«Подземный город Путина» на Южном Урале: секреты горы Ямантау и загадки Белорецкого ГОКа
«Функционально ГОК предназначался, вроде бы, для обогащения урановой руды, которая как раз и будет добываться из недр Ямантау. Но урановой руды, вроде бы, никто так и не видел. Не могли ли разговоры об урановой руде служить всего лишь дезинформацией, прикрытием истинных целей и задач этого масштабного строительства?»
«Июнь – ещё не лето, июль – уже не лето»: именно таким специфическим определением, помнится, характеризовались климатические условия Южного Урала и, в частности, окрестностей горы Ямантау теми, кому довелось служить в в/ч 12166. Однажды, в один из дней зимы 1987-1988 года, после подъёма, выбежав на улицу из здания казармы пятой роты для выполнения чего-то типа физической зарядки, мы почувствовали, что сегодня как-то непривычно холодно даже для башкирской зимы. И лишь потом, когда были отменены все работы на строительстве Белорецкого ГОКа, нам объявили, что сегодня все остаются в казармах, так как температура на улице опустилась до минус 44 градусов Цельсия. И лишь через пару-тройку дней, когда потеплело на 10-15 градусов, военные строители вновь были выведены на объекты.
Безусловно, вспоминать о службе в в/ч 12166 можно долго. Но оставим мемуары для более подходящего случая, обратив своё внимание на некоторые моменты строительства того, что в конце 1980-х годов называлось Белорецкий горно-обогатительный комбинат.
СЕКРЕТЫ ГОРЫ ЯМАНТАУ И СТРОИТЕЛЬСТВО БЕЛОРЕЦКОГО ГОКа: ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ
Тех, кто алчет рассказа о таинственных подземельях горы Ямантау, огорчу сразу: подавляющее большинство военных строителей, трудившихся на возведении Белорецкого ГОКа (ну, во всяком случае, в июне 1986 – июне 1988 г.г., когда в в/ч 12166 пришлось служить и автору этих строк), естественно, никакими особыми секретами и тайнами не владели, хотя перед демобилизацией все и в самом деле давали подписку о неразглашении сведений сроком действия в 5 лет.
Спутниковый Google-снимок карты местности.
И всё же кое-какие предположения о целях и задачах этого строительства и его возможной связи с секретным подземным городом сделать можно. Для начала приведу несколько цитат из воспоминаний тех, кто служил в районе горы Ямантау, опубликованных на одном из интернет-форумов (blog.asg-ru.com).
Цитата № 1: «Служил на ГОКе в в/ч 12166 в 1985-ом дежурным электриком. Правда, тогда там ещё строили стены и кровлю […]. Закончил свою службу весной 1987 г. Подписки о неразглашении, выведение печатей-пропусков в военном билете при увольнении... Интересные были времена. Но вот что в этой горе Ямантау нарыли – до сих пор не знаю. Там и сейчас, говорят, режимная зона».
Цитата № 2: «Я служил там, в в/ч, в стройбате (в 1985-1987 г.г.), строили типа “горнообогатительного комбината”, но это была шахта... Какие комбинаты могут быть со стенами толщиной 12 метров и полами в 24 метра из железобетона? Там была, кроме Инзера, ещё одна речка, которая выходил из-под Ямантау, но там нельзя было даже руки мыть, большая радиация; ягоды, грибы вокруг нельзя было собирать...».
Цитата № 3: «Служил я там в ВВ [внутренних войсках],в конце 1980-х. И в шахтах был, и охранял их. Сыро там и прохладно. Обычный стратегический объект. Не надо чертей там искать. Не было их. Воду с горы не пили. Анализ не знаю, но сам видел непроходимую коросту на лице у тех, кто пил».
Позволю небольшой комментарий от себя. Около в/ч 12166 были, на самом деле, две речки. Точнее, два больших полноводных ручья. Один протекал слева от въезда в часть, второй – справа, пересекая территорию части между помещением казармы роты № 5 и баней. Лично я воду из них не пил, но, как и многие из моих сослуживцев, умывался, застирывал испачкавшуюся форму, а в летнее время, когда ненадолго устанавливалась жаркая погода, можно было даже принимать нечто типа водных процедур. Коросты на лице и прочих частях тела у себя, равно как и у сослуживцев, не замечал. Идём далее.
