«МАРСИАНИН» ЭНДИ ВЕЙЕРА И ЕГО ЗАГАДКИ. Часть 2



Михаил Расходников.Похоже, что компания «20th Century Fox» украла у российского сценариста Михаила Расходникова идею как фильма, так и книги

«Из “ХХ век Фокс” пришёл ответ от юриста Бони Богина, и он заключался в том, что Энди Вейер заявил, что он не знает русского языка, никогда не был в России. Из чего следует, что, дескать, это является исчерпывающим объяснением по вашим претензиям о нарушении авторских прав. Каково?»

Окончание. Читать начало.

Итак, утром 24 сентября 2015 года, в 10 часов 7 минут в эфире радиостанции «Вести FM» вышел очередной выпуск программы «Полный контакт», которую, традиционно, вели Владимир Соловьёв и Анна Шафран. Гостем в студии был адвокат, председатель Общественной палаты Московской области Шота Горгадзе, а по телефону ведущие общались с Героем России, лётчиком-космонавтом Максимом Сураевым и российским сценаристом Михаилом Расходниковым.

Речь шла ни много, ни мало – о краже интеллектуальной собственности в виде сценария фильма «Марсианин», осуществлённой одним из гигантов американской киноиндустрии, кинокомпанией «20th Century Fox». Передача так и называлась: «Как Голливуд украл “Марсианина” у россиянина». Как и водится, скандал подхватили сетевые СМИ Рунета, отдельные телеканалы. Судя по всему, это лишь начало истории, инициатором которой выступила радиостанция «Вести FM».

На интернет-сайте радиостанции «Вести FM» была размещена расшифровка лишь начальной стадии этой беседы. Предлагаем вниманию наших читателей полную стенограмму передачи с небольшими сокращениями. Из неё будет понятна суть дела, а необходимые комментарии читайте в конце стенограммы.

Вести FM

Соловьёв: Как дела?

Горгадзе: Замечательные дела, Владимир, прекрасные дела. Пришёл сегодня с историей. Сам относился всегда скептически, когда вдруг выходит какой-нибудь громкий голливудский фильм, когда вдруг появляются люди, которые утверждают, что этот сценарий написан ими. Я всегда верю документам, я никогда не привык верить людям на слово. 15 лет адвокатской практики из меня сделали определённого циника, который делит напополам то, что ему говорят. Но то, о чём я хочу сегодня рассказать, меня повергло в некий шок, потому что когда воруют сценарии компании только начинающие работать на рынке...

Соловьёв: Ну, это ещё понятно.

Горгадзе: Да, можно объяснить: им нужно нарабатывать имя. Но когда речь идёт о такой достаточно серьёзной компании, как «XXI век Фокс», которая в Голливуде снимает достаточно большое количество бестселлеров, то у меня, честно говоря, кроме удивления ничего больше другого...

Соловьёв: Могли бы и купить.

Горгадзе: Кстати, не в плане рекламы, а в плане возможности, я полагаю, что есть все законные основания приостановить прокат фильма. Хотел бы всем напомнить, что сейчас активно рекламируется фильм под названием «Марсианин», который сняла как раз голливудская компания «XXI век Фокс», и фильм должен стартовать в прокате на территории России 8 октября. То, что я сейчас расскажу, в принципе, является, кроме всего прочего, обращением и к министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому, который имеет полное юридическое право инициировать и выйти с соответствующим заявлением о приостановке проката этого фильма пока не будет разрешён существующий на сегодняшний день спор.

Я сейчас объясню, о чём я хочу рассказать. Михаил Расходников, который ко мне обратился, гражданин Российской Федерации, в 2007 году создал синопсис с полным описанием концепции и сюжета под рабочим названием «Марсианин». В 2008-2009 годах он создаёт полностью сценарий, и материалы отправляет – этот сценарий – российским и международным компаниям, которые занимаются производством кино. В том числе в 2009 году этот сценарий получает компания «XXI век Фокс СНГ». То есть это представительство кинокомпании «XXI век Фокс», которое работает на территории России и на территории СНГ, работает, обеспечивает прокат голливудских фильмов на территории России, а также взаимодействует с потенциальными авторами или с людьми, которые предлагают интересные идеи.

«XXI век Фокс СНГ» получает сценарий фильма «Марсианин» и, не предоставив обратной связи, об этом все плавно забывают, тем более что Расходников находит компанию в России, которая заитересовалась реализацией этого проекта. И в 2009 году начинается создание пилотного ролика с участием актёра Сергея Светлакова, и начинается сотрудничество по созданию этого рекламного ролика с компанией «Семь АРТ». Эта компания, которая также продюсирует «Комеди Клаб».

