Кто может быть заинтересован в аресте саратовского предпринимателя Олега Фильченкова?
«Невольно складывается впечатление, что следователи специально дожидались отъезда Олега Фильченкова с тем, чтобы, произведя его задержание в другом городе, затем мотивировать его заключение в СИЗО тем, что он может скрыться от следствия. Что и говорить, странная мотивация!»
29 января 2013 года саратовское медиа-сообщество взорвалось неожиданной новостью: в соседней Пензенской области следователями Отдела по борьбе с экономическими преступлениями Главного Управления МВД по Саратовской области был арестован и этапирован в Саратов предприниматель Олег Фильченков. На протяжении нескольких последующих дней саратовские СМИ (главным образом – сетевые) неоднократно возвращалось к этому событию, но о причинах случившегося никто толком ничего сказать не мог.
Для начала Фильченкова засадили в СИЗО № 1 на срок до 24 марта 2013 года, затем продлили срок задержания до 24 мая.
Для большинства саратовцев и гостей города имя Олега Фильченкова в первую очередь ассоциируется со знаменитым рестораном «Черчилль», владельцем которого Олег является. Гораздо меньшему количеству граждан известно, что Олег Фильченков – достаточно крупный (по местным меркам) предприниматель в области производства сельскохозяйственной продукции, руководитель агрохолдинга «РосагроСаратов».
Чем же был вызван его арест? Почему в отношении Олега Фильченкова была избрана столь суровая мера пресечения? Попробуем разобраться.
«… ОСТАВИТЬ ПОД СТРАЖЕЙ ДО 24 МАЯ 2013 ГОДА»
Олег Фильченков.
Сообщения об аресте Фильченкова и предъявляемых ему обвинениях, которые появлялись в конце января – первых числах февраля, носили крайне противоречивый характер. Восстановив хронологию событий тех дней по сообщениям саратовских СМИ и крайне скупым комментариям местных правоохранителей, сложно отделаться от ощущения, что в «деле Фильченкова» и действиях следователей областного МВД тёмных пятен едва ли не больше, чем на Солнце. Судите сами.
Как уже было сказано, Олег Фильченков является владельцем популярного в Саратове ресторана «Черчилль», на площадке которого постоянно выступают известные музыканты, артисты, литераторы. Именно по этой причине Фильченков был не совсем чужим человеком для местного журналистского сообщества.
Первое сообщение о задержании Олега Фильченкова появилось на сайте журнала «Общественное мнение» 29 января в 12 часов 20 минут. В сообщении «Задержан хозяин бара “Черчилль” и владелец агропромышленного холдинга» было упомянуто, что о задержании Фильченкова редакции интернет-ресурса стало известно из своих источников. После чего «информационную плотину» словно прорвало. При этом правоохранительные органы почему-то предпочитали хранить молчание.
В тот же день журналисты саратовской интернет-газеты «Четвёртая власть в Саратове» обратились в пресс-службу ГУ МВД по Саратовской области за комментариями. Чёткого ответа не последовало, но, выждав паузу, в 15 часов 37 минут пресс-служба областной полиции разместила на официальном сайте ГУ МВД пресс-релиз крайне странного содержания. Из его текста следовало, что «сотрудниками управления ЭБ и ПК ГУ МВД России по Саратовской области проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий по факту незаконного возмещения неустановленными лицами НДС в особо крупном размере». Всё предельно ясно и понятно, не правда ли? Примечательно, что фамилия Фильченкова в пресс-релизе даже не упоминалась.
Однако, кое-что, всё-таки, стало известно: из текста этого же пресс-релиза следовало, что следственная часть Главного следственного управления ГУ МВД по Саратовской области возбудила уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершённое группой лиц в особо крупном размере; максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет с назначением выплаты штрафа в размере до 1 миллиона рублей).
Скриншот страницы сайта ГУ МВД по Саратовской области с сообщением о задержании Олега Фильченкова пресс-службы от 29 января 2013 года.
Из текста этого странного пресс-релиза также можно было узнать, что, по версии следствия, «мошеннические действия осуществлялись c 2009 по 2010 год путём подачи фиктивных документов на возмещение НДС в различные налоговые органы от имени фирм, оформленных на подставных лиц, не осуществляющих коммерческую деятельность».
Вот, собственно, и всё. Кто именно осуществлял «мошеннические действия», о каких суммах идёт речь – всё это в первые дни оставалось тайной, покрытой мраком.
5 февраля Саратовской областной суд оставил в силе решение Октябрьского районного суда об избрании меры пресечения Олегу Фильченкову в виде содержания под стражей на срок до 24 марта 2013 года.
20 марта 2013 года на официальном интернет-сайте прокуратуры Саратовской области было размещено сообщение, из которого стало ясно, что областная прокуратура поддержала в суде ходатайство следственной части ГСУ ГУ МВД по Саратовской области: срок содержания под стражей Олегу Фильченкову был продлён до 24 мая 2013 года.
