ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТЕОРИТ – ЧТО ЭТО БЫЛО? Часть 21



Туннелепроходческий комплекс S318, изготовитель - компания «Herrenknecht AG».«Подземный город Путина» на Южном Урале: Роман Абрамович, туннелепроходческий комплекс «Herrenknecht» и загадки Ямантау

«Очевидно, что заказанный у компании “Herrenknecht AG” туннелепроходческий комплекс слишком мощный: итог работы туннелепроходческого комплекса может представлять собой двухярусный (!) туннель, который вмещает в себя: а) 4 полосы автодороги и линию метро; б) 6-полосную автомобильную трассу (по три полосы в каждую сторону)»

Продолжение. Читать часть 20.

Сведения о том, что контролируемое российским миллиардером ЗАО «Инфраструктура» подписало договор на изготовление крупнейшей в мире горнопроходческой машины, стали доступны широкой публике в марте 2008 года. Точнее – 26 марта, когда доселе неафишируемые переговоры представителей ЗАО «Инфраструктура» и германской компании «Herrenknecht AG» стали фактом. Ряд средств массовой информации и в России, и в мире посвятили этому странному, на первый взгляд, соглашению свои публикации.

РОМАН АБРАМОВИЧ И «ХЕРРЕНКНЕХТ»: ЗАГАДКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА

К примеру, онлайновая версия германского журнала «Spiegel» (она так и называется: «Spiegel Online») 26 марта 2008 года разместила на своём интернет-ресурсе информационное сообщение под названием «Сделано в Германии: русский миллиардер заказал крупнейший в мире горнопроходческий щит» («Made in Germany: Russischer Milliard?r ordert gr??ten Tunnelbohrer der Welt»).

Скриншот веб-страницы «Spiegel Online» со статьёй о новой покупке Романа Абрамовича.

Скриншот веб-страницы «Spiegel Online» со статьёй
о новой покупке Романа Абрамовича.

В публикации было сказано, что русский нувориш Роман Абрамович, известный как покупатель спортивных клубов и шикарных яхт, удивил публику новым, совершенно неожиданным приобретением. 26 марта 2006 года в Москве между принадлежащей Роману Абрамовичу компанией «Инфраструктура» и основанной в 1977 году фирмой «Herrenknecht AG» (аббревиатура AG расшифровывается как Aktiengesellschaft – аналог существующих в России компаний с организационно-правовой формой в виде открытого акционерного общества) был подписан контракт на изготовление гигантского туннелепроходческого бура с беспрецедентным доселе диаметром – более 19 метров.

Это информационное сообщение сопровождала фотография основателя компании – Мартина Херренкнехта (Martin Herrenknecht). Господин Херренкнехт был сфотографирован на фоне одного из изделий «Herrenknecht AG». В сообщении также был приведён его комментарий, в котором г-н Херренкнехт говорил, что самый крупный горнопроходческий бур, предназначенный для прокладки туннелей, который на начало 2008 года спроектировала и изготовила основанная им компания, имел диаметр 15,43 метра. Бур, заказанный компанией Романа Абрамовича, таким образом, будет значительно больше.

Мартин Херренкнехт (Martin Herrenknecht), фото агентства «DPA».

Мартин Херренкнехт (Martin Herrenknecht), фото агентства «DPA».

В сообщении также говорилось, что Роман Абрамович, владелец футбольного клуба «Челси» и многочисленных яхт, намерен использовать заказанную буровую установку в коммерческих целях: принадлежащая ему компания «Инфраструктура» намерена заключить ряд весьма выгодных контрактов в России, цена которых будет составлять несколько миллиардов долларов, а заказанный горнопроходческий щит будет использоваться на строительстве объектов для зимних Олимпийских 2014 года в Сочи. Кроме того, буровая установка может быть задействована при возведении крупных инфраструктурных объектов в Москве и Санкт-Петербурге.

Цена контракта между ЗАО «Инфраструктура» и компанией «Herrenknecht AG» составила порядка 100 миллионов евро, заказ будет исполнен в течение 2-х лет.

Тогда же по поводу этого события в российской ежедневной газете «Коммерсантъ» (№ 49 (3866) от 26.03.2008 г.) была опубликована обширная статья Максима Шишкина и Маргариты Фёдоровой «Роман Абрамович сильно зарывается. На пару с Валерием Абрамсоном он покупает гигантскую машину для строительства тоннелей». Газета «Коммерсантъ», не склонная к анализу информации с конспирологической точки зрения, пролила свет на многие аспекты странного приобретения Романа Абрамовича. На многие, но – не на все.

