КАК ПЕЛЕНАЛИ ОЛИГАРХА. Часть 3
Первые полгода своей жизни Роман Абрамович прожил по адресу: г. Саратов, ул. Советская, дом 31, кв. 2
«По словам знавших Грутман при жизни, незадолго до своей смерти она просила передать любимому внучку на память золотые часики и колечки. Приехавшие спустя три дня представители Абрамовича (он тогда был одним из членов Совета директоров ОАО “Сибирская нефтяная компания”) забрали не только ценности, но и все семейные фотографии»
Продолжение. Читать начало.
ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА РОДИТЕЛЕЙ
Свидетельство о рождении Романа Абрамовича было выдано лишь спустя три года после его рождения. Причём – в Сыктывкаре. По каким причинам документ не был оформлен в Саратове, доподлинно не известно. Во всяком случае никаких документальных подтверждений ни в областном, ни городском архивах найти не удалось.
Рядовой Абрамович после принятия присяги. В 1984-1986 годах служил в рядах Советской Армии, рядовой автомобильного взвода артиллерийского полка в г. Киржач (Владимирская область).
Зато достоверно точно известна дальнейшая судьба семьи Абрамовичей. Рассказывает один из близких друзей Аркадия – Вячеслав Шульгин, ныне живущий в Сыктывкаре:
– Жену он привёз из Саратова. Та сначала недоумевала, мол, чего это мы на Севере обосновались, надо на юг перебираться. Когда забеременела, решила ехать рожать на родину, в Саратов. После возвращения, уже с Ромкой, выглядела очень больной. Видимо, что-то там не всё удачно получилось.
Михайленко умерла в октябре 1967 года, было ей 28 лет. Её единственному сыну Роману спустя сутки исполнился годик. Официальный диагноз – рак крови. Неофициальный – заражение, вызванное неправильным проведением нелегального аборта. Вероятнее всего, у матери Абрамовича был отрицательный резус крови. Как считают врачи, для женщины в такой ситуации любая беременность может обернуться трагедией. Если резус-фактор эмбриона совпадёт с материнским – всё нормально, если же нет – ребёнок может погибнуть. С Михайленко, скорее всего так и случилось. Резус-фактор с Романом совпал, а вот при последовавшей затем второй беременности…
– Аркадий её смерть сильно переживал, – продолжает Вячеслав Шульгин. – После похорон Ромку забрала к себе на воспитание мать Аркадия. Он часто приезжал его навещать. Надо заметить, он сына очень любил, держался словно с равным, как мужчина с мужчиной.
Свою жену отец Романа Абрамовича пережил не намного. 4 мая 1969 года, когда Роману не было ещё и трёх лет, случилась трагедия. В Сыктывкарском совнархозе, где он возглавлял отдел снабжения крупного СМУ, решили затеять субботник. В момент монтирования подъёмного крана сорвалась многотонная стрела и перебила Аркадию ноги. Через несколько дней он умер. Как объяснили медики, частицы костного мозга забили кровеносные артерии. Так маленький Рома остался сиротой.
Чтобы не травмировать психику ребёнка, родные стали рассказывать про длительные командировки папы. Усыновил же мальчика один из братьев Аркадия – Лейб Нахимович, в то время работавший начальником управления рабочего снабжения «Печерлеса» при «Комилесресурсе» в Ухте. По данным газеты «НЭС+С» (Ухта, 9 июня 1999 г.), «всё своё детство будущий нефтяной магнат провёл в Ухте в кирпичной пятиэтажке по адресу: Октябрьская, 22». По воспоминаниям взрослых, Роман был подчёркнуто вежлив, коммуникабелен, слыл довольно рассудительным ребёнком. Начальные знания получил в городской школе № 2.
В 16 ЛЕТ УЗНАЛ О БАБУШКЕ
В 1974 году Роман уехал из Ухты ко второму дяде, Абраму Нахимовичу, в Москву. Поселившись на Цветном бульваре, 20, квартира № 31, стал ходить в школу № 232 на Трубной улице. Кстати, когда Абрамович разбогател, выделил значительную сумму на нужды этой школы: новый спортзал, компьютерный класс, кухню. А вот ухтинской начальной школе он ничем не помог, хотя учителя обращались к нему за помощью.
Когда Роману исполнилось 16 лет [то есть, в 1982 году – Consp.] и возникла необходимость в получении паспорта, он впервые узнал от дяди всё о своих родителях и живущей в Саратове бабушке. Не долго думая, юноша отправился на берега Волги знакомиться с ближайшей родственницей. После этого визита они стали переписываться.
20-летний Роман Абрамович
с первой женой – Ольгой.
Второй раз в Саратов Абрамович приехал уже в качестве председателя кооператива «Уют», специализировавшегося на изготовлении детских игрушек из полимера: Красные Шапочки, слоники, крокодильчики (несколько штук до сих пор хранится в квартире его первой жены Ольги). Целью визита тогда, весной 1990 года, было налаживание связей с реализаторами дефицитной в перестроечные времена продукции. Больше в наш город олигарх не приезжал, хотя повод был.