«ПОДЛОГ СО СТОРОНЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ…»
Ситуация с возбуждением уголовного дела против Олега Фильченкова, его задержание и определением ему меры пресечения и в самом деле напоминает дурную пьесу из жанра театра абсурда. Судите сами.
5 февраля, в день, когда областной суд окончательно засадил Фильченкова в СИЗО на срок до 24 марта, в местных СМИ появилось любопытное сообщение. Рассказанная в нём история весьма тесно перекликалась с «делом Фильченкова». Так вот, в этом сообщении было сказано, что отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета по Саратовской области возбудил уголовное дело в отношении директора ООО «Станкос» по подозрению в мошенничестве.
Информационное агентство «СаратовБизнесКонсалтинг» об этом сообщило, в частности, следующее: «По версии следствия, подозреваемый неправомерно заявил к возмещению из бюджета сумму налога на добавленную стоимость в размере более 480 тыс. руб. за третий квартал 2011 г. по сделке с коммерческой организацией.
Налоговая инспекция, полагая, что сделка юрлиц реальная, перечислила на расчётный счёт “Станкоса” сумму заявленного к возмещению вычета. Считается, что таким образом директор организации похитил из федерального бюджета 480 тыс. руб., что является крупным размером» (что, замечу в скобках, не совсем так: согласно вступившим в силу 9 апреля 2010 года поправкам в ст. 169 УК РФ, ущерб крупного размера начинается от суммы в 1,5 млн. рублей).
В деле Олега Фильченкова (ну, если руководствоваться логикой следователей) ситуация была в чём-то похожая: незаконный возврат НДС. Однако, в своём сообщении СУ СК по Саратовской области сразу же назвало: а) юридическое лицо, директор которого подозревался в совершении мошенничества; б) время, когда было совершено деяние; в) как именно были совершены приписываемые директору ООО «Станкос» мошеннические действия, а, самое главное – сумму предполагаемого ущерба, причинённого федеральному бюджету. В случае с Олегом Фильченковым всё было едва ли не совершенно наоборот. Следователи МВД озвучили лишь факт предполагаемой им аферы с возвратом НДС. И, собственно, всё. Информации – минимум.
Опираясь на сообщения саратовских СМИ, напомню, как развивались события.
17 января в отношении Олега Фильченкова ГСУ МВД РФ по Саратовской области возбуждает уголовное дело.
24 января Фильченков задержан в Пензенской области, где он находился по пути в Москву, куда отправился для переговоров о приобретении птицефабрики «Михайловская».
28 января его этапируют в Саратов.
29 января сообщение о задержании Фильченкова распространяется в местных СМИ.
1 февраля Октябрьский районный суд избирает в отношении Фильченкова меру пресечения в виде содержания под стражей до 24 марта 2013 года.
5 февраля Саратовский областной суд отклоняет ходатайство адвокатов Фильченкова об избрании ему иной меры пресечения, и дублирует решение Октябрьского райсуда.
Что странно?
В ходе заседания Саратовского областного суда 5 февраля адвокат Олега Фильченкова отметил важное обстоятельство (цитата – по сообщению интернет-газеты «Четвёртая власть в Саратове», сообщение «Адвокаты Фильченкова: наш подзащитный отправлен под стражу незаконно»): «“Суд первой инстанции не учёл то обстоятельство, что Фильченков на момент задержания не имел процессуального статуса подозреваемого. До часа ночи 24 января органами предварительного следствия был точно известен адрес места работы Фильченкова”, – сказал адвокат, отметив, что его подзащитный с супругой с 15 января проживает на съёмной квартире в связи с тем, что в их доме идёт ремонт».
Невольно складывается впечатление, что следователи специально дожидались отъезда Олега Фильченкова с тем, чтобы, произведя его задержание в другом городе, затем мотивировать его заключение в СИЗО тем, что он может скрыться от следствия. Что и говорить, странная мотивация! Если человек может скрыться, это вовсе не означает, что он обязательно это сделает.
Но бог бы с этим. По идее, исходя из буквы и духа закона, Олега Фильченкова в принципе не должны были отправить в СИЗО, если руководствоваться вступившими в силу 9 апреля 2010 года поправками в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (п.п. 1.1. п. 4 ст. 108 УПК РФ – «Заключение под стражу»).
В тот же день, 5 февраля, но чуть позднее, всё та же «Четвёртая власть в Саратове» публикует ещё одно сообщение из зала заседаний Саратовского областного суда («Адвокат Фильченкова заявил о подлоге в представленных материалах его дела»): «В “деле Олега Фильченкова” имеет место подлог со стороны правоохранительных органов. Об этом заявил один из адвокатов предпринимателя – Станислав Хохлов – на проходящем в эти минуты судебном процессе.
В ходе прений сторона обвинения сообщила, что Фильченков неоднократно вызывался на допрос перед своим задержанием. В доказательство своих слов прокурор сослался на материалы уголовного дела.
На это адвокат сообщил, что данные материалы “являются оспоримыми, подложными и не могут являться фактами скрытия Фильченкова от следствия”».
На суд не произвели впечатления слова самого Фильченкова о его готовности сотрудничать со следствием, а также факт нахождения на его иждивении двух малолетних детей, одному из которых исполнился всего лишь год от роду.
