ЛУЧШИЙ МОСТ В КРЫМ – ПОДВОДНЫЙ ТУННЕЛЬ



Мост через Керченский пролив.К вопросу о транспортном коридоре между Россией и полуостровом Крым

«По словам Сергей Аксёнова, есть юридические нормативы, которые не совсем могут быть преодолены, а окончательное решение по строительству моста ещё не принято, и сметы на его возведение являются не более чем прогнозными показателями»

Присоединение полуострова Крым к России в марте 2014 года, помимо прочего, породило ещё одну острую проблему – транспортную. В самом деле, прямого наземного сообщения Крым и Россия сегодня не имеют. А необходимость туристического, делового и прочего развития полуострова настоятельно требуют существования надёжной, всепогодной, не зависящей от политической и военной составляющей связи между Крымом и Россией. Как же может выглядеть эта транспортная магистраль?

Практически сразу после присоединения Крыма к России была озвучена идея строительства моста между материковой частью РФ и полуостровом. Как сообщил 14 марта краснодарский выпуск газеты «Комсомольская правда», о своей готовности построить мост уже заявили две компании: «Спецфундаментстрой» из Геленджика и «Волгомост» из Саратова.

Схема мостового перехода через Керченский пролив, версия газеты «Комсомольская правда».

Схема мостового перехода через Керченский пролив,
версия газеты «Комсомольская правда».

Вкратце проекты этих компаний, по версии «КП», выглядят так: «“Волгомост” представил своё предложение ещё летом прошлого года на инвестиционном форуме в Ялте. По их проекту, транспортный коридор проходит по Керченскому проливу от косы Чушка до крымского посёлка Жуковка. Протяжённость моста – 6,3 км. 

“Спецфундаментстрой”, как и их коллеги из Саратова, тоже собираются продвигать свой проект на федеральном уровне. По их предпроектной документации, магистраль проходит в самом узком месте Керченского пролива – недалеко от порта “Кавказ”. Длина транспортного коридора – 4, 5 км.  Мост соединит в себе автомобильную и железную дорогу».

Строительство такого или подобного мостового перехода, как планируется, позволит сократить путь из России в Крым через восточную Украину на 450 км. Цена вопроса, как заявил в марте 2014 года министр транспорта России Максим Соколов (цитата по публикации в «Комсомольской правде»), даже без железнодорожной составляющей обойдётся минимум в 50 млрд. рублей, а сами строительные работы займут минимум 3,5 года.

Дальше – больше. Были озвучены ещё несколько вариантов строительства моста через Керченский пролив, в том числе – в Жуковском и Еникальском створах. Естественно, росла и цена вопроса. Так, в августе 2014 года появилась информация о возможном выделении из федерального бюджета РФ 247 млрд. рублей на строительство.

Варианты расположения моста через Керченский пролив.

Варианты расположения моста через Керченский пролив.

Естественно, стали раздаваться мнения о технологической сложности строительства, политических угрозах возведения этого объекта и пр. К примеру, уже в двадцатых числах декабря 2014 года «выяснилось», что строительство моста через Керченский пролив придётся согласовывать с руководством Украины поскольку, как заявил глава Крыма Сергей Аксёнов, «это зона общего судоходства в Азовском море. Есть юридические нормативы, которые на сегодня, на мой взгляд, не совсем могут быть преодолены». При этом, по словам Аксёнова, окончательное решение по рабочему проекту ещё не принято, а сметы на строительство моста являются не более чем прогнозными показателями.

Из слов Аксёнова, озвученных российскими СМИ (например, интернет-изданием «Взгляд.Ру») стало также известно, что строительство моста, если оно всё-таки начнётся, может быть профинансировано за счёт выпуска инфраструктурных государственных облигаций в 2015 году.

Как, опять же, стало известно к концу 2014 года, в повестку дня был включён ещё один вариант мостового перехода через пролив с длиной моста 19 км., который будет представлять собой 4-полосный автомобильный переход, включающий и 2 железнодорожные колеи. Цена проекта может превысить 228 млрд. рублей (и это – без учёта подходов к нему со стороны Крыма и Краснодарского края). Сдать мост планируется к концу 2018 года.

В общем, всё, как всегда: строить у нас любят долго, дорого и непредсказуемо.

Керченский пролив; в левом нижнем углу фото – остров Тузла.

Керченский пролив; в левом нижнем углу фото – остров Тузла.

Между тем, мировой опыт предлагает иной вариант: возведение подземно-подводного туннеля. Этот вариант позволит совершенно исключить природно-климатическую составляющую, равно как и необходимость согласовывать проект с украинской стороной. Вы скажете, что это дорого и нереально? Что ж, приведём примеры уже осуществлённых проектов.

