«СВОЛОЧИ» ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА. Часть 6



«Пугачёв на цепи»: гравюра 1834 года с оригинала неизвестного художника.Работа Александра Пушкина над «Историей Пугачёва» и внешнеполитический аспект тех лет

«Не могло ли быть так, что Николаю по тем или иным причинам потребовалась первая официальная, основанная на архивных источниках, история пугачёвского бунта, но – написанная в нужном ключе? Мог ли Пушкину быть сделан своего рода “социальный заказ” на написание истории “пугачёвщины” в определённом идеологическом ключе?»

Продолжение. Читать начало.

«История Пугачёва» Александра Пушкина для внимательного читателя представляет собой залежи чрезвычайно полезной информации. Не только сам текст «Истории…», но и примечания (их Пушкин выделил в специальный раздел, который так и назвал: «История. Часть вторая. Приложения») к нему очень важны. В них Александр Сергеевич делает подробные расшифровки: приводит имена собеседников и соратников Пугачёва, указывает конкретные даты тех или иных событий, а также делает ссылки на архивные источники, из которых он почерпнул свои сведения.

Объём ссылочного материала более чем в два раза превышает собственно текст «Истории Пугачёва». Причём, важность изложенных Пушкиным сведений не устарела и по сей день. И вот почему.

ЗАГАДКИ «ИСТОРИИ ПУГАЧЁВА» А.С. ПУШКИНА

Известно, что Александр Пушкин чрезвычайно интересовался историей. В том числе – историей царствования Петра I. В июле 1831 года с позволения императора Николая I Пушкину был открыт доступ к архивам для написания истории Петра Великого. Но в процессе работы Александр Сергеевич увлёкся историей пугачёвского бунта. Понятно, почему: этой грандиозной и весьма загадочной историей нельзя было не увлечься. Сегодня это покажется невероятным, но это факт: до Пушкина ни русские, ни, тем более, зарубежные историки к «пугачёвским архивам» доступа не имели.

Портрет Александра Пушкина, выполненный в 1827 году Орестом Кипренским.

Портрет Александра Пушкина, выполненный в 1827 году Орестом Кипренским (1782-1836), ныне находится в Государственной Третьяковской галерее.

Ариадна Тыркова-Вильямс, автор одной из биографий Пушкина, об этом говорит прямо (с. 353): «Два года, одновременно с материалом о Петре, подбирал он в архивах данные об одном из самых дерзких колебателей Российской Империи, о донском казаке Емельяне Пугачёве, который за 60 лет перед тем взволновал всю юго-восточную окраину России, всё Поволжье, от Каспия до Казани. Им ещё никто из историков не занимался […]. Пушкин совсем не был уверен, что его похвалят за его любознательность. Он подходил к Пугачёву молча, украдкой, как к запретному плоду».

Текст «Истории Пугачёва» был готов к ноябрю 1833 года. Александр Сергеевич сомневался в том, сможет ли этот труд увидеть свет. Его сомнения были понятны: более 50 лет, ещё со времён Екатерины II, на имя Емельяна Пугачёва было наложено табу. Но дело разрешилось неожиданно. Переданную Николаю I рукопись Пушкина император внимательно прочёл, и дал согласие на её публикацию. Правда, на полях рукописи он сделал многочисленные пометки, в частности, как пишет Тыркова-Вильямс (с. 368), «название, “История Пугачёва”, он нашёл неприличным – “ибо мятежники не имеют истории”, и собственноручно написал на полях – “История Пугачёвского бунта”». И в декабре 1834 года книга Пушкина была отпечатана тиражом 3 000 экземпляров.

Известно, что из государственного бюджета Пушкину были выданы значительные суммы, которые были им использованы на издание книги, сбор материалов и поездку по местам пугачёвского восстания. Насколько велики были эти суммы? В биографии Николая I, написанной российским историком Леонидом Выскочковым (с. 427), говорится о том, что после смерти Пушкина император распорядился заплатить все долги писателя: «“вместе с тем скинут долг Пушкина государственному казначейству 43 333 руб. 33 коп. асс.” из выдававшихся на издание “Истории Пугачёва”».

С момента прочтения рукописи императором (ноябрь 1833 года) до момента издания «Истории Пугачёва» (декабрь 1834 года) прошёл год. Почему Николай I одобрил публикацию истории «пугачёвщины» – сказать очень сложно. По сути, это был первый не беллетристический, а именно исторический очерк о Емельяне Пугачёве, написанный на основе изучения архивных материалов.

