ГУБЕРНАТОР РАДАЕВ И ЕГО КОМАНДА. Часть 6
Новый состав правительства Саратовской области: Андрей Россошанский
«За что бы ни брался Андрей Россошанский, он постоянно впутывался в какие-то странные истории и скандалы, добиваясь в итоге весьма сомнительных результатов. Назвать его эффективным менеджером, управленцем, да и просто чиновником, добивающимся обозначенных целей, как-то даже язык не поворачивается»
Продолжение. Читать начало.
Заместитель Председателя правительства Саратовской области
по социальной сфере Андрей РОССОШАНСКИЙ.
Андрей Владимирович Россошанский родился 6 марта 1962 года в Саратове. «И опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг». Эти знаменитые пушкинские строки в полной мере можно применить к Андрею Россошанскому. Не в том смысле, что он – друг пресловутых парадоксов, а в том, что он сам по себе и есть человек-парадокс, а также верный сын упомянутых выше ошибок. Таким же парадоксальным в глазах общественного мнения выглядело и его новое назначение. Исходя из этого – несколько нестандартный формат рассмотрения профпригодности новоиспечённого областного зампреда по «социалке». Начнём, конечно же, с послужного списка.
Строго говоря, к социальной сфере Андрей Владимирович имел и имеет такое же отношение, как леший – к полиэтилену. До своего назначения в областное правительство в Саратовской областной Думе он возглавлял Комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике, а также был членом ещё двух комитетов, не имевших, строго говоря, никакого отношения к социальной сфере.
Если посмотреть на базовое образование Андрея Россошанского, то мы легко можем узнать, что СГУ имени Н.Г. Чернышевского он окончил в 1984 году с присвоением квалификации «радиофизик». Пару лет проработал инженером-технологом саратовского ПО «Корпус». После чего радиофизика и электроника понесли тяжёлую и невосполнимую утрату: Андрей Владимирович в 1986 году перешёл на работу оперуполномоченного в УКГБ по Саратовской области.
Но и здесь Андрей Россошанский надолго не задержался: в 1991 году он покинул гостеприимные стены «серого дома» на улице им. Ф.Э. Дзержинского. Есть мнение, что изгнание «беса» произошло не без формального, но самого непосредственного участия известного ныне в Саратове правозащитника Григория Ахтырко, который тогда работал в штате ГТРК «Саратов» в качестве радиожурналиста. Григорий Викторович сделал публичное признание в том, что он на протяжении ряда лет являлся нештатным осведомителем КГБ, покаялся в своих прегрешениях, заметив попутно, что его куратором был ни кто иной, как товарищ Россошанский. Вскоре после этого признания, как уверены некоторые из летописцев новейшей политической истории Саратовской области, «Рустик» и вылетел из «конторы глубокого бурения».
Эта история и в самом деле очень похожа на правду. Во всяком случае, позднее, в январе 2000 года, когда Андрей Владимирович был назначен главой ГТРК «Саратов», он тут же предпринял все возможные меры для увольнения оттуда Григория Ахтырко. Впрочем, об этой «битве титанов» гораздо более квалифицированно и досконально может рассказать сам Григорий Викторович. Если захочет.
Но, как известно, чекисты бывшими не бывают, а «база подводных лодок» сдаёт своих только в самых исключительных случаях. Андрей Россошанский в том же 1991 году перешёл на работу в одну из «конторских» богаделен под названием Саратовское отделение Всероссийского фонда культуры, где возглавил структуру рекламно-информационного агентства. После чего последовала очередная профессиональная «реинкарнация» Андрея Владимировича: у него проснулась страсть к масс-медиа.
Потом последовало издание бюллетеня, который, если не ошибаемся, назывался «Приватизация для всех». Этот познавательный печатный продукт расписывал населению прелести грядущей массовой распродажи всероссийского масштаба. После чего Россошанский руководил фирмой, издававшей газету «Новый стиль». Этот еженедельник вполне мог стать коммерчески прибыльным проектом – ведь в середине 1990-х годов в Саратове не было ни местной редакции «Аргументов и фактов», ни всяческих «Саратовских Арбатов» и иже с ними. Но…
Андрей Россошанский: фото 1995 года.
