«Подземный город Путина» на Южном Урале: странная любовь ВВП к курорту «Абзаково» и парадоксы финансирования ЗАТО «Город Межгорье»
«Опираясь на эти цифры, можно сделать следующий вывод: в 2007 году работы на объекте “Ямантау” не завершились. Наоборот – они продолжились и, таким образом, наступила третья фаза возведения этого секретного объекта. Можно ли найти подтверждения (пусть и косвенные) тому, что так оно и было на самом деле? Вполне»
Одной из первых развёрнутых публикаций о подземном комплексе под горой Ямантау в русскоязычных СМИ стала статья Ирины Крючковой в екатеринбуржском сетевом издании «Ura.ru». Публикация, называвшаяся «Внимание! Найден секретный подземный город Путина», была размещена на сайте издания 26 апреля 2007 года. С тех пор она является одним из основных источников цитат на эту тему. В самом начале этой публикации упоминаются и странные визиты Президента РФ Владимира Путина на горнолыжный курорт Южного Урала – «Абзаково».
ВЛАДИМИР ПУТИН И ЕГО ВИЗИТЫ В «АБЗАКОВО»
Про странную привязанность Путина к горнолыжному курорту «Абзаково» автор «Ura.ru» отмечал следующее: «В начале нового, 21 века, Президент России Владимир Путин стал частым гостем на южноуральском горнолыжном курорте “Абзаково”, расположенном примерно в 60 км. от Магнитогорска. Ни сам Путин, ни его помощники так и не смогли объяснить общественности, почему глава государства облюбовал это место. Официально – Путину нравилось кататься там на лыжах.
Но есть и неофициальная версия. Так, президент приезжал контролировать окончание строительства секретного подземного города, расположенного в самой высокой горе южноуральского массива – Ямантау».
Декабрь 2000-го года: свой первый президентский отпуск
Владимир Путин провёл именно в «Абзаково»…
В 2009 году в Рунете появилась интересная работа Владимира Орлова «Последняя битва». В своём исследовании автор анализировал многочисленные мифы и литературные памятники разных народов с эсхатологической точки зрения. То есть – с точки зрения того, как в них описаны сценарии Конца Света: как это будет происходить, каковы приметы наступления Судного Дня, кто может спастись в грядущей катастрофе планетарного масштаба и т.п.
Естественно, что Владимир Орлов не мог пройти мимо попыток современных властьимущих построить себе надёжное убежище на случай наступления «Часа Икс». Он и не прошёл. Причём, в своей работе автор обнаружил несколько крайне интересных находок на интересующую нас тему, а именно – относительно строительства в районе горы Ямантау и визитов Президента Путина на горнолыжный курорт «Абзаково» в начале 2000-х годов.
Так вот, в VIII части своего исследования («А где будешь ты?») Владимир Орлов, относительно Путина, «Абзаково» и Ямантау, замечает: «Позвольте, автор! – воскликнет негодующий читатель, хватая меня за рукав с поличным. – Но ни в хронике на президентском сайте, ни в архивах СМИ мы и упоминания не найдём о том, что Владимир Владимирыч в годы своего президентства хоть раз был гостем в городе Межгорье Белорецкого района республики Башкортостан!
Согласен – не найдём. Зато безо всякого труда отыщем в открытых источниках многочисленные репортажи о катании Владимир Владимирыча на лыжах в “Абзаково” […].
Владимир Путин в «Абзаково»: 2003 год.
“Абзаково” – это горнолыжный курорт в 60-ти километрах от Магнитогорска и в 30-ти километрах от Белорецка. В первый срок своего президентства Путин в любую свободную минуту мчался сюда “покататься на горных лыжах”. При этом, ни президентская пресс-служба, ни сам Путин так и не смогли внятно объяснить причину любви Владимир Владимирыча к здешним трассам. Ни к живописным склонам, ни к целительному воздуху она – путинская любовь – отношения не имеет.
