«НЕУСТАНОВЛЕННЫЕ ЛИЦА НЕЗАКОННО ВОЗМЕСТИЛИ». Часть 4



Кто может быть заинтересован в аресте саратовского предпринимателя Олега Фильченкова?

«Как же тогда понимать, что “дело Фильченкова” возбудили и расследуют подчинённые Аренина, с их выводами полностью соглашаются подчинённые Степанова, а “подопечные” Тарасова, без лишних околичностей, засаживают г-на Фильченкова в СИЗО на четыре месяца? А понимать это надо просто – как чудовищное совпадение!»

Продолжение. Читать часть 1, часть 2, часть 3.

Владислав Буров (родился 11.08.1963 года), как и Вячеслав Володин (родился 04.02.1964 года), примерно в одно и то же время обучались в саратовских вузах. Буров – на физическом факультете Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Володин – в Саратовском институте механизации сельского хозяйства им. М.И. Калинина, где, помимо учёбы, возглавлял профком. В 1989 году Буров, как и Володин, был избран депутатом Саратовского городского Совета народных депутатов.

Торговая компания «Букет», занимавшаяся оптовой торговлей продуктами питания, была создана Буровым с группой товарищей в 1995 году. В то время Володин занимал пост заместителя Председателя Саратовской областной Думы I-го созыва. А в апреле 1996 года, когда Дмитрий Аяцков был назначен на должность исполняющего обязанности губернатора Саратовской области, Вячеслав Володин занял должность его первого заместителя.

Владислав Буров.

Ещё одна цитата из статьи Надежды Андреевой «Вячеслав Володин замешан в майонезе», опубликованной в сентябре 2006 года в «Новой газете»: «Во время учёбы Владислав Юрьевич [Буров] подрабатывал сторожем на кондитерской фабрике, которую через пятнадцать лет купил. Окончил аспирантуру, оформил патенты на четыре изобретения, выпустил около 20 научных работ, трудился в НИИ, университетском Центре научно-технического творчества молодёжи (НТТМ). Первую крупную сумму – 10 тысяч рублей – выручил за исполнение заказа для НПО “Сигнал”. Подобные центры НТТМ в конце 1980-х давали не только научный опыт: порой граждане с неоднозначной репутацией проводили через них впечатляющие капиталы, оставляя “мальчишкам” процент за проявленное понимание.

Буров и Володин избрались депутатами Саратовского горсовета. Далее карьерные пути молодых людей разошлись согласно интересам. Вячеслав Викторович стал клерком в мэрии. Владислав Юрьевич занялся торговлей. Менял вазовские автомобили на сигареты, сигареты – на бензин, бензин –  на сахар, сахар –  снова на авто. Новорождённый Букет продавал всё что угодно: продукты, жалюзи, электроинструменты. А в 1997 году купил макаронную фабрику за 100 тысяч долларов (43 процента акций). В том же году – саратовский жировой комбинат (“Альфа-групп” уступила свой пакет). В следующем – кондитерку. Господин Володин в то время работал вице-губернатором в команде Аяцкова.

Вячеслав Викторович курировал экономический блок и без устали строил дороги, школы, больницы. Не хочу сказать ничего плохого о герое, однако социальные деньги традиционно считаются самыми удобными для “утруски-усушки”».

Именно в эти и последующие годы компания «Букет» развивалась стремительными темпами. Настолько стремительными, что в 1998 году она была преобразована в группу компаний.

Летом 2003 года из состава ГК «Букет» в отдельное направление был выделен холдинг «Солнечные продукты» путём создания ООО «Управляющая компания “Солнечные продукты”». Именно в этот период – 2003-2004 год – Вячеслав Володин и был заявлен в качестве одного из основных акционеров так называемого холдинга.

Что сегодня представляет собой группа компаний «Букет», составной частью которого холдинг «Солнечные продукты» является?

В холдинг «Солнечные продукты» входят:

- ЗАО «Жировой комбинат» (г. Саратов);

- филиал « “Московский жировой комбинат” ОАО “Жировой комбинат”» (г. Москва);

- ОАО «Новосибирский жировой комбинат»;

- ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» (Саратовская область);

- ОАО «МЖК “Армавирский”» (Краснодарский край);

- ЗАО «Элеваторхолдинг» (г. Саратов; в его структуру входят семь филиалов, шесть из которых расположены в Саратовской области: Калининский, Аркадакский, Балашовский, Ртищевский, Самойловский и Хвалынский, а также Кущёвский филиал в Краснодарском крае).

Плюс – несколько торговых подразделений: ООО «Торговый дом “Солнечные продукты”» (г. Москва), ООО «Торговый дом “Солнечные продукты”» (г. Саратов), ООО «Торговый дом “Солнечные продукты”» (г. Новосибирск), ООО «Солнечные продукты» (г. Саратов) и ООО «Торговый дом “Янтарный”» (г. Саратов).

