СХВАТКА ЗА АНТАРКТИДУ. Часть 19



Якоб Шпорренберг и норвежский маршрут «эвакуационной команды» III Рейха

«Подведём предварительный итог. Мы видим, что все люди, которые могли иметь то или иное отношение к проекту «Колокол» (причём, речь идёт только о тех, кто был упомянут в этой статье) либо погибли при странных обстоятельствах, либо таинственным образом исчезли»

Продолжение. Предыдущая статья – «Схватка за Антарктиду. Часть 18».

Вновь напомню контраргумент российского исследователя Михаила Герштейна. В своей книге «Смерть фашистским НЛО!» (глава «Фантазия, сорвавшаяся с цепи», с. 24 интернет-публикации) он утверждает, что Якоб Шпорренберг «никак не мог принимать участие в описанных Витковским событиях» апреля-мая 1945 года, потому что ещё «21 ноября 1944 года он принял командование силами полиции и жандармерии в Южной Норвегии, где и был 11 мая захвачен в плен и выдан англичанам».

То, что Шпорренберг 11 мая 1945 года был выдан англичанам в Южной Норвегии – это и в самом деле факт. А вот то, что он, по логике Михаила Герштейна, не мог иметь никакого отношения к «эвакуационной команде» III Рейха – вовсе не факт. И вот почему.

11 мая 1945 года: германский гарнизон в Южной Норвегии капитулирует в замке Акерсхус (Akershus), Осло.

ЯКОБ ШПОРРЕНБЕРГ, «КОЛОКОЛ» И ЭВАКУАЦИОННЫЙ МАРШРУТ ЧЕРЕЗ НОРВЕГИЮ

Вновь обратимся к книге Ника Кука «Охота за точкой “zero”», в которой (с. 264) английский автор приводит данные Игоря Витковского о том, что с момента начала реализации плана по эвакуации из Германии людей, технологий и капиталов существовало два основных маршрута – южный и северный.

Одно из направлений «южного моста» пролегало через симпатизирующую гитлеровской Германии Испанию в Южную Америку. По этому направлению «удалось в последние месяцы войны переправить 12 000 тонн суперсовременного оборудования и документации, для чего были использованы все доступные воздушные средства Люфтваффе». Другое дело, что, как минимум, со второй половины апреля 1945 этот маршрут был не очень-то безопасен, учитывая тот факт, что воздушное пространство Западной Европы всё более плотно брали под свой контроль американцы и англичане.

Второе направление «южного моста» пролегало через северные порты Адриатического моря, которые до самого окончания боевых действий в Европе контролировались германской армией. Теоретически, командир подводной лодки мог пройти через Средиземное море и Гибралтар и выйти в Атлантический океан. Однако для вывоза документации, техники и людей подводные лодки должны были обладать достаточно внушительной вместимостью. Но главное препятствие заключалось в том, что в 1945 году этот маршрут был самым опасным: Средиземное море и Гибралтарский пролив к тому моменту надёжно контролировали союзники – военно-морские силы США, Великобритании и Франции.

Таким образом, оставался воздушный, самый надёжный маршрут – северный: эвакуация проходила через Норвегию. Многие из исследователей-традиционалистов этот факт предпочитают игнорировать, «не замечать». Возникает очередной вопрос: мог ли в интересующий нас временной отрезок (конец апреля – первые числа мая 1945 года) норвежский «аэродром» быть безопасной перевалочной площадкой для эвакуационной команды III Рейха? Да, мог.

Напомню, что Норвегия до самых последних дней войны в Европе оставалась под контролем германской армии. Уинстон Черчилль в своих знаменитых мемуарах «Вторая мировая война» («The Second World War») вспоминал (с. 719), что по состоянию дел на 25 июля 1945 года в Норвегии оставалось порядка 40 000 германских военнослужащих. Более того, из статьи, посвящённой оккупации Норвегии в англоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия» мы можем узнать, что к моменту, когда германские войска, расквартированные в Норвегии, капитулировали, их численность составляла не менее 400 000 человек (при том, что население Норвегии тогда находилось на отметке порядка 3 миллионов человек).

Йозеф Тербовен, рейхскомиссар Норвегии (фото 1942 года).