Ничем иным кроме инспектирования хода строительства подземного города в Межгорье, замаскированного под лыжные прогулки, объяснить привязанность Путина к “Абзаково” не получается. Спонтанно начавшись, она столь же спонтанно и кончилась после 2004 года, когда, по мнению экспертов, строительство “Межгорья-2” было завершено».
Владимир Путин с приятелем (на фото – справа) в «Абзаково».
Узнаёте приятеля? Правильно – это Дмитрий Анатольевич…
Относительно строительства вокруг и внутри горы Ямантау Владимир Орлов добавляет ценную информацию: «Для того, чтобы подземный город не испытывал голода […] энергетического, неподалёку, на реке Белой, была возведена Юмагузинская ГЭС. Строить её начали ещё в 1982 году (видимо, ещё под систему «Периметр»), но с резкой критикой проекта выступили экологические организации (которые уже тогда были филиалами западных разведок) и в 1989 году строительство приостановили. Реанимировали его в 1998-м, причём дефолт на возобновлении проекта никак не сказался – на это деньги нашлись.
Первый агрегат ГЭС ударно был пущен в 2004 году – по некоторым сведениям в этом же году было завешено строительство и подземного Межгорья. Ну, а полностью в эксплуатацию Юмагузинская ГЭС была введена 21 июля 2007 года – эта информация абсолютно не секретная и почерпнута мною из “Википедии”».
Да, всё так и есть, в чём легко можно убедиться, зайдя на страничку, посвящённую истории строительства и техническим характеристикам Юмагузинской ГЭС в русскоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия». Как несложно догадаться, в возведении ЮГЭС участвовали и специалисты уже хорошо знакомого нам ФГУП «Управление строительства № 30».
Общий вид Юмагузинской ГЭС,
фотография сделана летом 2008 года (автор фото – Pesotsky).
ПАРАДОКСЫ ФИНАНСОВЫХ СУБВЕНЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТ МЕЖГОРЬЯ
Продолжая разговор о секретном строительстве в районы горы Ямантау, Владимир Орлов в 2009 году замечал, что «уже в первый год путинского президентства только официальные вливания в бюджет Межгорья увеличились вдвое. Повторяю, только официальные– гласные и просвеченные. Объёмов засекреченных капиталовложений мы не знаем, но можем предположить, что они росли в той же, если не в большей, пропорции».
Взяв за основу данные из всё той же «Википедии» (в которой они, в свою очередь, появились на основе цифр, опубликованных на официальном сайте Министерства финансов РФ), Владимир Орлов выстроил график динамики перечислений денежных средств из федерального бюджета в бюджет ЗАТО «Город Межгорье». Динамика и в самом деле получилась очень любопытная.
Перечисления 1997 года даны с учётом последовавшей с начала 1998 года деноминации. Дотации и субвенции из федерального бюджета, как следует из таблицы, приведённой в статье о городе Межгорье в «Википедии», разбивались на три статьи. Самая крупная из них – дотации на текущие расходы, самую небольшую (от 3 миллионов в 1999 году до 34 миллионов 126 тысяч в 2010 году) составляли субвенции на отселение. Наконец, вторая по значимости статья финансовых «вливаний» из Москвы в Межгорье называлась как «Субвенции на капитальные вложения».
С одной стороны, эти цифры, вроде бы, не могут являться даже косвенным доказательством того, что в ЗАТО «Город Межгорье» велось какое-то масштабное и очень секретное строительство. Судите сами. Самый большой транш из Москвы в бюджет Межгорья был перечислен в 2005 году: тогда в общей сложности поступило 313 миллионов 557 тысяч рублей. Много ли это для города, население которого по состоянию на 1 января 2013 года составляет без малого 17 000 жителей (при этом, надо помнить, что в 2005 году их число было больше)? Нет, конечно же. Но это – как посмотреть. Попробуем разобраться.
Мог ли Владимир Орлов быть прав, полагая, что в общем объёме федеральных средств, перечисляемых в Межгорье из столицы, присутствовали и некие, как он их называет, «засекреченные капиталовложения»? Да, вполне, если деньги шли по линии, например, Министерства обороны РФ и (или) уже известного нам Главного управления специальных программа Президента РФ.