Правда, Пушкину разрешили ознакомиться далеко не со всеми документами «пугачёвского архива». К примеру, его так и не допустили до материалов допросов Пугачёва.

Могло ли быть так, что в рукопись Пушкина Николаем I были внесены более существенные коррективы, нежели те, о которых обычно упоминается в биографиях поэта? Не могло ли быть так, что Николаю по тем или иным причинам потребовалась, по сути, первая официальная, основанная на архивных источниках, история пугачёвского бунта, но – написанная в нужном ключе? Мог ли Пушкину быть сделан своего рода «социальный заказ» на написание истории «пугачёвщины» в определённом идеологическом ключе? Это предположение вполне возможно, если учитывать факт того, что Пушкин с начала 1830-х годов постоянно нуждался в деньгах: в феврале 1831 года он женился на Наталье Гончаровой, известной, скажем так, стремлением жить на широкую ногу.

Портрет императора Николая I, выполненный в 1852 году придворным живописцем Францем Крюгером.

Портрет императора Николая I, выполненный в 1852 году придворным живописцем Францем Крюгером (Franz Kruger; 1797-1857), находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Тут, судя по всему, и в самом деле сошлись два обстоятельства. Николаю I нужен был историк (пусть и не профессиональный), обладающий бойким пером и любовью к предмету своего исследования. Пушкин обладал и тем, и другим, плюс – нуждался в деньгах. Фактически, Пушкин и стал придворным историком. Леонид Выскочков в биографии Николая I об этом пишет (с. 423) недвусмысленно: «В начале 1836 года Николай Павлович отказал Н.А. Полевому в его просьбе разрешить “составление летописи” (документированного жизнеописания) Петра I, наложив резолюцию: “Историю Петра Великого пишет уже Пушкин, которому открыт архив Иностранной коллегии; двоим и в одно время поручить подобное дело было бы неуместно”. После же смерти Пушкина Николай Павлович поручил работу уже профессиональному историку Н.Г. Устрялову, опубликовавшему затем “Историю царствования Петра Великого”».

Должность придворного историка давала немалые финансовые плюсы, но и налагала массу ограничений идеологического характера. Косвенно в этом нас убеждают два обстоятельства. Во-первых, предисловие самого Александра Пушкина к «Истории Пугачёва». Первое предложение Александра Сергеевича выглядит так: «Сей исторический отрывок составлял часть труда, мною оставленного». Заметьте, Пушкин прямо говорит, что книга – только часть его труда: что-то из собранного им и, возможно, вошедшего в первоначальный текст «Истории…», осталось «за кадром».

Обстоятельство второе связано с гибелью Пушкина. Известно, что Александр Сергеевич был смертельно ранен на дуэли 27 января 1837 года поручиком Кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом, который являлся приёмным сыном голландского посланника Луи-Борхарда де Беверваарда фон Геккерна. Говоря о причинах дуэли между Пушкиным и Дантесом, Леонид Выскочков замечает (с. 425): «Вряд ли всё можно свести к какой-то одной версии, в том числе и к последней, согласно которой причиной дуэли послужили попытки Геккерна овладеть списком записок Екатерины II, находившимся у Пушкина. Действительно, барон был известен как делец на ниве антикварного бизнеса, а записки императрицы можно было выгодно продать за границу. Геккерну, к слову сказать, удалось овладеть каким-то другим списком».

Пушкин и в самом деле имел возможность брать на время на дом некоторые архивные материалы для работы над историей пугачёвского бунта. Но какие именно материалы были в распоряжении Пушкина, помимо записок Екатерины II? Об этом можно только догадываться. Ещё раз процитирую биографию Николая I, написанную Леонидом Выскочковым (с. 426): «Узнав о безнадёжном состоянии поэта, Николай поручил В.А. Жуковскому “запечатать кабинет Пушкина” тотчас после его кончины, уничтожив все крамольные и непристойные рукописи. После смерти Пушкина список мемуаров Екатерины II был изъят».

Не исключено, что в находившихся у Пушкина документах могли содержаться более чем откровенные сведения об участии Османской империи и Франции (а, возможно, и внутрироссийской оппозиции масонского толка) в инициировании восстания Пугачёва. И публикация этих сведений вполне могла привести к нежелательным для России последствиям.

