«HIGH JUMP»: РЕДКИЕ ФОТО ЭКСПЕДИЦИИ РИЧАРДА БЁРДА 1946-1947 г.г.



Ричард Бёрд, декабрь 1955 г.Удивительно, но факт: многие из фотографий экспедиции Ричарда Бёрда стали общественно-доступными только в 1986 году

«На общем виде радиорубки одного из кораблей поддержки операции “High Jump” мы видим 9 радистов. И это, повторюсь, только на борту только одного из кораблей экспедиции. В самом деле, не многовато ли радистов для сугубо научно-исследовательского мероприятия?»

23 июня 2015 года в продажу поступило второе, расширенное и дополненное, издание книги «Зловещие тайны Антарктиды». Небольшое попутное замечание, точнее, ответ на вопрос, который мне нет-нет, да и зададут мои знакомые, друзья, а иной раз и просто посторонние люди. Вопрос о названии книги. Такое «шикарное» наименование – «Зловещие тайны Антарктиды» – придумал, вообще-то не я. Изначальный вариант был много проще и, как мне думается, более соответствовал содержанию книги – «Загадки Антарктиды». Но руководство издательства «Яуза-Пресс», которое входит в издательскую группу «Эксмо», решило иначе и в результате книжка обрела вот такое оригинальное название, более «продвинутое» с маркетинговой точки зрения, как, видимо, решили в «Эксмо». Да и бог с этим.

«Зловещие тайны Антарктиды»

В конце концов, главное, что второе издание книги вышло. От первого издания «Антарктиды» оно отличается двумя моментами. Во-первых, более чем на треть была увеличена текстовая часть: за время, прошедшее с момента выхода первого издания «Антарктиды» (10 октября 2011 года), было время ознакомиться с новыми данными об Антарктиде вообще и загадках, связанными с её открытием и освоением, в частности.

Во-вторых, первое издание в силу ряда не зависящих от меня причин вышло без иллюстраций, что было исправлено в издании 2015 года. И это – правильно.

На этом преамбула завершена, переходим к делу.

Игорь ОСОВИН, главный редактор conspirology.ru

… Фотографии экспедиции Ричарда Бёрда «High Jump», пожалуй, являются одним из наиболее слабых звеньев в российском «бёрдоведении», особенно для исследователей-любителей. В том же Рунете появлялось и появляется масса статьей, посвящённых этой экспедиции, сопровождающихся фотографиями, которые при внимательном рассмотрении однозначно никак нельзя атрибутировать как фото, сделанные в ходе «High Jump».

А вопросов относительно загадок этой экспедиции с годами, как я уже не раз говорил, не только не уменьшается, но даже прибавляется. Понятно, что официальная версия экспедиции «High Jump» очень сильно отличается от версий альтернативных. И всё-таки, подумалось мне, когда я готовил к публикации второе издание этой книги, можем ли мы найти что-то странное, что-то не совсем укладывающееся в официальную трактовку этой экспедиции, если внимательно изучим массив фотографий, которые без каких-либо сомнений признаны фотодокументами, сделанными в 1946-1947 годах, в ходе реализации экспедиции (или, как её называют в США, операции) «High Jump»?

В США, недалеко от города Пенсакола, штат Флорида, находится один из крупнейших в мире авиационных музеев – Национальный музей военно-морской авиации (National Museum of Naval Aviation), основанный в 1962 году. На его веб-сайте (navalaviationmuseum.org), в разделе «Коллекции» можно найти великое множество фотографий, посвящённых самым разным историческим периодам, запечатлённым на фотоплёнку. Среди этого многообразия есть и раздел, в котором содержится чуть больше 500 фотографий, сделанных в ходе экспедиции «High Jump». Из пояснений к этим фотографиям можно узнать, что все они, за редким исключением, были отнесены к категории общественно-доступных в 1986 году.

Изучая эти фотографии вы не найдёте на них ничего особенного: изображения кораблей, судов и воздушных аппаратов, занятых в экспедиции, виды Антарктиды, многочисленные фотографии моряков-участников экспедиции, изображения руководителей «High Jump», ну и, конечно же, обитателей Антарктиды – тюлени, пингвины и прочая живность. Впрочем, несколько фотографий меня заинтересовали.

Адмиралы Нимиц, Крузен, Бёрд и секретарь ВМС США Форрестол.

