НЕЗАМЕЧЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



Бройлеры«Рассказ о достижениях современного российского сельского хозяйства сегодня нужен как никогда!»

«В 1999 году наша область производила в год 15 000 тонн птицы, в советские времена – до 50 000 тонн. В 2014 году произвели 240 000 тонн. А благодаря тем проектам, которые сегодня на территории нашей области реализуются, мы собираемся к 2018 году производить 450 000 тонн только мяса птицы»

10 августа 2015 года в эфир телеканала ТВЦ вышел очередной выпуск программы Андрея Караулова «Момент истины». Обычно, как хорошо известно постоянным зрителям этой программы, её автор и ведущий концентрирует внимание на недостатках и прочих язвах современной России, которых у нас, к сожалению, не так уж и мало. Однако этот выпуск был несколько необычен. Создатели «Момента истины» задались вопросом: наблюдается ли хоть какой-то положительный результат от режима внешнеэкономических санкций и ответных российских контрсанкций, в которых пребывает Россия с лета 2014 года, например, в производстве сельскохозяйственной продукции?

Полученные ответы от представителей экспертного сообщества и профессионалов был воистину ошеломительным. Хотя удивляться особо нечему: экономические успехи нашей страны для многих представителей средств массовой информации либо просто неинтересны, либо воспринимаются ими как пресловутая «кремлёвская пропаганда». Приведём краткую расшифровку основных тезисов, прозвучавших в этой программе…

Олег Попцов.

Олег Попцов.

В свете той информации, которая была озвучена в ходе этой программы, сложно не согласиться со словами журналиста и писателя Олега Попцова, прозвучавшими в её первый минуты: «Все разговоры об импортозамещении очень важны. И, действительно, у нас сегодня есть прекрасные показатели. Но мы сегодня не представляем себе всю картину положения дел в сельском хозяйстве России. Почему? Потому, что средства массовой информации эта проблема не интересует. А реклама достижений современного российского сельского хозяйства сегодня нужна как никогда!».

Иосиф Дискин, член Общественной палаты России.

Иосиф Дискин, член Общественной палаты России.

– В ситуации с сельским хозяйством мы наблюдаем сегодня просто фантастическую историю. Почему-то никто не хочет знать, что за последние 5 лет в российском сельскохозяйственном производственном сектора произошла самая настоящая аграрная революция.

Пять лет назад 70% куриного мяса в России производилась в личных подсобных хозяйствах. Сегодня 70% куриного мяса производится крупными бройлерными компаниями, которые по технологическому уровню сопоставимы с 20-ю лучшими аналогичными компаниями США.

8 лет назад 70% свинины производилось российскими частными подворьями. Сегодня 70% свинины производится российскими крупными хозяйствами, которые по степени своего технического оснащения не уступают лучшим европейским аналогам.

Наум Бабаев, доктор сельскохозяйственных наук (председатель Совета директоров ООО Управляющая компания «Русская молочная компания», Пензенская область).

Наум Бабаев, доктор сельскохозяйственных наук (председатель Совета директоров ООО Управляющая компания «Русская молочная компания», Пензенская область).

– Ежедневно в круглогодичном режиме компания «Русмолко» производит 120 тонн цельного молока. Практически всё оно (за исключением относительно небольшой доли Пензенского гормолкомбината) закупается французами, которые доплачивают российскому производителю ещё почти 30% к закупочной цене в виде премии за высокое качество производимой продукции.

Дмитрий Валигурский, фермер (Московская область).

Дмитрий Валигурский, фермер (Московская область).

– Сегодня Россия полностью обеспечивает свои потребности в производстве куриного яйца, мяса курицы, овощей (картофель, морковь, свёкла, капуста). В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, урожайность выросла на 15-20%

Борис Резник, депутат Государственной Думы, секретарь Союза журналистов Российской Федерации.

– По данным Института леса, который находится недалеко от Мытищ, мы берём сегодня менее одной тысячной процента российских дикоросов – ягод, грибов, лекарственных растений, словом, всего того, что даёт сама природа. Менее 0,001%!

Юрий Лужков, в 1992-2010 г.г. мэр Москвы.

Юрий Лужков, в 1992-2010 г.г. мэр Москвы.

– Проблему с обеспечением России собственным продовольствием можно полностью решить за 5 лет. Сегодня Россия производит в год порядка 100 млн. тонн зерна. При том, что для населения страны необходимо около 35 млн. тонн в год. А вот всё остальное идёт на комбикорма, выращивание мяса, экспорт и так далее.

Леонид Холод, доктор экономических наук, профессор.

Леонид Холод, доктор экономических наук, профессор.

