«КОЛОКОЛ» — В ПОГОНЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ И ПРОСТРАНСТВОМ. Часть 2



Majak_02Самый секретный проект гитлеровской Германии, о котором даже спустя 80 лет после окончания боевых действий в Европе мало что известно

«Информация вызывает шок в высочайших советских кругах, поскольку Правину и Шиманскому удалось узнать, что пресловутая эвакуационная команда была частью „Генерального плана-1945», который курировался непосредственно партайгеноссе Мартином Борманом»

Продолжение. Читать начало.

… Случилось это 4 или 5 мая 1945 года. Место действия — тогда ещё германская провинция Нижняя Силезия (ныне — Нижнесилезское воеводство современной Польши, граница с Чехией). Войска 1-ой гвардейской армии под командованием генерал-полковника Андрея Гречко после взятия города Моравска Острава готовятся к началу Пражской наступательной операции, которая стартует 6 мая.

ОЧЕРТАНИЯ «КОЛОКОЛА» ПРОСТУПАЮТ ИЗ ТУМАНА

Разведподразделения Красной Армии и Войска Польского накануне наступления прочёсывают район. Командир польских разведчиков, Влодзимеж Фурик, много позднее, в 1968 году, вспоминал что тогда руководимый им отряд захватил в плен нескольких солдат СС. В ходе их допроса выяснилось, что они сопровождали три грузовых автомобиля, которые, заблудившись, заехали на минное поле.

001

Карта боевых действий в Верхней и Нижней Силезии конца апреля — начала мая 1945 года. Деревня Людвиковице и шахта «Венцеслаш» не находились в центре боевых действий, а по состоянию на 5 мая 1945 года были в зоне контроля германских войск (фото: Игорь Осовин).

После того, как минное поле было разминировано, а грузовики найдены и обследованы, в них обнаружились многочисленные ящики с картами, планами и технической документацией каких-то масштабных наземных и подземных работ, которые проводились в расположенных в этих местах в Совиных горах в 1943-1945 годах. Фурик также заявил, что вся найденная документация была передана сотрудникам Министерства общественной безопасности Польши.

Так началась послевоенная история одного из самых загадочных и секретных проектов III Рейха — «Колокол».

… Середина — вторая половина 1945 года. Польские офицеры, работавшие, в том числе, на советскую военную контрразведку — Якуб Правин и Владислав Шиманский — в Берлине допросили немецкого офицера по имени Рудольф Шустер. Тот рассказал, что рассказал, что с 4 июня 1944 года он входил в некую эвакуационную команду, в которой отвечал за транспортировку. Эта структура была на тот момент совершенно неизвестна ни польским, ни советским военным.

Информация, полученная от Шустера, вызывает шок в высочайших советских кругах, поскольку Правину и Шиманскому удалось узнать, что пресловутая эвакуационная команда была частью «Генерального плана-1945», который курировался непосредственно партайгеноссе Мартином Борманом, которого последний раз видели в момент побега из бункера фюрера в ночь на 1 мая 1945 года.

Да, уже тогда поговаривали, что он погиб, но тогда тело Бормана так и не было официально обнаружено и опознано. Как, впрочем, не произошло этого и в течение 80 последовавших лет, несмотря на периодически всплывавшие информационные вбросы о том, что это вроде как произошло.

История «Колокола» на десятилетия покрывается мраком. Более-менее внятная информация начала всплывать во второй половине 1990-х годов: развал СССР, тектонические политические изменения в Европе, снятие грифа секретности с многих архивных документов. Результат — стали появляться сведения о многочисленных странных и совершенно непонятных проектах III Рейха.

003

Польский журналист Игорь Витковский одним из первых в конце 1990-х годов начал исследовать тайну проекта «Колокол» (фото: s6.picofile.com).

Польский журналист Игорь Витковский начинает исследования с целью понять предназначение сети огромных подземных сооружений, которые немцы в конце войны здесь спешно возводили и которые были объединены в рамках проекта «Гигант» («Rieze»).

Что интересно — на протяжении 1960-1990-х годов в Польше вышло около 20 книг на эту тему. Но на международный уровень тему вывел именно Витковский. Практически сразу Витковский натыкается на упоминания о другом секретном проекте — «Колокол» («Die Glocke»). А с начала 2000-х годов к делу подключаются и другие исследователи.

Стало известно, что работы начались где-то в середине 1944 года на сверхсекретном закрытом объекте СС рядом с Лейбусом (современный Любин), на северо-западе от Бреслау (Вроцлав). Когда в Польшу вошли советские войска, объект несколько раз перемещали и в конце концов он оказался на шахте «Венцеслаш» рядом с Людвигсдорфом (ныне — польская деревня Людвиковице), на северных отрогах Судет. Шахта являлась частью соседнего подземного комплекса под кодовым названием «Гигант» («Rieze»).