Цитата № 4: «Горную породу вывозили из недр горы на БелАЗах. Судя по количеству вывезенной при мне и до меня породе, площадь помещений внутри горы – огромная».
Цитата № 5: «Бывали и мы на Ямане [неформальное название горы Ямантау], служил там – же, в/ч 12764, 1 рота “комтруда”, 1982-1984. Места действительно обалденные, с горы – видуха, особенно в ясную погоду […].А породу вывозили не БЕЛазами, а МОаЗами: для справки – Мокинский автозавод».
Небольшой комментарий. Места в этом районе и в самом деле очень красивые. Кстати, именно там, примерно в 15-20 километрах к северо-западу от Белорецка, в районе посёлка Нура в 1975 году режиссёр Вениамин Дорман снимал фильм «Пропавшая экспедиция». Считается, что каменная речка (курумник), запечатлённая на нижеследующем фото, была местом съёмки одного из фрагментов этого фильма.
Курумник (каменная речка) недалеко от юго-восточного склона горы Малый Ямантау (фото 2010 года, автор – Ямиль Yamigos).
Цитата № 6: « […] Когда там всё строилось – деньги немалые получали, но тоже не везде. Даже в магазин, помню, по пропускам вход был. В стране туалетной бумаги не было, а там – никакого дефицита».
Цитата № 7: «Я в конце 1980-х у горы служил. Чтобы добраться до нашей части, через три КПП проехать надо было с особыми пропусками. “Красначей” [“красначами” называли военнослужащих внутренних войск из-за погон и петлиц красного цвета] вокруг было – мама не горюй! Строили перерабатывающий комбинат у подножия. Вольнонаёмные “водилы” зарабатывали где-то до 2,5 тысяч в месяц, при средней зарплате по России 150-200 руб. В горе, конечно, уран добывают, гора потому так и называется: Ямантау – плохая; ничего на ней не растёт, только у подножия, но природа очень вокруг красивая. А на вершине горы был к дембелю».
Цитата № 8: «В Белорецке-16 добывали уран – это знали все».
Цитата № 9: «Служил там в так называемом спецназе, как его называют тут в некоторых комментариях. Про спецназ громко сказано: конечно, охрана шахт, не более. Про “стрелять на поражение” – конечно, полная глупость. Вот я там прослужил и реально не знаю назначение всего этого. То, что там ничего не добывают – факт».
СЕКРЕТЫ ГОРЫ ЯМАНТАУ И ЗАГАДКИ БЕЛОРЕЦКОГО ГОКа
На нижеследующем Google-снимке читатель может видеть массивные сооружения, которые находятся там, где в 1983-1992 годах велось строительство масштабного горно-обогатительного комбината. Цифрой «1» обозначена действующая часть комплекса, которая активно работала уже в конце 1980-х годов и, судя по современным фотографиям, функционирует по сей день, цифрой «2» – строения "нового" ГОКа.
Окрестности горы Ямантау сегодня привлекают внимание многих людей. Кого-то интересуют красоты природы, кто-то пытается разгадать реальные или мнимые секреты этой местности, многие делают фотоснимки. Одним из таких фотографов является Ямиль, который выкладывает свои работы на интернет-ресурс «Panoramio.com». Я, с любезного разрешения Ямиля, приведу ниже несколько его фотографий, на которых очень хорошо видно, в каком состоянии сегодня пребывает комплекс так называемого Белорецкого ГОКа. А пребывает он, по сути, в полуразрушенном состоянии.
Действующая часть комплекса у подножья горы Ямантау
(фото сделано в августе 2010 года, автор фото – Ямиль Yamigos).
Слева за кадром – действующий комплекс (его часть вы видите на предыдущем фото), справа за кадром – строение, в котором работают военные или частные охранники, а в центре мы видим то, что осталось от масштабной стройки Белорецкого ГОКа (фото сделано в июле 2011 года, автор фото – Ямиль Yamigos).