Слева направо: адмиралы Нимиц, Крузен, Бёрд и секретарь ВМС США Форрестол.

На первом же заинтересовавшем меня фото запечатлены адмирал флота США Честер Нимиц, контр-адмирал Ричард Крузен (Крузен, как я уже упоминал ранее, руководил центральной, самой мощной группой эскадры Ричарда Бёрда), собственно контр-адмирал Ричард Бёрд, и секретарь военно-морского (по-русски говоря – министр ВМС США) флота Джеймс Форрестол. На фото мы видим момент, когда Форрестол пожимает руку Бёрду. Фото, как следует из пояснения к нему, сделано перед стартом экспедиции «High Jump». Чтобы не быть голословным, приведу паспорт к фото на языке оригинала: «Fleet Admiral Chester W. Nimitz, Rear Admiral Richard Cruzen, Rear Admiral Richard E. Byrd, and Secretary of the Navy James V. Forrestal pictured before the commencement of Operation Highjump».

Крайним слева на этом фото мы видим адмирала флота, главнокомандующего Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны, Честера Нимица (Chester William Nimitz; 24.02.1885 – 20.02.1966). Нимиц, помимо прочего, считался одним из наиболее авторитетных военачальников Соединённых Штатов по разработке теории и практики ведения боевых действий с помощью подводного флота. Кстати, именно Нимиц 2 сентября 1945 года на борту авианосца «Миссури» подписал от имени США акт о полной и безоговорочной капитуляции Японии.

Кроме того, известно, что во время Нюрнбергского трибунала Честер Нимиц свидетельствовал в пользу доктрины ведения неограниченной подводной войны, так как это была та самая практика, которую исповедовали и военно-морские силы США на Тихом океане под его командованием. Есть мнение, что именно это свидетельство со стороны Нимица привело к тому, что гросс-адмирала III Рейха Карла Дёница трибунал не приговорил к смертной казни, ограничившись тюремным заключением на срок 10 лет. А в тот момент, когда эскадра Ричарда Бёрда (август 1946 года) осуществляла последние приготовления для начала экспедиции «High Jump», Честер Нимиц (с 15 декабря 1945 года по 15 декабря 1947 года), по сути, был командующим военно-морскими силами США, занимая должность Начальника военно-морских операций (Chief of Naval Operations). После чего, будучи обладателем пожизненного звания «адмирал флота», вышел в отставку.

Не менее интересен и человек, запечатлённый на этой фотографии крайним справа – занимавший на тот момент должность министра военно-морских сил США Джеймс Форрестол (James Vincent Forrestal; 15.02.1892 – 22.05.1949). На этом посту Форрестол, как известно, находился с 19 сентября 1944 по 17 сентября 1947 года, после чего получил пост Министра обороны США, став первым человеком в этой должности, учреждённой Президентом США Гарри Трумэном в ходе реформы системы управления американскими вооружёнными силами. Должность главы минобороны США Форрестол занимал с 17 сентября 1947 года до 31 марта 1949 года, когда он был снят с этого поста и чуть позднее помещён в психиатрическую клинику с острым психическим расстройством.

Джеймс Винсент Форрестол, август 1947 года.

Джеймс Винсент Форрестол за рабочим столом, фото августа 1947 года.

В России Форрестол более известен тем, что 22 мая он, находясь якобы в приступе паранойи, с криком «Русские идут!» выбросился из окна клиники, находящейся в полузакрытом населённом пункте Hobe Sound во Флориде. Смерть Форрестола интересовала многих американских журналистов и исследователей и сегодня достоянием гласности стала масса любопытных фактов.

Во-первых, полный отчёт о медицинском обследовании Форрестола был опубликован только в 2004 году.

Во-вторых, персонал клиники в Hobe Sound не подтверждал, что Форрестол проснулся в середине ночи от звуков сирены и выбросился из окна с криком «Русские идут!». Более того, лечивший Джеймса Форрестола флотский психиатр, капитан Рейнс (George N. Raines) в своё время откровенно заявил, что эти утверждения – грубая фальшивка.

В-третьих, в ряде американских СМИ в 1949 году достаточно много говорилось о развитии у Форрестола паранойи, хотя в официальной версии болезни первого Министра обороны США о паранойе нет ни слова.