– Пять лет – это вполне реальный срок по производству зерна, птицы, скорее всего – по производству свинины и выращиванию мелкого рогатого скота, по выращиванию крупного рогатого скота понадобится побольше времени.

Борясь за выживание, российские заводы в последние годы, борясь за выживание, повысили качество и сегодня выпускают вполне приличную технику.

Иван Феклин, заместитель председателя правительства Челябинской области.

Иван Феклин, заместитель председателя правительства Челябинской области.

– В 1999 году Челябинская область производила в год 15 000 тонн птицы. В 2014 году произвели 240 000 тонн. А благодаря тем проектам, которые сегодня на территории нашей области реализуются, мы собираемся к 2018 году производить 450 000 тонн только мяса птицы. Плюс – активно реализуются свиноводческие проекты. В советское время объём производства мяса птицы составлял 50 000 тонн.

Ежегодно мы собираем примерно 2,2 – 2,5 млн. тонн зерна. В советские времена самый большой урожай был 3 млн. тонн. В оборот в последние годы было введено почти 350 000 гектаров земли. По объёмам птицеводства Челябинская область сегодня является третьей в России. Я думаю, что уже к концу 2015 году мы сможем стать вторыми в России по объёмам производимого мяса птицы, после Белгородской области.

Батал Баталов, министр сельского хозяйства Республики Дагестан.

Батал Баталов, министр сельского хозяйства Республики Дагестан.

– Сегодня ассортимент молочной продукции, производимой в Дагестане, увеличился, думаю, минимум в 2-3 раза. К примеру, резко выросло производство сливочного масла, которое по качеству не хуже, чем вологодское. Сливочное масло у нас и раньше производилось, но – далеко не в таких объёмах, не в таком ассортименте. Появилось своё сливочное мороженое. Появилось до 30 новых разновидностей колбас. У нас есть особенность – свинину в Дагестане не потребляют, а колбаса без жира – это не колбаса. Но наши технологи нашли выход – колбаса производится с помощью курдюка (жировое отложение у барана).

Начали увеличивать объёмы посевов риса. По вкусовым качествам дагестанский рис сегодня признан лучшим рисом в России. В 2015 году мы планируем собрать урожай на площади примерно 16 000 гектаров по 50 центнеров с гектара. В 2016 году планируем рост производства риса минимум в 2 раза.

За год в республике было создано порядка 300 000 новых рабочих мест, в основном в растениеводстве. Дагестан сегодня занимает 1-ое место в Российской Федерации по производству овощей.

Борис Бадырханов, генеральный директор агропромышленного комплекса (г. Брянск).

Борис Бадырханов, генеральный директор агропромышленного комплекса (г. Брянск).

– Если ты сегодня защитил представленный проект, то ты получаешь 100-процентное субсидирование кредита на развитие от ставки развития Центробанка. Европа сегодня по состоянию сельского хозяйства находится в худшем состоянии, чем Россия. Да, там процент по банковскому кредиту меньше, чем у нас. Но там и дотация от ставки рефинансирования составляет 20%. Многие европейские страны сегодня не имеют того потенциала развития, который у них был 10-15 лет назад.

Леонид Холод, доктор экономических наук, профессор.

– Если взять Краснодарский край, природно-климатические условия которого сходны с весьма благоприятными для развития сельского хозяйства условиями стран Западной Европы, то его площади должно было бы (при разумном ведении дела) хватить для того, чтобы полностью прокормить всё население Российской Федерации.

Крупных торговых компаний, оптовиков, закупщиков, транспортировщиков сегодня в России не так много. И, как показывает практика, они предпочитают работать с крупными производителями сельхозпродукции. При том, что в личных подсобных хозяйствах, фермерских хозяйствах и других, совсем небольших производствах России, сегодня производится более 50% продовольствия. Если мы сегодня не обеспечим выход на рынок всей этой товарной и производственной массы, то эта масса а) положит зубы на полку – ведь им надо продавать производимую ими продукцию, им же надо на что-то жить; б) на рынке мы постоянно будем ощущать недостаток тех или иных продовольственных товаров.

Чтобы эти малые предприятия могли работать, им необходима кооперация, ибо с каждым мелким производителем оптовик возиться не будет. Вот почему сегодня кооперация (по обработке земли, по использованию техники, по сбыту готовой продукции) не только необходима – это условие выживания.

Такая кооперация в очень мощном варианте существовала в России до революции 1917 года. Большие объёмы продовольствия в те годы поставлялись в Европу именно благодаря тесной кооперации крестьянских хозяйств: они произведённый ими продукт продавали кому-то (крупному оптовику), которые эти объёмы продовольствия консолидировал и мог обеспечить его продажу за рубеж. Положение дел в современной России волей-неволей заставило вновь вернуться к идее кооперации и ускорить её дальнейшее развитие.

