Кто может быть заинтересован в аресте саратовского предпринимателя Олега Фильченкова?
«Атака на Олега Фильченкова и в самом деле могла быть продиктована попыткой “обезвредить” его старшего патрона по бизнесу – Сергея Курихина. Ну, а при этом закулисные кукловоды очень даже могли поставить перед собой задачу попутно перехватить у Олега Анатольевича и его бизнес»
5 января 2013 года информационное агентство «Взгляд-инфо» в заметке «Владислав Малышев помещён под домашний арест» сообщило, что, в рамках расследования Следственного управления Следственного комитета России по Саратовской области дела о хищении денежных средств у ОАО «Богородскнефть» в октябре 2005 года, Владиславу Владимировичу изменена мера пресечения: вместо подписки о невыезде ему был назначен домашний арест.
Владислав Малышев.
Владислав Малышев обвиняется в хищении 11 млн. рублей. Причём – по той же статье, что и Олег Фильченков: ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Вы спросите: а при чём тут Сергей Курихин, кому он может мешать и почему? Про Сергея Георгиевича можно рассказывать долго и смачно. Лично с ним не знаком, но скажу лишь одно: он производит впечатление человека незаурядного. И – не робкого десятка. В том числе – как политик.
Один из моих знакомых журналистов как-то раз, говоря о саратовском политикуме, высказал занятную мысль. «Саратовская область, – заметил он, – это регион политических ссыкунов. Среди немногих исключений из общего правила – Дмитрий Аяцков. Потому он и стал губернатором. Есть ещё одно исключение – Вячеслав Володин, который достиг ещё больших высот, чем его политический учитель».
Так вот – о Сергее Курихине. Сергей Георгиевич уже не первый год выступает как самостоятельная политическая фигура. Да, член «Единой России», да проводит свою политику, учитывая в той или иной степени мнение старших товарищей по партии. Но, как это может показаться кое-кому из «единороссов», излишне самостоятелен. Плюс – обладает собственными ресурсами. Нужен ли им на саратовском политическом поле такой игрок, когда в повестке дня уже стоит вопрос о том, кто будет новым губернатором Саратовской области (скорый уход с этого поста Валерия Радаева – вопрос, фактически, решённый)?
Сергей Курихин.
Именно с целью «обесточки» Сергея Курихина, с целью нивелирования имеющихся у него ресурсных возможностей вполне могли быть организованы кампании, направленные против его бизнес-партнёров. При этом, внешне декорация выстраивалась такая, будто бы речь идёт исключительно об экономических правонарушениях, а политикой здесь даже не пахнет.
Именно с этой целью Сергей Курихин и его соратники в последнее время регулярно получают от «любимой партии» своего рода «чёрные метки». Приведу лишь несколько примеров последних месяцев.
Начать хотя бы с того, что сам Сергей Курихин на прошлогодних выборах депутатов Саратовской областной Думы шёл не по партийному списку «Единой России» (как это было в 2007 году), а по Кировскому одномандатному округу № 5. Выборы Сергей Георгиевич убедительно выиграл. Причиной же того, что ему пришлось избираться по одномандатному округу стало то обстоятельство, что старшие партийные товарищи вообще не очень хотели видеть его персону среди депутатов облдумы. Естественно, что при таком раскладе надеяться на прохождение в региональный парламент по «единороссовскому» партсписку было глупо и рискованно – прокатить его могли легко, со свистом и пенопластовым хрустом.
Леонид Писной.
Взять, к примеру, соратника Сергея Курихина – одного из наиболее харизматичных депутатов Саратовской областной Думы Леонида Писного. Леонид Александрович для руководителей саратовских «единороссов» также был, мягко говоря, не очень-то желательной фигурой в составе облдумы V-го созыва. Накануне выборов 2012 года в журналистской и политической тусовке Саратова ходили слухи, что ни Писной, ни Курихин на выборы свои кандидатуры вообще выставлять не будут. А Леонид Писной с обнародованием своего желания побороться за депутатский мандат тянул, что называется, до последнего. И это промедление вызывало немалое удивление среди избирателей его Кировского одномандатного избирательного округа № 8, где он хорошо известен.