В 2012 году в Соединённых Штатах Америки появляется новый автор-дебютант, зовут его Энди Вейер, и в 2012 году он издаёт книгу. Как ты думаешь, как называется книга?

Соловьёв: «Марсианин», что 20 раз думать.

Горгадзе: Совершенно верно, Владимир. В 2012 году выходит в свет книга «Марсианин». И в 2013 году в Интернете появляется первая информация о начале производства фильма «Марсианин» по сценарию [созданному на основе] этой книги компанией «XX век Фокс».

Соловьёв: Давай ещё раз: российское отделение компании «20th Century Fox» получает российский сценарий…

Горгадзе: … в 2009 году!

Соловьёв: Американская книга выходит в 2012 году…

Горгадзе: Точнее, говорится, что она была написана в 2011 году, опубликована книга в 2012 году.

Соловьёв: То есть, срок очевидный!

Шота Горгадзе и Андрей Малахов.

Шота Горгадзе с Андреем Малаховым.
Фото – с персонального сайта Ш.О. Горгадзе: gorgadze.ru

Горгадзе: Безусловно. Скажу больше. Все доводы, о которых я хочу рассказать, подтверждены документально. Удостоверение национального фильма, выданное Министерством культуры Российской Федерации. Начало производства фильма: 6 мая 2011 года; дата выдачи удостоверения: 12 октября 2011 года. То есть, это то время, когда в Соединённых Штатах якобы писался сценарий на основе этой книги. Автор сценария – Михаил Расходников, режиссёр-постановщик – Михаил Расходников, указан композитор, продюсер – ООО «Марсианин». То есть специально создаётся фирма для того, чтобы в дальнейшем продюсировать создание фильма. Название фильма: «Марсианин», вид фильма – художественный, количество серий – одна. Вот, пожалуйста, Владимир, посмотри…

Соловьёв: Да, всё есть, удостоверение национального фильма № 19754, выдано Министерством культуры Российской Федерации…

Горгадзе: А теперь я хотел бы озвучить некий инсайд. Я хотел бы озвучить сценарий – это не займёт много времени, это синопсис. Причём, я хотел бы, чтобы радиослушатели сравнили российскую и американскую версию.

Сюжет российской версии в двух словах. Первая в мире российская экспедиция на Марс – из-за пылевой бури происходит чрезвычайное происшествие: корабль улетает, оставив одного космонавта и модуль. Космонавт чудом выживает и выходит на связь. Друг космонавта, руководитель [Центра] полётов, пытается его спасти, но сталкивается с многочисленными интригами…

А вот здесь я сделаю маленькую паузу и зачитаю [синопсис] американского варианта фильма, который выходит в прокат 8 октября. Первая в мире американская экспедиция на Марс. Из-за пылевой бури происходит ЧП: корабль улетает, оставив одного космонавта и модуль. Космонавт чудом выживает и пытается выйти на связь, используя разные научные способы. Друг космонавта, руководитель [Центра] полётов, пытается его спасти, но сталкивается с многочисленными интригами.

Вторая часть фильма. Российская версия: выясняется, что спасти его почти невозможно. Другу космонавта предлагают устроить из этого шоу, он отказывается, но потом соглашается, чтобы заработать денег и спасти космонавта. Американская версия: выясняется, что спасти его почти невозможно. Привлекают прессу, чтобы привлечь внимание [общественности] и спасти космонавта. Это событие становится сенсацией – весь мир следит за развитием событий на Марсе…

Соловьёв: Одно и то же!

Горгадзе: И – окончание: приключения космонавта на Марсе и интриги на Земле; одиночество и безысходность героя противопоставляются ажиотажу вокруг этого события на Земле; космонавт слышит некие звуки на Марсе и заявляет об этом в середине фильма. Его пытаются признать сумасшедшим и пытаются скрыть этот факт. Космонавт проходит ряд испытаний и доказывает, что на Марсе есть нечто и спасается. На этом фильм завершается.

Американская концовка: начинаются научные приключения на Марсе и интриги на Земле; одиночество и безвыходность героя противопоставляются ажиотажу вокруг этого события на Земле; космонавт проходит ряд испытаний и спасается.

Вот вам, пожалуйста, две версии фильма…

Соловьёв: Но это те же куриные фрукты, только вид в профиль.