Но в 1996 году Андрей Владимирович, как «опытный» менеджер, а теперь уже и журналист, предпочёл похерить этот медийный проект, то есть – прекратить издание газеты «Новый стиль». И тому была уважительная причина: А.В. Россошанский перешёл на работу в правительство Саратовской области. Стоит упомянуть, что для журналистского сообщества Андрей Россошанский так и не стал своим человеком. Видимо, никогда уже и не станет.
В областном правительстве эпохи губернатора Дмитрия Аяцкова Андрей Россошанский с энергией, достойной лучшего применения, курировал СМИ, молодёжь-спорт-туризм, а также общественные отношения. Возглавляя Комитет по этим самым общественным отношениям, летом-осенью 1999 года он был втянут в серию громких публичных скандалов.
К примеру, тогда через известного журналиста-расследователя Александра Крутова была обнародована идея областного правительства (а, точнее, губернатора Дмитрия Аяцкова), которая заключалась в запуске на информационный рынок газеты «Саратовские губернские ведомости» в ежедневном формате. Это издание должно было стать официальным печатным органом правительства Саратовской области. Всё было готово, все согласования были пройдены, сметы составлены, бюджетные средства найдены, как вдруг последовала утечка информации с помощью бойкого пера Александра Крутова. Журналюги взвыли, последовал нешуточный скандал, проект накрылся медным тазом. Один из авторов этой статьи – Сергей Почечуев – имеет более чем веские основания утверждать, что утечка информации относительно медийных планов Дмитрия Аяцкова произошла по инициативе именно Андрея Россошанского. Ведь именно Россошанский, как глава Комитета по общественным отношениям Саратовской области, был полностью в курсе затеи с «Саратовскими губернскими ведомостями», и последовавшая с его стороны публичная дискредитация этого проекта, как и по сей день уверен Сергей Почечуев, случилась после того, как Андрей Владимирович понял: его личные финансовые интересы при реализации новой медиа-затеи никоим образом учтены не будут.
Тогда же Андрей Россошанский попытался «поставить на место» главного редактора газеты «Саратовские вести» Татьяну Артёмову, проявлявшую, как казалось некоторым на Московской, 72, чрезмерно самостоятельную редакционную политику. Татьяна Викторовна за печатным словом в карман не лезла и полоскала А.В. Россошанского едва ли не в каждом номере своей газеты.
Любовь Слиска в прошлом являлась видным политиком федерального масштаба. Но в 1999 году она ещё не прибилась к общественно-политическому движению «Единство», только-только злоумышлявшемуся Б.А. Березовским, и ещё не перебралась на ПМЖ в столицу нашей прекрасной Родины. Так вот, тогда Любовь Константиновна подобного рода «высокие отношения» чиновников и журналистов характеризовала хлёстко и смачно: «Общались на ебенях».
В сентябре последовал очередной скандал, связанный с отъёмом газеты «Саратов» у её тогдашних владельцев. Сделано это было изящно и ловко – с помощью изготовления альтернативного свидетельства о государственной регистрации СМИ: номер у него был старый, а вот дата выдачи – новая. И вновь, уверены пытливые наблюдатели, в этой вёрткой спецоперации была замечена «тень отца Гамлета», хотя сам Андрей Владимирович ни тогда, ни после и словом не прокомментировал этот скандал. В общем, закончилось всё это самым предсказуемым образом: «пробка» в очередной раз была вынуждена вылететь из «бутылки».
После чего Андрей Владимирович переждал грозу в должности первого заместителя секретаря Совета безопасности Саратовской области (была, была в облправительстве и такая структура!). И вскоре, в январе 2000 года, был назначен председателем ФГУП «ГТРК “Саратов”».
О мрачной двенадцатилетке, в течение которой Россошанский чутко руководил главным телеканалом нашей богоспасаемой губернии, много чего могут порассказать нынешние и многочисленные бывшие сотрудники ГТРК. Квинтэссенцию этих рассказов, ярко и образно характеризующих управленческие приёмы Андрея Владимировича, можно передать словами одного нашего знакомого православного батюшки, который подобного рода людей деликатно характеризует так: «Слишком домовитый хозяин!».