В-четвёртых, как, опять-таки, выяснилось позднее, на кровати палаты в клинике, куда был помещён Джеймс Форрестол, были найдены фрагменты битого стекла.

В-пятых…

Да, собственно и этого уже хватит, чтобы понять: обстоятельства смерти Джеймса Форрестола были, мягко говоря, весьма туманными. Как и причины его якобы самоубийства или устранения. Известно, например, что у Форрестола имелись определённые трения с президентом Трумэном, в том числе – по поводу реформы системы управления военными силами США (Форрестол был противником централизации управленческих функций в руках нововведённой должности Министра обороны США). В числе причин, которые могли привести к устранению Форрестола, часто называют интерес Форрестола к явлениям НЛО и что он, вроде бы, мог публично озвучить нечто, что стало ему известно на эту тему по долгу службы.

Впрочем, тема НЛО и Форрестол выходит за рамки интереса автора этой книги. А вот тот факт, что формально мирную, научно-исследовательскую экспедицию «High Jump» напутствовал лично глава военно-морских сил США заставляет в который уже раз задуматься об её истинных задачах.

Группа радистов экспедиции «High Jump».

Группа радистов экспедиции «High Jump».

Ещё одно интересное фото с сайта Национального музея военно-морской авиации США. В оригинале подпись к нему гласит следующее: «View of the commucation space with radiomen at work on board an unidentified ship supporting Operation Highjump in the Antarctic». Переводим: общий вид радиорубки с радистами на борту одного из кораблей поддержки операции «High Jump» в Антарктике. Причём, в англоязычном паспорте к фото сказано: не на борту одного из кораблей, а на борту неопознанного, не идентифицированного корабля.

На фото мы видим 9 радистов. И это – на борту только одного из кораблей экспедиции. В самом деле, не многовато ли радистов для сугубо научно-исследовательского мероприятия?

Следующее фото. Оригинальная подпись к нему на английском языке гласит: «Sailors handle sled dogs alongside the cargo ship Yancey (AKA 93) during Operation Highjump in Antarctica». Дата, когда сделано фото, на сайте музея не указано, но, скорее всего, это конец января – начало февраля.

Разгрузка собак на берег Антарктиды с корабля «Янси».

Разгрузка собак на берег Антарктиды с корабля «Янси».

Переводим паспорт к фото: моряки запрягают ездовых собак, выгруженных судна «Янси» (AKA 93) во время работы экспедиции «High Jump» в Антарктиде. Всё верно: как я уже писал, самой мощной в экспедиции Ричарда Бёрда центральная группа под командованием контр-адмирала Ричарда Крузена. В её состав, помимо флагманского корабль «Гора Олимп» («Mount Olympus»), входил и военно-транспортный корабль – «Янси» («Yancey»). Из историко-технической справки в англоязычной интернет-энциклопедии «Википедия» мы узнаём, что этот корабль был введён в эксплуатацию 8 июля 1944 года и был списан 20 января 1971 года.

По классификации ВМС США «Янси» относился к атакующим военно-транспортным кораблям класса «Андромеда» (Andromeda-class attack cargo ship) имел следующее кодовое обозначение: USS Yancey (AKA-93/LKA-93). На фото, на левом носу корабля мы видим обозначение КА-93.

Обратите внимание в правый верхний угол фотографии: на носу военного транспортника «Янси» мы видим две пушки явно не гражданского назначения.

Военно-транспортные самолёты «R4D Skytrain» на льду Антарктиды.

Военно-транспортные самолёты «R4D Skytrain» на льду Антарктиды.

Военно-транспортные самолёты «R4D Skytrain» на льду Антарктиды.

Ещё две фотографии с сайта Национального музея военно-морской авиации США. Обратите внимание на носовую часть, запечатлённую на второй фотографии: на ней мы видим фигурку пингвина. Изображение пингвина было основной составляющей частью логотипа экспедиции «High Jump». Следовательно, эти самолёты и в самом деле являлись составной частью транспортной техники, обеспечивавшей работу экспедиции Бёрда. Но удивительно не это.

Логотип экспедиции «High Jump».

Логотип экспедиции «High Jump».