Сегодня холдинг «Солнечные продукты» занимает 2-е место по объёму переработки подсолнечника в России (13% от общего урожая в РФ), входит в тройку крупнейших производителей майонеза в нашей стране (доля рынка – 15%), занимает 2-е место в России по производству маргариновой продукции, является крупнейшим производителем хозяйственного мыла в СНГ.

Помимо прочего, предприятия, входящие в холдинг «Солнечные продукты», занимаются производством подсолнечного масла для промышленных переработчиков,  фасовкой бутилированного растительного масла; приёмкой-хранением-отгрузкой семян подсолнечника и зерновых, а также зерно-трейдингом.

В свою очередь, холдинг «Солнечные продукты» входит в группу компаний «Букет», которая объединяет в себе:

- ОАО «Кондитерская фабрика “Саратовская”» («Конфэшн»);

- ОАО «Нижневолжский коммерческий банк» (г. Саратов);

- ООО «B2B Development» (г. Москва);

- ЗАО «Тролза» (г. Энгельс, крупнейший в России производитель троллейбусов);

- ОАО «Свобода» (известная парфюмерно-косметическая фабрика, г. Москва; в марте 2012 года 49% акций ОАО, принадлежавшие Правительству Москвы, были проданы на открытом аукционе вроде бы входящему в структуру ГК «Букет» ООО «ЭСТЭЛ» за 1,57 млрд. рублей).

Общая выручка ГК «Букет» за 2012 года, согласно справке, размещённой на сайте русскоязычной версии журнала «Forbes», составила 24,5 млрд. рублей.

ДОПОЛНЕНИЕ

Об одном из последних крупных приобретений ГК «Букет» стало известно 18 апреля 2013 года из статьи в газете «Ведомости» («“Букет” соберёт дома и троллейбусы»), а также ряда публикаций других СМИ. Группа компаний «Букет» выкупила долги ОАО «Тушинский машиностроительный завод» («ТМЗ») перед «Банком Москвы». Долг составлял 6,47 млрд. руб. Задолженность продана с дисконтом и с рассрочкой на несколько лет.

«ТМЗ» может комплектовать автобусы и троллейбусы, промышленные комплексы по переработке изношенных автомобильных шин, резиновые трамвайные переезды и оборудование для гидроэлектростанций малой мощности. На момент продажи убытки предприятия составляли порядка $1 млн. в месяц. Производственные мощности завода занимают 52 гектара в промзоне Южное Тушино.

До недавнего времени «ТМЗ» был крупнейшим предприятием авиакосмической промышленности России. Завод был основан в 1932 году с целью освоения новейших образцов авиационной, а в дальнейшем – и космической техники. В 1980-1990 на предприятии строился пилотируемый орбитальный корабль многоразового использования «Буран». На заводе работали 28 000 человек, ныне осталось около 1 000.

«Букет» собирается развивать на «ТМЗ» машиностроение. Завод, вроде бы, уже получил первый заказ на разработку эскалаторов для московского метро, а в будущем на его площадях планируется комплектовать троллейбусы по заказу Правительства Москвы. Часть территории ТМЗ может быть застроена: готовится документация на участок в 1,6 га, где можно построить 50 000 кв. м жилья бизнес-класса.

По состоянию на 17 мая 2013 года официальный интернет-сайт группы компаний «Букет» (http://www.buket-group.ru/) находился в состоянии зачатия…

Напоследок – ещё одна крайне любопытная цитата из статьи Надежды Андреевой «Вячеслав Володин замешан в майонезе», опубликованной 7 сентября 2006 года в «Новой газете»: «В Саратове “Букет” считается одной из самых закрытых империй. Списки аффилированных лиц и ежеквартальные отчёты недоступны для внимания любопытствующих [сколько не искал – я так и не смог обнаружить официальный веб-сайт этой структуры – И.О.]. Чтобы устроиться на работу на жиркомбинат, нужно пройти подробнейшую проверку, в том числе психологическую, что редко встречается на майонезных производствах. Группа компаний постоянно расширяется, приобретая новые предприятия ежегодно. Официально известен лишь один конфликт, случившийся на Московском жировом комбинате (МЖК).

Обычно “Букет” достаточно дёшево покупает умирающие предприятия (по крайней мере, они становятся таковыми к моменту смены собственника). МЖК был исключением: его “Провансаль” занимал до 70 процентов столичного рынка».

