«СВОЛОЧИ» ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА. Часть 3



Один из портретов Е.И. Пугачёва.Яицкие казаки как боевой авангард армии Емельяна Ивановича, «удар в спину России» и военная карьера артиллериста Пугачёва

«Беглый донской казак, неграмотный лихоимец (как характеризовал Емельяна Пугачёва сам Александр Пушкин) на самом деле был не только весьма неплохо образованным – для того времени – человеком, но и опытным военным. Более того, Пугачёв принадлежал к военной элите того времени – он был артиллеристом»

Продолжение. Читать начало.

Яицкие казаки в те времена являли собой этакую всесословную вольницу, а места их расквартировки, говоря современным языком, порой напоминали самые настоящие бандитские «малины». Воевать с кем угодно и против кого угодно, да ещё получать за это вознаграждение в виде военных трофеев или денег (а, лучше – и то, и другое!) – вот этим и занимались многие годы те, кто вскоре стал боевым авангардом Емельяна Пугачёва.

Считается, что яицкие казаки как класс стали формироваться примерно с 1550-х годов. Начало яицкому войску положили донские казаки и крестьяне, убегавшие из Центральной России на берега реки Яик (Урал). До середины XVIII века эта вольница жила вполне себе припеваючи. Ещё в XVII веке, при первом представителе семейства Романовых на российском троне – Михаиле Фёдоровиче – им были даны невиданные привилегии по пользованию рекой Яик «с вершины и до устья, и впадающими в неё реками и протоками, рыбными ловлями и звериною ловлею, а равно и [торговлей] солью беспошлинно, также крестом и бородою». Взамен казаки обязывались охранять границы России и принимать участие в военных походах.

БОЕВОЙ АВАНГАРД «ПЯТОЙ КОЛОННЫ»

Понятно, что со временем эта вольница должна была быть ликвидирована. Да и разве могло быть иначе в государстве, которое набирало силу в том числе – для борьбы с представителями «просвещённой Европы», которым очень не нравилось усиление и возвышение России? Пользоваться природными богатствами огромных территорий, вести беспошлинную торговлю и при этом не платить в бюджет ни копейки? Такое положение дел не могло продолжаться бесконечно долго.

Яицкие казаки.

Яицкие казаки.

Так рассуждала и Екатерина II. Кстати, во время её царствования (1762-1796) бюджет России рос невиданными доселе темпами, увеличившись в шесть раз: с 16 до 96 миллионов рублей.

Казачество – не только Яика и прилегающих областей – безусловно, не было однородным. Были среди казаков те, кто вёл самостоятельное хозяйство, но при необходимости готов был «встать под ружьё», защищая интересы Родины. Такие казаки полагали, что и на государственной службе есть свои преимущества. Вести своё хозяйство никто не запрещал. Пусть и небольшое, но денежное жалованье из казны они получали, выдавались за счёт бюджета также кормовые деньги, порох, свинец, а, кроме того, ежегодно по 100 вёдер вина на войско. К слову говоря, 100 вёдер вина – это 1,2 тонны горячительного напитка крепостью гораздо выше 10-12 градусов привычного нам сегодня лёгкого вина.

Но были среди казаков и другие настроения. Особенно среди тех, кому было, что терять. Многие казаки из этой категории имели свои хутора и очень активно пользовались трудом беглых, «безпашпортных» крестьян. Когда в XVIII веке центральная власть стала категорически запрещать принимать в свои общины беглых людей, зажиточные казаки Яика продолжали поощрять эту внутреннюю эмиграцию. Беглых людишек скрывали на удалённых степных хуторах, где они находились, по сути, на положении бесправных рабов. Бежали эти бедолаги от крепостного права, а попадали из огня да в полымя!

Генерал-поручик Фёдор фон Фрейман (Magnus Ferdinand von Freymann; 26.10.1725 – 03.11.1796) до участия в кампании против армии Пугачёва подавил бунт яицких казаков. Позднее он написал мемуары, которые были изданы под названием «Полный отчёт об экспедиции против яицких казаков, а  также против мятежника Пугачёва» («Getreue Darstellung der Expedition wider die Jaikischen Kosaken, wie auch wider den Rebellen Pugatschew»). Фрейман так описывал нравы, которые в июне 1772 года царили в Яицком городке: «В сём городе каждому беглому пристань открытая, из которых перед прибытием моим ушло под видом работников более 2 000 человек».