Известно и то, что в самом конце войны рейхскомиссар Норвегии Йозеф Тербовен (Josef Antonius Heinrich Terboven; 23.05.1898 – 08.05.1945) всерьёз и не без должных на то оснований предполагал превратить Норвегию в последний оплот III Рейха в Европе и убежище для его лидеров. И лишь когда последовал приказ преемника Адольфа Гитлера – Карла Дёница – капитулировать (с последующей активизацией норвежского подполья и высадкой британских войск в Норвегии) германская армия в Норвегии сдалась. Причём, рейхскомиссар Тербовен, когда был получен приказ о капитуляции, 8 мая 1945 года покончил жизнь самоубийством, взорвав 50 килограмм динамита в бункере «Скаугум» («Skaugum»), расположенном в 24 километрах на юго-западе от Осло.

Таким образом, Норвегия и в самом деле являлась надёжной и безопасной территорией для эвакуационной команды III Рейха. Понятно, что именно по этой причине норвежский «северный мост» рассматривался как один из основных путей эвакуации. А его существование как раз и объясняет командировку Якоба Шпорренберга в Южную Норвегию в ноябре 1944 года. Его миссия была более чем ответственной: он должен был обеспечить приём грузов, прибывавших из III Рейха, и максимально безопасную их отправку на новые территории. В таком случае всё встаёт на свои места. Шпорренберг мог иметь самое непосредственное отношение к эвакуации проекта «Колокол»!

А то, что не сохранилось никаких документальных свидетельств существования «эвакуационной команды» и «Генерального плана-1945» – так это вполне естественно. Глупо было бы полагать, что Мартин Борман, Генрих Гиммлер, Ганс Каммлер, Якоб Шпорренберг и другие посвящённые в проект люди решили бы оформлять свои явно не предназначавшиеся для сведения союзников планы в виде стандартно составленных приказов, распоряжений и прочих директив.

Тем не менее, именно Якоб Шпорренберг и стал вторым, после Рудольфа Шустера, человеком, который сообщил о проекте «Колокол».

ЯКОБ ШПОРРЕНБЕРГ: ЗАГАДКИ БИОГРАФИИ-2

Михаил Герштейн относительно послевоенной судьбы Якоба Шпорренберга замечает, что 3 октября 1946 года англичане выдали его польским властям. Учитывая тот факт, что Шпорренберг был помощником гауляйтера Восточной Пруссии Эрика Коха, а также руководителем СС и полиции в Люблине, «за геноцид […] суд приговорил его к высшей мере наказания. Публично повешен в Варшаве 6 декабря 1952 года. Никаких особых протоколов допроса “советской разведки”, упоминаемых Витковским, нет и быть не могло».

У Витковского и Кука по этому поводу имеется другое мнение. Пересказывая полученные от Игоря Витковского сведения, Ник Кук пишет: «Шпорренберг […] был приговорён к смерти в 1952 году, но перед этим он сообщил польскому суду, что отвечал за эвакуацию из Нижней Силезии высоких технологий, документов и персонала, а также участвовал в убийстве 62 учёных и лабораторных работников, трудившихся над сверхсекретным проектом СС на шахте недалеко от Людвигсдорфа – горной деревушки к юго-востоку от Вальденбурга, у чешской границы [судя по всему, Кук имеет в виду то, что план физического устранения учёных был одобрен Шпорренбергом, хотя сам в этой операции он вряд ли мог участвовать – И.О.].

Шпорренберг, действуя под руководством гауляйтера Ханке, отвечал за подразделение “команды”, в обязанности которого входила “северный маршрут” эвакуации через Норвегию, остававшуюся в руках немцев до самого конца войны».

Карл Ханке в феврале 1945 года (фото из Национальной архивной службы ФРГ).

И здесь мы вновь сталкиваемся с загадками в биографии – как Шпорренберга, так и его бывших руководителей. Не будем перечислять все должности и звания Карла Ханке (Karl August Hanke; 24.08.1903 – 08.06.1945). Скажем лишь, что с февраля 1941 года он был гауляйтером и обер-президентом Нижней Силезии, затем – имперским комиссаром обороны Нижней Силезии, в феврале 1945 года принимал самое активное участие в обороне Бреслау. Важна одна из должностей Ханке – гауляйтер. Как и все гауляйтеры, он представлял интересы НСДАП во вверенной ему территории и отчитывался непосредственно перед рейхсляйтером, фактическим лидером партии – Мартином Борманом.

После того, как 29 апреля 1945 Адольф Гитлер обвинил Генриха Гиммлера в измене (за сепаратные переговоры о капитуляции с американцами), он назначил его преемником именно Карла Ханке. Однако официально вступить в должность Ханке так и не успел.