004

Схема расположения частей подземного комплекса «Гигант» в Нижней Силезии. Есть предположения, что все подземные сооружения (обследованные обозначены красными квадратами, необследованные — синими) комплекса были связаны подземной железной дорогой. Деревня Людвиковице и шахта «Венцеслаш» находятся рядом с подземным комплексом «Миукув» (схема: conspirology.ru).

Из допроса упоминавшегося выше Рудольфа Шустера стало известно, что в конце апреля — начале мая 1945 года самолёт «Юнкерс-390», входивший в специальный авиаотряд СС «KG-200», на своём борту вывез груз, относившийся к проекту «Колокол».

Причём, проект имел и другие названия: «Chronos» («Хронос», или – «Время») и «Laternentraeger» («Потайной фонарь»). Груз был доставлен на авиабазу в норвежском городе Бодо с аэродрома г. Шведниц (ныне — польская Свидница).

МОГ ЛИ «КОЛОКОЛ» ПОСЛЕ ВОЙНЫ ОКАЗАТЬСЯ В АРГЕНТИНЕ?

… Дальнейшую судьбу проекта «Колокол» исследователи (в частности, американец Джозеф Фаррелл) связывают с совершенно неожиданным, а сегодня — малоизвестным проектом, который был реализован в конце 1940-х — начале 1950-х годов в Аргентине. Это была, ни много, ни мало, удачная (!) попытка создания Хуаном Пероном собственной атомной бомбы.

005-1

Тот самый номер журнала «Time» от 2 апреля 1951 года (фото: ebay.com).

Об «аргентинском» проекте широкой общественности впервые стало известно из статьи американского журнала «Time» от 2 апреля 1951 года «Атом Перона» («Peron’s Atom»).

В статье рассказывалось о пресс-конференции, которую в конце марта 1951 года собрал Президент Аргентины Хуан Перон. Собравшимся журналистам он сообщил поистине сенсационную новость о том, что 16 февраля 1951 года аргентинские учёные, используя только местные материалы, осуществили управляемое высвобождение атомной энергии, то есть – атомный взрыв. Причём, он не потребовал ни урана, ни плутония.

Впрочем, те же американские СМИ к теме атомного проекта Аргентины тогда возвращались не единожды.

Ну и вот, на пресс-конференции вместе с Президентом Аргентины присутствовал руководитель проекта — австрийский физик, доктор Рональд Рихтер (Ronald Richter), который был активным участником научных проектов III Рейха, а позднее всплыл в Аргентине.

005-2

Фото ориентировочно 1950 года: Рональд Рихтер вместе с президентом Аргентины Хуаном Пероном (фото: en.wikipedia.org).

Ряд исследователей альтернативного толка уверены: аргентинский проект в принципе не имел никакого отношения к созданию атомного оружия (разговоры об этом исполняли функцию прикрытия). На самом деле он был ни чем иным, как очередной «реинкарнацией» сверхсекретного проекта «Колокол», но — на территории Аргентины.

Причём, этот проект лично курировал, обеспечивая его бесперебойное финансирование, бывший рейхсляйтер Мартин Борман, которому в апреле 1945 года без особых проблем удалось покинуть осаждённый советскими войсками Берлин. Вскоре после пресс-конференции стало известно, что президент Перон закрыл аргентинский атомный проект.

Последние сведения о Рональде Рихтере, которые удалось обнаружить Джозефу Фарреллу, относились к 1956 году — моменту, когда персоной этого учёного плотно заинтересовались представители Объединённой разведывательной службы (Joint Intelligence Objectives Agency; JIOA) ВВС США. После чего следы Рихтера пропадают. Хотя умер Рихтер только через 45 лет – в 1991 году.

Уже в 2010-е — начале 2020-х годов стали появляться разноречивые сведения о его дальнейшей судьбе, когда он вроде как потерпел фиаско на острове Уэмуль, расположенном на озере Науэль-Уапи (именно там была построена лаборатория-реактор), когда его исследования были признаны талантливой «разводкой» аргентинского президента и откровенным псевдонаучным шарлатанством.

По одним данным, он поселился в окрестностях Буэнос-Айреса (пригороде Монте-Гранде), жил без особых излишеств в доме на улице Берасайн. Некоторые из знавших его соседей говорили, что он разъезжал в кабриолете, а последние годы жизни передвигался в режиме обычного пенсионера, часто посещал бары в центре города.

По другим данным, он после закрытия атомного проекта немалое время провёл за границей (в частности, в Ливии), а потом вернулся в Аргентину, где и умер.

006

Остров Уэмуль на высокогорном озере Науэль-Уапи в Аргентине. На берегу озера видны строения городка Сан-Карлос-де-Барилоче (как считается, одного из первых пристанищ Адольфа Гитлера после его эвакуации из Берлина в Южную Америку). Странное сооружение в центре снимка — всё, что осталось от «атомного реактора» доктора Рихтера… (фото: iter.org).

Игорь ОСОВИН

Читать окончание.

Поделиться в социальных сетях