Часть «вольнолюбивых» казаков, составивших костяк армии Пугачёва, воевать и грабить умели, любили и не боялись. В какой-то степени это было их профессией. Поэтому расхожие и по сей день идеологические догмы советского периода о наличии неких «революционных настроений» среди казачества – не более чем сказка, которая легко разбивается об исторические факты. Да, русское правительство, начиная ещё с 1720-х годов, со времён Петра I, пыталось с этим бороться, стараясь поставить «казаков» на службу государственным интересам. Дело это шло, но с сильным скрипом и страшно медленно.

Обозреватель газеты «Культура» Нильс Иогансен (см. его статью «А казачок-то засланный?», размещённую на сайте portal-kultura.ru 24 сентября 2013 года), посетивший места «боевой славы» Пугачёва, побывал и в Оренбурге. О борьбе Санкт-Петербурга с казачьей вольницей Яика-Урала заместитель директора по науке Оренбургского губернского историко-краеведческого музея Надежда Пляшешник заметила следующее: «По сути, столкновения правительственных войск с вооружёнными формированиями степняков продолжались ещё полтора века».

УДАР В СПИНУ РОССИИ

Есть ещё одна важная причина, по которой именно Оренбуржье и Южный Урал были избраны донским казаком Пугачёвым и его зарубежными «спонсорами» в качестве театра боевых действий. В этом регионе, выражаясь современным языком, были сосредоточены предприятия российского военно-промышленного комплекса.

Как писал в своей книге «Емельян Пугачёв» советский историк Михаил Жижка, горные заводы Урала в то время имели в своём распоряжении массу ресурсов: большие хлебо-фуражные, сырьевые и денежные запасы. Здесь же находились запасы пороха, свинца, орудийных ядер, множество готовых пушек, ружей, сабель и пик. Кроме того, заводы могли вырабатывать (и вырабатывали!) для армии Пугачёва новые пушки и ядра, а из заводского населения соратники Емельяна Ивановича активно вербовали всё новых бедолаг для использования их в качестве пушечного мяса.

На всех этих предприятиях имущество реквизировалось. Деньги, пушки, ядра, свинец и порох отправлялись Пугачёву или использовались местными повстанческими отрядами. Причём, в первый период войны заводские строения не разрушались, а активно использовались для нужд восстания.

В книге Михаила Жижки (с. 97-98) приводится один просто убойный факт: к концу февраля 1774 года пугачёвцы овладели 92 металлургическими заводами. Это составляло 75% горнозаводской промышленности Урала! В разгар русско-турецкой войны России был нанесён самый настоящий удар в спину: она, по сути, лишилась «оборонки», сосредоточенной, главным образом, на Урале.

Но как Емельяну Пугачёву удалось осуществить, казалось бы, неосуществимое? Франко-османская поддержка? Да, безусловно. Но свою роль сыграл ещё и человеческий фактор.

Беглый донской казак, неграмотный лихоимец (как характеризовал Емельяна Пугачёва сам Александр Пушкин) на самом деле был не только весьма неплохо образованным – для того времени – человеком, но и опытным военным. Пугачёв принадлежал к военной элите того времени – он был артиллеристом.

Автограф и личная печать «неграмотного казака» Емельяна Пугачёва.

Автограф и личная печать «неграмотного казака» Емельяна Пугачёва.

ВОЕННАЯ КАРЬЕРА ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА

Емельян Пугачёв сделал, в общем-то, неплохую военную карьеру. И вряд ли он был тем самым тёмным, неграмотным мужиком, каковым его часто изображали.

Из показаний Пугачёва в Тайной экспедиции в Москве в ноябре 1774 года известна дата его рождения – 1742 год. Родился он в Зимовейской станице на Дону. В семье он был младшим сыном. Старший брат Пугачёва – Дементий – служил в казачьих войсках и также проживал в Зимовейской станице. Как и сестра Емельяна Ивановича – Ульяна. Вторая сестра Пугачёва, Федосья, вышла замуж за казака и вместе с ним на момент суда над Пугачёвым проживала в Азове.