По данным газеты, в ЗАО «Инфраструктура» структурами миллиардера контролируется 51% акций, остальные 49% акций принадлежат члену Совета директоров ОАО «Система-Галс» и председателю Совета директоров ЗАО «Инфраструктура» Валерию Абрамсону. По словам Абрамсона получалось, что ЗАО «Инфраструктура» «станет крупной инжиниринговой и подрядной компанией с годовым объемом работ в “несколько миллиардов долларов”. Выйти на этот уровень он намерен “в течение года”. Планы создания "мощного инжинирингового центра", по словам господина Абрамсона, подкреплены тем, что "внутри компании уже создан костяк управленцев и инженеров”. Среди них разработчики крупнейших проектов транспортного строительства последнего времени — Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге, обходной трассы вокруг Одинцово и других. Иными словам, для решения амбициозных задач уже собраны “сливки” отрасли. Остальных специалистов Инфраструктура намерена привлекать по мере необходимости».

Один из образцов готовой продукции компании «Herrenknecht AG». Диаметр этого горнопроходческого щита – около 9 метров.

Один из образцов готовой продукции компании «Herrenknecht AG». Диаметр этого горнопроходческого щита – около 9 метров; щит, заказанный
ЗАО «Инфраструктура» Романа Абрамовича – в два раза больше.

Физически представить себе размер «щита Абрамовича» просто: если его поставить на землю рядом со стандартным 9-этажным панельным домом, высота щита достигнет 7-го этажа.

Любопытно, что подписание контракта межу ЗАО «Инфраструктура» и компанией «Herrenknecht AG» проходило на площадке Министерства транспорта РФ. Когда корреспонденты газеты «Коммерсантъ» обратились к германской стороне с просьбой прокомментировать сделку, «из “Herrenknecht” пришёл ответ: “Пожалуйста, обратитесь в Министерство транспорта России”». В Минстрое, судя по всему, сделку комментировать также не торопились.

Ещё одна цитата из статьи в газете «Коммерсантъ»: «Конкуренты господина Абрамовича комментируют проект скупо, ссылаясь на нехватку информации и “деловую этику” […]. Александр Ортенберг, генеральный директор “Strabag” (крупный пакет акций принадлежит “Базовому элементу” Олега Дерипаски), заявил “Ъ”: “Компания приобретает щит, скорее всего, под конкретный заказ. Из анонсированных проектов щит подобных размеров понадобится для строительства Орловского тоннеля”».

ЗАЧЕМ РОМАНУ АБРАМОВИЧУ ПОНАДОБИЛСЯ «ХЕРРЕНКНЕХТ»?

Участие «щита Абрамовича» в проекте по строительству Орловского туннеля в Санкт-Петербурге – вещь возможная, но маловероятная. Предполагалось, что этот туннель станет подводной автомобильной артерией между Смольной и Свердловской набережными «Северной столицы» и решит проблему круглосуточной связи между разными частями города. Общая длина этого туннеля составляет, согласно планам, 3,4 километра при ширине 18,65 метра.

Однако подготовительный этап проекта несколько затянулся. Из доступных источников (например, статьи про Орловский туннель в интернет-энциклопедии «Википедия») мы можем узнать, что его строительство началось лишь 16 сентября 2011 года. То есть, примерно через полтора года после того, как компания «Herrenknecht AG» должна была передать ЗАО «Инфраструктура» готовый продукт. Плюс, в той же статье «Википедии» сказано, что только в октябре 2011 года в рамках реализации строительства Орловского туннеля были «выделены средства на закупку гигантского тоннелепроходческого комплекса у немецкой компании “Herrenknecht”».

Мы помним, что по состоянию на начало весны 2008 года крупнейшим изделием компании «Herrenknecht AG» был туннелепроходческий щит диаметром 15,43 метра. На официальном сайте немецкой фирмы (http://www.herrenknecht.com) мы можем узнать, что на самом деле было изготовлено два щита с подобными характеристиками. Они использовались для прокладки автомобильного туннеля под одним из рукавов реки Янцзы в китайском городе Шанхай (Shanghai Changjiang road tunnel).

Туннелепроходческий комплекс S318 диаметром 15,43 метра, изготовитель - компания «Herrenknecht AG».

Туннелепроходческий комплекс S318 диаметром 15,43 метра, изготовленный компанией «Herrenknecht AG» по китайскому заказу к 2008 году.

Шанхай, как известно, располагается в устье реки Янцзы. Напротив него находится остров Чансин, который до недавнего времени соединялся с западной частью Шанхая только паромной переправой. В связи с проведением в Шанхае международной выставки «Expo-2010» (она проходила с 1 мая по 31 октября 2010 года), городские власти загодя приняли решение установить надёжную связь с густонаселённым островом Чансин, и вместо паромной переправы проложить под рекой автомобильный туннель.

Работы по прокладке туннеля начались за два года до открытия выставки. Две гигантских буровых машины, изготовленных инженерами и рабочими компании «Herrenknecht AG», проложили два параллельных туннеля (в каждом – по три автомобильных полосы), завершив проходку гораздо быстрее запланированных 24-х месяцев – соответственно, один туннель был «пробит» раньше на 10 месяцев, второй – на 12 месяцев.

Длина каждой из двух веток туннеля составила 7,472 километра. Укрепления туннелей способны выдерживать давление воды до 6,5 бар. Максимальная скорость прокладки туннелей достигала 26 метров в сутки (при том, что максимальное время простоя оборудования не превышала 6 часов в сутки).