А теперь внимательно приглядимся к структуре финансовых траншей из Москвы 1997-2010 годов, которые перечислялись напрямую в муниципальный бюджет ЗАТО «Город Межгорье».
Владимир Орлов верно подметил, что уже в первый год путинского президентства только официальные вливания в бюджет Межгорья увеличились вдвое. Так оно и было. Общий объём дотаций и субвенций в 1999 году составил 69 миллионов 679 тысяч рублей. В 2000 году – 154 миллиона 625 тысяч рублей. Цифры и в самом деле выросли в два с небольшим раза. При этом, в 2000 году в объёме перечисляемых в бюджет Межгорья денежных средств впервые появились субвенции на капитальные вложения в сумме 6 миллионов рублей.
Динамика дотаций и субвенций бюджету ЗАТО «Город Межгорье»
из федерального бюджета (в тысячах рублей).
Теперь проанализируем вот какой момент. Если принять за данность, что масштабные строительные работы в районе горы Ямантау была завершены примерно к 2007 году, то, по идее, к этому моменту объём дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджет ЗАТО «Город Межгорье» должен был бы сократиться. Должен, но не сократился.
Пик финансовых перечислений пришёлся на 2005 год, когда из Москвы в бюджет города на Южном Урале было перечислено в общей сложности 313 миллионов 557 тысяч рублей. В следующем, 2006 году, наблюдалось резкое падение: в общей сложности было перечислено 177 миллионов 293 тысячи рублей. То есть – почти в два раза меньше.
Однако, начиная с 2007 года объём перечисляемых субвенций и дотаций вновь начал расти: в 2010 году в бюджет ЗАТО было перечислено в общей сложности 308 миллионов 538 тысяч рублей – сумма вполне сопоставимая с «тучным» 2005 годом.
Теперь посмотрим, как менялась динамика перечислений денежных средств по отдельным статьям.
Субвенции на отселение жителей с территории ЗАТО: с 3 миллионов рублей в 1999 году они выросли до 37 миллионов 10 тысяч рублей в 2005 году. В 2006 году последовал резкий спад: тогда на отселение было перечислено 17 миллионов 817 тысяч рублей. По такой логике получалось, что граждане, проживавшие в Межгорье во время активной фазы строительства, с помощью средств, выделяемых из федерального бюджета, постепенно уезжали с этой территории. И уезжали они не скопом, не толпой, а поэтапно. Следовательно, и сумма субвенций на отселение с 2005 года, по идее, не должна была бы резко возрастать. Но на деле произошло обратное: на цели отселения расходы выросли с почти 18 миллионов в 2006 году до 34 миллионов 126 тысяч рублей в 2010 году.
Допустим, что отселять пришлось изрядное количество людей, не все из них были готовы соглашаться с тем, что им предлагали власти, поэтому процесс растянулся по времени и потребовал дополнительных средств. Допустим! Но тогда почему после 2005 года продолжался рост перечисляемых средств по статье дотаций на текущие расходы?
Как росли дотации на текущие расходы? А выросли они достаточно резко, в два с лишним раза: с минимальных 80 миллионов 934 тысяч рублей в 2006 году до 171 миллиона 650 тысяч рублей в 2010 году.
Теперь посмотрим, что происходило с третьей, наиболее интересной в этом плане, статьёй субвенций, выделявшихся бюджету ЗАТО «Город Межгорье» из федерального бюджета: субвенции на капитальные вложения. Как я уже говорил, перечисления из федерального бюджета по этой строке затрат начались в 2000 году. По 2010 год объём этих субвенций неуклонно возрастал. Единственный раз наблюдалось несущественное уменьшение федерального объёма финансирования на капитальные вложения: всего-то на 29 000 рублей в 2007 году. В остальном же субвенции по статье затрат на капитальные вложения постоянно росли: с 6 миллионов рублей в 2000 году до 102 миллионов 762 тысяч рублей в 2010 году.