Приведу ещё одну важную цитату из очередной информационной заметки интернет-газеты «Четвёртая власть в Саратове» («Задержанный Фильченков готовился приобрести «Михайловскую птицефабрику» и вывести акции на западные биржи»): «Из материалов видно, отметил адвокат, что Фильченков не имел никакого отношения к ООО “Рубин”, которое, по материалам дела, незаконно получило 2 млн. 916 тыс. рублей из бюджета на погашение НДС. Юрист подчеркнул, что Фильченков не имел отношения к фирмам и руководству организаций, фигурирующих в уголовном деле о хищении этой суммы.
“Никаких доказательств о причастности Фильченкова к тому, что неустановленные лица подавали заявление в налоговую о возвращении НДС, никаких доказательств о его связи с ними или теми фирмами, которые указаны в деле, органами предварительного следствия не указаны”, – отметил адвокат, добавив, что настолько же необоснованным выглядит подозрение стражей порядка о якобы имевших место других аналогичных преступлениях его подзащитного».
Таким образом, именно с подачи адвокатов Олега Фильченкова широкой публике стало известно два факта. В материалах дела присутствует упоминание об обществе с ограниченной ответственностью «Рубин», которое, по версии следователей, незаконно получило из бюджета возмещение НДС на сумму без малого 3 млн. рублей.
«МЕНЯ ВЗЯЛИ ПОД СТРАЖУ, ЧТОБЫ СЛОМИТЬ…»
Версия о том, что случившееся с Олегом Фильченковым имеет характер масштабного бизнес-передела, была высказана, фактически, сразу же после того, как стало известно о его задержании.
Василий Уткин.
Так, ещё 2 февраля спортивный журналист и телекомментатор, редактор спортивных телеканалов «НТВ+» Василий Уткин, лично посещавший саратовский стейк-хаус «Черчилль», делает в своём блоге в «Твиттере» следующую запись: «В Саратове арестовали моего доброго приятеля Олега Фильченкова. У него тупо отбирают бизнес. Никогда он не делал того, чего не делал любой иной саратовский бизнесмен. Теперь его посадят лет на 10-15, всё отберут и выпустят стариком. И ничего тут, видимо, не изменить...».
Скриншот страницы аккаунта Василия Уткина в «Твиттере» от 2 февраля 2013 г.
Сам Фильченков, выступая в ходе рассмотрения апелляции своих адвокатов в Саратовском областном суде тремя дня позднее, заявил: «Сразу хочу извиниться, что я говорю не юридическим языком. Потому что такая проблема (суд) у меня первый раз в жизни случилась. Я считаю, что подоплёка и причина требовать меры пресечения в виде ареста для меня – она не связана с тем, что я могу скрыться […]. Я, находясь здесь почти 2 недели, общаясь с другими жителями СИЗО, понял, что меры пресечения – это есть стиль работы следственных органов в Саратовской области […].
Им так спокойно, им так удобно, когда я нахожусь в условиях информационного вакуума […]. Я и сейчас утверждаю, что готов давать показания, встречаться с кем угодно и где угодно, чтобы прояснить суть моего дела. Ещё хотел бы обратить внимание, что наша фирма занимается сельским хозяйством и порядка тысячи человек у нас только рабочих, которые зависят от того, как у нас будут идти дела. Моё заключение под стражу уже сейчас привело к резкому обострению отношений с банками. У нас кредитный портфель – 400 млн. рублей. У нас уже имеется задолженность, которая почти наверняка приведёт к срыву посевной».
Тем временем официальные представители следственных органов продолжали вести весьма странную политику, которая очень напоминала игру в молчанку.
Впервые опубликовано в газете «Саратов», №№ 03-04 (2474-2475) от 08 и 09.04.2013 г.
Прокуратура Саратовской области, официальный веб-сайт; 20.03.2013 г., 14:58; «Прокуратурой области поддержано ходатайство следствия о продлении срока содержания под стражей лицу, обвиняемому в мошенничестве. По версии следствия обвиняемый незаконно получил денежные средства в сумме около 20 млн. рублей»: http://www.sarprok.ru/ViewNews.aspx?NewsID=25534;
«Четвёртая власть в Саратове», 05.02.2013 г., 12:21; «Адвокаты Фильченкова: наш подзащитный отправлен под стражу незаконно»: http://www.4vsar.ru/news/33361.html;
«Четвёртая власть в Саратове», 05.02.2013 г., 13:14; «Адвокат Фильченкова заявил о подлоге в представленных материалах дела»: http://www.4vsar.ru/news/33368.html;
«Четвёртая власть в Саратове», 05.02.2013 г., 12:43; «Задержанный Фильченков готовился приобрести “Михайловскую птицефабрику” и вывести акции на западные биржи»: http://www.4vsar.ru/news/33363.html;
«Четвёртая власть в Саратове», 05.02.2013 г., 12:59; «Фильченков: меня взяли под стражу, чтобы сломить»: http://www.4vsar.ru/news/33365.html