24 апреля 1991 года, в половине первого ночи, в возрасте 84 лет умерла его бабушка Фаина Борисовна Грутман. В 11 часов того же дня приехал катафалк, и тело было предано земле на еврейском кладбище. По словам знавших Грутман при жизни, незадолго до своей смерти она просила передать любимому внучку на память золотые часики и колечки.
По некоторым данным, приехавшие спустя три дня представители Абрамовича (он тогда был одним из членов Совета директоров ОАО «Сибирская нефтяная компания») забрали не только ценности, но и все семейные фотографии.
ГРУТМАН УМЕРЛА В НИЩЕТЕ
Бабушка Романа Абрамовича - Фаина Борисовна Грутман.
Как удалось установить, могила Фаины Борисовны вплоть до сентября 2003 года находилась в запущенном состоянии. К слову, буквально в двадцати метрах лежит прах бывшего худрука саратовского ТЮЗа – Юрия Киселёва. Лишь после того как Абрамович по электронной почте получил фото могилы, где похоронена его бабушка, он дал команду привести её в надлежащий вид: поставить мраморный памятник, уложить надгробие, поставить чёрного цвета оградку со звездой Давида. О проведении работ ни в еврейской синагоге, ни в муниципальном похоронном агентстве даже не догадывались, извещать их никто не стал.
Могилу бабушки Романа Абрамовича на еврейском кладбище г. Саратова навещала её подруга – Наталья Сенникова (фото Сергея Сквознякова, 2004 г.)
Узнать, кто получил из Лондона заказ, сегодня не представляется возможным. Тем не менее стоит заметить: выполнявшими волю олигарха людьми была допущена одна существенная ошибка – неверно указанный на памятнике год рождения бабушки, 1907-й вместо 1906-го.
Табличка на кладбищенской ограде Ф.Б. Грутман с неверно указанным годом рождения (фото Сергей Сквознякова, 2004 г.)
Помимо фамилии, имени и отчества (на русском языке) умершей, а также дат её рождения и смерти, сверху на памятнике надпись на иврите: «Здесь покоится женщина Фаина, дочь Бориса, по фамилии Грутман. Похоронена 11 ияр (апрель–май по еврейскому календарю.– С.С.) 5751 (года. – С.С.). Мир праху твоему».
Надгробный памятник на могиле Ф.Б. Грутман (год рождения также указан ошибочно: 1907-й вместо 1906-го; фото Сергея Сквознякова, 2004 г.).
По свидетельству знавших при жизни бабушку Абрамовича, она была великолепной кулинаркой, прекрасно готовила национальные еврейские блюда, которыми, выходя во двор, угощала всех соседей.
Судя по полученным из архивов справкам и копии трудовой книжки, до выхода на пенсию Фаина Борисовна работала товароведом. Её трудовая деятельность началась с 16 лет. Первая же запись в трудовой книжке свидетельствует о том, что 3 октября 1938 года она была зачислена на должность инспектора мелкоштучных изделий в Хлебсбыт Киевского треста Главхлеб. Там она проработала чуть более года до сокращения ввиду уменьшения объёма работ.
Позже Грутман трудилась товароведом в Наркомторге УССР (до отъезда в Саратов в августе 1941 года. – С.С.), заведующей магазином № 28 во 2-м Саратовском городском Пищеторге, торговым инспектором в отделении Военторга, старшим товароведом продтоварной группы в управлении ОКР Военторга, старшим товароведом ТЗБ Военторга, товароведом в Вольском и Балашовском отделениях. А за 7 лет до выхода на заслуженный отдых вновь оказалась в Саратовском отделении Военторга сначала инспектором, а затем заведующей магазинами № 2 и № 3.
Выписка из паспорта Фаины Борисовны Грутман.
Копия трудовой книжки Фаины Борисовны Грутман.
Пенсионное дело Фаины Борисовны Грутман.
27 июля 1979 года в Октябрьский райсобес на основании поданного заявления о назначении пенсии по инвалидности (вторая группа) Грутман пересчитали пенсию, увеличив её на 5 рублей 50 копеек – до 60 рублей 50 копеек.
После перерасчёта с 1 января 1991 года Фаина Борисовна ежемесячно получала пенсию в размере 149 рублей 96 копеек.
Если учесть, что в тот год в стране началась инфляция, деньги стали обесцениваться чуть ли не ежедневно, последние дни своей жизни бабушка Романа Абрамовича едва сводила концы с концами.
P. S. Автор выражает благодарность всем, кто оказал содействие при подготовке данного материала.
Сергей СКВОЗНЯКОВ
(Статья «Как пеленали олигарха. Первые полгода своей жизни Роман Абрамович прожил по адресу: г. Саратов, ул. Советская, дом 31, кв. 2» впервые опубликована в газете «Саратов», №№ 88-89 (2418-2419) от 24.12.2004 г.)