МАРИЯ МАГДАЛИНА И ЕЁ СУПРУГ – ИИСУС ХРИСТОС. Часть 2



"Шотландский" да Винчи: 6 признаков соответствия картины Фионы Макларен творчеству Леонардо

«Фиона Макларен говорит, что её отец считал, будто на картине изображены Мадонна с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем. Однако она, потратив десять лет на изучение этой работы, пришла к выводу, что на ней изображена не Дева Мария с младенцем Иисусом, а Мария Магдалина и её сын»

Продолжение. Читать начало.

Строго говоря, уже в 2000-х годах не раз объявлялось об обнаружении очередной, неизвестной доселе, картины Леонардо да Винчи. Но вслед за громким известием не менее громкого продолжения (о признании обнаруженной картины принадлежащей кисти Леонардо) не следовало. Понятно, что работы таких мастеров, как да Винчи стоят колоссальных денег. А рынок произведений искусства и антиквариата уже давно стал весьма доходным бизнесом, в том числе – по части выгодного вложения денег.

Но в случае с «шотландским» да Винчи есть не совсем обычное обстоятельство – сюжет картины. Попробуем разобраться с тем, что же на ней изображено и может ли, на самом деле, эта картина была быть написанной Леонардо да Винчи.

УКАЗАНИЯ НА АВТОРСТВО ЛЕОНАРДО: ВЕРСИЯ «DAILY MAIL»

Как уже было сказано в первой части публикации, в числе СМИ, которые одними из первых сообщили об удивительной находке, было английское издание «Daily Mail». Эта ежедневная газета с тиражом порядка 2 миллионов экземпляров является второй по тиражности в Великобритании после таблоида «The Sun». 5 августа 2012 года на интернет-сайте «Daily Mail» была размещена статья Фила Уинтера (Phil Vinter) «Потерянный да Винчи. Стоит ли 100 миллионов фунтов стерлингов картина мастера, обнаруженная на стене одного из домов в Шотландии?».

В этой публикации, в частности, было приведено фото «шотландского» да Винчи с указанием моментов, которые могут указывать на авторство Леонардо. Процитируем эти 6 признаков, а потом попытаемся в них разобраться.

№ 1: сходство между двумя детьми аналогично тому, что Леонардо да Винчи изобразил на своём знаменитом полотне «Мадонна в скалах» («Мадонна в гроте»; 1483-1486 г., Лувр).

№ 2: «V»-образная выемка в проборе волос женщины характерно для школы Леонардо да Винчи: она аналогична той, что имеется на миланской фреске Леонардо – «Тайная вечеря».

№ 3: за затылком младенца, которого держит на руках женщина, мы видим Флер-де-Лис (Fleur-de-Lis; геральдическую лилию – И.О.), что, как пишет автор газеты «Daily Mail», по мнению многих исследователей, является скрытой эмблемой тайной организации, известной под названием «Приорат Сиона».

№ 4: часть рабочей площади картины (выше правого плеча женщины, если смотреть со стороны зрителя) не завершена, что также распространено в работах да Винчи.

№ 5: если сравнить фигуру на фреске Леонардо «Тайная вечеря», то мы увидим, что её контур точно соответствует контуру женщины на картине, найденной в Шотландии (о фигуре в «Тайной вечере» скажем далее – И.О.).

№ 6: второй палец на левой ноге младенца, которого держит женщина, длиннее, чем большой палец – ещё одна типичная для школы Леонардо да Винчи особенность.

Как и ранее процитированная мною статья из журнала «People», публикация в «Daily Mail» приводит слова нынешней владелицы картины – Фионы Макларен, – которая говорит, что её отец считал, будто на картине изображены Мадонна с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем. Однако она, потратив десять лет на изучение этой работы, пришла к выводу, что на ней изображена не Дева Мария с младенцем Иисусом, а Мария Магдалина и её сын.

Далее газета вновь приводит соображения Фионы Макларен, которая уверена в том, что истинный смысл этой картины, безусловно, должен был быть надёжно сокрыт, ибо верная трактовка её сюжета, безусловно, была бы признана Римско-католической церковью откровенно еретической.

Кроме того, «Daily Mail» напомнила своим читателям, что папа Римский в своё время издал буллу, которая регламентировала выбор цветовой гамы: Деву Марию следовало всегда изображать в синих одеяниях, в то время как Марию Магдалину – в красных.

АРГУМЕНТЫ «DAILY MAIL»: №№ 1, 4, 6

Если внимательно приглядеться к изображениям младенцев на картине Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (1483-1486, Париж, Лувр) и на «шотландском» да Винчи, то, пожалуй, это сходство и в самом деле можно обнаружить.