Горгадзе: Ну, знаешь, в компанию «ХХ век Фокс» была написана претензия, Михаил Расходников использовал все возможности, прежде чем обратиться в суд. Кстати, на сегодняшний день в суде находится гражданское дело по иску Михаила Расходникова и я буду представлять его интересы (за что ему спасибо – так как он мне доверил это дело). Так вот, в компанию «ХХ век Фокс» было написано письмо, на него пришёл ответ от господина Бони Богина, юриста компании именно голливудской, а не её представительства в России. Я процитирую маленькую выдержку из письма: «Объяснение о написание господином Вейером его романа без доступа к вашему сценарию…». То есть объяснение американского юриста [заключается в том], что он связался с автором сценария, спросил, знает ли он о российской версии, на что тот пожал плечами и в качестве основного довода сказал: я не знаю русского языка, я никогда не был в России. И юрист пишет ответ, что объяснения господина Вейера таковы, что он даже никогда не был в России и написал роман без доступа к вашему сценарию должно хватить для вашей претензии о нарушении [авторского] права.

Шафран: Блестящее объяснение, я считаю, чего же боле?

Горгадзе: Но, знаете, когда юристы Соединённых Штатов Америки или представители власти ведут речь о нарушении авторских прав и требуют у всего мира, чтобы они ни в коем случае не скачивали песенки, не заплатив за это пару долларов, то возникает вопрос: господа, я понимаю, у вас бывают двойные стандарты в политике, но двойные стандарты в ведении бизнеса? Это уже ни в какие ворота не лезет…

Соловьёв: Вот пишет человек: «Недавно прочитал книгу “Марсианин”, очень жду фильма!». На самом деле, схожих сюжетов много…

Горгадзе: Владимир, я предлагаю поговорить с Героем России, лётчиком-космонавтом Максимом Сураевым. Я открою маленький секрет: Максим Сураев явился прототипом главного героя российской версии фильма. И он расскажет, как в сотрудничестве с ним создавался российский сценарий фильма «Марсианин».

Шафран: Давайте сейчас его [телефонный номер] наберём… Здравствуйте, Максим, доброе утро!

Соловьёв: Доброе утро, Максим Викторович! Какое вы отношение имеете к этой истории, если не секрет?

Сураев: Вы знаете, быть может, немного косвенное, немного – прямое, я сейчас расскажу свою историю. Первый полёт в космос у меня был в 2009 году, на Землю я вернулся в марте 2010 года. А весной – в начале лета со мной связался Михаил, напросился на встречу, мы с ним долго беседовали. Причём, у нас была не одна встреча, и по результатам он мне предложил главную роль, он мне показал сценарий, я его прочитал – мне он очень понравился! Сценарий, как вы догадываетесь, назывался «Марсианин». Но, поскольку в то время я ещё был военнослужащим в звании полковника, то я, посоветовавшись, конечно же, со своим начальством, [вынужден был от роли отказаться]. Начальство мне в итоге запретило [участвовать в съёмках], сказали: «Ну, как? Действующий военнослужащий – будут крутить пальцем у виска, получишь прозвище “марсианин”…». Ну, и так далее. То есть, я от этой затеи отказался…

Герой России, лётчик-космонавт Максим Сураев.

Герой России, лётчик-космонавт Максим Сураев.

Соловьёв: Ну, да, как же так?! Герой России и действующий полковник и вдруг – ба-бах! – снимается в кино, да?

Сураев: Ну, да. Сейчас, конечно, благодаря действиям Сердюкова мы все уже не военные, а гражданские лица…

Соловьёв: Хорошо хоть звания «Герой России» не лишили…

Сураев: Ну, да. Но я могу вам сказать, что с Михаилом я общался не один раз, и у нас с ним были долгие беседы, потому что случилась уникальная ситуация. Например, сейчас на станции летает 6 человек, россиян сейчас, в данный момент, постоянно летает 3 человека. А у нас получилась уникальная ситуация, мы остались на станции вдвоём где-то в течение месяца – я и мой американский коллега. И вы можете себе представить ситуацию, когда за сутки я мог не встречаться со своим коллегой, находиться один в космосе, в закрытом помещении. Там несколько иные переживания, несколько иное осмысление жизни. И я знаю, что после наших разговоров Михаил дорабатывал сценарий…

Соловьёв: То есть эмоциональная составляющая пришла [в сценарий] после ваших разговоров?

Сураев: Да.

Соловьёв: А сколько дней вы провели в космосе?

Сураев: Первый полёт – 169 суток…

Соловьёв: И именно вы стали первым космонавтом-блогером?

Сураев: Ну да, да. И это, наверное, сыграло свою роль, потому что я знаю – Михаил читал мой блог, может быть, поэтому он обратился именно ко мне за помощью и за советом, чтобы как-то подкорректировать сценарий.

Соловьёв: А один на один вы оставались с Джеффри Уильямсом?

Сураев: Да-да, с Джеффом.