Ну, вот. А агрохолдинг, возглавляемый Олегом Фильченковым, как я уже говорил, по самым осторожным оценкам производит порядка 55% куриного яйца в Саратовской области. Учитывая факт посадки в СИЗО его руководителя (а такие события всегда негативно влияют на ситуацию вокруг той или иной крупной компании), учитывая «успокоительные» речи зампреда областного правительства Александра Соловьёва о возможном закрытии входящих в холдинг Олега Фильченкова птицефабрик, несложно сделать одно предположение. Если собственники «Саратов-Птицы» (да хотя бы один Олег Фильченков) и в самом деле решат продать свои активы, предлагать за них будут, надо полагать, несколько меньше их реальной рыночной цены.

Вдумчивый читатель может в ответ на это возразить: предположим, что всё это так. Но где она, реальная связь между «делом Фильченкова» и гипотетически возможным интересом, проявленным ГК «Букет» к его агрохолдингу? Согласен. Формально абсолютно никакой связи не видно.

Формально ООО «ЭСТЭЛ», купившее 49% акций московской парфюмерно-косметической фабрики «Свобода», тоже не имеет ни малейшего отношения к ГК «Букет», что бы по этому поводу не говорилось в небольшой статье об ОАО «Свобода» в русскоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия». Формально единственным учредителем и генеральным директором этого общества (расположено по адресу: 109518, г. Москва, 1-й Грайвороновский проезд, д. 3) является проживающий в г. Саратове Ян Леонидович Кубинский. Но при этом же, по состоянию на конец марта 2013 года, ООО «ЭСТЭЛ» владеет 19,99% акций саратовского ОАО «Нижневолжский коммерческий банк», в состав соучредителей которого, в свою очередь, входят и ОАО «МЖК “Армавирский”» и Владислав Юрьевич Буров (как физическое лицо).

А вот ещё одна показательная история. 15 июля 2010 года, в самый разгар последнего финансового кризиса, Председателем Правительства РФ В.В. Путиным было подписано Постановление, утверждающее Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а также Перечень этих товаров, включающий в себя 24 позиции.

Суть нововведения заключалась в том, что на отдельные виды продовольственных товаров Правительство РФ могло устанавливать фиксированные цены, но на срок не более 90 дней. Подобное «замораживание» цен могло допускаться в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта или нескольких субъектов РФ рост розничных цен на эти товары достигнет 30-процентной отметки или превысит её.

В этот список были включены производимые и реализуемые на территории России следующие продукты питания: 1) говядина; 2) свинина; 3) баранина; 4) курятина (кроме куриных окороков); 5) рыба свежемороженная; 6) масло сливочное; 7) масло подсолнечное; 8) молоко; 9) яйца куриные; 10) сахар-песок; 11) соль; 12) чай чёрный байховый; 13) пшеничная мука; 14) хлеб ржаной и ржано-пшеничный; 15) хлеб и хлебо-булочные изделия из пшеничной муки; 16) рис шлифованный; 17) пшено; 18) гречневая крупа; 19) вермишель; 20) картофель; 21) капуста белокачанная; 22) лук репчатый; 23) морковь; 24) яблоки.

Известно, что этот список «народных» продуктов питания начали формировать ещё в начале 2010 года. Но в первоначальный вариант этого перечня, предложенный Министерством промышленности и торговли РФ, входило 33 наименования продуктов питания. Естественно, лоббисты «пищевиков» развернули бурную деятельность по пересмотру этого списка. Оно и понятно: фиксированные цены запросто могли привести к уменьшению нормы прибыли. После чего из списка «народных» продуктов были исключены сразу несколько «социально не значимых» позиций, в том числе и… маргарин. Иначе говоря, на высшем государственном уровне маргарин не признали продуктом широкого потребления, который, как известно, бедным заменяет масло, и без которого не обходится ни одна выпечка или жарка. Парадокс, но это – факт!

Мало того, в список продуктов питания широкого потребления, на ценообразование которых должно будет распространяться госрегулирование, даже в первоначальном варианте не был включён – что? Правильно – майонез! В Минпромторге посчитали майонез деликатесным продуктом, не имеющим широкого потребительского спроса. Потому его и не включили в перечень продовольственных товаров первой необходимости. Бред, скажете вы? Нет, это – факт!

Майонез – не социально значимый продукт, и баста!

При этом – что самое интересное! – отпускные цены на все  основные ингредиенты, необходимые для изготовления майонеза (растительное масло, яйцо, соль, сахар и молоко), в соответствии с Постановлением Правительства РФ могли быть заморожены. Что это означало? А то и означало: введение фиксированные цен на продукты, из которых майонез, собственного говоря, и производится, создаст благоприятные условия для тех, кто занимается его промышленным производством и реализацией. При том, что майонез, как известно, пользуется огромным и устойчивым спросом у россиян, рост которого как раз приходится на осенне-зимне-весенний период, когда начинается целая череда праздников.