На следующем снимке вы видите увеличенное изображение центральной части предыдущего снимка: видны поваленные железобетонные колонны и остатки железобетонных плит, разделявших эту часть комплекса на секции. Фото, повторю, сделано в июле 2011 года.
Разрушенные железобетонные колонны в центральной части бывшего ГОКа.
А вот так зимой 1987-1988 годов подобного рода колонны возводились. Да, военным строителям, служившим в тех местах, запрещалось делать фотографии местности. Но, как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно. Не помню, как ко мне попало это фото – перед «дембелем» дал кто-то из сослуживцев за ненадобностью. Ну, оно и понятно: лица – не видно, окрестностей – тоже. Но фото было сделано именно на строительстве Белорецкого ГОКа зимой 1987-1988 годов.
Железобетонные кольца, монтаж арматуры внутри, заливка бетона, вибрация залитой бетонной смеси, электроподогрев (чтобы в суровые башкирские зимы бетон именно застыл, а не замёрз), минимум механизации для военных
строителей – примерно так и возводились корпуса Белорецкого ГОКа…
Внутренняя часть одной из секций центрального, самого крупного сооружения Белорецкого ГОКа (июль 2011 года, автор фото – Ямиль Yamigos).
На нижеследующем фото можно видеть знаменитую дорогу из железобетонных плит, уложенных в три ряда. Для крупных грузовых автомобилей она была вполне приемлема, а вот для автомобилей поменьше трасса была настоящим испытательным полигоном. Командирский УАЗик, сколько помню, больше чинился на территории располагавшегося недалеко от въезда в часть ОГМ (отдел главного механика), нежели работал. Что интересно: окрестные трассы именно такими я запомнил в 1986 году; в том же состоянии, как видно из нижеприведённого снимка, они остались и четверть века спустя.
Трасса из железобетонных плит (фото сделано в июле 2011 года,
автор фото – Ямиль Yamigos).
Здание АБК (на переднем плане), за ним – массивный корпус одного из центральных строений Белорецкого ГОКа (фото сделано в августе 2010 года,
автор фото – Ямиль Yamigos).
На приведённом вверху фото читатель может видеть зелёные стены здания АБК (административно-бытовой комплекс), а за ним – массивный корпус одного из центральных строений Белорецкого горно-обогатительного комбината. Фото сделано из окна корпуса, сооружённого за зданием АБК, и примыкающего к действующей части горнопроходческого комплекса. Эту местность автор этих строк помнит очень хорошо: военные строители 5-ой роты в/ч 12166 трудились здесь над возведением объектов с лета 1987-го до самой демобилизации в конце июня 1988 года. Один из моих сослуживцев – призванный из Казани остряк-самородок Владимир Казаков – любил повторять свою отточенную, как жало пчелы, шутку относительно работ на административно-бытовом комплексе: «На объекте АБК мы работаем абы как».
Дальше будет интереснее. На нижеприведённом Google-снимке вы видите контуры строений, которые запечатлены на приведённом выше фото. Цифрами обозначены: 1 – центральное, одно из самых массивных сооружений Белорецкого ГОКа, 2 – административно-бытовой комплекс (АБК), 3 – эстакада, сооружённая за АБК, 4 – действовавшая тогда и сегодня часть горнопроходческого комплекса.
Далее читатель может видеть боковую часть «центрального» сооружения ГОКа, примыкавшую к зданию АБК.
Боковой вход в центральное сооружение Белорецкого ГОКа, за кадром справа – административно-бытовой комплекс (АБК; фото сделано в августе 2010 года, автор фото – Ямиль Yamigos).
Когда я впервые увидел эту фотографию, а потом вновь и вновь смотрел на неё, у меня складывалось ощущение, что в ней есть какой-то секрет, что-то странное. И это странное, это нечто нелогичное и непонятное от меня постоянно ускользает. Но потом я понял, что меня смущало в этой фотографии. Смущал вот этот самый боковой вход в один из корпусов ГОКа. Странность заключалась вот в чём. Именно так этот вход выглядел в июне 1988 года, когда я в последний раз его видел. Именно так он, судя по снимку августа 2010 года, выглядел и 22 года спустя: ни ворот, ни дверей как не было, так и не стало.