Соловьёв: Наверное, после этого месяца вам не хотелось его видеть…

Сураев: Вы знаете, абсолютно никаких проблем не было. Если ты хочешь побыть в одиночестве, нет проблем. Станция [Международная космическая станция, МКС] достаточно большая, есть российский, есть американский сегмент. Как я уже говорил, были моменты, когда мы могли сутками друг друга не наблюдать. Как говорится, он – на той стороне деревни, я – на другой, оба мы занимаемся делами и никак не пересекаемся.

Соловьёв: А психологически это тяжело?

Сураев: Ну, естественно. Когда ты один, когда ты видишь, что там, под тобой, вся Земля, там – твои родные и всё человечество и все они где-то вдали… Иногда это навевало своеобразные, не очень хорошие ощущения.

Соловьёв: Как много общего вы нашли в российском и в американском синопсисах?

Сураев: Вы знаете, я могу говорить только о российском сценарии, потому что американского фильма я ещё не видел, знаю только краткое содержание, то, с чем мог познакомиться в Интернете. Но вот в российском сценарии именно эмоциональная составляющая, переживания человека, его действия, его реакция либо на нештатные ситуации, либо его борьба за выживание – это всё было прописано в нашем сценарии, всё это [вышло] из бесед, которые у меня были с Михаилом.

Соловьёв: Так что своровали [сценарий], сволочи!..

Сураев: Ну, вы знаете, я в этом не специалист, а оценку должны давать именно профессионалы. Но лично у меня закрадывается ощущение, что это – чистой воды плагиат и другого тут быть не может. Потому что уж очень много совпадений!

Соловьёв: Что делать будем? Со своей стороны вы с американцами не связывались?

Сураев: Ну, по «Фоксу» – это не совсем моё [дело], да и потом фильм ещё и в США в прокат пока не вышел…

Соловьёв: Можно задать вам совершенно дурацкий вопрос, только не обижайтесь? Обратно в космос тянет?

Сураев: Знаете, в прямом эфире я, конечно, не отвечу откровенно, потому что это потянет за собой череду последствий, но я могу сказать так: человек – такое существо, которое со временем забывает всё плохое. И, конечно, по прошествии времени, в памяти остаётся хорошее…

Соловьёв: То есть это – тяжелейшая работа?

Сураев: Ну, естественно, естественно!

Соловьёв: Потому что я появлением космических туристов как-то исчезло понимание героичности этой профессии, всё стало казаться каким-то обыденным, слетал в космос, как чемодан…

Сураев: Я могу сказать так: есть пилот, который управляет самолётом, а есть пассажир. И на одну ступень их, конечно, ставить нельзя.

Соловьёв: Сколько лет вы шли к тому, чтобы полететь в космос?

Сураев: Ой, вы знаете, у меня ситуация тоже получилась неординарная. Двенадцать с половиной лет я был на подготовке. Просто так получилось, что была катастрофа «Шаттла» и, соответственно, чтобы поддержать своих коллег из Америки, нас молодых, тех, кто первый раз должен был лететь, в то время сняли с экипажей, заменив опытными космонавтами, а на наши места посадили американских коллег, чтобы их поддержать и возить на станцию. Вот почему наша обойма как бы несколько отодвинулась по срокам полётов в космос. Вот поэтому и было двенадцать с половиной лет тренировок, ожиданий, поддержания себя в постоянном тонусе… Но слава богу, всё разрешилось хорошо!

Соловьёв: Да, совсем другая жизнь… И, простите, обязан спросить: там инопланетяне есть?

Сураев: Во-о-от…

[Дружный хохот.]

… Вы знаете, существует 4-5 стандартных вопроса, которые обязательно задают…

Соловьёв: Да, я помню, когда я с Гречко делал интервью, он меня просил: «Володя, я тебя умоляю – только не спрашивай у меня про инопланетян!».

Сураев: Да, стандартные вопросы – как вы спите, как вы едите, как вы ходите в туалет, и вот – про инопланетян. Но я так могу сказать, что у меня на это есть стандартные ответы: «это – секретная информация», «не могу сейчас ответить»…

[Дружный хохот.]

… Или вот есть ещё один стандартный ответ: «Я могу вам рассказать, но после этого я вынужден буду вас убить». А на самом деле – станция ведь не так высоко над Землёй летает, всего 400 километров. Если, допустим, какие-то инопланетяне есть, то в моём представлении они, преодолев какие-то миллионы километров, смогли бы преодолеть и оставшиеся 400 километров до Земли…

Горгадзе: А сейчас, чтобы восстановить хронологию, я предлагаю связаться с автором сценария фильма «Марсианин» Михаилом Расходниковым, тем человеком, который ещё в 2007 году создал этот сценарий, который непосредственно отправил в компанию «ХХ век Фокс» готовый сценарий, после чего, как мы знаем, появился голливудский фильм, который они сейчас пытаются выдать за свой.