Наконец, ещё одна фантасмагоричная, на первый взгляд, история, развитие которой пришлось на тот же период, когда развивалось «дело Фильченкова» – февраль-март 2013 года. Не успели быть сформированы персональные составы комитетов областной Думы нового созыва, как 20 февраля Леонид Писной ушёл с поста председателя Комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политике. Его объяснения этого шага выглядели крайне странными – разногласия с исполнительной властью! Не прошло и месяца, как 13 марта Леонид Писной, Сергей Курихин и Игорь Кононенко заявили о своём решении вообще выйти из состава этого комитета. Региональный выпуск газеты «Коммерсантъ» (№ 45 (5074) от 16.03.2013 г., статья Аси Сафиуллиной «Саратовский депутат ушёл в два приёма») по этому поводу глубокомысленно резюмировал: «Наблюдатели не исключают, что все эти события связаны». Да уж надо полагать, что случайности здесь не было!
А с Игорем Кононенко приключилась и вовсе детективная история. Он был избран в состав Саратовской областной Думы V-го созыва по единому избирательному округу СРО ВПП «Единая Россия». Как и Курихин с Писным, Кононенко также представлял в облдуме предприятия стройиндустрии: Игорь Львович работал в должности главного инженера ООО «Завод ЖБК № 2» (предприятие входит в группу компаний ООО «Предприятие по строительству “Лесстр”», которым руководит Владимир Львович Гафанович).
Игорь Кононенко.
Через пару дней после выхода трёх депутатов из состава Комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политике из Саратовской областной Думы стали распространяться бодрые реляции о том, что Игорь Кононенко принял решение о добровольном и досрочном прекращении депутатских полномочий. Журналисты интернет-газеты «Четвёртая власть в Саратове» (сообщение от 15.03.2013 г. «Депутат Кононенко отказывается от мандата под давлением руководства фракции “Единая Россия”?») мигом связались с Игорем Львовичем по телефону. Тот о своём желании сдать депутатский мандат сделал категоричное заявление: «Это не правда. Я не знаю, кто распространяет эти сведения. Вот вам кто это сказал? В общем, сейчас всё узнаю и перезвоню вам». Естественно, что никуда он не перезвонил, а потом и вовсе отключил мобильный телефон.
А уже на следующей день досрочное сложение депутатских полномочий Игорем Кононенко стало фактом. Как писал 16 марта региональный выпуск газеты «Коммерсантъ», «сам господин Кононенко от комментариев отказался […]. Как говорится в сообщении аппарата фракции “Единой России” в облдуме, господин Кононенко объяснил свой уход “высокой загруженностью по основному месту работы”».
Вот тут уж действительно – без комментариев!
В КАЧЕСТВЕ ЭПИЛОГА: «В ПОЛИТИКЕ СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕ БЫВАЕТ…»
В последних абзацах своего расследования хочу принести извинения читателям, которые проявили терпение и дочитали мой текст до конца. Статья и в самом деле получилась огромной, но дело в том, что без детального исследования массы попутных сюжетов общая картина была бы неясна.
Я не собираюсь заниматься морализаторством: полагаю, что изложенные мною соображения относительно «дела Фильченкова» людей думающих неизбежно приведут к самостоятельным выводам.
Но чем больше я размышлял об истории, случившейся с Олегом, тем больше убеждался в том, что она, безусловно, имеет политическую подоплёку. Вполне возможно, что объяснение может крыться в объединении двух версий. Атака на Олега Фильченкова и в самом деле могла быть продиктована попыткой «обезвредить» его старшего патрона по бизнесу – Сергея Курихина. Ну, а при этом закулисные кукловоды очень даже могли поставить перед собой задачу попутно перехватить у Олега Анатольевича и его бизнес.
… 11 апреля я вместе с другом посетил стейк-хаус «Черчилль», где в тот день проходила творческая встреча с писателем Алексеем Слаповским. Заведение, в котором я побывал впервые, произвело достойное впечатление. Как и выступление Слаповского, который много говорил о своём последнем романе «Вспять», только-только вышедшем в свет в издательстве «АСТ».
Так вот, Алексей Иванович во время творческого вечера зачитывал стихотворения, которые принадлежат одному из героев его романа. Одно из последних стихотворений вызвало у меня оторопь: оно было посвящено куриному яйцу, которое варил герой романа Слаповского и при этом философически рассуждал о странностях человеческого бытия. «Воистину, – подумалось мне, – в такой ситуации это всё равно, что в доме повешенного говорить о верёвке!». Впрочем, Алексей Слаповский мог ничего и не знать о «деле Фильченкова», а зачитанное им стихотворение о курином яйце было всего лишь совпадением.
Олег Фильченков.
Несколько лет назад, когда я последний раз общался с Олегом Фильченковым, наш разговор как-то случайно вырулил на тему превратностей человеческой натуры. Я тогда сказал Олегу, что чем дольше живу и чем больше узнаю людей, тем меньше мне хочется общаться с большинством из представителей так называемого homo sapiens. «Ну, не знаю, – ответил Олег. – А я вот общаюсь с теми, с кем мне общаться приятно». «Счастливый человек! – подумал я тогда. – Может себе позволить такую роскошь!».