ПУШКИНСКАЯ «ИСТОРИЯ ПУГАЧЁВА» И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Написание и выход в свет «Истории Пугачёва» Александра Пушкина нельзя рассматривать без отрыва от политической ситуации тех лет. В начале – середине 1830-х годов на западе и юге России обстановка была нестабильная. Только-только завершилась очередная русско-турецкая война 1828-1829 годов, не за горами была война очередная – 1853-1856 годов. Во Франции в июле 1830 года произошла очередная революция, в результате которой королём стал Луи-Филипп I. Наконец, обязательно надо учитывать факт польского восстания 1830-1832 годов.

Попытки поляков добиться независимости Польши (значительная её часть по итогам Венского конгресса 1814-1815 г.г. вошла в состав Российской империи) были встречены с «пониманием и одобрением» во Франции и Англии. В прессе этих стран была развёрнута русофобская истерия, которая особенно сильно свирепствовала во Франции. Польские патриоты превозносились, а «русские варвары и дикари», творившие «жестокую» и «бесчеловечную» политику в «несчастной Польше» всячески поносились.

Конечно же, в европейской прессе ничего не писалось о жестокостях «польских патриотов». Об унижении православных жителей Польши, о том, как у родителей отнимали детей и отдавали их на воспитание в католические монастыри, о том, как русских солдат пытали, сажали на кол, выкалывали глаза – об этом ни французская, ни английская пресса, разумеется, своим читателям не сообщала.

«Порядок правит в Варшаве». Французская карикатура Ж.Ж. Гранвиля и Э. Форе «Le Charivari» 1832 г.

«Порядок правит в Варшаве». Французская карикатура Ж.Ж. Гранвиля и Э. Форе («Le Charivari», 1832 г.), по поводу террора в Варшаве, устроенного российскими властями после подавления польского восстания.

Политика двойных стандартов в отношении России со стороны «просвещённого Запада» – история, как мы видим, не новая. Когда в августе 1939 года СССР и Германия подписывают договор о ненападении – это очень плохо, так как «пакт Молотова-Риббентропа», дескать, развязал Вторую мировую войну. Когда в 1938 году Англия и Франция сдают Гитлеру Чехословакию – это нормально: печальная, но, увы, суровая необходимость.

Да что там говорить! Венский конгресс 1814-1815 годов: не успели ещё отгреметь наполеоновские войны, а союзники – договориться о разделе территорий Европы, как 3 января 1815 года Англия, Франция и Австрия заключают против России тайный союз, который в 1853 году выльется в очередную войну Турции с Россией. На этот раз Англия и Франция уже открыто выступят против России на стороне Турции.

«Пугачёв на цепи»: гравюра 1834 года с оригинала неизвестного художника.

«Пугачёв на цепи»: гравюра 1834 года с оригинала неизвестного художника.

Любопытная история: 26 февраля 1815 года Наполеон бежит с острова Эльба – начинается период, известный как «100 дней Наполеона». Бонапарт входит в Париж и занимает королевский дворец. Среди документов, оставленных при паническом бегстве Людовика XVIII, Наполеон обнаруживает текст «секретного протокола» Англии, Франции и Австрии против России. Наполеон быстро переправляет текст пакта российскому императору Александру I. Держа в руках этот договор, Александр принимает австрийского канцлера. На вопрос императора, как это следует понимать, канцлер молчит. Да и что он мог сказать?

Известно, что в приложениях к «Истории Пугачёва» Александр Пушкин добавил массу графического материала. Одним из таких материалов был и портрет Емельяна Пугачёва, который Александр Сергеевич почему-то заказал во Франции. Хотя, на первый взгляд, что общего было между восстанием Пугачёва и его «французским портретом»?

(Читать продолжение)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Книжные публикации

  • Выскочков Л.В. Николай I. – М.: Мол. гвардия, 2003. – (Жизнь замечат. людей).
  • Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. Том 7. – М.: Гослитиздат, 1962.
  • Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. В 2 т. Том 2: 1824-1837. – 4-е изд. – М.: Мол. гвардия, 2004. – (Жизнь замечат. людей).

Газетно-журнальные и интернет-публикации

  • Пушкин А.С. История. Часть вторая. Приложения: http://mreadz.net/new/index.php?id=57117&pages=86

Фото-источники

  • Зарубежные карикатуры на царскую Россию: http://menhist.ru/документы/россия-в-европейской-карикатуре-xviii-xx-век;
  • Крюгер, Франц; краткая биографическая справка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Крюгер,_Франц

Поделиться в социальных сетях