Но тогда, опираясь на эти цифры, можно сделать следующий вывод: в 2007 году работы на объекте «Ямантау» не завершились. Наоборот – они продолжились и, таким образом, наступила третья фаза возведения этого секретного объекта.
Можно ли найти подтверждения (пусть и косвенные) тому, что так оно и было на самом деле? Вполне.
Владимир Орлов в VIII-й части своего исследования «Последняя битва» этому моменту уделяет не последнее место. В частности, он замечает следующее: «По заданию Путина ЗАО “Инфраструктура”, контролируемая Романом Абрамовичем, и немецкая фирма “Herrenknecht AG” заключили в марте 2008 года контракт на строительство самого большого в мире горнопроходческого комплекса».
Этот контракт и в самом деле был заключён, что в своё время привлекло к столь неожиданному событию внимание многих журналистов. Понятно, почему: когда человек с репутацией Романа Абрамовича покупает, например, очередной футбольный клуб, яхту или поместье с замком где-нибудь на севере Франции, вопросов нет (миллиардер почтенным делом занимается – деньги тратит). Но зачем Абрамовичу заказывать дорогостоящий горнопроходческий комплекс?
Представители Романа Абрамовича тогда, в марте 2008 года, комментировали это событие уклончиво. Дескать, да, это очередное вложение в новое бизнес-направление, но «это не просто бизнес, у этого проекта важная социальная роль. Оборудование предполагается использовать для работы в регионах: в первую очередь в Сочи на строительстве олимпийских объектов, а также при реализации крупных инфраструктурных объектов в Москве и Петербурге».
Владимир Орлов в своей работе, размещённой в Сети в начале 2009 года, провёл мысль вот в каком направлении: «Вспоминаем, где теперь чаще всего Владимир Владимирыч катается с гор, после того, как “разлюбил” “Абзаково”? Правильно, на “Красной Поляне”!
Первые две ассоциации, которые навевает это название – Кавказ и зимняя Олимпиада [в Сочи] 2014 года. Пожалуйста – вот вам и крупный горный массив, и грандиозное возведение силами “метростроевцев” из Федерального агентства специального строительства “олимпийских объектов”!
Специалисты уже сейчас удивлены размахом горных работ в районе будущей Олимпиады. Официально заявляется, что они ведутся с целью пробить сквозь горы прямую дорогу от Джубги до Адлера. Неофициально – кто ж знает, что за очередной потаённый город раскинется во чреве Кавказских гор…
Причём, собственных сил уже, похоже, не хватает (или они в сроки не укладываются). “Herrenknecht AG” и так выпускает самые большие аппараты для подземных работ. Но российского заказчика параметры нынешнего рекордсмена [этой компании] – горнопроходческого щита “Крот”, способного копать тоннели диаметром 15,5 метров, – не устроили. По заказу Абрамовича, к 2010-му году компания обязалась создать монстра, диаметром 19 метров, который сможет за месяц прокладывать 250-300 метров двухъярусного тоннеля, вмещающего шестиполосное шоссе либо четыре полосы автодороги и линию метро. Стоить агрегат будет около 100 миллионов евро».
Противники конспирологического подхода могут (и это – вполне ожидаемо) возмутиться: «Ну, вот, начинается! И германская фирма, и крупнейший горнопроходческий щит в мире, и сочинская Олимпиада, и Путин, и Абрамович, и секретный город Путина под горой Ямантау – всё смешали в кучу!».
Отнюдь. Дело в том, что контракт между контролируемым Романом Абрамовичем ЗАО «Инфраструктура» и германской компанией «Herrenknecht AG» – вовсе не такая уж простая и прозрачная история, как это может показаться на первый взгляд…
В окрестностях Ямантау всё по-прежнему
(фотография сделана летом 2010 года, автор фото – Pesotsky).
«Ura.ru», 26.04.2007 г.; «Внимание! Найден секретный подземный город Путина. Триста тысяч человек могут жить в нём, не выходя на поверхность, полгода…» (автор статьи – Ирина Крючкова: http://ura.ru/content/svrd/26-04-2007/articles/1966.html)