Так, может быть, строительство этого так называемого горно-обогатительного комбината было лишь фикцией? Теперь подытожим всё вышесказанное и посмотрим, какие выводы из этого можно сделать.
БЕЛОРЕЦКИЙ ГОК И ПОДЗЕМЕЛЬЯ ЯМАНТАУ
Что нам известно и какие в результате полученной информации возникают вопросы?
Первое. Строительство ГОКа началось в 1983 году и завершилось примерно в 1992 году. Иначе говоря, оно продолжалось почти 10 лет. Примерно через 15 лет после окончания строительства в 1992 году (то есть – к середине 2000-х годов) Белорецкий ГОК перестал функционировать. Если не раньше. А он вообще работал в качестве горно-обогатительного комбината?
Второе. Функционально ГОК предназначался, вроде бы, для обогащения урановой руды, которая, как полагали многие из служивших в окрестностях Ямантау, будет добываться из недр этой горы. Никто из руководства, правда, открыто об этом не говорил, но слухи об этом воспринимались как самая настоящая правда. Но пресловутой урановой руды, вроде бы, никто так и не видел. Почему? Не могли ли разговоры об урановой руде служить всего лишь дезинформацией, прикрытием истинных целей и задач этого масштабного строительства?
Третье. К 2010 году, как мы видели на вышеприведённых фотографиях, от большинства строений комплекса комбината остались, по сути, лишь останки корпусов и оборудования. Получается следующее: строительство ГОКа велось без малого 10 лет, а работал он чуть более того срока, что строился. Можно, конечно, предположить такое объяснение: лихие девяностые, денег в стране не было, всеобщая «растащиловка» при Борисе Ельцине и т.п. Но неужели России как в 1990-х годах, так и в последующие годы не нужен был обогащённый уран? И если так, то неужели в стране не нашлось бы денег на поддержание Белорецкого ГОКа – между прочим, стратегически важного для России объекта! – в рабочем состоянии?
Четвёртое. Из воспоминаний военнослужащих в/ч 12166, размещённых на интернет-форуме blog.asg-ru.com, мы можем узнать, что в этой части весной 1990 года был выстроен корпус роты № 6. Она располагалась за зданием клуба/библиотеки по линии «столовая – роты №№ 3 и 4». Не надо иметь семь пядей во лбу чтобы понять очевидное: строительство казармы новой роты предполагало не только продолжение строительных работ на возведении того, что называлось Белорецкий ГОК, но и дальнейшую интенсификацию этого строительства. Но участники упоминавшегося мной интернет-блога военных строителей и «братишек-“красначей”» вспоминают, что строительство ГОКа завершилось на рубеже 1991-1992 годов. Более того, войсковую часть 12166 вскоре (в 1992 или 1993 году) перевели в Оренбург. Тогда зачем строили новую казарму? Почему часть передислоцировали в другое место? Почему прекратилось строительство ГОКа? И не связано ли это с заявлением бывшего первого секретаря Башкирского обкома КПСС Мидхата Шакирова 1992 года, которое, по сути, приоткрыло завесу тайны над масштабным строительством на склонах горы Ямантау?
А теперь – самое время попытаться ответить на заданные вопросы.
Ямантау, 23.10.2006 г.; «Я*****у – наше всё!» рассказ очевидца (?) об обследовании им окрестностей и части внутренних помещений подземного комплекса под горой Ямантау; одна из страниц интернет-форума: http://caves.ru/threads/7440-Я*****у-наше-все;
Ямантау, 20.03.2009 – 25.01.2010 г.г.; «Муравейник РВСН, или Ковчег для правительства?»; русскоязычный интернет-форум, посвящённый подземному комплексу под горой Ямантау, с. 2: http://pro-speleo.ru/forum/5-116-2;
Ямантау, 14.11.2012 г.; «Загадки сегодняшнего дня»; статья-обзор, посвящённый загадкам подземного комплекса под горой Ямантау: http://yapet.livejournal.com/189848.html