Подростком Емельян Пугачёв вместе с отцом «боронил землю». Когда Пугачёву исполнилось 14 лет, его отец умер, после чего Емельян самостоятельно обрабатывал свой семейный участок земли. В 17 лет (по другим данным – в 19 лет) он женился на дочери казака Есауловской станицы Софье Дмитриевне Недюжевой. От этого брака родилось пятеро детей, двое из которых умерли. В живых остались сын Трофим и дочери – Аграфена и Христина.

Один из портретов Е.И. Пугачёва.

Ещё один из портретов Е.И. Пугачёва.

В 17-летнем возрасте Пугачёв был зачислен в казаки и отправился на театр боевых действий Семилетней войны (1756-1763) в Пруссию в составе войска казачьего полковника Ильи Денисова. «За отличную проворность» Денисов взял Пугачёва в ординарцы. В 1762 году взошедшая на российский престол Екатерина II заключила с Пруссией мир. Команда Денисова (а с ней – и Емельян Пугачёв) вернулась на Дон, казаки были распущены по станицам. На фронте Пугачёв пробыл около трёх лет, принял участие во многих сражениях, но ни разу не был ранен.

В Зимовейской станице он прожил полтора года. В 1764 году в команде есаула Елисея Яковлева принял участие в карательном рейде генерала Маслова в польский город Ветка (близ Гомеля, сегодня это юго-восточная территория Республики Беларусь; кстати, один из наиболее известных уроженцев Ветки – многолетний министр иностранных дел СССР А.А. Громыко). Ветка в те времена уже не первое десятилетие была центром старообрядцев, где охотно принимали беглых людей с Дона. Для возврата беглецов и была снаряжена эта экспедиция.

После возвращения из Польши Пугачёв четыре года прожил дома, периодически, правда, принимая участие в краткосрочных военных операциях.

Пётр Иванович Панин (1721 – 26.04.1789): портрет кисти Григория Сердюкова, не позднее 1767 г.

Пётр Иванович Панин (1721 – 26.04.1789): портрет кисти Григория Сердюкова, не позднее 1767 г.

Когда в 1768 году началась война с Турцией, Пугачёв в команде полковника Ефима Кутейникова вновь оказался на поле брани, где и пребывал по 1770-й год. Пугачёв участвовал во многих сражениях, в том числе – во взятии 16 сентября 1770 года города Бендеры. Любопытно: взятие Бендер осуществилось под командованием генерала графа Петра Панина. Того самого Панина, который через четыре года, 27 июля 1774 года, будет назначен Екатериной II главнокомандующим по подавлению пугачёвского восстания. За два года участия в Русско-турецкой войне Пугачёв дослужился до чина хорунжего (младшего лейтенанта).

Зимой 1770-1771 года Пугачёв заболел, и его временно отпустили домой подлечиться. Но в армию Емельян Иванович не вернулся. Бросив дом и жену с тремя детьми, он с мая 1771 года пустился в бегах, которые завершились хорошо известными нам событиями.

(Читать продолжение)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Книжные публикации

  • Жижка М.В. Емельян Пугачёв. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1950.

Газетно-журнальные и интернет-публикации

  • Панин П.И.; краткая биографическая справка и портрет: http://ru.wikipedia.org/wiki/Панин,_Пётр_Иванович;
  • Пугачёв Е.И.; краткая биографическая справка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пугачёв,_Емельян_Иванович;
  • Фрейман Ф.Ю.; краткая биографическая справка и портрет: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Фрейман,_Фёдор_Юрьевич;
  • «Portal-kultura.ru», 24.09.2013 г.; «А казачок-то засланный? Был ли русским бунт Емельяна Пугачёва» (автор статьи – Нильс Иогансен: http://portal-kultura.ru/articles/history/9622-a-kazachok-to-zaslannyy-byl-li-russkim-bunt-emelyana-pugacheva/)

Фото-источники

  • Яицкие казаки; внешний вид, старинная гравюра: http://www.mesoeurasia.org/archives/4166

Поделиться в социальных сетях