«R4D Skytrain» являлся одной из многочисленных модификаций знаменитого самолёта «Douglas C-47 Skytrain» или, как его ещё называли «Dakota». Этот военно-транспортный самолёт был разработан на базе гражданского лайнера «Douglas DC-3», который совершил свой первый полёт в декабре 1941 года. Самолёт этот был чрезвычайно популярен как в годы Второй мировой войны, так и после её окончания: всего «Дугласов» было выпущено более 10 000 штук, и они даже по сей день продолжают использоваться в американской авиации.

Их основные характеристики таковы. Собственный вес – почти 8,3 т., максимальный вес с грузом – почти 11,8 т. (иначе говоря, грузоподъёмность составляла в среднем 3,5 т.). В среднем эти самолёты развивали скорость до 360 км/ч при крейсерской скорости в 257 км/ч. Стандартная дальность полёта составляла 2 575 км., максимальная – до 5 759 км. при потолке до 8 000 м.

На фотографии мы видим 4 самолёта «R4D Skytrain», находящихся на импровизированном аэродроме на станции «Little America-IV», создание которой, как гласит официальная версия, было основной из целью экспедиции Ричарда Бёрда. Эта база и была создана в Западной Антарктиде на берегу моря Росса, в районе Китового залива (Bay of Whales). Кстати, именно в этом районе Бёрд во время своих предыдущих экспедиций закладывал предыдущие арктические станции – «Little America-I», «Little America-II» и «Little America-III».

База «Little America-IV», основанная в начале 1947 года во время экспедиции «High Jump».

База «Little America-IV», основанная в начале 1947 года
во время экспедиции «
High Jump».

Из официальной версии истории экспедиции Бёрда следует ещё одна интересная деталь. Когда 10 лет спустя, в рамках проведения Международного геофизического года (МГГ) американцы вернулись в этот район, чтобы продолжить научно-исследовательские работы и основать уже станцию «Little America-V», они обнаружили, что шельфовые льды в море Росса за минувшие годы сильно наросли, и к месту «Little America-IV» они подойти не сумели. А теперь вопросы.

Основать станцию с тем, чтобы потом на 10 лет её законсервировать? Зачем?

В обеспечении экспедиции, как мы видим из, так сказать, официально утверждённого фотоотчёта о деятельности «High Jump», участвовали военно-транспортные самолёты «Douglas» модификации «R4D Skytrain». Причём, в большинстве наиболее доступных источников, посвящённых экспедиции Бёрда 1946-1947 годов, о них не упоминается, а если и упоминается, то как бы мимоходом (как, например, в книге Андрея Васильченко «Загадочная экспедиция»). А ведь самолёты приличные – их грузоподъёмность доходит до 3,5 тонн. Спрашивается, какие грузы они могли доставлять в Антарктиду или наоборот – какие грузы перевозить побережья шестого континента в США?

Наконец, ещё один вопрос. Одно из кодовых обозначений экспедиции «High Jump», точнее, её военно-морской составляющей было таково: «Task Force 68», или, в переводе на русский, «Целевая группа 68». Это не было секретом, такое название мы видим и на логотипе экспедиции. Но вот что означает это словосочетание? Признаюсь, я так и не нашёл ответа на этот вопрос. А «Task Force 68» вряд ли является случайным набором слов и цифр, они безусловно имеют определённое значение. Но вот какое? Обозначение широты, долготы или что-то ещё?

Игорь ОСОВИН

Участники экспедиции «High Jump» (она же – «Task Force 68») проводят аэрофотосъёмку поверхности Антарктиды.

Участники экспедиции «High Jump» (она же – «Task Force 68») проводят аэрофотосъёмку поверхности Антарктиды.

Статьи на тему:

1) «Схватка за Антарктиду. Часть 2. Кто в 1947 году атаковал секретную антарктическую экспедицию ВМС США под руководством контр-адмирала Ричарда Бёрда?»

2) «Схватка за Антарктиду. Часть 3. Версия о том, что обосновавшиеся в Новой Швабии нацисты передали США часть своих новейших технологий, не лишена правдоподобия»

3) «Схватка за Антарктиду. Часть 4. Дневники Ричарда Бёрда: мистификация или реальное отражение его контактов с представителями цивилизаций, живущих внутри Земли?»

Ричард Бёрд во время экспедиции «Deep Freeze-1», декабрь 1955 года.

Ричард Бёрд во время экспедиции «Deep Freeze-1», декабрь 1955 года.

Share this post for your friends:

Friend me: