TV-АРХИВ



ТО, ЧТО ТРУДНО ВОСПРИНЯТЬ, ОСОБЕННО ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ…

Конспирологическая теледокументалистика как отражение настроений значительной части населения

В этом разделе представлены ссылки на документальные фильмы ряда федеральных телеканалов, в съёмках которых я и мои коллеги в разные годы принимали участие. Ссылки даны нарастающим временным итогом, то есть самые ранние находятся в нижней части списка, те, что поновее — ближе к верхней части перечня. 

Об этих записях, как и вообще о телевизионных проектах конспирологического толка, необходимо сделать дополнительное пояснение. 

Безусловным лидером современного российского телевидения по части выпуска телепродукции альтернативного (конспирологического) направления уже не первый год является телеканал «Рен-ТВ», в эфире которого с завидной регулярностью выходят программы Игоря Прокопенко, Анны Чапман и их коллег. Фильмы Прокопенко с такой же регулярностью предаются обструкции и весьма суровой критике за антинаучность, бездоказательность, пропаганду лженауки и т.п.

Надо заметить, что критики подчас упускают из внимания один важный момент. Игорь Прокопенко стал едва ли не первым российским тележурналистом и теледокументалистом постсоветской эпохи, который уже во второй половине 2000-х годов верно оценил зрительский и коммерческий потенциал конспирологического подхода. Конечно, Игорь Станиславович не являлся первооткрывателем конспирологической тематики на российском телевидении, но именно он со своими коллегами начал системно разрабатывать эту информационную «делянку», что, как несложно предположить, принесло свои плоды — и в плане рейтингов, и в финансовом плане.

Что же касается хулителей, то надо признать — есть люди (и их немало), которые на дух не переносят всю эту конспирологию и теорию заговора: только-заслышав знакомые конспирологические нотки, некоторые из них впадают прямо-таки в раж и чуть ли не с пеной у рта начинают стучать по клавиатуре и всячески доказывать, что конспирология — едва ли не восьмой смертный грех. Другой вопрос, что творческие подходы Прокопенко со товарищи и в самом деле нередко критикуются справедливо.

Во-первых, очень многие программы телеканала «Рен-ТВ» выстроены так, что озвученные в них гипотезы и предположения относительно тех или иных событий (явлений) выглядят как утверждение, едва ли не как истина в последней инстанции. Что по меньшей мере странно.

Кроме того (и вот это — во-вторых), в рамках одного и того же фильма, повествующего о какой-то спорной, загадочной истории или явлении, могут быть изложены две, три, а то и больше гипотез, которые прямо противоречат друг другу. Это приводит в ступор даже благожелательно расположенных к конспирологии телезрителей.

В-третьих: странно, что Прокопенко с коллегами не выстраивает программы по принципу, который, казалось бы, напрашивается сам собой. То есть как попытку в рамках одного фильма разобрать правдоподобность несколько популярных и устойчивых гипотез (версий), объясняющих какую-либо загадочную и непонятную историю, не пытаясь утверждать, что каждая из этих гипотез и есть вроде как истина в последней инстанции. Во всяком случае, в фильмах Игоря Прокопенко последних лет, которые мне доводилось смотреть, я такого подхода не встречал.

В-четвёртых: значительный, с моей точки зрения, качественный урон своей продукции Игорь Прокопенко и телеканал «Рен-ТВ» нанесли собственными руками, когда где-то в середине 2010-х годов перешли в формат ежедневного выпуска новой серии той или иной тематической программы. Сроки подготовки программ, по понятным причинам, резко сократились, что не могло не сказаться на качестве фильмов и глубине их содержания. С другой стороны, если телеканал пошёл на это, следовательно, на то были веские причины.

Надо сказать и о том, что критики и хулители подобных программ, с моей точки зрения, забывают одно известно правило: каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Критиковать и в самом деле значительно легче, чем самому попытаться создать нечто на порядок лучше того, что ты предаёшь обструкции. Тем более, что критики, как правило, на практике не доказали, что они и в самом деле могут делать намного более качественный телепродукт, нежели тот, который они ругают.

Кроме того, есть ещё одна причина объективного характера. Как-то я встретился с представителем популярного британского телеканала «ВВС», который рассказывал о подходе этой ТВ-корпорации к качеству теле-контента. Документальный фильм при необходимости может сниматься месяцами — с выездами съёмочной группы в другие государства, «проникновением» за отдельные деньги в закрытые для широкой публики библиотеки, архивы и прочие собрания древностей. Такие сроки съёмок, конечно, немыслимое дело для отечественного телевидения — в первую очередь, по финансовым соображениям. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и на западном телевидении можно встретить достаточно легковесные фильмы документально-конспирологического направления.

И потом, надо понимать, что телевидение как явление в современном мире — вещь весьма и весьма специфическая. Ещё в 2004 году Михаил Леонтьев, который в тот период был ведущим программы «Однако» в эфире Первого телеканала, в интервью «Независимой газете» (№ 205 от 23 сентября 2004 г.) сделал любопытное по своему откровению наблюдение: «Телевидение – вообще не место для аналитики. Потому что телевидение смотрят миллионы людей, которым эти вещи не нужны /…/ Телевидение – это конкурентная среда, где люди борются за рейтинги /…/ Что, у Познера есть какие-то идеи? Нет у него никаких идей и не было никогда /…/ Телевидение – это массовая культура /…/ Если есть какой-то продукт идеологический, то эта массовая культура способна его только транслировать. Но не генерировать».

Леонтьев, конечно, не во всём прав (хотя в целом очень недалёк от истины). Отечественное телевидение генерирует — и ещё как! Другой вопрос, что всегда находятся яростные противники этой «генерации». Оппоненты телепродукции конспирологического толка могут в комментариях к выставленным на YouTube.com фильмам сколь угодно часто повторять, что под эти фильмы им хорошо засыпать, сколь угодно часто спрашивать, что курят и что пьют их создатели, они могут сколь угодно долго скрежетать зубами от ярости (и даже, как говаривал Глеб Жеглов, стереть их до самых корней), но факт остаётся фактом: конспирологическая теледокументалистика продолжает завоёвывать всё новые и новые территории. В середине и второй половине 2010-х годов аналогичного плана фильмы стали появляться в эфирной сетке всё большего числа федеральных и зарубежных телеканалов. Помимо «Рен-ТВ», это тот же ТВ-3, «Россия-1», телеканал «Культура», «ТВ-Центр», «Звезда», телеканал «МИР», «Viasat-History» — перечень можно продолжать.

И в этом смысле, развивая мысль Леонтьева применительно к альтернативно-конспирологическим телепродуктам, скажу так: того же Игоря Прокопенко и его коллег можно бесконечно предавать анафеме за пристрастие к конспирологии и прочие грехи, однако есть одно «но». Пока рейтинги показывают устойчивый интерес немалой части зрительской аудитории к подобного рода фильмам, «шоу будет продолжаться». А рейтинги эти падать явно не будут. Почему? Некоторые соображения по этому поводу читайте в статье «Конспирология как наука эпохи разобщения человечества».

… Теперь — о представленных в разделе «TV-архив» фильмах. Ссылку на каждый обозначенный ниже фильм предваряет расположенная над ней краткая аннотация, которая будет помогать читающему эти строки человеку в общих чертах понять его содержание. В тексте аннотации, так сказать, для расширения кругозора, я посчитал небесполезным рассказать истории, связанные с участием в тех или телепродуктах. А такие истории были всегда.

Не стоит воспринимать этот список как своего рода персональную «доску почёта». Это своего рода шпаргалка, помогающая найти некоторые из наиболее любопытных конспирологических российских телефильмов последних лет. Кроме того, нижеприведённый перечень содержит лишь избранные, наиболее любопытные, с моей точки зрения, фильмы. Понимаю, что кто-то эти фильмы может оценить как небезупречные, но это нормально. Для человека, обладающего критическим и пытливым умом, желающего узнать детали заинтересовавшей его темы, даже не совсем удачный, с его точки зрения, документальный фильм, книга или статья вполне может стать источником новой полезной информации. Весь вопрос в подходе. Как давно заметил один неглупый человек, иной, глядя в лужу, видит только грязь, а другой — отражение неба.

Игорь ОСОВИН, владелец и главный редактор Conspirology.ru 

«ТАЙНА ХРИСТА».

Программа Игоря Прокопенко «Самые шокирующие гипотезы, выпуск № 785». Премьера состоялась в эфире телеканала «Рен-ТВ» 22 апреля 2020 года, продолжительность фильма 48:22 мин. 

Тема, строго говоря, не новая. Кем, на самом деле, была Мария Магдалина и могла ли она являться женой Иисуса Христа, кем могли быть их дети, где мог быть похоронен Иисус и когда на самом деле он мог скончаться, почему из большей части официальной жизни Иисуса стёрто 18 лет, почему официальная церковь не признаёт так называемое «Тибетское Евангелие», наконец, кем на самом деле мог быть Иисус по национальности?

Эти и многие другие вопросы уже как минимум лет сорок, с начала 1980-х годов, интересуют исследователей из разных стран. Мощным катализатором в этом направлении послужила культовая, в известном смысле, книга «Святая кровь и Святой Грааль» Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна, первое издание которой вышло в 1982 году. С тех пор книг на эту тему было написано немало, да и документальных фильмов снято также изрядно. Кстати, один из последних российских проектов такого плана — фильм телеканала «Звезда» (программа «Улика из прошлого»), который назывался интригующе: «Код да Винчи. Последняя тайна Христа», премьера которого состоялась 8 мая 2018 года.

От себя добавлю: съёмки в подобных проектах — дело очень странное, да и, прямо сказать, изматывающее. Тебе скидывают мощный вопросник, содержащий 15-20 пунктов, на каждый из которых продюсер телеканала требует дать развёрнутый ответ. А так как тема-то специфическая, приходится многое дополнительно объяснять. В результате запись интервью в чистом хронометраже составляет полтора, а то и два часа, но от рассказа эксперта в готовом телепродукте остаётся одна, в лучшем случае — пара минут эфирного времени.

Плюс, тебя сажают на какой-нибудь стул или табурет, просидеть на котором час, а то и два пусть и не подвиг, но что-то героическое в этом точно есть. Съёмочной группе, конечно, офигеть, как удобно, а говорящему приходится держать спину прямой, не заваливать вниз подбородок, не прикасаться руками к коже лица, чтобы не было красных пятен, не смотреть в камеру и проч., и проч. Масса ограничений в одежде: не дай боже надеть яркую или полосатую одежду, какой-нибудь свитер с изображением оленей (на съёмках «Тайны Христа» съёмочную группу, например, не устроил мой галстук — его структура «штробит в камере», пришлось снять). Масса методичек от канала, какой должен быть фон, какое освещение, что делать, если «у старенького профессора слезящиеся глаза».

Нередко бывает и так, что создатели фильма кое-что из сказанного экспертом выдают в фильме, так сказать, от себя, хотя наводку на тему сделал именно интервьюируемый (в случае с фильмом «Тайна Христа» это была тема с картиной, найденной на ферме Фионы Макларен, о которой я писал в серии статей 2012 года «Мария Магдалина и её супруг — Иисус Христос»).

В принципе, для раскрытия такой сложной и интересной темы рамок 48-минутного фильма, конечно же, мало. Не отказался от съёмок в фильме потому, что тема — очень интересная. И, в принципе, этот фильм у Игоря Прокопенко и его коллег вышел, на мой взгляд, цельным и динамичным, хотя многие чрезвычайно интересные вопросы остались за кадром. Такой, к примеру, как вопрос о канонических изображениях Иисуса Христа, или обнаруженные в 1945 году «Рукописи Наг-Хаммади», в которых, если верить этим артефактам, зафиксированы слова Иисуса, говорившего доверенным лицам, что во время распятия на кресте Голгофы вместо него находился другой человек. Не знаю, может Прокопенко ещё к этой теме и вернётся…

«ПРОПАВШИЕ РУКОПИСИ ПРОФЕССОРА ФИЛИППОВА».

Фильм вышел в цикле познавательно-приключенческих программ «Искатели» телеканала «Культура». Премьера состоялась 31 марта 2018 года, продолжительность фильма 44:01 мин. 

Канал «Культура» фильмы для программы «Искатели» делает в несколько ином формате, нежели «Рен-ТВ», больше тяготея к стилистике таких телепроизводителей, как «BBC», канал «Discovery» и т.п. Причём, основная масса фильмов этого цикла посвящена событиям и людям отечественной истории.

В фильме «Пропавшие рукописи профессора Филиппова» рассказывается о судьбе и деятельности российского учёного, который 12 июня 1903 года при весьма странных обстоятельствах погиб в своей санкт-петербургской лаборатории. Ещё при жизни Михаила Филиппова было известно, что он занимался опытами по беспроводной передаче энергии на расстояние. То есть, в принципе, тем же, чем, как считается, в те же годы в США занимался Никола Тесла. По общепринятой версии, после смерти Филиппова научная рукопись, в которой содержались математические выкладки и результаты опытов по испытанию нового оружия, бесследно исчезла. Но так ли это? Создатели фильмы пытаются выяснить, что же на самом деле изобрёл профессор Филиппов. А, самое главное, кто через несколько десятилетий после трагической гибели русского профессора мог воспользоваться его изобретением?

Участие в съёмках фильмах тоже не обошлось без приключений. В начале февраля 2018 года создатели фильма связались со мной по той причине, что о судьбе Михаила Филиппова я упоминал в одной из глав своей книги «Конец света-2012. Кто его заказал?», которая вышла в свет в январе 2012 года. Решили, что мои ответы на вопросы запишем с помощью скайпа, но тут нас поджидало жестокое разочарование. В то время для обеспечения доступа в интернет я пользовался USB-модемом, интернет-трафик которого, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Тогда было принято решение, что я сделаю своего рода видео-сэлфи и откину запись в Москву. Так и поступили. А потом, при монтаже, это видео было аккуратно экстраполировано в экран ноутбука: вроде как мы общаемся с помощью пресловутого скайпа.

Кстати, ещё до выхода фильма на экран, 15 февраля 2018 года, мне с подачи телеканала «Культура» позвонила правнучка Михаила Филиппова — Нина (в фильме интервью с ней появляется после 27-ой минуты). Она тоже уже не первый год вела собственные поиски, пытаясь понять, чем же на самом деле была смерть её прадеда — несчастным случаем или убийством? И, кроме того, её очень интересовал вопрос, не могли ли документы профессора Филиппова после его смерти оказаться в США. Со слов Нины Филипповой узнал очень странное: даже сегодня информацию об этом деле найти крайне сложно, ну и чем мог помог в информационном плане правнучке талантливого русского учёного.

Интересно ещё и то, что этот фильм был едва ли не первым обращением российского телевидения к судьбе и работам Михаила Филиппова. Отдельные видеосюжеты обнаружить можно было и раньше, но вот такой масштабный и детальный фильм, посвящённый выдающемуся русскому учёному, насколько мне известно, был первым.

Интересно, что вскоре, 27 октября 2018 года, в эфир телеканала «Звезда» (в рамках программы «Не факт. Выпуск № 120» ) вышел ещё один фильм, посвящённый судьбе Михаила Филиппова. Несмотря на продолжительность в 24 минуты, в нём гораздо больший акцент был сделан на технические аспекты изобретения Михаила Филиппова. Как говорится, тема пошла в массы...

«МАСОНЫ: НА СТРАЖЕ КОСМИЧЕСКИХ ТАЙН».

Программа Игоря Прокопенко «Странное дело, выпуск № 71». Премьера состоялась в эфире телеканала «Рен-ТВ» 31 мая 2013 года, продолжительность фильма 48:32 мин.

Фильм посвящён взаимоотношениям масонских структур США и руководства «NASA», участников американской лунной программы.

Есть определённая часть интернет-общественности, которая, только заслышав речи про масонов, тут же начинают крутить пальцем у виска. Скептики, конечно же, могут крутить чем угодно и где угодно, но факт остаётся фактом: масонство сыграло колоссальную роль в становлении Соединённых Штатов как независимого государства. Да и по сей день масонские ложи продолжают оставаться отнюдь не клубами эксцентричных чудаков-филантропов. Отрицать это — значит, совершенно не понимать элементарных вещей о том, каким образом сегодня структурирована политическая и бизнес-элита США.

Я в таких случаях всегда говорю: обратите внимание на Эдвина «Базза» Олдрина — второго человека, после Нила Армстронга, который 21 июля 1969 года ступил на поверхность Луны. Так вот, говоря про Олдрина, как в американские, так позднее и российские источники постоянно упоминали о его принадлежности к масонству. Даже в русскоязычной биографической статье интернет-энциклопедии «Википедия» об Олдрине сказано, что в ряды масонов он вступил ещё в феврале 1956 года, пройдя посвящение в ложе «Монтеклер» № 144 в Нью-Джерси. Вопрос: будет ли человек носить, скажем, исламскую символику, если он не является мусульманином? Ответ очевиден. Но если любой интересующий зайдёт на персональный сайт Олдрина, или ознакомится с его аккаунтом в Facebook (создан 19 августа 2008 года, регулярно и обильно обновляется), то без проблем обнаружит массу снимков, на которых прославленный астронавт демонстрирует на многочисленных фотоснимках разных лет перстни с масонской символикой, которые он носит на пальцах обеих рук. А ведь Олдрин — не подросток: ему, для сведения, уже за 90 лет (он родился 20 января 1930 года). Если он демонстрирует масонскую символику, значит, это для него имеет определённое и весьма важное значение.

В съёмках этого фильма я вместе со своими коллегами Владимиром Колыверовым и Сергеем Почечуевым принимали участие в марте 2013 года. Что интересно: среди экспертов в фильме присутствует также известный американский исследователь Джозеф Фаррелл, выпустивший в 2000-2010-х годах целую линейку книг, в которых, помимо прочего, рассказывается о специфике американского масонства и его связях с космическим агентством США (интервью с Фарреллом специально записывали в США).

Короче, хотя в фильме и перечисляется множество фактов, уже хорошо известных тем, кто интересуется темой американской космической программы и масонства, посмотреть его будет небезынтересно и сейчас, когда с момента его премьеры прошёл не один год...

«ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ ГИТЛЕРА».

Программа Игоря Прокопенко «Странное дело, выпуск № 63». Премьера состоялась в эфире телеканала «Рен-ТВ» 22 марта 2013 года, продолжительность фильма 47:58 мин.

Документальных фильмов, фильмов-расследований о секретных научно-технических разработках, которые велись в нацистской Германии, в 2000-е и особенно в 2010-е годы была снята масса. Как в России, так и за рубежом. И хотя этот выпуск программы Игоря Прокопенко в какой-то степени являлся продолжением этой череды фильмов, можно сказать, что он имел своё отличие.

Дело в том, что в фильме, с первых его кадров, был сделан акцент на фигуре Ганса Каммлера — обергруппенфюрера СС, одной из самых загадочных фигур III Рейха, который к концу войны по степени влиятельности был едва ли не вторым человеком в нацистской Германии, обойдя даже своего непосредственного шефа — Генриха Гиммлера. Связано это было с тем, что Каммлер к началу 1945 года курировал все научно-технические разработки в Германии в деле создания «оружия возмездия». И при всём при этом имя Каммлера даже не упоминалось на Нюрнбергском процессе!

О Каммлере, как о ключевой фигуре в курировании разработок и производства самых передовых систем вооружения, в 2001 году одним из первых заявил английский журналист, обозреватель известного журнала «Jane’s Defence Weekly» Ник Кук в книге «Охота за точкой “zero”» («The Hunt for Zero Point»; в русском переводе она издавалась один раз — в 2005 году). После чего тему подхватил американский исследователь Джозеф Фаррелл в книге 2005 года издания «Чёрное солнце Третьего рейха. Битва за оружие возмездия» («Reich of the Black Sun. Nazi secret weapons & the cold war allied legend»; русское издание книги вышло в 2008 году) и ряде других.

Таким образом, фильм телеканала «Рен-ТВ» одним из первых на российском телевидении, уже в ТВ-формате, достаточно подробно рассказывал о таинственном Гансе Каммлере и научно-технических разработках III Рейха. Рассказ, в частности, шёл о специфике и предназначении многочисленных подземных сооружений, а также о разработке в нацистской Германии необычных летательных аппаратов, что отчасти являлось продолжением темы, поднятой в фильме «НЛО: шпионская война». В фильме в качестве экспертов принимали участие ведущие российские исследователи этой тематики, такие как Николай Субботин, Алексей Комогорцев, Роберт Тигранян, Николай Черкашин, а также упоминавшийся чуть ранее американский писатель и исследователь (физик по образованию) Джозеф Фаррелл.

Кстати, с Джозефом Фарреллом затем произошла занятная история. После того, как состоялась премьера фильма, а его создатели скинули американскому эксперту ссылку на адрес картины в Сети, Фаррелл посмотрел фильм. А в процессе просмотра у него от увиденного, как говорится, отвисла челюсть. Суть этой истории я позднее изложил в одной из статей 2014 года — «Нацистские сверхтехнологии и происхождение сведений о них».

Без особого преувеличения можно сказать, что фильм и в самом деле получился очень динамичным и познавательным.

«НЛО: ШПИОНСКАЯ ВОЙНА».

Программа «Великие тайны с Игорем Прокопенко». Премьера состоялась в эфире телеканала «Рен-ТВ» 9 марта 2013 года, продолжительность фильма 1:35:40 мин.

Это был первый фильм, для съёмок в котором я и мои коллеги принимали участие в качестве экспертов. Съёмки с нашим участием проходили в Саратове в феврале 2013 года, а вот с содержанием фильма, как и с участием в нём саратовских экспертов, тоже была связана пара любопытных историй.

Первая из них касается титров, представляющих эксперта, который появляется в кадре того или иного фильма. В фильме «НЛО: Шпионская война» меня обозначила как «историка разведки», хотя ни историком, а уже тем более историком разведки я никогда не был. Мои неоднократные увещевания и просьбы не представлять меня историком (я получил высшее образование как филолог) услышаны не были. Вот с тех пор и понеслось: историк, историк разведки, историк спецслужб. В одном из последних фильмов, в котором в качестве эксперта я принимал участие в начале февраля 2020 года, опять та же, извините, фигня — «историк»...

Но бог бы с этим. Вторая любопытная история связана непосредственно с содержанием фильма. Как потом, уже будучи в командировке в Саратове, мне рассказывал Илья Богданов, автор компании «Формат ТВ» (художественным руководителем компании, организованной в 2005 году, бессменно является Игорь Прокопенко; компания является производителем многих программ для российских телеканалов, в первую очередь — для «Рен ТВ»), очередное обращение к теме НЛО было связано со следующим обстоятельством. По какой-то неведомой причине фильмы с рассказом о неопознанных летающих объектах являются чрезвычайно популярными у зрительской аудитории и регулярно ставят всё новые и новые рейтинговые рекорды по количеству телевизионной аудитории. Именно поэтому творческий коллектив Игоря Прокопенко вновь и вновь обращается к этой тематике.

Однако фильм «НЛО: Шпионская война» был явно не проходным в этом ряду. Начать с его продолжительности — полтора с лишним часа (традиционный хронометраж фильма составляет 45-48 минут). Значительная его часть уделена рассказу о тех местах, в том числе — на территории России, где в силу ряда причин постоянно наблюдаются НЛО. Рассказывается об известных исторических фактах наблюдения НЛО (например, в Карелии). И, конечно же, значительное внимание уделено загадкам лунной программы США, в ходе реализации которой американские астронавты (естественно, те из них, кто впоследствии говорил об этом публично) неоднократно наблюдали очень странные явления — как на окололунной орбите, так и на самой поверхности спутника Земли. В этой части фильма немалая доля информации базируется на материале культовой, в определённом смысле этого слова, книге американских исследователей Ричарда Хогленда и Майка Бара «Тёмная миссия. Секретная история NASA» (2007 г.), которая в русском переводе вышла в 2010 году. Так что фильм и в самом деле получился крайне интересным. Не говоря о том, что он содержит массу уникальных документальных кадров и столь же уникальный видеоряд со съёмками в разных регионах России и мира.