Максим Шингаркин, депутат Государственной Думы РФ.

Максим Шингаркин, депутат Государственной Думы РФ.

– Сегодня начал отмечаться спад цен на производимую в России сельскохозяйственную продукцию. Происходит это именно за счёт того, что на внутрироссийский рынок начало приходить всё больше продовольственной продукции, произведённой внутри России. Например, японцы сегодня очень сильно озабочены процессом роста потока продовольствия на внутренний рынок России и хотели бы  вернуть его себе. К депутатам Государственной Думы РФ на протяжении нынешнего года не раз обращались представители Японии с просьбой пролонгировать разрешение на дрифтерный (глубоководный) лов рыбы и других морских ресурсов на Дальнем Востоке.

Российским морякам, добывающим морепродукты на Дальнем Востоке, становится выгоднее поставлять их именно на внутренний рынок. Дело в том, что значительно упростилась логистика доставки морепродуктов с помощью РЖД, мы сегодня морепродукты с Дальнего Востока везём очень быстро. Что это значит? А то, что чем больше дальневосточной продукции будет поставляться в центральноевропейские регионы, чем больше будут расти обороты морской продукции продаваемой в центральных регионах России, тем больше моряки на Дальнем Востоке будут ориентированы работать на внутрироссийский потребительский рынок.

Антон Ищенко, депутат Государственной Думы РФ.

Антон Ищенко, депутат Государственной Думы РФ.

– Лоббистские усилия японской стороны в плане продолжения политики дрифтерного лова понятны. Но мы должны обеспечивать собственный продовольственный рынок. Когда наши соседи возмущаются, что Россия использует свой потенциал и не делится им, мы должны понимать, что для нас новые условия являются дополнительным стимулом, который нельзя не использовать.

* * *

Но возникают и проблемы нового порядка. Об этих проблемах также рассказали собеседники Андрея Караулова.

Борис Резник, депутат Государственной Думы, секретарь Союза журналистов Российской Федерации

Борис Резник, депутат Государственной Думы, секретарь Союза журналистов Российской Федерации.

– Приходит как-то ко мне мужик из одного из бывших таёжных посёлков Хабаровского края: «Борис Львович, против меня возбудили уголовное дело! Я намолотил 2 тонны кедровых шишек, и мне приписывают статью о незаконном предпринимательстве». Странно, ведь эти шишки всё равно бы попадали, сгнили. А так – люди полезным делом занимаются. Нет, говорят ему, не положено!

По существующему порядку необходимо взять в аренду определённую площадь леса. Но что такое взять в аренду гектар-полтора леса? Урожай кедровых шишек случается не каждый год. И грибы растут не всегда на одном и том же месте. А чтобы провести межевание лесных угодий одного только Хабаровского края для последующей их сдачи в такую вот аренду, требуется 5 миллиардов рублей. Явная глупость!

Вместе с депутатами Хабаровской краевой Думой мы разработали и внесли законопроект: пусть люди получать возможность, заплатив небольшие деньги за право собирать в лесу все эти дикоросы, заготавливать их, обрабатывать и продавать. Итог: эксперты из правового управления Министерства природных ресурсов отвечают категорическое «Нет!», настаивают на необходимости сначала провести межевание. Пусть хоть всё синим пламенем сгорит, не жалко, но собирать людям ничего не позволим…

Максим Шингаркин, депутат Государственной Думы РФ.

– Недревесные продукты леса могут заготавливаться людьми без заключения арендных договоров. Шишки не относятся к категории древесины.

Михаил Делягин, доктор экономических наук.

Михаил Делягин, доктор экономических наук.

– Это можно трактовать как административное рвение. Земля человека кормит. Когда у людей отнимают право на возможность самим прокормить себя, без начальства (а это значит, что люди могут быть свободны), то получается, по сути, что эксперты из правового управления Минприроды запретили людям не просто шишки собирать, а запретили жить.

На вопрос Андрея Караулова, сколько же времени потребуется России для преодоления искусственно созданных препятствий, Михаил Делягин в конце передачи ответил:

– При правильной социально-экономической политике – три года. При социально-экономической политике, которая запрещает людям в лесу шишки собирать – пятнадцать лет.

* * *

… Финал передачи Андрея Караулова, таким образом, подталкивает зрителя к совершенно определённому выводу: сегодня едва ли не главным тормозом для дальнейшего развития России по всем направлениям является а) чиновничий класс всех уровней; б) правоохранительные структуры; в) судейская система России. Без радикального изменения этих общественных «скреп» продвижение вперёд невозможно. Но это – совсем другая история.

Материал подготовил Игорь ОСОВИН

Поделиться в социальных сетях