По поводу хронологии я хочу сказать, что, ещё раз отмечу, в 2010 году сценарий был подан на конкурс в Министерство культуры, официальные документы в архиве Министерства культуры хранятся. Как мы уже отмечали, в 2010-2011 годах были не просто беседы, но и кинопробы на главную роль Максима Сураева, лётчика-космонавта, и прорабатывался проект с учётом его научных консультаций (есть видео- и фотоматериалы). Также снимались две сцены с его участием и с участием Фёдора Добронравова в роли начальника Центра управления полётов. То есть, работа очень плотно велась уже в 2007-2011 годах, пока ещё американская книга не вышла.

Шафран: И с нами на прямой связи – Михаил Яковлевич Расходников, автор сценария фильма «Марсианин», здравствуйте, доброе утро.

Расходников: Доброе утро, Шота Олегович, доброе утро, Владимир, доброе утро, Анна!

Горгадзе: Михаил, расскажите, пожалуйста, как вам вообще пришла идея создать этот сценарий? Я так понимаю, что синопсис у вас уже был до общения с Максимом Сураевым? И, когда вы отправили сценарий в компанию «ХХ век Фокс СНГ», всё-таки был от них хоть какой-то ответ, какая-то реакция?

Расходников: Спасибо за вопрос. Идея пришла случайно, как и приходят творческие идеи. После этого шла работа, чтобы создать нечто достойное, привлекательное для кинорынка. И в течение четырёх лет я работал для того, чтобы привлечь инвестора и продюсера к этому фильму. Мы начинали работать с несколькими дружественными компаниями – и со студией «Рок» Алексея Учителя, и «Семь Арт» («Комедии Клаб»). Тогда фантастическое кино в России не производилось, и масштабность проекта вызывала некоторые сомнения у продюсеров.

А в 2010 году вместе со студией «Рок» мы отправили предложение кинокомпании «ХХ век Фокс». Насколько я помню, тогда это предложение вызвало интерес, мы ждали ответа, были полны надежд. Но спустя пару месяцев мне сообщили, что компания «XXI век Фокс» всё-таки не будет заниматься этим фильмом, и я пошёл дальше. В 2011 году нашёл продюсера, который согласился вложить средства и начать производство этого фильма.

Соловьёв: Так фильм-то сняли?

Михаил Расходников.

Михаил Расходников.

Расходников: Да, но это отдельная история. Год шла переработка сценария, в 2012 году сняли фильм, после этого я два года работал над режиссёрской версией, её утверждали-переутверждали перед разными комиссиями, продюсерами, и она была утверждена. Но в 2014 году продюсер принял решение о неких своих доработках. Я закончил работу на проекте, оставив себе режиссёрскую версию фильма. Но, поскольку я, как режиссёр, мог лишь снять – создать и смонтировать фильм, а вот в прокат выпустить я права не имею, я ушёл…

Соловьёв: А фильм так и не показали!

Расходников: Да, фильм находится на стадии постпродакшн, и когда он выйдет, я не знаю…

Соловьёв: А кто там главную роль играет?

Расходников: В моём фильме главную роль играет Александр Куликов.

Соловьёв: Насколько вы уверены в том, что снятый вами фильм совпадает с американской версией?

Расходников: Дело в том, что я работал над фильмом семь лет, и поэтому я знаю досконально эту тему. И когда я прочитал, точнее, услышал о том, что есть какая-то книга Энди Вейера «Марсианин», то поначалу даже не придал этому значения, потому что она вышла в 2013 году, когда даже уже два монтажа фильма были готовы. А когда я прочитал эту книгу, то, как я полагаю, сходство было очевидным. Вся канва сюжета, все основные действующие лица, все персонажи, они повторялись…

Соловьёв: А что говорит закон о плагиате, как определить степень похожести? Ведь, как известно, сюжетов в мире – ограниченное количество…

Расходников: Совершенно верно, но, насколько мне известно, основные конструктивные составляющие любого произведения (сюжет, персонажи, отдельные эпизоды), они защищены авторским правом, и как раз именно они и отличают одно произведение от другого…

Соловьёв: Тогда даже не важно, если что-то «воздухом навеяло», в такой ситуации важно, кто был первым, если я правильно понимаю…

Расходников: Да. Потому что, допустим, в Голливуде заимствование просто персонажа уже считается нонсенсом и люди отстаивают свои права. Причём, речь идёт о колоссальных суммах. Это, например, если речь идёт о персонажах комикса, о том, кто его первый придумал и нарисовал, а в данном случае повторяется не только название и персонажи, но и место действия, весь основной смысл. Разница чисто производственная. В России пока невозможно снять фильм такого масштаба, как в Америке, – его бюджет будет составлять сотни миллионов долларов, и он не будет рентабельным. И чтобы снять зрелищный фильм в России и хоть какие-то деньги заработать на его прокате, бюджет фильма не выходит за пределы 5-10 миллионов долларов. А это накладывает определённые художественные ограничения.