Фрагмент картины «Мадонна в скалах» (Лувр). Считается, что слева изображён Иоанн Креститель, справа – Иисус Христос. Определённое сходство
между ними, пожалуй, есть.

Фрагмент «шотландской» картины да Винчи. По версии её владелицы, младенец слева – Иоанн Креститель, справа – сын Марии Магдалины. Известную степень сходства в их изображениях обнаружить, в принципе, можно.

Тот факт, что часть рабочей площади картины (выше правого плеча женщины, если смотреть со стороны зрителя) не завершена, и это можно рассматривать как один из признаков принадлежности найденной в Шотландии картины кисти Леонардо, по большому счёту, не является таким уж убедительным. По той простой причине, что в истории мировой живописи не сложно обнаружить по несколько работ у других известных авторов, которые они по тем или иным причинам до конца не завершали.

А вот что касается аргумента № 6, он и в самом деле не только легко проверяем, но и виден, что называется, невооружённым взглядом. Действительно, второй палец на левой ноге младенца, которого держит женщина на «шотландском» да Винчи, чуть длиннее, чем большой.

Фрагмент «шотландской» картины да Винчи: второй палец на левой ноге младенца, которого держит женщина, длиннее, чем большой.

Тот же признак мы можем видеть ещё на двух работах, которые относительно авторства Леонардо да Винчи сомнению давно не подвергаются. Первая из них – это уже упоминавшаяся выше картина «Мадонна в скалах».

Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (1483-1486, Париж, Лувр): хорошо видимый нам второй палец на левой ноге младенца Иисуса
длиннее, чем большой.

Наконец, этот признак можно проверить ещё по одной работе Леонардо да Винчи. Это – хранящаяся ныне в санкт-петербургском «Эрмитаже» картина «Мадонна Литта». Датировку написания картины ныне относят в 1490-1491 году. Искусствоведы полагают, что в создании этой работы принимал участие один из учеников Леонардо – Больтраффио (по другим данным – Амброджо де Предис).

«Мадонна Литта».

Любопытно, что Мадонну да Винчи изобразил в сорочке красного цвета. Впрочем, здесь надо учитывать исторический факт, о котором английский писатель Лоренс Гарднер (Laurence Gardner; 17.05.1943 – 12.08.2010) сообщил в своей книге «Bloodline Of The Holy Grail – The Hidden Lineage of Jesus Revealed» (1996 г., в русском переводе эта работа вышла в 2000 году в издательстве «Вече» под названием «Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа»). Так вот, в главе 9 «Мария Магдалина» (подглавка «Женщина в пурпуре» – «Чёрная мадонна») относительно цветовых канонов в живописи на религиозную тему Гарднер замечает: «В 1659 году Рим посчитал своей обязанностью выпустить постановление, согласно которому мать Иисуса (“Белая Мадонна”) на всех картинах должна была изображаться исключительно в “голубом и белом одеянии”».

Попутное замечание. Лоренс Гарднер, у которого с 1996 года вышло в свет 11 книг, являлся исследователем альтернативного толка, и, в частности, развивал свои исследования в том направлении, что Иисус Христос и Мария Магдалина были женаты и у них был ребёнок. Причём, не один, а их потомками, по мысли Гарднера, был знаменитый король Артур, а также шотландская королевская династия Стюартов. Естественно, что историки-традиционалисты объявили Гарднера сторонником конспирологической теории, лжеучёным, который, помимо прочего, весьма вольно в своих книгах обращается с общепризнанными историческими фактами.

Но вернёмся к картине Леонардо «Мадонна Литта». Внимательно приглядевшись к правой ноге младенца, которого держит Мадонна, мы сможем обнаружить признак, который автор газеты «Daily Mail» однозначно относит к отличительным особенностям картин великого итальянца – второй палец на ноге младенца длиннее большого.

Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (1490-1491, Санкт-Петербург, Эрмитаж): хорошо видимый нам второй палец на правой ноге младенца Иисуса длиннее, чем большой.

ВТОРОЙ И ПЯТЫЙ АРГУМЕНТЫ «DAILY MAIL»

Два следующих аргумента, говорящих в пользу того, что найденная в Шотландии картина может принадлежать кисти Леонардо да Винчи, которые приводит автор газеты «Daily Mail», связаны со знаменитой фреской Леонардо «Тайна вечеря». Эту фреску, как известно, да Винчи создавал в 1495-1498 годах для трапезного зала доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане, где она находится и по сей день.