Чрезмерная домовитость Андрея Владимировича не раз оказывала ему услуги не лучшего качества. К примеру, в мае 2007 года газета «Саратовский репортёр» поведала общественности о том, что ГТРК «Саратов» регулярно выигрывает тендеры областного правительства в рамках реализации областной целевой программы «Развитие информационного партнёрства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации». Естественно, что в рамках реализации этой замечательной программы ГТРК «Саратов» из областного бюджета перечислялись сотни и сотни тысяч рублей, что было явным нарушением Бюджетного кодекса РФ, запрещавшего перекрёстное финансирование предприятий, находящихся в федеральной собственности. Проще говоря, ГТРК могла получать деньги только из федерального бюджета и зарабатывать их на коммерческой рекламе. Всё!
Не успел Андрей Владимирович отбиться от этих инсинуаций, как домовитость вновь чуть не подвела его под монастырь. Летом 2007 года, как помнят наши читатели, полным ходом шла избирательная кампания по выборам депутатов Саратовской областной Думы IV-го созыва. Андрей Россошанский по результатам кампании был избран депутатом облдумы по Волжскому одномандатному избирательному округу № 1. Авторы этих строк тогда в поте лица работали на интересы «партии власти», занимаясь пресловутым «чёрным пиаром», в чём публично покаялись в феврале 2010 года. Тогда же нам поступил заказ на Андрея Россошанского. Быстро был составлен план-график информационного «мочилова» Андрея Владимировича, после чего из партийной цитадели на улице Советской последовал неожиданный отбой.
Причина заказа была проста как вилы и незатейлива как грабли. Кандидат в депутаты и руководитель ГТРК «Саратов» А.В. Россошанский решил совместить полезное с приятным и, скажем так, поставил личные интересы выше партийных. После чего «чёрные пиарщики» получили приказ во всеоружии выйти на огневые позиции. А Андрею Владимировичу старшие товарищи популярно объяснили: в случае, если он не уймёт излишнюю домовитость, в отношении него обязательно и очень быстро будут «сделаны оргвыводы», в результате реализации которых его потери окажутся куда более значительными мнимых приобретений.
… К чему этот подробный рассказ? А вот к чему. Андрей Россошанский, как уже ранее было нами замечено, и в самом деле является человеком-парадоксом. Действительно, за что бы Андрей Владимирович не брался, он постоянно впутывался в какие-то странные истории, скандалы и «разборки», добиваясь в итоге весьма сомнительных результатов. Назвать его эффективным менеджером, управленцем, да и просто чиновником, добивающимся обозначенных целей, как-то даже язык не поворачивается. Минусов – воз и маленькая тележка. Но есть ли плюсы?
Думается, у Андрея Россошанского есть один мощный, с точки зрения Вячеслава Викторовича, плюс: в силу специфики своего послужного списка и психологических особенностей он просто предназначен рано или поздно сыграть роль козла отпущения.
Оно и понятно, почему: должности кураторов социальной сферы многие не без должных на то оснований называют расстрельными. Правда, нам не приходилось пока видеть ни одного реально расстрелянного чиновника, отвечавшего за «социалку». Конечно же, не пожелаем мы этого и Андрею Владимировичу! Но, как говорится, и ежу понятно: социальная сфера – крайне ёмкая с финансовой точки зрения отрасль бюджета любого уровня. А проблем социального плана в той же Саратовской области – всех не перечесть.
Андрей Россошанский – человек, искрящийся оптимизмом!
Что-то обязательно пойдёт не так, кто-то обязательно чего-нибудь напортачит. И, судя по фигуре нового зампреда по социальной сфере правительства Саратовской области, мы уже знаем, на кого именно могут повесить ответственность за все грядущие, а, возможно, и заранее запланированные «косяки»!
Игорь ОСОВИН, Сергей ПОЧЕЧУЕВ
(Опубликовано в газете “Саратов”, № 02 (2460) от 11.04.2012 г.)
P.S. В качестве послесловия авторы этих строк хотели бы выразить зампреду Россошанскому сердечную благодарность за бесценные консультации, оказанные им в конце мая – начале июня 2012 года ректору Саратовского государственного технического университета И.Р. Плеве. Это, извините, уже – ни в какие ворота! Мы, любезный Андрей Владимирович, этого вам век не забудем!