Соловьёв: На какую сумму вы претендуете, какова сумма иска к американской стороне?

Расходников: В первую очередь я обратился в суд за защитой своих авторских прав с целью выяснения, является ли это плагиатом…

Соловьёв: Хорошо, суд выяснил – дальше что?

Горгадзе: Сумма иска на сегодняшний день составляет 50 миллионов рублей.

Соловьёв: То есть – не сумасшедшие деньги?

Горгадзе: Совершенно не сумасшедшие, особенно для голливудской компании.

Соловьёв: Интересно! Интересно… Вторую-то книгу пишете, «Марсианин-2», где наш будет спрашивать американца: «Вот скажи, американец, в чём сила»?

Расходников: Ну да, теперь, как мне кажется, вся эта история вокруг фильма будет интереснее самого фильма.

Соловьёв: Посмотрим, чем это закончится, спасибо вам большое. Сейчас – выпуск новостей, после которого мы попытаемся дозвониться в «20th Century Fox», и узнать, что думают представители американской стороны…

* * *

Соловьёв: Вот что бывает, когда у людей американизм головного мозга! Есть такой Лукашевич, просто такой идиот. Вот он нас слушал-слушал, а теперь говорит: «А Горгадзе с Соловьёвым хотят заменить Дэймона на Светлакова!». Дурак, зачем он вообще в Твиттере что-то пишет?

Анна Шафран, ведущая радиостанции «Вести FM».

Анна Шафран, ведущая радиостанции «Вести FM».

Шафран: Ой, Господи-боже-мой!

Соловьёв: Своровали сюжет – нет проблем: заплатите и прокатывайте! Лукашкевич! Ты совсем идиот?

Шафран: Давайте телефонные гудки сразу в эфир выведем, потому что мы сразу звоним в компанию, посмотрим, что нам там скажут…

Горгадзе: Кстати, пока мы слушаем звонки, скажу, что в середине октября уже будет слушание дела в суде по иску Михаила Расходникова к кинокомпании. Юрист компании был крайне удивлён – он вообще, в принципе, ничего не знал об этой истории, о том, что его работодатель, по сути, своровал чужой сценарий.

[Дозвониться до представительства «20th Century Fox» не удалось]

Соловьёв: Короче, всё понятно, выключай!

Горгадзе: Я скажу больше, вряд ли мы сейчас получим от них вразумительный ответ, нежели тот, который пришёл из головного офиса, из Голливуда. Тогда юрист сказал: вы знаете, наш автор сценария никогда не был в России, поэтому украсть ваш сценарий он не мог. А на следующее письмо Михаила Расходникова с указанием точной даты отправки в компанию сценария, юрист объяснил, что, дескать, вы знаете, когда создавался наш сценарий, мы не видели ваш и не читали его. Поэтому компания уверена, что претензии необоснованны.

Я, в принципе, поражаюсь таким письмам серьёзных юристов, которые представляют интересы крупных компаний, потому что они меняют моё мировоззрение о юристах: для чего постоянно учиться, самосовершенствоваться, когда можно ответить просто, что «он не читал сценария, поэтому он не виноват»! И это должно быть достаточным объяснением. Так можно выйти в суд и сказать: «Мой подзащитный считает, что он никого не убивал, поэтому с него надо снять все обвинения!».

Соловьёв: Добрые люди прислали телефон некоего Вадима Смирнова, генерального директора «20th Century Fox СНГ». Успеем дозвониться?

Шафран: Давайте попробуем.

Горгадзе: Владимир, но понимаешь, в чём здесь ещё один важный момент? Были затрачены определённые ресурсы на создание российского фильма. То, что говорит Михаил Расходников [по судебному иску] – это компенсация за нарушение его авторских прав. Но мы же понимаем, что выходом в прокат американской версии «убивается» российская версия фильма.

Соловьёв: Ну, это уже задача продюсера. А мы пытаемся дозвониться до Вадима Смирнова, генерального директора «20th Century Fox СНГ»… Понятно, судьба та же. Что ж, раз трубку не берут, значит, слушают наш эфир.