Считается, что Ханке погиб в мае 1945 года в бою с чешскими партизанами, пытаясь прорваться из Бреслау (гарнизон города сдался только 7 мая) на Запад. По другой версии, как только чешские партизаны взяли его в плен, то сразу же расстреляли. Третья версия смерти Ханке гласит, что он был убит уже в Чехословакии при попытке бегства из лагеря для военнопленных, и произошло это уже в июне 1945 года. Согласно четвёртой версии (она происходит, если верить статье в русскоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия», из уст референта Йозефа Геббельса) Ханке удалось бежать в Аргентину.

Наконец, Ник Кук предлагает свою (с. 266) версию «смерти» Карла Ханке: по мнению английского журналиста, Ханке 4 мая 1945 года вылетел из Бреслау на самолёте «Шторх». Формально, для того, чтобы занять пост Генриха Гиммлера. Больше Ханке никто не видел: руководитель «эвакуационной команды» III Рейха в Нижней Силезии бесследно исчез. Краткая биографическая справка о Карле Ханке, размещённая на интернет-сайте Национальной архивной службы ФРГ   относительно обстоятельств и даты его смерти лаконично сообщает: «Умер в 1945 году при загадочных обстоятельствах» ("1945 unter ungeklärten Umständen zu Tode gekommen).

Эрик Кох – ещё один руководитель Якоба Шпорренберга (фото сделано в октябре 1938 года; источник – Национальная архивная служба ФРГ).

Гауляйтер Восточной Пруссии Эрик Кох (Erich Koch; родился 19.06.1896 г.), как утверждают многие источники (например, изданная в 2003 году издательством «Локид-пресс» «Энциклопедия Третьего Рейха»), был приговорён судом Польской Народной Республики к смертной казни, и повешен 9 марта 1959 года в Варшаве. Однако это не совсем так: смертная казнь Коху была заменена на пожизненное тюремное заключение в связи со слабым состоянием его здоровья – казнить разрешалось только здоровых. В итоге, Эрик Кох прожил ещё много лет, и скончался в тюрьме польского города Бартшево (Barczewo) 12 ноября 1986 года, прожив все эти годы в более чем комфортных условиях.

Получается, что казнили почему-то только Якоба Шпорренберга! Причём – и тут ещё одна загадка! – казнили Шпорренберга, судя по данным Игоря Витковского и Ника Кука (с. 267), вовсе не в Польше: «Сразу после вынесения смертного приговора Шпорренбергу, возглавлявшему программу эвакуации в Бреслау, он был переправлен в Россию, НКВД в последнем жестоком вопросе вытянул из него все сведения, а потом от него избавились [если, конечно, всё так и было на самом деле! – И.О.].

Рудольф Шустер, руководивший транспортировкой, “загадочно” погиб в 1947 году, а Шиманский и Правин, два офицера польской разведки, которые допрашивали его, также скончались при странных обстоятельствах – Шиманский погиб в авиакатастрофе, а Правин утонул».

Подведём предварительный итог. Мы видим, что все люди, которые могли иметь то или иное отношение к проекту «Колокол» (причём, речь идёт только о тех, кто был мною упомянут) либо погибли при странных обстоятельствах, либо таинственным образом исчезли. Что, согласитесь, наводит на определённые размышления.

Наконец, есть смысл задаться очень даже не праздным вопросом: собственно говоря, где происходили события, о которых идёт речь? К примеру, тот же Ник Кук, описывая места, где располагались лаборатории проекта «Колокол» часто употребляет то польские, то немецкие их наименования. Отсюда возникает неизбежная путаница: всё происходило где-то в Нижней Силезии, где-то на границе современной Польши и Чехии. Но где же именно?

Нижняя Силезия – фотография наших дней (автор фото – Robert Szuber).

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Книжные публикации

  • Герштейн М.Б. Смерть фашистским НЛО! Техномифы XXI века. – СПб., 2011 (интернет-публикация: http://www.uralkosmo.ru/index.php/book/-/--/267-----).
  • Гречко А.А. Через Карпаты. – М.: Воениздат, 1972.
  • Кук Н. Охота за точкой «zero». – М.: Яуза; Эксмо, 2005.
  • Черчилль У. Вторая мировая война: В 3 кн. Кн. 3. Т.5: Кольцо сжимается; Т. 6: Триумф и трагедия. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011.
  • Чуев С.Г. Спецслужбы Третьего Рейха. Книга II. – СПб: Издательский Дом «Нева», 2003.
  • Шунков В.Н. Вермахт. Организация, структура, униформа, знаки отличия, боевые награды, оружие пехоты, танки, артиллерия, авиация. – Минск: Харвест, 2010.
  • Энциклопедия Третьего рейха. – М.: Локид-пресс, 2003.

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото- видео и аудиоисточники

Поделиться в социальных сетях