Прокладка туннелей между Шанхаем и островом Чансин завершена.

Прокладка туннелей в Шанхае завершена;
радости китайских товарищей нет предела…

Возвращаемся к приобретению Романа Абрамовича. Контракт между ЗАО «Инфраструктура» и германской компанией «Herrenknecht AG» в мировых масс-медиа, как я уже говорил, породил массу публикаций и предположений о целях новой покупки Романа Аркадьевича. Едва ли не самую неожиданную версию, объясняющую случившееся, выдвинул российский интернет-ресурс «Агентство политических новостей» (АПН), на новостной ленте которого 27 марта 2008 года под заголовком «Абрамович выполнял спецзаказ Кремля?» было опубликовано небольшое новостное сообщение, которое я процитирую полностью: «В российское информационное пространство вброшена ещё одна – конспирологическая – версия по поводу неожиданного контракта Романа Абрамовича с немецкой корпорацией “Herrenknecht AG” на строительство самой крупной в мире горнопроходческой машины.

Согласно этой версии, туннелепроходческие механизмы 19-метрового диаметра необходимы для расширения подземного, или, вернее, подгорного города Ямантау на Южном Урале, который в условиях каких-то глобальных конфликтов или катастроф должен выполнять функции одновременно альтернативной столицы России и “Ноева ковчега” для отечественной элиты.

И, если она верна, роль “начальника Чукотки” как спецпредставителя Кремля за рубежом уже не должна подлежать сомнению».

Версия эта оригинальна, но, по зрелому размышлению, вряд ли правдоподобна. Рассматривая то или иное событие (и его подоплёку) с конспирологической точки зрения, необходимо учитывать, кто именно озвучивает ту или иную версию. Агентство АПН (apn.ru), как известно, является дочерней структурой Института национальной стратегии, руководит которым известный российской политтехнолог, политолог и публицист Станислав Белковский. В силу специфики деятельности Станислава Александровича озвученную одной из его структур информацию относительно предназначения «щита Абрамовича» можно рассматривать как:

а) дезинформацию общественного мнения, сознательно вброшенную Белковским;

б) дезинформацию общественного мнения, в которой сам Белковский (или его медиа-структуры – сути дела это не меняет) были использованы, что называется, «втёмную».

В связи с подземным городом под горой Ямантау очевидно одно: заказанный у компании «Herrenknecht AG» туннелепроходческий комплекс слишком мощный. Как писала газета «Коммерсантъ», «готовый продукт» заказанного механизированного туннелепроходческого комплекса может представлять собой двухярусный (!) туннель, который вмещает в себя: а) 4 полосы автодороги и линию метро; б) 6-полосную автомобильную трассу (по три полосы в каждую сторону). Для чего же этот гигантский механизм понадобился Абрамовичу? Есть версия, которая пытается ответить на этот вопрос.

Не исключено, что у германской фирмы мог быть заказан, как и в случае с прокладкой автомобильного туннеля в Шанхае, не один, а, как минимум, два крупнейших туннелепроходческих комплекса. Но только их предназначение – не расширение магистралей подземного города под горой Ямантау, а пробивка мощного транспортного коридора между Россией и США – под водами Берингова пролива, от Чукотки до Аляски.

(Читать продолжение)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

  • «Агентство политических новостей» (АПН), 27.03.2008 г.; «Абрамович выполнял спецзаказ Кремля?»: http://www.apn.ru/news/comments19582.htm#comments;
  • «Коммерсантъ»; № 49 (3866) от 26.03.2008 г.; «Роман Абрамович сильно зарывается. На пару с Валерием Абрамсоном он покупает гигантскую машину для строительства тоннелей» (авторы статьи – Максим Шишкин и Маргарита Фёдорова: http://kommersant.ru/doc/871343);
  • Орловский туннель в Санкт-Петербурге; краткая историко-техническая справка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Орловский_тоннель;
  • «Herrenknecht AG»; официальный веб-сайт компании: http://www.herrenknecht.com/;
  • «Spiegel Online», 26.03.2008 г.; «Сделано в Германии: русский миллиардер заказал крупнейший в мире горнопроходческий щит» («Made in Germany: Russischer Milliard?r ordert gr??ten Tunnelbohrer der Welt»: http://www.spiegel.de/wirtschaft/made-in-germany-russischer-milliardaer-ordert-groessten-tunnelbohrer-der-welt-a-543563.html)

Фото-видео и аудиоисточники

  • Херренкнехт, Мартин; фото агентства «DPA»: http://www.spiegel.de/wirtschaft/grossbild-543563-1132729.html;
  • «Herrenknecht»; фото одного из крупнейших туннелепроходческих щитов: http://www.brandigg.de/nachname/Herrenknecht;
  • «Herrenknecht»; фото туннелепроходческого комплекса S318 для прокладки автомобильного туннеля в Шанхае: http://www.herrenknecht.com/en/media/photos-graphics-for-the-press.html

Поделиться в социальных сетях