Но я, честно говоря, удивлён. Зачем «20th Century Fox», настолько респектабельной, уважаемой компании, нужны такие иски? Вместо глупых отписок имело бы смысл договориться в досудебном порядке. Просто-напросто спокойно сесть, взять экспертов, создать примирительную комиссию и искать варианты. Речь ведь не идёт о том, чтобы дать денег просто для того, чтобы отстали. Вопрос в том, что надо объективно разобраться. Зачем доводить дело до суда?

Я тебе скажу: вот ты не успеешь выйти из этой двери, как тебе сразу позвонят от Бори Корчевникова, позвонят от Андрея Малахова. То есть историю сразу подхватят, она пойдёт в СМИ и даст широкий резонанс. Если кому-то кажется, что это поможет прокату наверняка замечательного фильма «Марсианин» (я ни в коей мере не говорю о качестве американского фильма, уверен, что фильм, наверное, очень хороший), то они заблуждаются, потому что может быть вынесено судебное решение, которое не даст россиянам до разрешения судебного иска ознакомиться с фильмом. Зачем так рисковать?

Владимир Соловьёв.

Владимир Соловьёв – ведущий радиостанции «Вести FM» и популярный телеведущий.

А теперь, в качестве добавления к вышесказанному, напомню суть загадок, связанных с самим Энди Вейером и историей написания им своего романа «Марсианин».

Странность № 1. Вейер ранее, едва ли не детства, пытался писать беллетристику, ничего у него вроде бы не выходило, особого внимания его опусы не привлекали, пока вдруг в 2011-2012 году не случился необъяснимый прорыв в виде романа «Марсианин». Произошло это в тот самый момент, когда российский сценарий был уже несколько раз переписан, а съёмки фильма российского производства шли полным ходом. Что ж, бывает и так, что неудачливый до поры до времени автор вдруг обретает славу, а идеи и в самом деле витают в воздухе: допустим, что это было чистое совпадение.

Странность № 2. Как признавался позднее сам Энди Вейер, первый вариант романа «Марсианин» он в 2011 году начал выкладывать по мере его написания, главу за главой, на своём веб-сайте Galactanet.com, после чего разместил его в виде электронной книги на платформе Amazon Kindle, после чего роман стал набирать бешеную популярность и был продан в количестве порядка 35 000 копий. Тем временем в России уже шли съёмки российского «Марсианина». При этом сегодня на Galactanet.com мне не удалось обнаружить присутствия текста романа «Марсианин», пусть и в первоначальном варианте. Можно предположить, что после того, как в 2012 году права на издание книги приобрело американское издательство «Crown Publishing Group», издатели попросили Вейера удалить файлы романа с его сайта. Да, такое могло. Ещё одно совпадение.

Странность № 3. 22 марта 2013 года книга выходит в аудиоформате. Грядущий успех побуждает «Crown Publishing Group» издать «Марсианина» в бумажном варианте в твёрдой обложке – книга поступает в продажу 11 февраля 2014 года и становится бестселлером. И тогда же, в марте 2013 года (заметьте, почти за год до выхода «Марсианина» в бумажной версии!), право на экранизацию романа приобретает компания «20th Century Fox». Ещё одно совпадение: роман в бумажном варианте не вышел, а дельцы от кинематографа уже почувствовали коммерческую выгоду от экранизации «Марсианина»! Но не могло ли быть это совпадение связано с тем, что именно на 2013 год изначально планировался запуск в прокат российского фильма «Марсианин», который на широкие российские экраны, правда, почему-то так и не вышел?

Странность № 4. Свой аккаунт на Facebook Энди Вейер создал 16 сентября 2013 года, но, по крайней мере, в феврале-марте 2015 года автору этих строк обнаружить его не удалось. Вполне возможно, я плохо искал. А может быть, Энди Вейер открыл его для общего доступа несколько позднее. Допустим.

Странность № 5. Созданный Энди Вейером аккаунт в Twitter’е, как он сам писал, был взломан и все размещённые там файлы были утеряны. Что ж, допустим возможность ещё одного совпадения.

Странность № 6. Вся история создания и публикации романа Энди Вейера происходит в 2011-2014 годах. То есть тогда, когда в России не только начались и благополучно завершились съёмки фильма «Марсианин» по сценарию Михаила Расходникова, а уже два раза (на 2013-й и 2014-й) была назначена его премьера, которая и по сей день так и не состоялась.

В общем, так: когда мы видим, что совпадений два и больше – это уже не совпадения, а тенденция. Я думаю, что косвенным свидетельством плагиата со стороны американцев может служить вот как раз это последнее упомянутое мною обстоятельство – так и не случившаяся премьера российского фильма «Марсианин».