В 1987-1994 годах, как известно, был проложен подземный туннель между Великобританией и Францией через пролив Ла-Манш. Его общая протяжённость составила 51 км., из которых 39 км. Приходилось именно на подводную часть. При этом, под проливом Ла-Манш, на самом деле, было проведено три туннеля. Воздушный шлюз, соединяющий тоннели, устраняет поршневой эффект при движении поездов, а в служебном туннеле проложена двухрядная дорога, предназначенная только для служебного автотранспорта (автомобили туристов и путешественников перевозят на железнодорожных платформах). Нужно отметить и тот момент, что в евротуннеле под Ла-Маншем диаметр служебного туннеля – всего-то 4,8 метра, два главных туннеля имеют диаметр по 7,6 метра.

В 2008 году в российских и зарубежных СМИ появилась информацию о том, что практически уже начата реализация проекта по строительству подземного туннеля между Россией и США под Беринговым проливом. Общая его протяжённость, с учётом подводной части, составит порядка 100 км.

Наконец, любопытная информация о скорости возведения подобных объектов.  В связи с проведением в Шанхае международной выставки «Expo-2010» (она проходила с 1 мая по 31 октября 2010 года), городские власти загодя приняли решение установить надёжную связь с густонаселённым островом Чансин, и вместо паромной переправы проложить под рекой автомобильный туннель.

Работы по прокладке туннеля под рекой Янцзы начались за два года до открытия выставки. Две гигантских буровых машины диаметром 15,43 метра, заказанных у одного из лидеров в производстве горнопроходческого оборудования – германской компании «Herrenknecht AG» – проложили два параллельных туннеля (в каждом – по три автомобильных полосы), завершив проходку гораздо быстрее запланированных 24-х месяцев – соответственно, один туннель был «пробит» раньше на 10 месяцев, второй – на 12 месяцев. Максимальная скорость прокладки туннелей достигала 26 метров в сутки (при том, что максимальное время простоя оборудования не превышала 6 часов в сутки).

Считаем. Если строить туннель в не самой широкой части Керченского пролива, то его подводная часть (с учётом входов в неё) составит примерно 6-7 км. При скорости прокладки туннеля порядка 25 метров в сутки время прокладки составит около 280 суток. То есть – менее одного года.

Наконец, в марте 2008 года стало известно о том, что одна из подконтрольных Роману Абрамовичу компаний заказала у германской компании «Herrenknecht AG» беспрецедентный доселе горнопроходческий щит диаметром чуть более 19 метров. Как писала в марте 2008 года газета «Коммерсантъ», «готовый продукт» заказанного механизированного туннелепроходческого комплекса может представлять собой двухярусный (!) туннель, который вмещает в себя: а) 4 полосы автодороги и линию метро; б) 6-полосную автомобильную трассу (по три полосы в каждую сторону).

Очень даже не исключено, что в конце концов именно такой, подземный вариант, транспортной магистрали между Россией и Крымом и будет выбран. Во всяком случае, это было бы более разумно…

Игорь ОСОВИН

Туннелепроходческий комплексS318 диаметром 15,43 метра, изготовленный компанией «HerrenknechtAG» по китайскому заказу к 2008 году для строительства туннеля под рекой Янцзы (Shanghai Changjiang road tunnel).

Туннелепроходческий комплексS318 диаметром 15,43 метра, изготовленный компанией «HerrenknechtAG» по китайскому заказу к 2008 году для строительства туннеля под рекой Янцзы (Shanghai Changjiang road tunnel).

ИСТОЧНИКИ

  • «Взгляд», 23.12.2014 г.; «Аксёнов: строительство Керченского моста придётся согласовывать с Украиной»: http://www.vz.ru/news/2014/12/23/721866.html;
  • «Коммерсантъ»; № 49 (3866) от 26.03.2008 г.; «Роман Абрамович сильно зарывается. На пару с Валерием Абрамсоном он покупает гигантскую машину для строительства тоннелей» (авторы статьи – Максим Шишкин и Маргарита Фёдорова: http://kommersant.ru/doc/871343);
  • «Комсомольская правда», 14.03.2014 г.; «Мост через Керченский пролив построят к 2019 году») (автор статьи – Ольга Сухова: http://kuban.kp.ru/daily/26206/3092017/);
  • Vladtime.ru; 01.08.2014 г.; «Госдума РФ выделит 247 миллиардов рублей на строительство Керченского моста»: http://www.vladtime.ru/econom/387853-gosduma-rf-vydelit-247-milliardov-rubley-na-stroitelstvo-kerchenskogo-mosta.html

Публикации по теме:

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТЕОРИТ – ЧТО ЭТО БЫЛО? Часть 21. «“Подземный город Путина” на Южном Урале: Роман Абрамович, туннелепроходческий комплекс “Herrenknecht” и загадки Ямантау».

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТЕОРИТ – ЧТО ЭТО БЫЛО? Часть 22. «“Подземный город Путина” на Южном Урале: Роман Абрамович, “Bering Strait Tunnel” и место разрушения “Челябинского болида”».

Поделиться в социальных сетях