Прошло время. Думаю, что сейчас Олегу приходится общаться не только с теми людьми, которые ему приятны. К сожалению. Тоже вот – странный у нас с ним получился разговор и тему случайно затронули неожиданную.
Вообще в «деле Фильченкова», как, думаю, это стало видно читателям, присутствует много странных совпадений и случайностей. Каждая из них по отдельности, вроде бы, ни о чём не говорит. Но когда выстраиваешь эти случайности в одну цепь по хронологии, пейзаж вырисовывается достаточно чёткий и очень даже неожиданный, явно противоречащий официальной трактовке событий.
Один из наиболее известных президентов США – Франклин Делано Рузвельт – как-то заметил, что в политике случайностей не бывает: если что-то произошло, значит, так оно и было задумано. С соображением Рузвельта я согласен на все сто процентов. Ибо в том, что «дело Фильченкова» имеет, главным образом, политическую подоплёку, лично я ни секунды не сомневаюсь.
Впервые опубликовано в газете «Саратов», № 08 (2479) от 15.04.2013 г.
Игорь ОСОВИН
P.S.
В конце апреля нынешнего года в редакцию газеты «Саратов», где была опубликована серия статей, посвящённых «делу Фильченкова», пришло письмо от одного из наших читателей. Письмо носило частный характер, оно не было предназначено для опубликования, поэтому приведу лишь небольшую цитату из этого послания. Автор письма говорил, что в 1990-х годах он сам возглавлял одну из птицефабрик Саратовской области, проблемы и специфику птицеводческой отрасли знает хорошо и по этой причине статья, посвящённая «делу Фильченкова», его очень заинтересовала.
Помимо прочего, автор письма написал следующее: «Спасибо за рассылку, понравилась статья про предпринимателя Олега Фильченкова […].В 2002 году предприятие [которое ранее возглавлял автор письма] было обанкрочено. Сожалею, что такой предприниматель не заинтересовался нашим предприятием – в лучшие годы оно производило до 100 тыс. штук яйца в день. В настоящее время все корпуса пустуют».
Интересный факт, правда? При том, что сегодня сельскохозяйственные предприятия Саратовской области, производящие куриное яйцо, закрывают потребности этого сегмента регионального рынка примерно на 70%. На этом фоне руководителя крупнейшего в регионе агрохолдинга, производящего не менее половины товарного яйца в Саратовской области, по весьма хлипким основаниям закрывают в СИЗО.
А вот ещё один факт. Точнее, не факт, а полное его отсутствие. Я уже упоминал публикацию в региональной вкладке газеты «Коммерсантъ» от 6 февраля 2013 года «Бизнесмена прописали в СИЗО до весны». Комментируя ход расследования «дела Фильченкова» глава пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области Алексей Егоров тогда заметил, что «дело будет громким».
С момента этого заявления прошло три с половиной месяца. Никакой информации о дальнейшем ходе расследования «громкого дела» в саратовских СМИ так и не появилось. И это странно: обычно подобного рода дела (будь то на федеральном, будь то на региональном уровне) даже на стадии их расследования сопровождаются комментариями или заявлениями – пусть даже краткими и лаконичными – со стороны официальных лиц. А тут все словно воды в рот набрали.
Я, в принципе, не исключаю и такого финала: о том, как завершилась вся эта история, широкая общественность никогда так и не узнает. Понятно, почему: ведь когда человека жёстко ставят перед выбором «бизнес или свобода», в подавляющем большинстве случаев он принимает вполне очевидное решение…
И.О.
Кто бы мог подумать, что птицеводство
сегодня в России тоже станет опасным делом!
«Коммерсантъ», № 21 (5050) от 06.02.2013 г., «Бизнесмена прописали в СИЗО до весны. Директор “РосагроСаратов” останется под арестом» (автор статьи – Дарья Абросимова: http://www.kommersant.ru/doc/2121195;
«Коммерсантъ» (Самара), № 45 (5074) от 16.03.2013 г.; «Саратовский депутат ушёл в два приёма. Накануне сдачи мандата Игорь Кононенко покинул думский комитет» (автор статьи – Ася Сафиуллина: http://www.kommersant.ru/doc/2148303);
«Четвёртая власть в Саратове», 15.03.2013 г., 12:45; «Депутат Кононенко отказывается от мандата под давлением руководства фракции “Единая Россия”?»: http://www.4vsar.ru/news/34630.html