В приведённой выше стенограмме эфира радиостанции «Вести FM» ведущий Владимир Соловьёв правильно «перевёл стрелки» на продюсера российского «Марсианина», комментируя мысль адвоката Шоты Горгадзе о том, что выход в прокат американского «Марсианина» как бы «убивает» «Марсианина» российского. Ведь сходство в сюжетах очевидно, и при таком раскладе американцы спокойно могли бы предъявить вышедшему на широкие экраны российскому «Марсианину» обвинение в плагиате.

Ключ в этой истории, как мне думается, кроется вот в чём. Напомню слова Михаила Расходникова: чтобы снять зрелищный фильм в России и заработать на его прокате и DVD-продажах хоть какие-то деньги (а желательно, картину окупить и заработать на ней), бюджет фильма, как показывает практика, не должен выходить за пределы $ 5-10 миллионов. Редкие исключения лишь подтверждают это правило.

Ну, всё правильно: из открытых источников в Рунете мы без труда можем узнать, что бюджет российского «Марсианина» составил 310 миллионов рублей. По тому курсу «рубль/доллар», когда этот фильм снимался (2011-2012 годы), так оно и получалось, что его бюджет был где-то в пределах $ 8,5 – 9,0 миллионов. Другая цифра: бюджет американского «Марсианина», как следует из статьи о фильме в англоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия», составил $ 108 миллионов.

Предположим, что дельцы с «20th Century Fox» и в самом деле спёрли идею сценария (уже готового сценария!) у Михаила Расходникова, решив снять собственный фильм. Могло быть такое? Вполне, учитывая общеизвестный факт острой нехватки оригинальных, новых идей для сценариев новых фильмов. Но что тогда должны были бы предпринять деятели с «20th Century Fox»? Будь я на их месте, я поступил бы следующим образом.

Подыскал бы человека, из которого предстояло слепить образ автора романа. Такого рода трюки в мире искусства проделывались давно – ничего уникального в этом нет.

Далее я бы развернул своего рода операцию прикрытия, легендирования этого человека. То есть – создания целой истории того, как никому не известный гений писал-страдал, и наконец-то выстрадал свой шедевр. Конечно, с активным привлечением всех общедоступных и доступных далеко не всем ресурсов Интернета. Нового автора нужно было «раскрутить», что и произошло с Энди Вейером.

Но как быть с премьерой российского «Марсианина», который должен был выйти на экраны в 2013 году – когда студия «20th Century Fox» либо только-только купила права на экранизацию романа американского «автора», либо ещё только собиралась это сделать? Лично я поступил бы просто: попытался договориться с владельцем прав на российского «Марсианина» с тем, чтобы русская история марсианской экспедиции на экраны никогда не вышла. И сделать это можно было достаточно легко, учитывая его копеечный (по голливудским меркам) бюджет – каких-то $ 8-9 миллионов. В конце концов, можно было просто заплатить российскому продюсеру «лямов» десять… Ну, хорошо – пятнадцать. И всё – дело в шляпе.

Быть может, чем-то подобным и объясняется тот факт, что премьера российского «Марсианина» откладывается уже не первый год и лично я буду не удивлён, если она вообще не состоится.

Судя по всему, в этой замечательной схеме было лишь одно слабое звено – автор сценария Михаил Расходников. Уж не знаю, какую на этом этапе роль могли сыграть деньги, но Михаила Яковлевича я прекрасно понимаю! Ты написал сценарий, а в титрах фильма (мирового блокбастера!) его автором значится какой-то Дрю Годдард. В самом деле, экое свинство!

Игорь ОСОВИН

Энди Вейер, Джосс Уидон (Joss Whedon) и Дрю Годдард (Drew Goddard).

Своё фото на аккаунте в Facebook от 18 августа 2015 года Энди Вейер (он – в центре) комментирует примерно так: эх, и хорошо мы с Джоссом Уидоном (Joss Whedon) и Дрю Годдардом (Drew Goddard) бухнули – по две бутылочки пивка на рыло!

ИСТОЧНИКИ

  • «Вести FM», 24.09.2015 г.; «Как Голливуд украл “Марсианина” у россиянина»: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/35618;
  • «Вести FM», 24.09.2015 г.; аудиофайл передачи «Полный контакт» с темой «Как Голливуд украл “Марсианина” у россиянина»: http://radiovesti.ru/audio/239/464.mp3;
  • Wikipedia.org; «Марсианин»: статья, посвящённая съёмкам фильма:  https://en.wikipedia.org/wiki/The_Martian_(film)

Поделиться в социальных сетях