Не надо быть большим аналитиком, чтобы догадаться о том, кто именно мог пролоббировать на федеральном уровне исключение майонеза, а потом и маргарина из перечня социально значимых продуктов питания, цены на которые – в случае их повышения – государство регулировать не будет.

Но вернёмся к аресту Олега Фильченкова.

Начальник ГУ МВД по Саратовской области генерал-лейтенант Сергей Аренин – суровый страж закона.

В саратовском политикуме не является особым секретом то обстоятельство, что глава областного МВД Сергей Аренин, родившийся и начинавший свою карьеру в г. Саранске Республики Мордовия, скажем так, достаточно благосклонно относится к деятельности регионального отделения ВПП «Единая Россия». А реготделение, в свою очередь, уже не первый год ассоциируется с именем Вячеслава Володина. Но никакой формальной связи между Сергеем Петровичем и Вячеславом Викторовичем, конечно же, нет. Да её формально и не может быть по той причине, что органы внутренних дел РФ, согласно действующему законодательству, вообще должны находиться вне политики.

Но вот ещё одна цитата из статьи интернет-газеты «Четвёртая власть в Саратове» от 4 февраля 2013 года «Фильченков: преступник или жертва полицейских?»: «Так как официальная информация об этом деле скрывается, “4В” вынуждена так же, как и другие, опираться на собственные источники. Так вот, по имеющейся информации, дело завёл недавно назначенный начальник областного УБЭП Василий Пинясов. Он, как и начальник ГУ МВД по Саратовской области Сергей Аренин, уроженец Мордовии. Однако привёл его в Саратов и покровительствует ему заместитель Аренина, выходец из той же республики Сергей Неяскин».

Как понимать это? Только как совпадение?

А вот ещё: Председатель Саратовского областного суда Василий Тарасов, назначенный на эту должность 27 октября 2009 года, считается чуть ли не креатурой Вячеслава Володина и верным «солдатом партии». Но формально суды в России – совершенно независимый институт и формально Василий Николаевич не имеет ни малейшего отношения ни к Вячеславу Володину, ни, тем более, к какой-то группе компаний «Букет».

Наконец, есть и ещё одно совпадение: прокурор Саратовской области Владимир Степанов, что для вдумчивых исследователей саратовской политической кухни не секрет, тоже является… Возможно, но формально – никакого отношения, безусловно, не имеет.

Как же тогда понимать, что «дело Фильченкова» возбудили и расследуют подчинённые Сергея Петровича, с их выводами полностью соглашаются подчинённые Владимира Николаевича, а «подопечные» Василия Николаевича, без лишних околичностей, засаживают г-на Фильченкова в СИЗО на четыре месяца? А понимать это надо просто – как чудовищное совпадение!

Нет, можно, конечно, предположить, что на агрохолдинг, возглавляемый Олегом Фильченковым, «положил глаз» зампред областного правительства по сельскому хозяйству Александр Соловьёв. Логику в таком предположении можно найти: «хромая утка» региональной политики в лице губернатора Саратовской области Валерия Радаева не сегодня – завтра может оставить свой пост. Стало быть, его соратникам уже сегодня надо думать о том, чем они займутся завтра.

Когда в своё время стало ясно, что предшественника Валерия Радаева – Павла Ипатова – скоро, как пить дать, «поставят на лыжи», его ближайшие соратники тоже загодя начали предпринимать попытки устроиться на хорошие должности. К примеру, зампреда по социальной сфере Наталию Старшову прочили на должность ректора Саратовской консерватории, но – не срослось.

Министру образования Саратовской области (2005-2008 г.г.) Игорю Плеве повезло больше: он занял должность ректора Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина. При этом его предшественника на этой должности – Юрия Чеботаревского – спровадили из ректоров не без помощи «единороссовского» политтехнологического ресурса.

Эти примеры можно продолжать, но – довольно! Так может, «дело Фильченкова» инициировал Александр Соловьёв? Думаю, что вряд ли. Хотя Соловьёв является «верным солдатом партии» и стойким соратником Вячеслава Володина, действовать практически в одиночку, на свой страх и риск, он вряд ли стал бы.

Но бог бы с этим. В конце концов, «майонезная» версия «дела Фильченкова» – всего лишь гипотеза, предположение. Есть, как минимум, ещё две версии объяснения случившегося. Правда, проблема заключается в том, что основные действующие персонажи в этих версиях – всё те же, уже знакомые нам лица. Хотя, конечно же, имеются и новые фигуранты…

Впервые опубликовано в газете «Саратов», № 07 (2478) от 12.04.2013 г.

(Читать продолжение)

Игорь ОСОВИН

В конечном итоге, дело всё равно в деньгах…

ИСТОЧНИКИ

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Поделиться в социальных сетях