексуального характера, совершенного им в Швеции. После серии судебных разбирательств 30 мая 2012 года Верховный суд Англии (последние годы Ассанж жил на территории Великобритании) принял окончательное решение о его экстрадиции в Швецию. 19 июня 2012 года Ассанж укрылся на территории лондонского посольства Эквадора, попросив у руководства этой южноамериканской страны политического убежища. Так как в здание посольства, обладающего дипломатической неприкосновенностью, английские полицейские зайти не могут, они публично заявили, что как только Ассанж покинет здание дипломатической миссии, он будет немедленно арестован. С тех пор австралийский разоблачитель уже несколько месяцев проживает в посольства Эквадора в весьма стеснённых условиях.

Автор этой работы неизвестен, как не известно и то, в каком городе она была сделана. Но эта композиция вошла в число лучших работ направления «street-art» («уличное искусство») за октябрь 2012 года, рейтинг которых регулярно проводит российский интернет-ресурс adme.ru.

Эта работа достаточно широко распространена в Рунете и является своего рода перверсией на тему РПЦ и «Pussy Riot».

А вот эта работа также одного из зарубежных авторов выглядит очень провокационно, но что поделать? И такой взгляд на путинскую Россию имеется сегодня за её пределами.

Первые итоги деятельности Владимира Путина на посту Президента РФ в 2012 году без особого преувеличения можно назвать периодом «закручивания гаек». При этом едва ли не каждое очередное ужесточение законодательства (к примеру, касающееся ограничения деятельности зарубежных организаций на территории России, ограничения использования иностранных денежных средств для финансирования отечественного правозащитного движения и т.п.) неизменно вызывало в Рунете самый живой отклик. Как, например, нижеприведённая работа, размещённая не так давно на интернет-ресурсе demotivation.me.

Ещё одна работа, размещённая на demotivation.me, является очевидным откликом на очередной PR-марафон Владимира Путина в виде многочасового общения с российскими и отечественными журналистами, которое последний раз прошло 20 декабря 2012 года (было приглашено более 1000 журналистов). Шоу транслировалось в прямом эфире рядом российских телеканалов.

А остроумные авторы demotivation.me вспомнили по этому поводу телевизионное зомбирование со стороны «телевизионного целителя» Алана Чумака (родился 26.05.1935 г.), который в самом конце 1980-х – начале 1990-х годов был одним из самых известных «целителей» СССР, оставшись в памяти тем, что во время телевизионных сеансов он «заряжал» своей чудодейственной энергией кремы, мази, воду и пр. Те, кто постарше, конечно же, помнят, как отдельная категория советских граждан столь искренне верила магическим пассам Чумака, что перед включённым телевизором выставляла батарею трёхлитровых стеклянных банок, дабы целитель-чародей зарядил её своей магической лечебной энергией.

Нижеприведённая работа (автор также разместил её на demotivation.me) формально к деятельности Владимира Владимировича, конечно же, не имеет ни малейшего отношения.

Но в этой связи любопытно вот что: подводя итоги титанической работы ВВП по «закручиванию гаек» в 2012 году, ряд отечественных политологов отмечали странное упорство и нежелание Путина и его команды извлекать уроки из российской истории. А история эта характерна тем, что чем сильнее власти пытались законсервировать ситуацию в желаемом им ключе, чем сильнее они давили на общество с помощью репрессий, тем сильнее и разрушительнее, в конечном итоге, происходила ответная реакция.

Разговоры Владимира Путина и его окружения про установление в России периода «стабильности», разумеется, вызывает согласие далеко не у всех. В качестве примера можно привести ещё одну замечательную работу с интернет-ресурса demotivation.me – «На пике стабильности». В каких-либо комментариях она явно не нуждается.

С другой стороны, инициативы Владимира Путина последних месяцев вызывают ропот не только у представителей так называемого «креативного класса», либеральной интеллигенции, но и у представителей российской политической элиты. Достаточно вспомнить негативные высказывания ряда высокопоставленных чиновников из Правительства Российской Федерации относительно изменений, внесённых в действующее законодательство РФ явно по инициативе «национального лидера» (в частности, касающихся запрета на усыновление и удочерение российских детей-сирот гражданами США). В 2000-е годы, во время двух первых президентских сроков Владимира Путина, о такой фронде даже и подумать было немыслимо!

Одна из читательниц нашего сайта уже 1 января 2013 прислала мне работу, которую вы видите ниже и которая весьма точно характеризует недовольство и усталость от Путина в том числе со стороны ряда чиновников федерального уровня. Обратите внимание на то, что именно сжимает мальчик в правой руке, поджидая своего друга.

А можно подумать и так: откуда именно выйдет Вова, кто и на сколько его туда, где он сидит, поместил?

Печальное зрелище: вот что осталось от «инноваций» и «модернизаций» Президента Дмитрия Медведева!..

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Поделиться в социальных сетях