Повторю пятый аргумент «Daily Mail»: если сравнить фигуру на фреске Леонардо «Тайная вечеря», то мы увидим, что её контур точно соответствует контуру женщины на картине, найденной в Шотландии.  Говоря о «фигуре на фреске Леонардо», автор «Daily Mail», безусловно, отсылал своих читателей к литературе конспирологического толка, которая, в отличие от России, в той же Великобритании имеет гораздо большую популярность. Отсыл идёт, в том числе, и к знаменитому роману Дэна Брауна «Код да Винчи» (впервые был опубликован в апреле 2003 года).

«Тайная вечеря» (1495-1498) Леонардо да Винчи,
доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, Милан.

Не углубляясь в излишние детали, напомню фабулу. В романе Дэна Брауна, как и в одноимённом фильме, вышедшем на мировые киноэкраны в мае 2006 года, есть важный эпизод, затрагивающий сюжет «Тайной вечери». Один из персонажей (исследователь тайны Святого Грааля – Ли Тибинг) полагает, что Мария Магдалина была женой Иисуса. Тибинг рассказывает героям истории о своём прочтении сюжета знаменитой фрески Леонардо. Согласно исследованиям Тибинга, шестой слева апостол (сидящий по правую руку от Иисуса) – не Иоанн, как это принято считать в традиционном культуро- религио- и искусствоведении, а именно Мария Магдалина. Помимо прочих, Тибинг в пользу своей версии выдвигает ряд следующих аргументов:

а) изображение апостола Иоанна выглядит наиболее женственным среди всех остальных лиц, изображённых на фреске;

б) фигуры Иоанна и Иисуса выполнены практически в стопроцентной зеркальной симметрии;

в) их одеяния (синий хитон и красный плащ на Иоанне-Марии; красный хитон и синий плащ на Иисусе) также не случайно перекликается в цветовой и зеркальной симметрии;

г) наконец, если провести пересекающиеся линии по правым и левым сторонам фигур Иисуса и Иоанна-Марии, они составят наглядно видимую букву «М».

Справедливости ради надо заметить, что Дэн Браун, безусловно, был далеко не первым, кто выдвинул подобного рода предположение. К примеру, ещё в начале 1997 года в Великобритании, в издательстве «Transworld Publishers Ltd» вышла книга Линн Пикнетт (Lynn Picknett) и Клайва Принса (Clive Prince) «Откровения тамплиеров» («The Templar Revelations: Secret Guardians of the True Identity of Christ»; на русском языке была опубликована издательством «Эксмо» в 2005 году под названием «Откровения тамплиеров. Леонардо да Винчи и Братство Сиона»).

Первая глава этой книги как раз и посвящена загадкам, содержащимся в ряде картин Леонардо да Винчи (в частности – фрески «Тайная вечеря», с. 12-15) и малоизвестным особенностям его биографии. Название главы, кстати, очень перекликается с названием романа Дэна Брауна – «Тайный код Леонардо да Винчи». Именно в этой главе подробно и были изложены соображения относительно истинного сюжета «Тайной вечери» – до того, как об этом потрясённой общественности поведал Дэн Браун.

Отставим на время конспирологическую версию, и внимательно приглядимся к миланской фреске и шотландской картине.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (фрагмент), фигуры апостола Иоанна
(Марии Магдалины) и Иисуса Христа.

«Шотландская» картина да Винчи.

При наглядном сравнении мы видим, что фигура Иоанна-Марии на фреске и фигура женщины (Марии Магдалины) на «шотландской» картине по своим контурам и в самом деле более-менее соответствуют друг другу, хотя на фреске голова Иоанна-Марии сильнее наклонена влево (со стороны смотрящего на фреску), чем на картине, найденной в Шотландии.

«V»-образная выемка в проборе волос фигуры Иоанна-Марии на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Теперь – что касается второго аргумента, выдвинутого в пользу авторства да Винчи автором статьи в газете «Daily Mail». «V»-образная выемка в проборе волос женщины на «шотландском» да Винчи видна очень хорошо. На фреске «Тайная вечеря» аналогичная выемка также имеется, хотя она выписана не столь графически чётко.

При этом сейчас достаточно сложно сказать, что именно осталось на фреске «Тайная вечеря» от изначального замысла Леонардо. В этом легко убедиться, если, хоть и очень коротко, рассмотреть историю реставрационных и консервационных работ фрески.

Но, сделав это, нам будет гораздо легче ответить на вопросы: могла ли, в самом деле, на обнаруженной в Шотландии картине быть изображена Мария Магдалина с сыном и мог ли эту картину написать Леонардо да Винчи?

(Продолжение следует)

Игорь ОСОВИН

ИСТОЧНИКИ

Книжные публикации

Газетно-журнальные и интернет-публикации

Фото-видео и аудиоисточники

Поделиться в социальных сетях